Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативный аспект культуры речи. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Языковая (литературная) норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотреблений, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практики. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка.
Различают нормы: Орфоэпические орфографические (произношение) (написание) Словообразовательные
Лексические Морфологические
Грамматические синтаксические интонационные пунктуационные
Характерные особенности нормы литературного языка: -относительная устойчивость; -распространенность; -общеупотребительность; -общеобязательность; -соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Коммуникативный аспект речи. Основа – выбор необходимых для данной цели языковых средств. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения. Виды устной речи.
Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие. Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурс – текст, взятый в событийном аспекте; различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа и т.д., т.е. речь «погруженная в жизнь».
Компоненты речевого события: 1) словесная речь (дискурс); 2) условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (речевая ситуация).
Речевая ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении. Основные составляющие: говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, уточнять его целевую функцию. Она диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Канонические ситуации – время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи; говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо. Неканонические ситуации – время говорящего может не совпадать со временем адресата (письмо); высказывание может не иметь конкретного адресата.
Речевое взаимодействие. В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, когнитивная (понятийная) сферы. Процессы коммуникативного речевого акта. С (субъект) А (адресат) Порождение прогнозирование Говорение понимание (восприятие) реагирование понимание
Организация вербального взаимодействия. В процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.) |