Тема: Сохранение исторической памяти, русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Сохранение исторической памяти, русского языка.



Историческая память, сохранение и обогащение культуры

В. Солоухин«Чёрные доски». В произведении "Чёрные доски" В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о "сколачивании ящиков для картошки" из старинных икон. В Ставрово в одной из церквей "устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась машинно-тракторная станция. И в ту и в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим".
Однако, как замечает автор, не может "коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток" заменить "Покров на Нерли, Московский Кремль", не может дом отдыха расп в здании монастыря Оптина пустынь, близ которого могилы старцев, родст-ков Толстого,Пушкина,да и просто могилы ЛЮДЕЙ!"Ведь они там,внизу.А память о них и плиты нужны ведь не им,а нам, живым".

Д.С. Лихачёв«Любовь, уважение, знание». Та же мысль в статье Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание". В ней академик повествует о "невиданном поругании народной святыни" - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю!

В. Солоухин«Письма из Русского музея». Рубя свои корни, люди стремятся впитать культуру иноземную, чужую. При этом, однако, как отмечает В. Солоухин в "Письмах из Русского музея", человек спешит укоренить в себе лишь те элементы западной культуры, которые лежат на поверхности, которые "глянцевы и приятны глазу".

Д.С. Лихачев«Письма о добром и прекрасном». Известный российский публицист Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти: «Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед»

Историческая память(сопричастности к ходу истории)

А.П.Чехов «Студент»: Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далёком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим.

В.Распутин «Поле Куликово»: На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило много веков назад.

Русский язык

Д.С. Лихачев«Русская культура». Академик Д.С. Лихачев в книге "Русская культура " и в других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а сохранение культуры как залог "духовной безопасности" нации. Ученый неоднократно подчеркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Культура всегда живет в диалоге: чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем богаче она становится, тем выше поднимается в своем историческом развитии. Лихачевым разработана "Декларация культуры" - документ, призванный на

 

международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.

А.Кнышев «О великий и могучий язык!»: В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.

А.Щуплов «От съезда партии – к съезду крыши»: Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официальной тупости».

Т. Толстая «Кысь». В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они «кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не правильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и защищать наш язык от жаргона и сленга.

Статьи Н.Рериха. Н.Рерих в одной из своих публистических статей говорил о том, что русский язык "может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть". Рерих убеждён в том, что необходимо изучать иностранные языки, чем больше, тем лучше, таким образом русский человек утвердиться в сознании какой чудесный дар ему доверен.
К.Рерих не отрицает заимствование слов, он обращает наше внимание на то, что с каждым поколением появляются новые заимствования,к-е иногда даже мы не замечаем их.Но"пусть они будут достойны великого языка,данного вел.нар.", призывает он.

Как важно помнить

Д.К. Ушинский, И.С. Тургенев, В.Белинский

Русский язык это национальный язык русского народа. Это язык науки, культуры. Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что "каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа".
Тургеневу принадлежит, пожалуй, одно из самых известных определений русского языка как "великого, могучего и свободного".

«Употр иностр. слово,когда есть ему равносильное русское,-значит оскорблять и здравый смысл,и здравый вкус»- В.Белинский.

Твардовский «Я убит подо Ржевом». В стихотворении прослеживается завещание тем, кто остался жив после войны, то есть нам. Написано в форме диалога от имени убитого солдата. Лирический герой говорит: «Я вам жизнь завещаю». А что это значит? По его мнению, главное – быть счастливыми, с честью служить Отчизне, «горевать горделиво», «ликовать не хвастливо» и беречь в памяти погибших, не забывать тех, кто отдал жизни за Родину! Каждый из нас должен помнить подвиги простых солдат, их мужество, храбрость, благодаря которым мы сейчас живем.

В главе «О памяти» поэт возмущается тем, что власти требуют забыть «живую быль», забыть родных и близких. Мы видим, что поэт не может молчать о том, что «душу жжет». Твардовский уверен, что его долг – «домолвить недомолки», рассказать правду. Ведь из этой правды люди должны сделать выводы. Все должны знать не только о том, что хорошо, но и о том, что плохо. Тогда каждый из нас задумается, будет осторожен. Поэт считает, что нельзя забывать прошлое. Конечно, помня тяжелое время своей страны, можно избежать трагические события в будущем.

 

 

Тема: Война

Героизм

М.А.Шолохов «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и закл настоящий подвиг.Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.

Васильев«А зори здесь тихие». Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу,сопротив. захватчикам в плену и в оккупации,воевали на фронте.

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом

Э.М.Ремарк «На западном фронте без перемен». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие, до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках закл основной–трагический–смысл романа:война-самое страшное состояние человечества,спасением в к-ом оказ смерть

Г. Белль «Дом без хозяина». В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина» описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной, и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен позицией автора:Генрих Белль осуждал политику Гитлера,поэт дезертировал их армии и симулировал болезни

Э. Хемингуэй«Прощай, оружие». Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких произведений, «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы,а именно бесчеловечность,безумие и абсурдность того,что назыается войной

 

 

34) Патриотизм(+ см. героизм, они азаимосвязаны)

В.Быков"Сотников". В повести "Сотников" В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину.

Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму

Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»: Ермак изображён как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне.

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»: Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов умереть за царя и родину.

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». (этот пример еще может пойти в тему «отношение к своему делу») Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.023 с.)