Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составители: Гуров Ю В, к.ф.н., доц.; Королев И.Ю. к.ф.н., доц.; Н.И. Маковеев Н.И., к. ф.н., доц., Четверикова Т.А., к.ф.н., доц.
Рецензент: Гостева Л. Ф., к.ф.н., доц. зав. кафедрой СКС. Методические указания Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин социально-гуманитарного цикла для студентов всех специальностей Вологодского государственного технического университета. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по социологии выпускник вуза должен: · иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; · знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; · владеть основами социологического анализа.
Изучение социологии расширяет возможности будущего специалиста в понимании сложных и противоречивых явлений социальной жизни, механизмов регулирования общественных отношений и человеческой деятельности. Социология дает будущему специалисту основы знаний о процессах в социальных группах, необходимые для управления производством. Данный курс продолжает гуманитарную подготовку студентов в техническом вузе, сохраняя определенную преемственность с ранее полученными знаниями в области истории, философии и культурологии. Он учитывает те тенденции и достижения, которые есть как в отечественной, так и в зарубежной практике гуманитарной подготовки студентов. Настоящий курс предусматривает следующие виды учебных занятий по социологии и их объем в часах:
Изучение курса социологии невозможно без самостоятельной работы студентов, а так же обязательного посещения лекций и семинарских занятий. Кроме того, каждый студент может подготовить доклад по одной из тем курса. Лекции дают систематическое изложение материала с учетом последних достижений в этой области. Семинар позволяет преподавателю не только проверить итоги самостоятельной работы студента, но и его умение аргументировано отстаивать свое мнение, свою позицию. В ходе семинара преподаватель стремиться помочь студенту перейти от обыденного знания социальных явлений к их научному пониманию. Подготовка к семинару предполагает: · внимательное прочтение учебной литературы; изучение конспекта лекций по рассматриваемой теме; · умение отвечать на поставленные в методических указаниях вопросы как в устном так и в письменном виде; · работу с основными понятиями, предложенными к каждой теме семинара; · работу с дополнительной литературой. (Предложенные в планах семинарских занятий списки литературы охватывают наиболее доступные студентам источники, которые не должны рассматриваться как окончательные).
К настоящему времени издано много учебников и учебно-методических пособий по социологии. В большей мере соответствуют «Рабочей программе по социологии» (ВоГТУ, 2007) следующие из них: Григорьев, С.И., Растов, Ю.С. Основы современной социологии: Учеб. пособие/ http://irbis.asu.ru/mmc/grig/5.ru.shtml. Иванов Д.В. Социология: теория и история: учеб. пособие для вузов.– СПБ.: Питер, 2006.– 160с. Королёв, И.Ю. Социология: Эпистемологический аспект / И.Ю.Королёв. Владимир: Изд-во ВГПУ, 2001. – 2001. – 222с. Кравченко, А.И. Социология: учебник для несоциол. специальностей вузов.– СПб.: Питер, 2006.– 431с. Лексикон социальной работы: учеб.пособие / гл.ред. С.М.Кибардина, Г.А.Пароян. – Изд.3-е перераб. и доп. – Вологда. – 540 с. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков В.И., В.Н. Нечипуренко.–М.: Феникс, 2007.–510с. Масионис, Дж. Социология/ Дж. Масионис.– СПб.: Питер, 2004.– 752с. Ритцер, Дж. Современные социологические теории/ Дж.Ритцер. – 5-е изд. – Спб.: Питер, 2002. – 688 с. Гидденс, Э. Социология/ Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл.– Изд. 2-е выполненное по 4-ому англ изд., полностью перераб и доп.– М.: Едиториал УРСС, 2005.– 629с. Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов/С.С. Фролов.– М.: Гарадрики, 2006.–343с. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества/ П. Штомпка.–М.: Логос, 2005.– 655с. Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с. Сайты базовых академических структур:
Институт социологии РАН (http://www.isras.rssi.ru). Институт социально-политических исследований (http://www.ispr.ras.ni).
Сайты аналитических организаций: Фонд «Общественное мнение» (http://www.fom.ru). Данный сайт чётко структурирован и эффективно представляет социологическую информацию пользователям сети. Он обеспечивает свободный доступ к ней, постоянно обновляет странички, которые содержат описание методики проведения исследований и результаты, анализ опросов общественного мнения за несколько лет, даёт возможность целенаправленного поиска информации и имеет линки (ссылки) с другими социологическими организациями.
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (http://www.wciom.ru). На этом сайте публикуются информационные и аналитические материалы по социологическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массовых опросов населения. Дано описание методики и техники стандартных и специальных (в сфере политики и бизнеса) исследований. Есть доступ в уникальный архив данных, где хранятся результаты более чем 2000 исследований. Содержится информация о важнейших процессах трансформации социальной и экономической жизни общества, динамике настроения населения, потребительских стандартах, стилях жизни. Меркатор (http://www.mercator.ru). На сайте даются результаты изучения социальной и политической жизни в России, главным образом, в региональном аспекте. Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru). Центр социологических исследований МГУ (http://www.opinio.msu.ru). Cайты профессиональных журналов: 1. Социологические исследования (Социс) (http://www.is-ras.rssi.ru/R_Socis.htm); 2. Социологический журнал (http://win.www.nir.ru/socio/sci-publ/socjour.htm); 3. Журнал социологии и социальной антропологии (http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/); Сайты ведущих вузов, имеющих факультеты социологии: Московский государственный университет им. Ломоносова (http://www.socio.msu.ru/; Санкт-Петербургский государственный университет (http://www.soc.pu/ru/); Европейский университет в Санкт-Петербурге (http://www.euspb.ru/socio/index,htm).
Отдельные социологический сайты: «Социология от А до Я» (http://www.glasnet.ru/-asch/sociology/). Здесь вы найдёте все, что вам необходимо по теории и истории социологии, методике социологических исследований. Это своего рода электронная мини-энциклопедия по социологии. Множество ссылок, размещенных на сайте, даёт возможность получить информацию о вузах, в которых ведётся подготовка социологов и преподаётся эта дисциплина, о ведущих исследовательских организациях, научных журналах. Здесь же расположена и коллекция ссылок на зарубежные социологический сайты.
Тематика лекций и семинаров по курсу социологии
Планы семинарских занятий Тема 1. Социология как наука. Возникновение и развитие социологии План 1. Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии. 2. Становление и основные этапы развитие социологической мысли: а) предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; б) возникновение и классический период развития (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм); в) основные направления современного этапа развития зарубежной социологии: - структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон); - конфликтология (Ч. Милс, Р. Дарендорф, Л.Козер); - символический интеракционизм (Дж. Мид); - теория обмена (Д. Хоманс, П. Блау); - этнометодология (Х. Гарфинкель). 3. Русская социологическая мысль. Темы докладов 1. Социологический проект О. Конта. 2. Социология и здравый смысл. 3. Становление и развитие социологии в XIX- начале ХХ вв. 4. Основные парадигмы современной социологии. 5. Своеобразие русской дореволюционной социологии. Контрольные вопросы и задания 1. Для чего нужна социология? Что дает знание социологии современному человеку? Какое место среди наук занимает социология? 2. Каковы основные этапы развития социологии? 3. Назовите наиболее известных социологов конца XIX- начала ХХ века. Каков их вклад в развитие социологической мысли? 4. В чем специфика развития истории российской социологической мысли? Кто является ее виднейшими представителями? 5. Раскройте особенности современного этапа развития социологии? Основные понятия Социология, социальное, макро и микросоциология, теоретические и эмпирические исследования, теории среднего уровня, объект и предмет исследования, позитивизм, структурный функционализм, конфликтология, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология. Библиографический список
1. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология ХХ1 века/Пер. с англ. под ред. В.Л.Иноземцева./ И.Валлерстайн. – М.: Логос, 2003. – 368 с. 2. Воронцов, А.В. Теория капитализма М. Вебера и ее методологическое значение/ А.В. Воронцов, И.А. Громов// Социс.– 2007.- №1.– С. 140-149. 3. Галактионов, А.А. Русская социология XIX-XX веков/ А.А. Галактионов.– СПб.: Питер,2002.– 416с. 4. Голосенко, И.А. Социологическая ретроспектива дореволюционной социологии. Избранные сочинения: В 2-х книгах/ Под ред. В.В.Козловского/ И.А.Голосенко. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2002. – 304 с. 5. Громов, И.А. Западная социология/ И.А. Громов.– СПб.: Питер,2003.– 559с. 6. История социологии в Западной Европе и США: учебник / под. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма, 2001.- 563 с. 7. Козер, Л. А. Мастера социологической мысли/ Л.А. Козер.– М.: Феникс, 2006.–528с. 8. Королёв, И.Ю. Социология: вводный курс: учеб. пособие/ И.Ю.Королёв. – Владимир: ВГПУ. – 160 с. 9. Королёв, И.Ю. Субъект социологии и как с ним познакомиться/ И.Ю.Королёв//Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №3. – С.72-81. 10. Кравченко, С.А. Гуманистические концепции Т. Лумана и нелинейные реалии российского общества/ С.А. Кравченко // Социс.– 2006.- №8.– С. 3-20. 11. Романовский, Н.В. О современном этапе развития социологии/ Н.В. Романовский// Социс.– 2007.- №1.– С. 22-31. 12. Семлали, Ю. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е.В. де Роберти/ Ю. Семлали// Социс.– 2006.- №8.– С. 139-147. 13. Тощенко, Ж.Т. О тенденциях развития социологии в современном мире/ Ж.Т. Тощенко, Н.В. Романовский // Социс.– 2007.- №6.– С.3-12. 14. Фетисов, В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии/ В.Я. Фетисов// Социс.– 2007.-№6.– С.28-38. План 1. Понятие общества. Общество как система. 2. Социальные взаимодействия: формы, типы и принципы. 3. Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции. Темы докладов 1. Метафорическое видение общества с точки зрения различных методологических подходов (органицизм, механицизм, драматургическая социология). 2. Социальные контакты и социальные действия. 3. Социальные взаимодействия: их разновидности и принципы регуляции. 4. Процессы институционализации в современном мире. 5. Семья как социальный институт. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое «общество»? Может ли человек существовать вне общества? 2. Для чего в социологии необходимо изучать различные виды социальных связей? Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов? 3. Охарактеризуйте составляющие социального действия. Какова последовательность социального действия? 4. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и чем заключаются их особенности? Каким образом возникают социальные отношения и взаимодействия? Чем отличаются социальные отношения от взаимодействия? 5. Укажите основные признаки и особенности важнейших институтов современного общества? Основные понятия Общество, саморазвивающаяся система, цивилизация, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, социальная система, социальная связь, социальная жизнь, социальные отношения, социальный институт, институционализация, латентные функции, институциональные признаки. Библиографический список 1. Социальные институты и социальный контроль// Добреньков В.И., Кравченко А.И.Социология. - М., 2001. - С.510-561. 2. Науменко, Т. В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов по специальности "Социология" / Т. В. Науменко. - СПб. и др.: Питер, 2005. - 288 с. 3. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы: учеб. пособие для вузов по специальности "Социология" / Г. И. Осадчая. - 2-е изд. перераб. и доп.. - М.: Академ. Проект, 2003. - 334 с. 4. Радугин, А. А. Социология: курс лекций: учеб. пособие для вузов / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Библионика, 2004. - 223 с. 5. Социология: основы общ. теории: учебник для вузов / отв. ред.: Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: НОРМА, 2005. - 888 с. 6. Социология семьи: учебник для вузов / под ред. А. И. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 с. 7. Социология социальной сферы: учеб. пособие для вузов по направлению "Соц. работа" / под ред. М. М. Акулич, В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007. - 238 с.
План 1. Личность в социологии. Основные факторы ее развития. 2. Социальные статусы и социальные роли. 3. Социализация личности. 4. Социальный контроль и девиация. Темы докладов 1. Основные социологические теории личности. 2. Особенности современной российской социализация личности. 3. Статусный набор. 4. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения. 5. Способы ухода от социального контроля (трансформация, отстранение. манипулирование и др.) Контрольные вопросы и задания 1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек личность? 2. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой? 3. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? 4. Что означает понятие девиация? Какие способы борьбы с девиантным поведением выработало общество? Основные понятия Культура, личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, ресоциализация, десоциализация, контрсоциализация, социальная норма, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение. План 1. Понятие «социальная группа» и виды социальных групп. 2. Групповая динамика. 3. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций. Темы докладов и рефератов 1. Многообразие социальных групп. 2. Квазигруппы и их специфика. 3. Толпа: классификация и механизм образования. 4. Роль социальных кругов в жизни общества. 5. Виртуальное сообщество. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое социальная группа? 2. В чем специфика квазигруппы? 3. Раскройте сущность группы, разделяемой по характеру взаимоотношений между их членами. 4. Охарактеризуйте группы, разделяемые по размеру. 5. Каковы основные признаки неорганизованных групп? Основные понятия Социальная группа, квазигруппа, аудитория, толпа, социальные круги, малая и большая группа, первичная и вторичная группа, ингруппа, аутгруппа, референтная группа, неорганизованная группа, внутригрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, групповые роли, групповая сплоченность, групповая дискуссия, фазы развития группы, социальная система, социальная организация, иерархия в организации, лидерство, руководство, власть, формальная и неформальная структура организации. Библиографический список 1. Горяинов, В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации/ В.П. Горяинов// Социс.- № 3.- 1997.- С. 60-68. 2. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие/ Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2001. –265 с. 3. Королев, И.Ю. Социоцентризм / И.Ю. Королев.- Ростов – н/Д: РГУ, 1993.- 112 с. 4. Пригожин, А.И. Организационные управленческие патологии/ А.И. Пригожин// Общественные науки и современность. - 1998.- № 3.- С.28-27. 5. Токарева, М.Ю. Меньшинство как источник социального влияния/ М.Ю. Токарева, А.И. Донцов// Вопросы психологии.- № 1.- 1996.- С. 18-26. План 1. Социальное неравенство и стратификация. Типы стратификационных систем. 2. Социальная стратификация российского общества. 3. Природа социальной мобильности и ее классификация. Темы докладов 1. Бедность и неравенство. 2. Маргиналы в социальной структуре российского общества. 3. Социологический портрет социальных страт («новых русских», «олигархии», «среднего класса», фермеров, «челноков», мигрантов, гастарбайтеров, бомжей и др.) 4. Миграция как фактор мобильности. 5. Мобильность в современной России. 6. П. Сорокин о социальной мобильности. Контрольные вопросы и задания 1. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем Вам известны? 2. Какова специфика социальной стратификации российского общества? 3. Что понимается под термином «социальная мобильность»? 4. Раскройте виды групповой мобильности. Что является ее причиной? 5. Каковы факторы индивидуальной мобильности? Основные понятия Социальная структура общества, социальная стратификация, страта, класс, социальное неравенство, средний класс, маргиналы, люмпены, дно, андекласс, интеллигенция, социальная, вертикальная, горизонтальная, индивидуальная мобильность, объем и дистанция мобильности, социальная клаузула, миграция.
Библиографический список 1. Анурин, В.Ф Профессиональная стратификация и закон перемены труда/ В.Ф. Анурин // Социс.- 2006.- №7.-С 23-33. 2. Беляева, Л.А. социальная стратификация и бедность в регионах России (к составлению социокультурного портрета регионов)/ Л.А. Беляева// Социс.- 2006.- №9.- С. 52-63. 3. Беляева, Л.А. Социальные слои России: опыт кластерного анализа/ Л.А. Беляева // Социс.- 2005.- №12.-С. 57-64. 4. Беляева, Л.А. И вновь о среднем классе в России/ Л.А. Беляева // Социс.- 2007.- №5.- С. 3-12. 5. Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В Бобков// Экономист.- 2006.- №3.-С. 58-66. 6. Давыдова, Н.М. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации / Н.М. Давыдова // Социс.- 2006.- №2.- С. 29-41. 7. Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие./ Т.И.Заславская – М.:Дело, 2004, - 400 с. 8. Млинар, 3. Мобильность и идентификация в условиях открытости мира/ З. Млинар// Социс.- 2005.- №4.-С. 33-42. 9. Реутова, М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи/ М.Н. Реутова// Социс.- 2004.- №6.-С. 139-142. 10. Шабанова, М.А. Новое поколение российского бизнес-сообщества: особенности профессионализации и адаптации/ М.А. Шабанова// Социс.- 2006.- №12.- С. 28-40. 11. Шкаратан, О.И. Профессионалы и менеджеры в сфере занятости- положение и реальное поведение/О.И. Шкаратан // Социс.- 2006. - №12.- С. 41-52.
План 1. Понятия и виды социальных изменений. 2. Основные социальные процессы. 3. Социальный конфликт как процесс. 4. Природа и типы социальных движений. Темы докладов
1. Процессуальная природа общества. 2. Социальные изменения и инновации. 3. Конфликт как социальный процесс. 4. Социальные революции и реформы. 5. Личностная восприимчивость к социальным движениям. Контрольные вопросы и задания 1. Какова природа социальных изменений в обществе? В чем причины сопротивления социальным изменениям? 2. Объясните сущность социального процесса и дайте его определение. 3. Охарактеризуйте основные виды социальных процессов. 4. Чем отличается социальный конфликт от других социальных процессов? В чем состоит его специфика? 5. Чем характеризуется основные способы разрешения конфликтов? 6. Какие типы последствий социального конфликта можно видеть? 7. Дайте характеристику жизненных циклов социальных движений. 8. Опишите социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений. Основные понятия Социальные изменения, социальные процессы, диффузия, изобретение, инновация, социальный эффект инноваций, кооперация, конкуренция, приспособление, компромисс, конфликт, ассимиляция, амальгамизация, социальные движения, революция, реформа. Библиографический список 1. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт/ Р. Дарендорф// Иностранная литература. - 1993.- № 4.- С.236-242. 8. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие/ А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000.- 320 с. 9. Лассуэл, Г.Д. Принципы тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов/ Г.Д. Лассуэл //Социс.- 1994.- № 1.- С.135-143. 4. Козырев, Г. И. Социальные процессы и изменения / Г. И. Козырев // Социологические исследования [СОЦИС]. - 2005. - № 3. - С. 113-119 общества / П. Штомпка; пер. с пол. С. М. Червонной. - М., 2005.-С.455-574. различий на социальные процессы в посткоммунистическом мире / О. И. Шкаратан // Социологические исследования [СОЦИС].-2007. - № 10. - С.15-25. Костин//Социологические исследования [СОЦИС].-2000.-№1.-С.6-16. План 1. Постиндустриальное информационное общество. 2. Глобализация социальной жизни и ее издержки. 3. Место России в мировом сообществе. Библиографический список 1. Арутюнян, Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе/ Ю.В. Арутюнян // Социс.- 2007.- №7.- С. 16-30. 2. Бехман, Г. Современное общество как общество риска/ Г. Бехман // Вопросы философии.- 2007.-№1.-С.26-46. 3. Панарин, А.С. Искушение глобализмом/ А.С.Панарин. – М.: ЭКСМО-Пресс. 2002. – 416 с. Тест - вопросы по социологии Задание № 1 (выберите один вариант ответа) Форма правления, представлявшаяся Аристотелю наиболее «правильной» с точки зрения реализации и защиты интересов свободного населения полиса, – это … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) аристократия 2) полития 3) демократия 4) монархия
Задание № 2 (выберите один вариант ответа) В социологической концепции Э. Дюркгейма целью общественного развития является … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) нарастание солидарности 2) развитие личности 3) социальная справедливость 4) социальное равенство
Задание № 3 (выберите один вариант ответа) Способ сбора и обработки эмпирической информации, который О.Конт не относил к числу основных методов социологии, – это … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) сравнение 2) наблюдение 3) эксперимент 4) интервью
Задание № 4 (выберите один вариант ответа) «Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где... ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) респондент может сам предложить варианты ответа 2) раскрывается содержание гипотезы социологического исследования 3) респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа 4) респондент сам формулирует вопрос
Задание № 5 (выберите несколько вариантов ответа) Определение социального действия как «…действия, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на него» принадлежит … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) Э.Дюркгейму 2) М.Веберу 3) К.Марксу 4) Г.Спенсеру
Задание № 6 (выберите один вариант ответа) Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи, в социологии, называется… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) кооптация 2) конфликт 3) кооперация 4) конкуренция
Задание № 7 (выберите один вариант ответа) Система социальной регуляции поведения людей с целью укрепления порядка и стабильности в обществе называется социальным(ой) … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) контролем 2) патронажем 3) опекой 4) защитой
Задание № 8 (выберите один вариант ответа) Стихийная, относительно неорганизованная реакция на социальную ситуацию, затрагивающая интересы общности людей − это массовое… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) поведение 2) мышление 3) сознание 4) стереотипы
Задание № 9 (выберите один вариант ответа) Неправильной с точки зрения социологической теории необходимо признать следующую дефиницию общества … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) общество есть совокупность взаимодействующих между собой индивидов и групп, которые функционируют на основе определенных законов, норм, традиций и т.д.; 2) общество – это самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами, либо давно и хорошо известное национальное государство; 3) общество есть всякая совокупность индивидов, обладающих сходными социально-демографическими характеристиками; такими, к примеру, как размер дохода, уровень образования, принадлежность к определенной возрастной группе и т.п.; 4) общество – это вся сумма человеческих отношений.
Задание № 10 (выберите один вариант ответа) К характерным признакам традиционного общества не относится … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) синкретизм 2) ручной труд 3) коллективная собственность 4) индивидуализм
Задание № 11 (выберите один вариант ответа) Направление в современной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, – это … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) социология знания 2) индустриальная социология 3) институциональная социология 4) феноменологическая социология
Задание № 12 (выберите один вариант ответа) Тип семьи, характерный для индустриального общества, − это семья ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) расширенная 2) пуналуальная 3) гнездовая 4) нуклеарная
Задание № 13 (выберите несколько вариантов ответа) Разработку основ концепции современного мира («современной мировой системы») как единой целостности, базирующейся на международном разделении труда, связывают с именем … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) А.Мэхэна 2) Х.Маккиндера 3) С.Хантингтона 4) И.Валлерстайна
Задание № 14 ( выберите несколько вариантов ответа) К глобальным экологическим проблемам современности относятся два проявления: ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) загрязнение Мирового океана 2) ухудшение здоровья людей 3) перенаселенность ряда регионов планеты 4) исчезновение многих видов животных и растений
Задание № 15 (выберите один вариант ответа) Тип массового поведения, определяемый как широкий социальный союз людей, объединенных стремлением осуществить или блокировать аспект социального изменения внутри общества, – это … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) мятеж 2) социальное движение 3) революция 4) бунт
Задание № 16 (выберите один вариант ответа) Идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России, как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией называется… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) панславизм 2) евразийство 3) европоцентризм 4) национализм
Задание № 17 (выберите один вариант ответа) Наиболее общий характер носит понятие … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) «социальная стратификация» 2) «социальная дифференциация» 3) «социальная структура» 4) «социальная система»
Задание № 18 (выберите несколько вариантов ответа)
В систему критериев социальной стратификации современного общества не входят два следующих признака: ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) наличие высшего профессионального образования 2) наличие исключительных физических данных 3) наличие паранормальных способностей 4) наличие собственности на средства производства
Задание № 19 (выберите один вариант ответа) Определением понятия «социальный статус» не является следующая дефиниция: ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами и обязанностями 2) соотносительная позиция, занимаемая индивидом или группой в обществе в соответствии с социально-экономическим положением, профессией, происхождением и др. 3) социальная позиция индивида в группе или в обществе 4) совокупность социальных ролей, характерных для данного индивида в определенных ситуациях
Задание № 20 (выберите один вариант ответа) Изменение статуса детей по отношению к статусу родителей называется мобильностью… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) межпоколенной 2) горизонтальной 3) вертикальной 4) внутрипоколенной
Задание № 21 (выберите один вариант ответа) Любая необратимая перемена социальной системы, рассматриваемой как целостность, определяется П.Штомпкой как … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) социальный регресс 2) социальное движение 3) социальное изменение 4) социальный прогресс
Задание № 22 (выберите один вариант ответа)
Общественный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, называется … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) реформа 2) Революция 3) прогресс 4) регресс
Задание № 23 (выберите один вариант ответа) Слишком «узким» признается определение культуры, как: ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) совокупности ценностей и норм, присущих какому-либо обществу 2) совокупности производственных, социальных и духовных достижений людей 3) совокупности ценностей, норм и продуктов материального производства, характерных для данного общества 4) совокупности способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям
Задание № 24 (выберите один вариант ответа) Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности чужой культуры, называется … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) культурная дифференциация 2) аккультурация 3) ассимиляция 4) культурный конфликт
Задание № 25 (выберите один вариант ответа) ________ является автором концепции психики человека как взаимосвязанной совокупности трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) К.Юнг 2) Э.Фромм 3) З.Фрейд 4) А.Г.Маслоу
Задание № 26 (выберите один вариант ответа) Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) адаптация 2) десоциализация 3) ресоциализация 4) абилитация
Задание № 27 (выберите один вариант ответа) Нужда индивида в предмете, необходимом для его полноценного существования, определяется как … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) потребность 2) прихоть 3) интерес 4) каприз
Задание № 28 (выберите несколько вариантов ответа) К двум обязательным признакам, характеризующим гражданское общество относятся… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) всеобщее социальное равенство 2) общественная собственность на средства производства 3) наличие добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан 4) защита граждан от прямого вмешательства государства в их жизнь Вопросы для зачета по социологии 1. Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии. 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. 3. Возникновение и классический период развития социологии. 4. Основные направления современного этапа развития зарубежной социологии. 5. Русская социологическая мысль. 6. Понятие общества. Общество как система. 7. Социальные взаимодействия: формы, типы и принципы. 8. Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции. 9. Личность в социологии. Основные факторы ее развития. 10. Социальные статусы и социальные роли. 11. Социализация личности. 12. Социальный контроль и девиация. 13. Понятие «социальная группа», виды социальных групп. 14. Групповая динамика. 15. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций. 16. Социальное неравенство и стратификация. Типы стратификационных систем. 17. Социальная стратификация российского общества. 18. Природа социальной мобильности и ее классификация. 19. Понятие и виды социальных изменений. 20. Основные социальные процессы. 21. Социальный конфликт как процесс. 22. Природа и типы социальных движений. 23. Постиндустриальное информационное общество. 24. Глобализация социальной жизни и ее социальные издержки. 25. Место России в мировом сообществе. Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составители: Гуров Ю В, к.ф.н., доц.; Королев И.Ю. к.ф.н., доц.; Н.И. Маковеев Н.И., к. ф.н., доц., Четверикова Т.А., к.ф.н., доц.
Рецензент: Гостева Л. Ф., к.ф.н., доц. зав. кафедрой СКС. Методические указания Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин социально-гуманитарного цикла для студентов всех специальностей Вологодского государственного технического университета. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по социологии выпускник вуза должен: · иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.013 с.) |