Сократ и его влияние на античную мысль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ и его влияние на античную мысль.



Сократ (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Главная цель его философии – восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. Софисты претендовали на всезнания, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает. Человек есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не данного единства формы и содержания или целомудрия. Так же Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.

Теория идей Платона

Платон - древнегреческий ученый идеалист. Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (высшая из них - идея блага);вещи - подобие и отражение идей. Познание - есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до её соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство».Идея.Любовь к идеям Платон называет Энтузиазмом. Энтузиазм - есть первое порождение идей, но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание. Мир материальных вещей это только подобие идей Идеи расположены в иерархическом порядке, выше всех, а значит ближе к Богу - идея блага.Значение блага в философии Платона своеобразно. Знание и истина, говорит он, подобны благу, но благо следует ставить выше. Реальность, в противоположность видимости является полным и совершенным благом. Воспринимать благо, означает воспринимать реальность. Платон стремится найти первоначала мира: такими идеями являются для него идеи, материя (как источник зла), демург (Бог), эрос (как любовь к идеальному), мировая душа (по воле которой идеи соединяются с материей).Что касается соотношения чувственных идей и вещей, Платон указывает 3 вида:Во-первых, вещи лишь причастны идеям, т.е. они возникают через причастность особой идеальной сущности. Во-вторых, вещи стремятся к идеям или подражают идеям. В-третьих, идеи присутствуют в вещах, благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.

Учение Платона о человеке и гос-ве.

Этика Платона.

Этика - философское учение о нравственности. Мораль-оценка с точки зрения добра и зла; нравственность. Мораль – принципы нравственности, одна из форм общественного сознания.Этика – это учение о душе (эйдос), идея – истинная реальность, вещи – нельзя утверждать ни того что они существуют, ни того что они не существуют. Вещи появляются и исчезают, не обладают стабильностью.

Знание – это воспоминание, Идея – иерархия, центральная идея – благо.Тело – образ души. Задачи философии – философия это искусство умирать. Душа бессмертная сущность, в ней различаются 3 части: разумная, вожделеющая, чувственная. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости. Добродетель – стремление души к благу. Гос-во способно направить душу на добродетель, способно сформировать добродетльного чел-ка. Правители, воины, ремесленники: сословия, у каждого сословия своя добродетель.

13. Метафизика Аристотеля « Метафиизика» (др.-греч.— то, что после физики) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»). Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция). Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум- перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Учение Аристотеля о человеке и гос-ве. Этика Аристотеля.

Разумные и неразумные добродетели направлены друг на друга. Интеллектуальные добродетели бесконечны. Моральные (добродетели характера) носят серединный характер. Порок – когда разум не контролирует тело, поддается эмоциям, тело одерживает верх над бессмертной душой. Порочное поведение – животное поведение. Умение контролировать эмоции – моральная добродетель.

Гос-во существует для того, чтобы люди были счастливы, для достижения счастья граждан. Счастье обретается в нравственности. Монарх – нравственный, тиран – безнравственный, аристократы – люди чести (нравственные), олигархия – безнравственные. Власть – пирамида. Общество должно двигаться вперед. Полития нравственное общество. демократия – свобода выбора.

Киническая школа.

Киническая школа была основана Антисфеном, самым знаменитым киником стал его ученик Диоген Синопский. Смыслом жизни киники считали достижение добродетели. Цель знания — добродетель. Они призывали человека жить не по законам окружающего общества, а в соответствии с его собственными моральными критериями. Главное – свобода души! Отказывались от того, что связано с телом, ради внутренней свободы. Законы противоестественны, так же как и любая социальная норма. Киники в своих действиях делали акцент на добрую волю, на свободу. Отвергали многие общественные ценности своего времени, мешающие, добродетельной жизни. Богатство, популярность и власть либо не имеют значения, либо ведут к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное. И наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо они ведут человека назад к природе, к естественности. Добродетельный (то есть мудрый), говорили киники, ничего не желает: как боги, он самодостаточен.

Киренская школа.

Киренская школа отрицала науки о природе как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. По учению этой школы, единственная цель в жизни - наслаждение (гедонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель - уменье господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Основатель школы Аристипп, учил, что ощущения ничего не говорят о предметах внешнего мира, а соответствуют только нашим душевным движениям и потому всегда истинны. Основной раздел философии – этика, основной раздел этики – учение об удовольствии как основе счастливой жизни, отчего учение киренаиков классифицируется как гедонистическое. Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам. Удовольствия бывает только чувственно-телесными, но некоторые представители школы (Анникерид) причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, гордости за отечество.

 

Школа скептиков

Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Пирро́н из Элиды (— 270 до н. э.) Основатель древней скептической школы. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. В воззрениях Пиррона прослеживается влияние буддизма. Согласно Диогену Лаэртскому, Пиррон вместе со своим учителем Анаксархом, сопровождавшем его повсюду, встречался с индийскими йогами.1 Из чего состоят вещи? «Я могу говорить только о собственных чувствах, а не о вещи.» 2 Как относится к вещам? «Воздерживается о суждениях по поводу вещей.»3 Какая выгода от воздержании суждений? «Атараксия-безмятежность души, счастье - польза»

Эпикурейство

Философское учение, исходящее из идей Эпикура(342-270) и его последователей.

Основные вопросы:1 Этика 2 Физика (учение о природе) 3 Каноника (учение о познании) -восприятия -понятия (или общие представления)-чувства. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение.Философия –позволяет избавится от страхов. Страх смерти. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет».«В этом мире много несовершенства, зла. Боги совершенные существа, почему бы им не изменить мир? Богам не никакого дела до нас, мира людей. Так что богов не надо боятся»

 

Стоицизм.

В истории стоицизма выделяют три периода: древняя 3-2 вв. до н.э.; Средняя Стоя 2-1 вв. до н.э. римская 1-2 вв. н.э. Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части. Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения, ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона, критерии ее соответствия действительности. В физике видели преобладание органических моделей. Космос, согласно стоикам, является живым "умным телом", имеющим сферическую форму и находящимся в бесконечной пустоте. Все его части согласованы и образуют. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора).Предпочитать следует вещи, сообразные с природой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.009 с.)