Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одобрено методической комиссией

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Филологии и журналистики
название факультета (филиала)
  / А. В. Чепкасов /

 

 

«   »       г.

 

 

Рабочая программа

по дисциплине «Социология»

 

для специальности 030601 – «Журналистика»

 

 

курс 3

семестр пятый

лекции 18 (часов) зачет пятый

семинарские занятия 18 (часов) (семестр)

самостоятельная работа 17 (часов)

Всего часов 54

 

Составитель:

к.с.н., доц. Маженина Е.А.

 

Кемерово 2012

 

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № от «» __________________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой

социологических наук__________________ Е. В. Головацкий

(подпись, Ф.И.О.)

Одобрено методической комиссией

 

Протокол № _________ от «_____»__________ 2012 г.

 

Председатель ___________________________________Е. В. Гоосен

(подпись, Ф.И.О.)

 

Пояснительная записка

Студенты филологического факультета специальности «журналистика» на 3 курсе изучают социологию как одну из основных дисциплин цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в федеральный компонент. Рабочая программа составлена на основании требований ГОСТа высшего профессионального образования по специальности, в котором приведен ряд требований к минимуму содержания курса «Социология».

Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы развить интерес к социальным проблемам России, человечества; ознакомить с данными о социальных процессах в своей стране и за рубежом; выработать умение социологического анализа и навыки применения знаний при разборе реальных ситуаций.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы студенты:

- усвоили важнейшие социологические понятия, категории;

- не только знали, но и понимали социальные проблемы, видели их социальные корни, последствия;

- смогли взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира;

- понимали взаимосвязь социологии с другими науками, ее значение в жизни общества;

- научились работать с учебной и научной литературой по проблемам социологии, делать рефераты и доклады.

Обязательный минимум содержания: объект, предмет, структура, методы социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук; системный анализ общества, социальные связи; институциональный анализ общества; социальная стратификация, социальные группы, общности, организации; социальное и массовое поведение; культура общества, личность и общество.

Программа курса включает в себя лекционные занятия, самостоятельную работу. В ходе лекций раскрывается предметно-понятийное содержание учебного курса, с использованием фактических данных, анализируются основные социальные проблемы, рассматриваются основные пути их решения. На семинарских занятиях происходит конкретизация изучаемых проблем. Самостоятельная работа студента предусматривает работу с учебным материалом, выполнение индивидуальных заданий, написание реферата, подготовку сообщений и докладов.

Студент, прослушавший курс социологии, должен:

- владеть понятийно-категориальным аппаратом социологической науки;

- иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук; знать специфику социологического познания общественной жизни;

- знать закономерности функционирования и развития общества;

- иметь представление о закономерностях функционирования и современном состоянии основных социальных институтов;

- представлять роль культуры о жизни общества и личности;

- обладать практическими навыками самостоятельного анализа современных социальных явлений и процессов, применять знания при разборе реальных ситуаций;

- иметь представление о проведении конкретного социологического исследования.

Итоговый контроль проводится в форме зачета. Изучение социологии проходит в 5 семестре, в объеме - 54 часов; из них: 18 час. – лекции, 18 час. семинарские занятия и 17 часов самостоятельная работа.


 

Темы Объем Час. Лекц. Практ. Используемые наглядные и методич. пособия Самостоятельная работа студентов Формы контроля
               
  Социология как наука. Исследовательские направления и школы         Составить словарь ключевых слов по теме, задания к индив. работе по теме   Обсуждение, проверка выполнения сам. работы
  Понятие общества как социальной системы. Социальные изменения         Работа с лекционным материалом на зачетее
  Социальные институты         Рефераты, сообщения Обсуждение на занятии
  Социальные объединения         Рефераты, задания к индив. работе Обсуждение на, проверка на занятии
  Социальная стратификация и мобильность         Рефераты,сообщения,анализ источников Обсуждение на занятии
  Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение.         Рефераты, задания к индив. работе Обсуждение,проверка сам.работы
  Социальный контроль и девиация         Составить словарь ключевых слов по теме Проверка выполнения сам.работы
  Культура общества         Задания к индивид. работе, рефераты, сообщения. Проверка выполнения,обсуждение
  Личность и общество         Работа с лекционным материалом Обсуждение на занятии
  Социологические исследования: программа, методы, организация       Программы исследования, анкеты, дневники наблюдения Рефераты, задания к индивид. работе Обсуждение на занятии
  Итого           зачет

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Социология как наука

Объект и предметная область социологии. Различные подходы к определению предмета социологии. Специфика и уровни социологического познания общественной жизни. Структура социологического знания. Методы в социологии.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Основные научные направления и школы в социологии. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера. Современные социологические теории (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм и др.) Основные направления российской социологии Х!Х века и начала ХХ века: субъективистское (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), историко-генетическое (М. М.Ковалевский), марксистское, психологическое и др.

Современный этап российской социологии.

 

Тема 2. Понятие общества как социальной системы. Социальные изменения.

Понятие общества, его основные признаки. Понятие социальной системы. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т. д.). Уровни системной организации. Взаимодействие системы с окружающей средой. Функции социальных систем.

Типология обществ. Гражданское общество, принципы его организации. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

Теории социальных изменений. Виды социальных изменений: циклические, эволюционные, революционные, функциональные, конфликтные. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса.

Тема 3. Социальные институты

Понятие социального института. Процессы становления институтов (институциализации). Основные общественные потребности и социальные институты, призванные удовлетворять эти потребности. Виды институтов. Структура и функции институтов. Р.Мертон о явных и латентных функциях, дисфункциях. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка.

Взаимодействие и развитие социальных институтов.

Семья как социальный институт. Основные функции института семьи. Социальные условия стабильности семьи и причины разводов.

Общественное мнение как социальный институт.

 

Тема 8. Культура общества

Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих.

Структура культуры: формы культуры, технологии деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, информационный потенциал, социальные коммуникации.

Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведения, взаимодействия, познания и т.д.) как функция культуры.

Типология культур. Основания для типологии. Понятие «субкультура» и «контркультура».

Социально-культурные различия в обществе.

Социокультурная динамика: саморазвитие, заимствование, диффузность, насильственное насаждение культурных образцов. Культура как фактор социальных изменений.

 

Тема 9. Личность и общество

Специфика социологического подхода к изучению личности. Личность как социальный тип. Социализация как условие жизни человека в обществе. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Социальная среда: пределы влияния на личность. Первичная и вторичная социализация. Процессы десоциализации и ресоциализации.

Личность в системе общественных отношений и связей. Нормативная (базисная), модальная и идеальная личность.

Права и свободы личности в гражданском обществе. Новые ориентиры личности: инициативность, конкурентоспособность, гражданская ответственность, терпимость к инакомыслию, уважение прав социального меньшинства и личных свобод других людей.

Социальная идентификация и ее пределы. Индивидуализм и коллективизм как социальные установки личности, проблема уникального в личности.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Социология как наука

 

1. Предмет социологии.

2. Выдающиеся зарубежные и отечественные социологи.

3. Социологические школы и направления в социологии.

 

Рефераты:

· Социологические центры в современной России и мире.

· Социология в системе обществознания.

· Социология и общество: пути и цели использования социологического знания.

· Социология ХХI века: основные направления исследований.

 

Индивидуальные задания к теме:

¨ Охарактеризовать школы и направления в отечественной и зарубежной социологии (на выбор).

¨ Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи: жизнь и творчество (на выбор).

 

Основная литература:

1. Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 572 с.

2. Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М., 2005. – 534 с.

3. Кравченко С. А. Социология. Год изд. 2008. Электронный ресурс.

4. Немировский В. Г. Социология: учебник / В. Г. Немировский. - М.: Проспект, 2010. – 542 с.

5. Фролов С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. - М.: Проспект, 2010. – 384 с.

6. Шпак Л.Л. Социология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.– Кемерово, 2002. – С.3-39. – (Гл.1).

 

Дополнительная литература:

1. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв.- М.: Онега, 1995. – 288с.

2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие. – М., 1999. – 208с.

3. Дмитриев А. В. Теоретическая социология: заметное событие // Социс. – М., 2001. – № 10. – С.138-144.

4. Давидюк Г. П. Социологические законы // Социс. – 2001. – № 6. – С.96-103.

5. Дубро В. Г. Социальная реальность и социальная теория // Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всерос. конф., 28-29 мая 1998 г. – СПб., 1998. – С.211-213.

6. История теоретической социологии. В 5-ти т. – Т.1. М., 1995. – С.190-262. – (Гл.5).

7. Култыгин В. П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс. – 2000. – № 8. – С. 3-11.

8. Миллс Ч. Социологическое воображение / Пер.с анлг. – М., 1998. – С. 3-35.

9. Сорокин П. А. Социология как наука // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация Общество. – М.,1992. – С.156-189, 531-535.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

 

1.Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 6-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 572 с.

4.Журнал Социологические исследования: ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН/ РАН. – М.: Изд-во журнала «Социологические исследования», 1974 – Выходит ежемесячно.

5.Козырев Г. И. Социология: учеб. пособие / Г. И. Козырев. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 303 с.

6.Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2005. – 534 с.

7.Назаренко С. В. Социология: учеб. пособие / С. В. Назаренко. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

8.Немировский В. Г. Социология: учебник / В. Г. Немировский. - М.: Проспект, 2010. – 542 с.

10.Социология. Основы общей теории: учеб.: пособие для студентов / ответ. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с.

12.Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 238 с.

13.Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / ред. Ж. Т. Тощенко. - М.: Юнити-ДАНА, 2009. – 487 с.

14.Фролов С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. – М.: Проспект, 2010. – 384 с.

15.Харчева В. Основы социологии / В. Харчева. – М., 2000. – 203 с.

16.Шпак Л. Л. Социология: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – 2-е изд. перераб. и доп. / Кемеровский госуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиндат, 2002. – 232 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М., 1996. – 303 с.

2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований / Г. С. Батыгин. – М., 1995. – 286 с.

3. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. – М., 1978. – 311 с.

4. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

5. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособие / В. Г. Гречихин. – М., 1988. – 232 с.

6. Голосенко И. А. История русской социологии XIX-XX вв / И. А. Голосенко, В. В, Козловский. – М.:Онега, 1995. – 288 с.

7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм – М.: Канон, 1995. – С. 5-165.

8. Плахов В. Д. Западная социология XIX-XX вв. От классики до постнеклассической науки. Эпистемологическое обозрение / В. Д. Плахов. – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2006.

9. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте: [пер. с англ.] / Л. А. Козер. - М.: НОРМА, 2006. – 513 с.

1. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1.-2.- М.:Наука,1990. – 224 с.

2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1.-2. – М.: Наука, 1990. – 224 с.

3. Морфология культуры: структура и динамика. – М., 1994. – 415 с.

4. Общая социология: учеб. пособие / М. М. Вышегородцев [и др.]; под ред. М. М. Вышегородцева. - М.: КноРус, 2011. - 277 с.

5. Пригожин А. И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.

6. Рабочая книга социолога / ИСИ АН СССР. – М.: Наука, 1983. – С. 125-138, 143-163, 286, 298-456.

7. Смелзер Н. Социология / Нейл Смелзер; пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов.–М.: "Феникс", 1994. – 688 с.

8. Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии / П. А. Сорокин. – М., 1994. – 559 с.

9. Социальная маргиналистика: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) // Социология. Реф. журнал. – 1992. – № 2. – С.70-83.

10. Чупров Владимир Ильич. Социология молодежи: учебник / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

11. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер.с англ.; под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 19-66, 170-231, 367-390.

12. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – Самара, 1995. – 245 с.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

1. Объект и предмет социологии. Специфика социологического познания общества.

2. Структура и функции социологии.

3. Школы и персоналии в западной социологии (на выбор).

4. Школы и персоналии в российской социологии (на выбор).

5. Общество как социальная система.

6. Социальные изменения.

7. Социальные институты: понятие, виды и функции.

8. Семья как социальный институт.

9. Понятие социального класса в социологии. Средний класс.

10. Концепции стратификации общества.

11. Стратификация российского общества.

12. Социальный статус и социальная роль..

13. Социальная мобильность.

14. Сложные социальные организации. Проблемы бюрократизма.

15. Социальные организации: понятия и виды.

16. Социальные нормы и социальный контроль.

17. Девиантное поведение

18. Социальные связи.

19. Маргинальные группы в обществе.

20. Социальные группы.

21. Социальные общности.

22. Массовое поведение: понятие, признаки, виды.

23. Социальные движения.

24. Охлократия – как социальное явление.

25. Проблемы личности в социологии.

26. Процесс социализации личности.

27. Культура общества: сущность, основные элементы, функции.

28. Виды и формы культуры. Понятие субкультуры и контркультуры.

29. Методы социологических исследований (на выбор: эксперимент, изучение документов, наблюдение, контент - анализ).

30. Методы социологических исследований (на выбор: анкетный опрос, интервью, социометрический опрос. Выборочный метод).

31. Социальное взаимодействие: понятие, механизм, виды.

32. Социальное поведение.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Филологии и журналистики
название факультета (филиала)
  / А. В. Чепкасов /

 

 

«   »       г.

 

 

Рабочая программа

по дисциплине «Социология»

 

для специальности 030601 – «Журналистика»

 

 

курс 3

семестр пятый

лекции 18 (часов) зачет пятый

семинарские занятия 18 (часов) (семестр)

самостоятельная работа 17 (часов)

Всего часов 54

 

Составитель:

к.с.н., доц. Маженина Е.А.

 

Кемерово 2012

 

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № от «» __________________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой

социологических наук__________________ Е. В. Головацкий

(подпись, Ф.И.О.)

Одобрено методической комиссией

 

Протокол № _________ от «_____»__________ 2012 г.

 

Председатель ___________________________________Е. В. Гоосен

(подпись, Ф.И.О.)

 

Пояснительная записка

Студенты филологического факультета специальности «журналистика» на 3 курсе изучают социологию как одну из основных дисциплин цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в федеральный компонент. Рабочая программа составлена на основании требований ГОСТа высшего профессионального образования по специальности, в котором приведен ряд требований к минимуму содержания курса «Социология».

Цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы развить интерес к социальным проблемам России, человечества; ознакомить с данными о социальных процессах в своей стране и за рубежом; выработать умение социологического анализа и навыки применения знаний при разборе реальных ситуаций.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы студенты:

- усвоили важнейшие социологические понятия, категории;

- не только знали, но и понимали социальные проблемы, видели их социальные корни, последствия;

- смогли взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира;

- понимали взаимосвязь социологии с другими науками, ее значение в жизни общества;

- научились работать с учебной и научной литературой по проблемам социологии, делать рефераты и доклады.

Обязательный минимум содержания: объект, предмет, структура, методы социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук; системный анализ общества, социальные связи; институциональный анализ общества; социальная стратификация, социальные группы, общности, организации; социальное и массовое поведение; культура общества, личность и общество.

Программа курса включает в себя лекционные занятия, самостоятельную работу. В ходе лекций раскрывается предметно-понятийное содержание учебного курса, с использованием фактических данных, анализируются основные социальные проблемы, рассматриваются основные пути их решения. На семинарских занятиях происходит конкретизация изучаемых проблем. Самостоятельная работа студента предусматривает работу с учебным материалом, выполнение индивидуальных заданий, написание реферата, подготовку сообщений и докладов.

Студент, прослушавший курс социологии, должен:

- владеть понятийно-категориальным аппаратом социологической науки;

- иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук; знать специфику социологического познания общественной жизни;

- знать закономерности функционирования и развития общества;

- иметь представление о закономерностях функционирования и современном состоянии основных социальных институтов;

- представлять роль культуры о жизни общества и личности;

- обладать практическими навыками самостоятельного анализа современных социальных явлений и процессов, применять знания при разборе реальных ситуаций;

- иметь представление о проведении конкретного социологического исследования.

Итоговый контроль проводится в форме зачета. Изучение социологии проходит в 5 семестре, в объеме - 54 часов; из них: 18 час. – лекции, 18 час. семинарские занятия и 17 часов самостоятельная работа.


 

Темы Объем Час. Лекц. Практ. Используемые наглядные и методич. пособия Самостоятельная работа студентов Формы контроля
               
  Социология как наука. Исследовательские направления и школы         Составить словарь ключевых слов по теме, задания к индив. работе по теме   Обсуждение, проверка выполнения сам. работы
  Понятие общества как социальной системы. Социальные изменения         Работа с лекционным материалом на зачетее
  Социальные институты         Рефераты, сообщения Обсуждение на занятии
  Социальные объединения         Рефераты, задания к индив. работе Обсуждение на, проверка на занятии
  Социальная стратификация и мобильность         Рефераты,сообщения,анализ источников Обсуждение на занятии
  Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение.         Рефераты, задания к индив. работе Обсуждение,проверка сам.работы
  Социальный контроль и девиация         Составить словарь ключевых слов по теме Проверка выполнения сам.работы
  Культура общества         Задания к индивид. работе, рефераты, сообщения. Проверка выполнения,обсуждение
  Личность и общество         Работа с лекционным материалом Обсуждение на занятии
  Социологические исследования: программа, методы, организация       Программы исследования, анкеты, дневники наблюдения Рефераты, задания к индивид. работе Обсуждение на занятии
  Итого           зачет

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.01 с.)