Нормативный аспект культуры речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный аспект культуры речи.



Языковая (литературная) норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотреблений, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практики. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка.

 

Различают нормы:

Орфоэпические орфографические

(произношение) (написание)

Словообразовательные

 

Лексические

Морфологические

 

Грамматические


синтаксические

интонационные пунктуационные

 

Характерные особенности нормы литературного языка:

-относительная устойчивость;

-распространенность;

-общеупотребительность;

-общеобязательность;

-соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

 

Коммуникативный аспект речи.

Основа – выбор необходимых для данной цели языковых средств.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

 

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

 

Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения. Виды устной речи.

 

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

Дискурс – текст, взятый в событийном аспекте; различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа и т.д., т.е. речь «погруженная в жизнь».

 

Компоненты речевого события:

1) словесная речь (дискурс);

2) условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (речевая ситуация).

 

Речевая ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.

Основные составляющие: говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, уточнять его целевую функцию. Она диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

Канонические ситуации – время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи; говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо.

Неканонические ситуации – время говорящего может не совпадать со временем адресата (письмо); высказывание может не иметь конкретного адресата.

 

Речевое взаимодействие.

В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, когнитивная (понятийная) сферы.

Процессы коммуникативного речевого акта.

С (субъект) А (адресат)

Порождение прогнозирование

Говорение понимание

(восприятие) реагирование

понимание

 

Организация вербального взаимодействия.

В процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.)