ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.



ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Экономика- важнейший элемент человеческой цивилизации. Экономическая наука в широком смысле включает целую систему научных дисциплин, изучающих функциональные аспекты развития экономики- финансы, кредит, ценообразование, маркетинг и др.

Экономика призвана ответить на три основных вопроса:

1. Что производить? 2. Как производить товары и услуги? 3. Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования,т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения- в минимизации затрат и максимизации выгод, когда соотношение выгоды/затраты есть показатель эффективности.

Ведущую роль в целенаправленной хозяйственной деятельности и поведении человека выполняет экономическая политика- система мероприятий государства в сфере производства, обмена, распределения и потребления благ. Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов.

Экономическая наука структурно состоит из нескольких разделов:

микроэкономика, изучающая поведение отдельных экономических субъектов;

мезоэкономика, изучающая законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства;

макроэкономика, исследующая экономику страны в целом;

мегаэкономика, изучающая законы и поведение мировой или глобальной экономики.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. ВОСПРОИЗВОДСТВО МАТЕР. БЛАГ. ПРОИЗВОДИТ. СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.Люди с их трудовыми навыками, с одной стороны, и средства производства – с другой, выступают как основныефакторы производственной системы.

Производительные силы– это совокупность отношений в системе «общество – природа», Трудовое воздействие людей на природу организуется через их производственные взаимоотношения друг с другом. Таким образом, производственные отношения – это связи между людьми в процессе организации и осуществления трудового воздействия на природу.

производство – это социальное явление по своей сущности, оно всегда имеет общественный характер. Исходной всеобщей формой экономических взаимосвязей является кооперация труда. Термин «кооперация» буквально означает «совместная деятельность». Известны различные по сложности разновидности кооперации. Простая кооперация предполагает совместное осуществление однородных по содержанию трудовых операций.

Раскрыть сущность экономической системы нельзя без анализа производства как постоянно возобновляющегося процесса, непрерывность которого с необходимостью предопределена непрерывностью потребления. Производство как постоянно возобновляющийся непрерывный процесс есть воспроизводство.

Общественный характер воспроизводства проявляется в социальных отношениях, опосредствующих связь производства и потребления. Произведенные блага распределяются и обмениваются между группами людей и отдельными членами общества, прежде чем те или иные элементы благ окажутся непосредственно потреблены. Таким образом, воспроизводство в целом включает в себя фазы производства, распределения, обмена и потребления.

 

СОБСТВЕННОСТЬ И МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМ. СИСТЕМЫ.

Собственность в экономическом смысле- это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества. Собственность в юридическом отношениипоказывает, как сложившиеся на деле имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, устанавливаемых государством.

Собственность характеризует отношение индивида к миру окружающих его вещей как "к своим" или как "к чужим". Право собственности- это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

Формы и виды собственности

В хозяйственной деятельности людей существуют три основные формы собственности: частная, государственная (коллективная) и муниципальная (коммунальная)

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями:

Американская модельпостроена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модельхарактеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модельотличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченныхслоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональной социализации", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Сегодня Россия находится на перепутье, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями.

 

СПРОС. ЗАКОН СПРОСА И ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СПРОС. ПОЛЕЗНОСТЬ И СПРОС. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

Спроскак экономическая категория характеризует объём товаров, который потребители желают и могут купить по определённой цене за определённое время.

Функция спроса– это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар и определяющими его факторами.

Закон спроса- при прочих равных условиях спрос на товар в кол-венном отношении измен в обратной зависимости от цены. Чем выш цена, тем меньш спрос на него со стороны покупателей, и наобор, чем ниж цен тов, тем больше спрос.

Величина спросаможет изменяться, если изменяется только цена данного товара, а все другие факторы, влияющие на спрос остаются неизменными, то есть действует принцип «при прочих равных условиях». Графически изменение величины спроса изображается движением по кривой спроса от одной точки к другой.

Полезность.Экономисты используют термин «полезность» для обозначения того удовольствия или удовлетворение, которое получают люди от потребления товаров и услуг. Происхожд этого термина - английск философ и социолог Джереми Бентама (1748 - 1832).

Принцип убывания предельной полезности,сформулированный Джевонсом и другими экономистами, состоит в том, что чем больше количество потребленных благ, тем меньше предельная полезность извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага.

Потребительское равновесие достигается, когда предельная полезность получаемая вами в расчете на каждый доллар стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой вами в расчете на каждый доллар стоимости другого блага. Иначе это можно сформулировать так: отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ.Таким образом:

Пред полезн блага А / цена блага А = Пред полезн блага Б / цена блага Б

Виды рыночной цены

Рыночная цена – это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. Их можно классифицировать на основные группы по способу регулирования, формам и сферам торговли и др.

1). С учетом способов регулирования выделяются свободные, договорные (контрактные), регулируемые и государственные цены.

Свободные цены формир. в зависимости от сост. рынка на основе свободной договоренности продавца и покупателя.

Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавли-ют их по взаимному согласию до момента купл-продаж тов. Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать которой запрещено.

2). В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.

Оптовые, Розничные

3). Биржевые и аукционные ценыобразуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

МАКРОЭКОНОМИКА

Кривая совокупного спроса

Обратная зависимость между уровнем цен и объемом нац. производства отчетливо выражена на рисунке. Заметьте, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как кривая спроса на отдельный товар.

Рисунок 1.Кривая совокупного спроса

Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен.

характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами: 1)Эффект процентной ставки –Точнее (проще) говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

2) Эффект богатства - или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реал стоимость, или покупат способн, накопленных финансовых активов, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население сократит свои расходы.

Совокупное предложение - это модель, представленная на рисунке и виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи.

Рис. 3 Кривая совокупного предложения

Кривая совокупного предложения показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: а) горизонталь­ного, или кейнсианского, когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; б) вертикального, или классического, когда национальный продукт остается постоянным на "уровне полной занятости", а уровень цен может изменяться; в) промежуточный отрезок, когда изменяются и реальный объем наци­онального производства, и уровень цен.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Экономика- важнейший элемент человеческой цивилизации. Экономическая наука в широком смысле включает целую систему научных дисциплин, изучающих функциональные аспекты развития экономики- финансы, кредит, ценообразование, маркетинг и др.

Экономика призвана ответить на три основных вопроса:

1. Что производить? 2. Как производить товары и услуги? 3. Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования,т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения- в минимизации затрат и максимизации выгод, когда соотношение выгоды/затраты есть показатель эффективности.

Ведущую роль в целенаправленной хозяйственной деятельности и поведении человека выполняет экономическая политика- система мероприятий государства в сфере производства, обмена, распределения и потребления благ. Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов.

Экономическая наука структурно состоит из нескольких разделов:

микроэкономика, изучающая поведение отдельных экономических субъектов;

мезоэкономика, изучающая законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства;

макроэкономика, исследующая экономику страны в целом;

мегаэкономика, изучающая законы и поведение мировой или глобальной экономики.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.007 с.)