Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексическая и морфологическая норма.

Поиск

1. Объяснить причины неблагозвучия в следующих предложениях:

Какая река так широка, как Ока? Я недавно был у нее и у ее брата. Он же ребенок. Лезет пыль в глаза, за воротник, в рот. Его раздражали люди, прибывшие недавно, проработавшие недолго, говорившие много, слушавшие невнимательно.

 

2. Выявить причины неправильного использования фразеологических единиц:

Взять себе львиную часть; приподнять занавес над этой историей; результаты не замедлили себя ждать; положить в долгий ящик.

 

3. Привести примеры из художественной литературы, газет, журналов, которые можно расценивать как случаи авторской обработки фразеологических единиц; подумать над целесообразностью их использования.

 

4. Опираясь на данные словарей, определить род несклоняемых существительных, значение слова и употребить их в контексте:

Алоэ, статус-кво, пенальти, салями, визави, протеже, инкогнито, жюри, шимпанзе, иваси, Капри.

 

5. Пользуясь словарями (Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. М., 1986; Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. /Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1970-1971; Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978; Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976; Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. М., 1986; Современный словарь иностранных слов. М., 1993; Псковский областной словарь с историческими данными: т. 1-21. СПб., 1967-2009), письменно ответить на следующие вопросы: а) какие сведения можно узнать из данного словаря; б) структура словарной статьи (привести пример); в) система помет.

 

6. Выбрать по 2-3 примера наиболее интересных или трудных для Вас примеров из каждого словаря.

 

Практическое занятие № 4

Морфологическая и синтаксическая норма.

1. Образовать форму Им.п. мн.ч. от существительных:

Адрес, лектор, директор, кондуктор, инспектор, паспорт, профессор, сторож, инспектор.

 

2. Образовать форму Р.п. мн.ч. от существительных:

Англичанин, башкир, цыган, болгарин, калмык, таджик; партизан, солдат, кадет, минер, сапер; ампер, вольт, рентген, килограмм; мандарин, помидор, баклажан; баржа, яблоня, басня, песня; кочерга, свадьба, свеча, няня, простыня; носок, сапог; грабли, ходули, рейтузы.

 

3. Определить семантическое, грамматическое, стилистическое отличия в употреблении краткой и полной форм прилагательных в следующих примерах:

Моя сестра веселая. Моя сестра весела. Эта комната узкая. Эта комната узка для такой мебели. Ноша тяжела. Он хитер. Он хитрый. Выводы автора исследования ясны и точны. Ответы ученика ясные и точные.

 

4. Образовать краткую форму прилагательных:

Многочисленный, безнравственный, искусственный, невежественный, ответственный, тождественный.

 

5. Поставить в нужной форме существительное:

35,5 (процент), 23,6 (километр), два и более (вариант), пять и более (вариант).

 

6. Просклонять сочетания:

Четверо суток, трое мальчиков, 2548 книг.

 

7. Объяснить причину двуплановости понимания в следующих контекстах и исправить предложения:

Я застал помощника у себя в кабинете. Старшая сестра попросила младшую подать ей свою кружку. Редактор попросил автора учесть его прежние поправки.

 

8. Образовать действительные причастия прошедшего времени от глаголов:

Мокнуть, промокнуть, слепнуть, ослепнуть. Сделать вывод.

 

9. Найти, объяснить и исправить ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов:

Человек, сумеющий объяснить мне это, сделает доброе дело. Полученное письмо от автора поразило меня. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

 

Практическое занятие № 5

Речевое взаимодействие.

Вопросы: Речь в межличностном общении. Речь и самораскрытие. Речь и самооценка. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Речь как средство утверждения социального статуса. Способы воздействия на аудиторию в речи.

 

Задания:

 

1. Устно продумайте ответы на следующие вопросы: Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи? Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники речевого общения? Что такое речевая стратегия и тактика? С помощью речи можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися?

 

2. Составьте диалог (письменно). Что придает ему характер межличностного общения?

 

3. Выпишите пример монолога из художественной литературы. Укажите типичные признаки монолога.

 

4. Составьте свой текст на любую тему с привлечением приемов, которые позволяют поддержать внимание аудитории на протяжении всей речи (вопросно-ответное единство, переход от монолога к диалогу, создание проблемной ситуации, опора на личный опыт, мнение, использование юмора, краткое отступление от темы, использование личных местоимений и глаголов в 1-ом и 2-ом лице, употребление обращений, риторические вопросы и восклицания и т.п.).

 

Аудиторная работа предполагает 1) анализ домашних заданий; 2) составление и анализ диалогов (полилогов) в межличностном и социальном общении.

Практические занятия № 6-7

Произнесение и восприятие речи.

Вопросы: Интонация. Характер и распределение пауз. Темп. Громкость голоса. Дикция. Использование невербальных средств общения. Подготовка и воспроизведение речи.

 

Задания:

1. Напишите текст речи на 3 минуты. Произнесите ее. Попытайтесь проанализировать, насколько удачно выбрана интонация, темп, громкость голоса; насколько верно расставлены паузы; соответствует ли Ваша дикция требованиям к речи. Выделите для себя те моменты аудирования, над которыми Вам необходимо поработать.

2. Какие приемы, методы Вы могли бы использовать при устранении того или иного недостатка речи? Приведите примеры.

3. Попробуйте сказать обычное слово «здравствуйте», передавая следующий подтекст: а) скороговоркой: ах, отстаньте; б) мягко и спокойно: вы здесь – это отлично; в) так радостно, как будто Вы всю жизнь просто мечтали увидеть человека, которого встретили; г) зло и неприветливо – так, что тот, к кому обращаетесь, почувствует, что лучше побыстрее закончить общение; д) удивленно: а это еще что такое, почему он со мной здоровается? Попробуйте продолжить этот ряд.

4. Подберите 5-6 скороговорок и умейте произносить их, меняя темп от медленного до очень быстрого. Одну скороговорку умейте произносить, переставляя ее компоненты.

5. Подготовьте выразительное чтение отрывков из художественной литературы. Умейте обосновать выбор темпа, громкости, интонирования и паузирования речи.

6. Разделившись на группы по 3-4 человека, выполните следующее задание: один рассказывает любую историю из своей жизни, двое слушающих отмечают все особенности голосовых модуляций и придумывают емкое и выразительное название голосу (ср. «скрип полозьев», «ласковый ветер»). Название обязательно должно быть метафоричным. Если модуляции голоса менялись, то отметьте места, в которых это происходило. Четвертый участник является наблюдателем и арбитром.

7. Подготовьте 1-2 упражнения на отработку речевого дыхания и разучите их вместе на занятии.

8. Подготовьте одно упражнение на постановку отдельных звуков и разучите их вместе на занятии.

 

Аудиторная работа предполагает 1) анализ домашних заданий; 2) возможно выполнение разных упражнений по технике речи (работа над голосом, дыханием, дикцией) – по усмотрению преподавателя; 3) индивидуальные сообщения на темы: «Словарь языка русских жестов» (Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. – Москва-Вена, 2001).

 

Практические занятия № 8-9

Разговорная речь.

Вопросы: Разговорная речь в системе функциональных разновидностей СРЛЯ. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Прагматика и стилистика разговорной речи. Причины коммуникативных неудач. Жанры речевого общения. Этика речевого общения. (Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2003)

 

Задания:

1. Перечислить известные вам условия успешного общения и причины коммуникативных неудач (по возможности подбирать свои примеры).

2. Назвать особенности разговорной речи в области лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

3. Укажите элементы разговорного стиля в следующих предложениях:

Завтра концерт. Сегодня была генералка.

Выяснилось, что соседка вешала нам лапшу на уши.

Докторша осмотрела нас и ушла.

Перед ней появился худющий, очкастый, бледный человек.

Мы купили ковер. Чистая шерсть.

Я и так воды не знаю где достать.

Словарь. У вас нет? Значение посмотреть.

4. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Теперича, вдогон, убивец, манатки, тутошний, умаяться, облапошить, расфуфыриться, шибко, спечь.

5. В предложенных словосочетаниях замените стилистически сниженную лексику литературной:

Завсегда работать, большой трудяга, прибивать наискоски, смыться с урока, вежливая кондукторша, прикупить продуктов.

6. Познакомиться с диалектными словарями (особое внимание обратить на Псковский областной словарь). Подберите к общенародным словам синонимы из диалектных слов; сравните способ выражения в каждом случае:

Общенародные слова: ухват, гудеть, прятки, полотенце, носовой платок, крикливый человек. Диалектные слова: рукотерник, ротан, жундеть, утирка, хоронушки, рогач.

Приведите 2-3 примера из Псковского областного словаря.

7. Определите значение и дайте стилистическую характеристику фразеологизмам:

Бить челом, мотать (себе) на ус, сизифов труд, подлить масла в огонь, ничтоже сумняшеся, держи карман шире, задрать нос.

8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов:

Уделите внимание на здоровье. В настоящее время промышленность и сельское хозяйство рушится. Он понимает о необходимости помочь народу. Все это рассчитано на благо природе. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.

9. Подготовить примеры на разные жанры речевого общения: беседа, разговор (информативный, предписывающий, направленный на выяснение межличностных отношений), рассказ, история. Остальные жанры только назвать.

10. В письме другу (родным) опишите какое-нибудь событие или факт, используя лексику и грамматику разговорной речи.

 

Примечания:

Задания рассчитаны на 2 практических занятия, задания № 9-10 подготовить ко второму занятию.

 

Практические занятия № 10-11

Спор как жанр речевого общения.

Вопросы: Понятия спора, полемики, дискуссии. Типы спора. Тезис, антитезис, доводы (посылки, аргументы). Типы аргументов. Допустимые и недопустимые уловки в споре.

 

ПЗ № 10

Задания:

1. Привести примеры тех видов спора, в которых приходилось участвовать.

2. Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях:

А. Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Америки, Австралии, исследователи Антарктиды. Значит, все люди Земли хотят счастья.

Б. Всякому, кому суждено умереть, - умрет. Всякому, кому суждено выздороветь, - выздоровеет. И умрет, и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что-нибудь делать.

3. Проанализируйте вопросы (правильны ли они, каковы их предпосылки, какие критерии постановки вопросов нарушены):

А. Продолжаете ли Вы утаивать налоги?

Б. Какой русский не любит быстрой езды?

В. Какой оценки заслуживает данное сочинение – «хорошо» или «отлично»?

Г. Кто старший в группе реформаторов-демократов?

4. Определите вид аргументации и оцените ее правильность. Если аргументация некорректна, укажите – почему.

А. Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат, но и не бесчестен.

Б. Все студенты добродетельны, ведь они люди.

В. Вы, должно быть, согласны с моим вариантом, поскольку такой компетентный специалист, как вы, не может не предпочесть солидную работу шарлатанству.

Г. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки, безусловно, представляет собой риск, отсюда по правилам логики следует, что дача взятки является благородным делом.

Д. Снег не может лежать на вершинах высоких гор, т.к. чем ближе к солнцу, тем теплее. Как известно, снег всегда тает раньше на высоких местах, а в низких, например, в лощинах, еще держится.

5. Оцените убедительность рассуждений:

А. Около 640 г. халиф Омар повелел сжечь знаменитую Александрийскую библиотеку, обосновав свое решение таким образом: «Если книги из этой библиотеки согласуются с Кораном, то они излишни. Если же их содержание расходится с тем, что написано в Коране, то они вредны». Но они должны быть или согласны с Кораном, или расходиться с ним. Следовательно, они или излишни, или вредны.

Б. М. Горький не имел высшего образования. В. Пикуль тоже. Значит ли это, что лучшие писатели те, кто не обременял себя наукой?

В. Ромео должен был быть влюблен, ведь ему исполнилось 17 лет.

 

ПЗ № 11

 

1. Подготовить 2-3 тезиса.

2. Подготовить аргументы разного типа на тезисы «Лучше сладкая ложь, чем горькая правда» и «Смертная казнь как мера наказания – ущемление прав человека» (желательно, чтобы Вы могли доказывать как тезис, так и антитезис)

 

 

Практическое занятие № 12

Научный стиль.

Вопросы: Языковые особенности научного стиля. Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Характеристика данных типов речи. Жанры научного стиля.

 

Задания:

1. Подобрать иллюстрации (1-2 наименования) к различным жанрам научного стиля (функционально-стилевая классификация).

2. Письменно проанализировать эти фрагменты: доказать принадлежность текста к научному стилю и соответствующему жанру.

3. Подобрать примеры на каждый тип речи (описание, повествование, рассуждение) и доказать принадлежность текста к тому или иному типу речи.

4. Определить, к какому типу речи относятся приведенные тексты (письменно доказать):

А. Компания разработала новый телефон. Это самый маленький в мире телефон: его вес всего 45 г. Он имеет очень маленькую антенну и работает на литий-ионной батарее. Микросхемы, на которых работает телефон, особенно хорошо экономят электроэнергию. Новая игрушка набирает номер абонента с голоса. (Русский телеграф. 1997. № 56)

Б. Важнейшая задача городской политики – решение проблем обслуживания жилищного фонда. На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье… и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. Городу же необходима реформа жилищной сферы, суть которой – не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье (Невский обозреватель. 1997. № 4)

В. Арбитражный суд обязал ЗАО «Несте-Санкт-Петербург» возместить компании сумму убытков за поставку некачественного бензина.

Конфликт возник в июле 1997 г., когда один из автомобилистов заправил машину бензином марки ВЕ-95Е на автозаправочной станции, принадлежащей данной компании. Машина сломалась, даже не успев покинуть бензоколонку. Вызванный из скорой передвижной автомобильной службы «СПАС 0001» мастер констатировал наличие в бензобаке «воды, белой эмульсии неизвестного происхождения».

По требованию клиента компании «Балт-Трейд» взяла на себя расходы по замене деталей, оплате ремонтных работ (Деловой Петербург. 1998. № 5)

 

Практическое занятие № 13

Научный стиль.

Вопросы: Культура научной и профессиональной речи. Термин и его особенности. Специальный язык. Основные лингвистические черты специального языка. Стилевые и жанровые особенности специального языка. Профессиональный вариант нормы. Употребление иноязычной лексики.

 

Задания:

1. Привести примеры общенаучных, межнаучных, узкоспециальных терминов, относящихся к вашей специальности.

2. Подготовить список имеющихся словарей по вашей специальности (выходные данные и структура словарной статьи).

3. Проверьте по толковым словарям и словарям иностранных слов, правильно ли вы понимаете значение следующих заимствований:

Аннотация, реферат, персонификация, гипотеза, прецедент, эквивалент, форум, экспрессия.

4. Отметьте случаи неуместного использования заимствований:

В ходе дискуссии обсуждались различные альтернативы; хозяйка собрала экстерном на стол; накал матча достигает своего апогея; эффективность тренировочного процесса; не будем фетишизировать фатальную неизбежность.

5. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения:

Абитуриент, адаптация, ажиотаж, стереотип, адекватный, спонтанный, апелляция, формальный.

6. В каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, а в каких его русский синоним?

Декрет – постановление, дефис – черточка, дефект – недостаток, пролонгация – продление, променад – прогулка, регистр – список, репрезентация – представительство, хаос – беспорядок.

 

Практическое занятие № 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.015 с.)