Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одобрено методической комиссией↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДАЮ
Рабочая программа по дисциплине «Социология»
для специальности 030601 – «Журналистика»
курс 3 семестр пятый лекции 18 (часов) зачет пятый семинарские занятия 18 (часов) (семестр) самостоятельная работа 17 (часов) Всего часов 54
Составитель: к.с.н., доц. Маженина Е.А.
Кемерово 2012
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Протокол № от «» __________________ 2012 г.
Зав. кафедрой социологических наук__________________ Е. В. Головацкий (подпись, Ф.И.О.) Одобрено методической комиссией
Протокол № _________ от «_____»__________ 2012 г.
Председатель ___________________________________Е. В. Гоосен (подпись, Ф.И.О.)
Пояснительная записка Студенты филологического факультета специальности «журналистика» на 3 курсе изучают социологию как одну из основных дисциплин цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в федеральный компонент. Рабочая программа составлена на основании требований ГОСТа высшего профессионального образования по специальности, в котором приведен ряд требований к минимуму содержания курса «Социология». Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы развить интерес к социальным проблемам России, человечества; ознакомить с данными о социальных процессах в своей стране и за рубежом; выработать умение социологического анализа и навыки применения знаний при разборе реальных ситуаций. Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы студенты: - усвоили важнейшие социологические понятия, категории; - не только знали, но и понимали социальные проблемы, видели их социальные корни, последствия; - смогли взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира; - понимали взаимосвязь социологии с другими науками, ее значение в жизни общества; - научились работать с учебной и научной литературой по проблемам социологии, делать рефераты и доклады. Обязательный минимум содержания: объект, предмет, структура, методы социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук; системный анализ общества, социальные связи; институциональный анализ общества; социальная стратификация, социальные группы, общности, организации; социальное и массовое поведение; культура общества, личность и общество. Программа курса включает в себя лекционные занятия, самостоятельную работу. В ходе лекций раскрывается предметно-понятийное содержание учебного курса, с использованием фактических данных, анализируются основные социальные проблемы, рассматриваются основные пути их решения. На семинарских занятиях происходит конкретизация изучаемых проблем. Самостоятельная работа студента предусматривает работу с учебным материалом, выполнение индивидуальных заданий, написание реферата, подготовку сообщений и докладов. Студент, прослушавший курс социологии, должен: - владеть понятийно-категориальным аппаратом социологической науки; - иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук; знать специфику социологического познания общественной жизни; - знать закономерности функционирования и развития общества; - иметь представление о закономерностях функционирования и современном состоянии основных социальных институтов; - представлять роль культуры о жизни общества и личности; - обладать практическими навыками самостоятельного анализа современных социальных явлений и процессов, применять знания при разборе реальных ситуаций; - иметь представление о проведении конкретного социологического исследования. Итоговый контроль проводится в форме зачета. Изучение социологии проходит в 5 семестре, в объеме - 54 часов; из них: 18 час. – лекции, 18 час. семинарские занятия и 17 часов самостоятельная работа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Социология как наука Объект и предметная область социологии. Различные подходы к определению предмета социологии. Специфика и уровни социологического познания общественной жизни. Структура социологического знания. Методы в социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Основные научные направления и школы в социологии. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера. Современные социологические теории (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм и др.) Основные направления российской социологии Х!Х века и начала ХХ века: субъективистское (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), историко-генетическое (М. М.Ковалевский), марксистское, психологическое и др. Современный этап российской социологии.
Тема 2. Понятие общества как социальной системы. Социальные изменения. Понятие общества, его основные признаки. Понятие социальной системы. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т. д.). Уровни системной организации. Взаимодействие системы с окружающей средой. Функции социальных систем. Типология обществ. Гражданское общество, принципы его организации. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. Теории социальных изменений. Виды социальных изменений: циклические, эволюционные, революционные, функциональные, конфликтные. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Тема 3. Социальные институты Понятие социального института. Процессы становления институтов (институциализации). Основные общественные потребности и социальные институты, призванные удовлетворять эти потребности. Виды институтов. Структура и функции институтов. Р.Мертон о явных и латентных функциях, дисфункциях. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Взаимодействие и развитие социальных институтов. Семья как социальный институт. Основные функции института семьи. Социальные условия стабильности семьи и причины разводов. Общественное мнение как социальный институт.
Тема 8. Культура общества Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих. Структура культуры: формы культуры, технологии деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, информационный потенциал, социальные коммуникации. Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведения, взаимодействия, познания и т.д.) как функция культуры. Типология культур. Основания для типологии. Понятие «субкультура» и «контркультура». Социально-культурные различия в обществе. Социокультурная динамика: саморазвитие, заимствование, диффузность, насильственное насаждение культурных образцов. Культура как фактор социальных изменений.
Тема 9. Личность и общество Специфика социологического подхода к изучению личности. Личность как социальный тип. Социализация как условие жизни человека в обществе. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Социальная среда: пределы влияния на личность. Первичная и вторичная социализация. Процессы десоциализации и ресоциализации. Личность в системе общественных отношений и связей. Нормативная (базисная), модальная и идеальная личность. Права и свободы личности в гражданском обществе. Новые ориентиры личности: инициативность, конкурентоспособность, гражданская ответственность, терпимость к инакомыслию, уважение прав социального меньшинства и личных свобод других людей. Социальная идентификация и ее пределы. Индивидуализм и коллективизм как социальные установки личности, проблема уникального в личности.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Социология как наука
1. Предмет социологии. 2. Выдающиеся зарубежные и отечественные социологи. 3. Социологические школы и направления в социологии.
Рефераты: · Социологические центры в современной России и мире. · Социология в системе обществознания. · Социология и общество: пути и цели использования социологического знания. · Социология ХХI века: основные направления исследований.
Индивидуальные задания к теме: ¨ Охарактеризовать школы и направления в отечественной и зарубежной социологии (на выбор). ¨ Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи: жизнь и творчество (на выбор).
Основная литература: 1. Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 572 с. 2. Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М., 2005. – 534 с. 3. Кравченко С. А. Социология. Год изд. 2008. Электронный ресурс. 4. Немировский В. Г. Социология: учебник / В. Г. Немировский. - М.: Проспект, 2010. – 542 с. 5. Фролов С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. - М.: Проспект, 2010. – 384 с. 6. Шпак Л.Л. Социология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.– Кемерово, 2002. – С.3-39. – (Гл.1).
Дополнительная литература: 1. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв.- М.: Онега, 1995. – 288с. 2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие. – М., 1999. – 208с. 3. Дмитриев А. В. Теоретическая социология: заметное событие // Социс. – М., 2001. – № 10. – С.138-144. 4. Давидюк Г. П. Социологические законы // Социс. – 2001. – № 6. – С.96-103. 5. Дубро В. Г. Социальная реальность и социальная теория // Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всерос. конф., 28-29 мая 1998 г. – СПб., 1998. – С.211-213. 6. История теоретической социологии. В 5-ти т. – Т.1. М., 1995. – С.190-262. – (Гл.5). 7. Култыгин В. П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс. – 2000. – № 8. – С. 3-11. 8. Миллс Ч. Социологическое воображение / Пер.с анлг. – М., 1998. – С. 3-35. 9. Сорокин П. А. Социология как наука // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация Общество. – М.,1992. – С.156-189, 531-535.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ
1.Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 6-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 572 с. 4.Журнал Социологические исследования: ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН/ РАН. – М.: Изд-во журнала «Социологические исследования», 1974 – Выходит ежемесячно. 5.Козырев Г. И. Социология: учеб. пособие / Г. И. Козырев. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 303 с. 6.Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2005. – 534 с. 7.Назаренко С. В. Социология: учеб. пособие / С. В. Назаренко. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с. 8.Немировский В. Г. Социология: учебник / В. Г. Немировский. - М.: Проспект, 2010. – 542 с. 10.Социология. Основы общей теории: учеб.: пособие для студентов / ответ. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с. 12.Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 238 с. 13.Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / ред. Ж. Т. Тощенко. - М.: Юнити-ДАНА, 2009. – 487 с. 14.Фролов С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. – М.: Проспект, 2010. – 384 с. 15.Харчева В. Основы социологии / В. Харчева. – М., 2000. – 203 с. 16.Шпак Л. Л. Социология: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – 2-е изд. перераб. и доп. / Кемеровский госуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиндат, 2002. – 232 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М., 1996. – 303 с. 2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований / Г. С. Батыгин. – М., 1995. – 286 с. 3. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. – М., 1978. – 311 с. 4. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. 5. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособие / В. Г. Гречихин. – М., 1988. – 232 с. 6. Голосенко И. А. История русской социологии XIX-XX вв / И. А. Голосенко, В. В, Козловский. – М.:Онега, 1995. – 288 с. 7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм – М.: Канон, 1995. – С. 5-165. 8. Плахов В. Д. Западная социология XIX-XX вв. От классики до постнеклассической науки. Эпистемологическое обозрение / В. Д. Плахов. – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2006. 9. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте: [пер. с англ.] / Л. А. Козер. - М.: НОРМА, 2006. – 513 с. 1. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1.-2.- М.:Наука,1990. – 224 с. 2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1.-2. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Морфология культуры: структура и динамика. – М., 1994. – 415 с. 4. Общая социология: учеб. пособие / М. М. Вышегородцев [и др.]; под ред. М. М. Вышегородцева. - М.: КноРус, 2011. - 277 с. 5. Пригожин А. И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с. 6. Рабочая книга социолога / ИСИ АН СССР. – М.: Наука, 1983. – С. 125-138, 143-163, 286, 298-456. 7. Смелзер Н. Социология / Нейл Смелзер; пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов.–М.: "Феникс", 1994. – 688 с. 8. Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии / П. А. Сорокин. – М., 1994. – 559 с. 9. Социальная маргиналистика: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) // Социология. Реф. журнал. – 1992. – № 2. – С.70-83. 10. Чупров Владимир Ильич. Социология молодежи: учебник / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. – 335 с. 11. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер.с англ.; под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 19-66, 170-231, 367-390. 12. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – Самара, 1995. – 245 с.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ 1. Объект и предмет социологии. Специфика социологического познания общества. 2. Структура и функции социологии. 3. Школы и персоналии в западной социологии (на выбор). 4. Школы и персоналии в российской социологии (на выбор). 5. Общество как социальная система. 6. Социальные изменения. 7. Социальные институты: понятие, виды и функции. 8. Семья как социальный институт. 9. Понятие социального класса в социологии. Средний класс. 10. Концепции стратификации общества. 11. Стратификация российского общества. 12. Социальный статус и социальная роль.. 13. Социальная мобильность. 14. Сложные социальные организации. Проблемы бюрократизма. 15. Социальные организации: понятия и виды. 16. Социальные нормы и социальный контроль. 17. Девиантное поведение 18. Социальные связи. 19. Маргинальные группы в обществе. 20. Социальные группы. 21. Социальные общности. 22. Массовое поведение: понятие, признаки, виды. 23. Социальные движения. 24. Охлократия – как социальное явление. 25. Проблемы личности в социологии. 26. Процесс социализации личности. 27. Культура общества: сущность, основные элементы, функции. 28. Виды и формы культуры. Понятие субкультуры и контркультуры. 29. Методы социологических исследований (на выбор: эксперимент, изучение документов, наблюдение, контент - анализ). 30. Методы социологических исследований (на выбор: анкетный опрос, интервью, социометрический опрос. Выборочный метод). 31. Социальное взаимодействие: понятие, механизм, виды. 32. Социальное поведение.
УТВЕРЖДАЮ
Рабочая программа по дисциплине «Социология»
для специальности 030601 – «Журналистика»
курс 3 семестр пятый лекции 18 (часов) зачет пятый семинарские занятия 18 (часов) (семестр) самостоятельная работа 17 (часов) Всего часов 54
Составитель: к.с.н., доц. Маженина Е.А.
Кемерово 2012
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Протокол № от «» __________________ 2012 г.
Зав. кафедрой социологических наук__________________ Е. В. Головацкий (подпись, Ф.И.О.) Одобрено методической комиссией
Протокол № _________ от «_____»__________ 2012 г.
Председатель ___________________________________Е. В. Гоосен (подпись, Ф.И.О.)
Пояснительная записка Студенты филологического факультета специальности «журналистика» на 3 курсе изучают социологию как одну из основных дисциплин цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в федеральный компонент. Рабочая программа составлена на основании требований ГОСТа высшего профессионального образования по специальности, в котором приведен ряд требований к минимуму содержания курса «Социология». Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы развить интерес к социальным проблемам России, человечества; ознакомить с данными о социальных процессах в своей стране и за рубежом; выработать умение социологического анализа и навыки применения знаний при разборе реальных ситуаций. Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы студенты: - усвоили важнейшие социологические понятия, категории; - не только знали, но и понимали социальные проблемы, видели их социальные корни, последствия; - смогли взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира; - понимали взаимосвязь социологии с другими науками, ее значение в жизни общества; - научились работать с учебной и научной литературой по проблемам социологии, делать рефераты и доклады. Обязательный минимум содержания: объект, предмет, структура, методы социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук; системный анализ общества, социальные связи; институциональный анализ общества; социальная стратификация, социальные группы, общности, организации; социальное и массовое поведение; культура общества, личность и общество. Программа курса включает в себя лекционные занятия, самостоятельную работу. В ходе лекций раскрывается предметно-понятийное содержание учебного курса, с использованием фактических данных, анализируются основные социальные проблемы, рассматриваются основные пути их решения. На семинарских занятиях происходит конкретизация изучаемых проблем. Самостоятельная работа студента предусматривает работу с учебным материалом, выполнение индивидуальных заданий, написание реферата, подготовку сообщений и докладов. Студент, прослушавший курс социологии, должен: - владеть понятийно-категориальным аппаратом социологической науки; - иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук; знать специфику социологического познания общественной жизни; - знать закономерности функционирования и развития общества; - иметь представление о закономерностях функционирования и современном состоянии основных социальных институтов; - представлять роль культуры о жизни общества и личности; - обладать практическими навыками самостоятельного анализа современных социальных явлений и процессов, применять знания при разборе реальных ситуаций; - иметь представление о проведении конкретного социологического исследования. Итоговый контроль проводится в форме зачета. Изучение социологии проходит в 5 семестре, в объеме - 54 часов; из них: 18 час. – лекции, 18 час. семинарские занятия и 17 часов самостоятельная работа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.01 с.) |