Глава VII. Обетование и Совершение. Храм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VII. Обетование и Совершение. Храм



 

"В три дня разрушу храм и в три дня воздвигну его снова", сказал своим ученикам сын Mapии, посвященный Сын Человеческий, духовный наследник Моисея, Гермеса и всех древних Сынов Божиих. Но исполнил ли Он это смелое обетование Посвященного и Посвятителя?

Да, исполнил, если взять все последствия, которые Новый Завет, утвержденный смертью и воскресением Христа, имел для человечества, и если иметь в виду все то, что Его обетование содержит в себе для будущих судеб человечества. Его Слово и Его Жертва положили основу для невидимого храма, более крепкого и нерушимого, чем все храмы из гранита и мрамора; но этот невидимый храм осуществляется лишь в той мере, в какой люди работают над ним.

Каков же этот храм? Это — храм преображенного человечества, храм нравственный, социальный и духовный.

Под храмом нравственным следует понимать преображение человеческой души, перерождение личности под влиянием идеала, данного человечеству в лице Иисуса. Чудная гармония и полнота Его душевного совершенства почти не поддаются описанию. Уравновешенный разум, высокая интуиция, сила сочувствия, могущество слова и действия, чуткость, доходящая до страдания, и любовь, возвышающаяся до жертвы, полное самообладание и мужество перед лицом смерти, — нет тех великих качеств, которых не было бы у Него. В каждой капле Его крови было достаточно силы, чтобы сделать из Него героя и при этом весь Он был проникнуть божественной кротостью.

Совершенное слияние героизма и любви, могучей воли и разума, Вечно-Мужественного и Вечно женственного, делают из Него венец человеческого идеала. Все Его нравственное учение, имеющее конечным выводом совершенную братскую любовь и единство всего человечества, излучается естественным образом из Его великой Индивидуальности.

Работа истекших со времени Его смерти девятнадцати веков состояла в том, чтобы заставить проникнуть этот идеал в сознание всех. Ибо в настоящее время едва ли найдется хотя один человек в цивилизованном мире, который не имел бы более или менее ясного представления о Христе. В виду этого, можно утверждать, что нравственный храм, основанный Христом, хотя и не закончен, но уже заложен на нерушимых началах в душе современного человечества.

То же самое можно сказать и о храме социальном. Последний предполагает основание Царствия Божьего или божественного закона во всех органических учреждениях человечества; но возведение этого храма все еще в будущем. Ибо человечество продолжает жить на положении воинствующем, подчиняясь закону Силы и Рока.

Закон Христа, который уже проник в нравственное сознание людей, еще не перешел в их земные учреждения. Я касался лишь случайно и мимоходом вопросов общественных и политических, ибо книга эта имеет в виду одну цель: осветить религиозный и философский вопрос в самом его центре наиболее существенными эзотерическими истинами, а также и жизнью Великих Посвященных. И в этом заключении своей книги я не буду касаться названных вопросов. Они и превышают мои знания, и слишком обширны и сложны, чтобы я мог определить их хотя бы в кратких линиях.

Скажу лишь одно: социальная война существует в принципе во всех европейских странах, ибо не имеется еще экономических, социальных и религиозных основ, которые бы были признаны всеми классами общества. Точно также среди европейских наций все еще не прекращается военное положение или вооруженный мир. Ибо не возникло еще такого общего федеративного начала, которое бы связывало всех одинаковым образом. Все интересы и стремления европейских народов не подчинены никакому признанному авторитету, не освящены никаким высшим трибуналом.

Если закон Христа и проник в индивидуальное сознание и, до некоторой степени, и в общественную жизнь, зато наши политические учреждения подчиняются и по сие время закону языческому и варварскому. В современной жизни политическая власть опирается везде на недостаточные основы. Ибо с одной стороны она исходит из так называемого священного права царей, которое все сводится к военной силе; а с другой стороны — она опирается на всеобщую подачу голосов, которая выражает, в сущности, инстинкт масс, а вовсе не разум лучших людей.

Нация не есть сумма слагаемых: она живой организм, состоящий из различных членов. И пока народное представительство не будет являть собою подобие такого организма во всех своих отделах и учреждениях, оно не будет обладать разумным и удовлетворительным строем. Пока действительно лучшие люди, представители всех научных учреждений и всех христианских церквей, не будут совместно заседать в высшем Совете, наши общества будут по-прежнему управляться инстинктом, страстью и грубой силой, и до тех пор не возникнет социального храма.

Чем же объяснить, что над церковью, далеко еще не способной вместить в себя всего Христа, над политикой, которая Его отрицает, и над наукой, которая и до сих пор понимает Его лишь отчасти, Христос продолжает жить, и даже с большей силой, чем когда-либо?

Это происходит потому, что Его верховная нравственность явится венцом столь же верховной науки; потому, что человечество лишь начинает предчувствовать весь объем Его творчества, весь размер Его обетования; потому, что за Ним можно различить всю древнюю теософию Посвященных Египта, Индии и Греции, сияющим подтверждением которой служить сам Христос.

Мы начинаем распознавать, что преображенный Христос раскрывает свои любящие объятии всем своим Братьям, всем другим Мессиям, которые предшествовали Ему, которые были подобно Ему лучами живого Глагола; что Он широко раскрывает свои объятия и Науке во всей её полноте, и божественному Искусству, и совершенной Жизни.

Но Его обетование не может исполниться без содействии всех живых сил человечества.

Два главные условия необходимы для завершения Его великого дела: с одной стороны — принятие экспериментальной наукой и философией фактов психического порядка и области духовных истин; с другой стороны — расширение христианского догмата в смысле эзотерического предания и эзотерической науки, результатом чего будет полное преобразование церкви на основе постепенного посвящения; и важно, чтобы это произошло по свободном почину, который один приносить живые плоды, всех христианских церквей.

Необходимо, чтобы наука стала религиозной, а религия — научной. Эта двойная эволюция, которая уже зачинается в человеческом сознании, приведет к неизбежному примирению науки и религии на почве эзотеризма.

Достижение этой цели будет обставлено в начале большими трудностями, но все будущее европейских народов зависит от того. Преображение Христианства в эзотерическом смысле повлечет за собою преображение Иудейства и Ислама, а также и возрождение Брахманизма и Буддизма, что, в свою очередь, создаст религиозную основу для примирения Азии и Европы.

Вот тот духовный храм, который должен возникнуть на земле, вот венец творчества Иисуса Христа. Его глагол любви образует магнетическую цепь, которая соединит науки и искусства, религии и народы и станет, таким образом, глаголом вселенского единства.

Ныне Христос господствует на земле посредствам двух наиболее молодых и наиболее сильных рас, все еще полных веры. В России он соприкасается с Азией, посредством англо-саксонской расы он владеет Новым Светом. Европа старше Америки, но моложе Азии, и те, которые воображают, что она вступила в период вырождения, клевещут на нее.

Но если она будет продолжать по прежнему жить во взаимной вражде, вместо того, чтобы образовать союз, скрепленный единственно ценным авторитетом — науки, опирающейся на религию; если, угасив ту веру, которая не что иное как свет разума, питаемый любовью, — она будет продолжать двигаться по тем же линиям нравственного и общественного вырождения, — в таком случае её цивилизация рискует погибнуть сперва под обломками социальных переворотов, а затем — от вторжения более молодых рас; и эти последние овладеют светочем, который побежденная Европа выпустит из своих слабеющих рук.

Но ей следовало бы выполнить несравненно более прекрасную роль. Она должна бы сохранить свое главенство над миром и закончить социальную задачу Христа, осуществив сполна всю Его мысль, венчая тройным венцом Науки, Искусства и Справедливости духовный храм величайшего из Сынов Божиих.

 

 

Примечания

 

 

Введение

 

1. Прекрасные работы по этому предмету принадлежат Franзois Lenormant и M.Maspero.

2. Евр. теолог и ученый (1134–1204) родом из Кордовы, переселившийся благодаря религиозным преследованиям в Египет. Его труды считаются основой ортодоксального иудаизма.

3. Глубокое внутреннее размышление и созерцание при полном отвлечении всех чувств от земных впечатлений.

4. Опыт Бэлля. Заставляют луч света упасть на селеновую пластинку, которая отбрасывает его на расстояние на другую пластинку, того же металла. Последняя приведена в сообщение с Вольтовым столбом, к которому прилаживается телефон. Следовательно, луч света заменил нить телефона. Звуковые волны преобразились в световые, эти последние в волны гальванические, а гальванические превратились снова в звуковые волны.

5. Рекомендуем прекрасную книгу М.Окорович "О мысленном внушении".

6. The perfect way of finding Christ, A.Kingsford and Mitland. London 1882.

7. Книга написана в 1895 году.

 

Книга Первая

 

1. Между двумя всемирными потопами.

2. Пещерные люди, которые, по определению современной науки, принадлежали, главным образом, к четвертичной геологической эпохе.

3. Это разделение человечества на четыре последовательные первоначальные расы признавалось и древними жрецами Египта. Они представлены в живописных изображениях на гробнице фараона Сета I в Фивах под видом четырех фигур с различной окраской кожи. Красная раса носит имя Рот, азиатская раса с желтой кожей — имя Аму; африканская черная называется Галасиу (Halasioa); европейская белая раса с белокурыми волосами — Тамху (Tamaheu). Lenormant "Histoire des peuples d'Oruent" I. Прим. перев.

4. По эзотерическим учениям древней Мудрости Атлантида находилась между западным побережьем теперешней Европы и Африки и обеими Америками. В незапамятные времена обширный материк этот погрузился на дно океана, а оторвавшаяся от него часть, в виде большого острова, которому Платон дал название Poseidonis, существовала еще долго после катастрофы; он погрузилась в воду около 9500 лет до Р.Х. Атлантида считается родиной четвертой расы, именуемой в оккультизме Kusha. Ее третьей подрасой были Тольтеки, от которых и произошла красная раса.

5. По тем же учениям, черная раса произошла от расы существовавшей на южном материке, который погиб раньше Атлантиды, третьей коренной расы Лемурийской. Красная раса произошла от второй коренной расы, от Атлантов. Прим. перев.

6. Это утверждается и арабскими историками, как Абуль-Гази, в генеологической истории татар и персидским историком Магомед-Мошен. См. книгу William Jones: "Asiatic Researches. I. Рассуждение о татарах и персах".

7. "Histoire philosophique du genre humain". Том I.

8. Мифический отец Оссиана, герой шотландских народных песен, живший по преданию в III веке по Р.Х.

9. Все, кто видел настоящую сомнамбулу, поражаются странным расширением сознания, которое происходит во время ясновидящего сна. Для тех кто не был свидетелем подобных явления и кто усомнился бы в сказанном, мы приведем отрывок из Давида Штрауса, которого нельзя заподозрить в суеверии. Он увидал у своего друга, Юстина Кернера, знаменитую "Превостскую ясновидящую" и описал ее в следующих выражениях: "вскоре ясновидящая впала в магнетический сон и я в первый раз увидал это чудесное зрелище и притом в его наиболее чистом и прекрасном проявлении. Лицо ей приняло выражения страдающее, но возвышенное и нежное и как бы залитое небесным сиянием; речь ее раздавалась чистая, размеренная, торжественная и музыкальная. нечто в роде речитатива; изобилие ее чувств как бы изливалось подобно облачным образованиям, то светящимся, то темным, скользящим поверх души; или же, еще лучше сравнить их с дуновениями, меланхолическими и ясными, проносящимся по струнам чудной эоловой арфы." (Trad R. L'Indau, Biographie gйnйrale, art. Kerner).

10. Последняя битва между Ариовистом и Цезарем в комментариях Цезаря.

11. "Histoire philosophique du genre humain". Том I.

12. Menhir, высокий камень в виде колонны, употреблявшийся друидами при богослужении древних Галлов.

13. Замечательно, что Зенд-Авеста, священная книга Парсов, рассматривая Зороастра как высокое существо, вдохновенное Ормуздом, как пророка закона Божия, делает его в то же время последователем пророка, несравненно более древнего. Под прикрытием символизма древних храмов, можно уловить нить великого откровения, которое связывает всех истинных Посвященных. Вот эти важные места:

1) Заратустра спросил Ахура-Мазду (Ормузд, Бог света): Ахура-Мазда, ты, святой и наисвященнейший создатель всех телесных и чистых существ:

2) Кто тот первый человек, с кем ты беседовал, ты, который есть Ахура-Мазда?

…4) Тогда Ахура-Мазда ответил: "С прекрасным Йимой, с тем, который был во главе собрания, достойного похвал, о чистый Заратустра".

…13) И я сказал ему: "Охраняй миры, которые принадлежат мне, в качестве их покровителя сделай их плодоносными".

…17) И я принес ему орудия победы, я, который есть Ахура-Мазда;

…18) Золотую пику, и золотой меч.

…31) Тогда Йима поднялся до самых звезд к полудню, по дороге, ведущей к солнцу.

…37) И он пошел по той земле, которую сделал плодоносной. И она стала на треть значительнее, чем была прежде.

…43) И блистательный Йима соединил собрание людей, наиболее добродетельных, в знаменитом Aпryana-Vaeja, сотворенным чистым. (Vendidad-Sadй, 2-е Fargard. — Перевод Duperron).

14. Ptйrodactyles.

15. Рога овна изображаются на голове множества людей на египетских памятниках. Этот головной убор королей и первосвященников есть знак жреческого и царского посвящения. Два рога папской тиары происходят отсюда же.

16. Вот каким образом знаки зодиака изображают историю Рамы по Фабру д'Оливе, который умел так гениально толковать символы прошлого по эзотерическому преданию. — 1. Овен, бегущий с обращенной назад головой, означает Раму, покидающего свою родину, со взором, обращенным на оставленную страну. — 2. Рассвирепевший бык препятствует его движению, но половина его тела, погруженная в тину, мешает ему исполнить свое намерение; он падает на колена. Это — Кельты, обозначенные их собственным символом, которые, не смотря на все свои усилия, кончают тем, что покоряются. — 3. Близнецы выражают союз Рамы с Туранцами. — 4. Рак — его медитации и его углубление в самого себя. — 5. Лев — его сражения с врагами. — 6. Крылатая дева — победу. — 7. Весы означают равенство между победителями и побежденными. — 8. Скорпион — восстание и измену. — 9. Стрелец — месть. — 10. Козерог. — 11. Водолей, и 12. Рыбы относятся к внутренней стороне его истории. Можно находить это объяснение зодиака столько же смелым, сколько и странным, но до сих пор ни один астроном и ни один мифолог — даже отдаленным образом — не объяснил происхождение и смысл этих таинственных знаков небесной карты, принятых и почитаемых народами с самого начала нашего арийского цикла. Гипотеза Фабра д'Оливе имеет по крайней мере то достоинство, что открывает уму новые и обширные перспективы. — Я сказал, что эти знаки, читаемые в обратном порядке, обозначали позднее на Востоке и в Греции различные ступени, которые следовало пройти, чтобы достигнуть высшего посвящения. Напомним самые известные из этих эмблем: Крылатая дева означала целомудрие, дающее победу; Лев — нравственную силу; Близнецы — союз человека с божественным Разумом, образующий вместе двух непреодолимых борцов; Бык усмиренный — власть над природой; Овен — созвездие огня или мирового Духа.

17. Брахманы рассматривают Веды как священные книги, принадлежащие по преимуществу им. Они находят в них науку всех наук. Слово Веда означает знать. Европейские ученые видели в них сперва лишь патриархальную поэзию; позднее они открыли в них не только источник всех индоевропейских мифов и всех классических богов, но и искусно организованный культ, глубокую религиозную и метафизическую систему (Bergaigne. La religion des Vйdas. — M.Auguste Barth, Les religions de l'Inde). Будущее готовит ученым еще одну неожиданность, когда откроется, что Веды заключают в себе определение оккультных сил природы, которые современная наука усиливается снова открыть.

18. A.Barth, Les religions de l'Inde.

19. A.Barth, Les religions de l'Inde.

20. Что доказывает несомненно, что Сома представляла собой начало абсолютно женственное, это — отождествление ее у брахманов с луной. Луна же символизирует женское начало во всех античных религиях, как солнце символизирует мужское начало.

 

Книга Вторая

 

1. Атхарва-Веда.

2. Это — гении, которые во всей Индусской поэзии считаются покровителями браков по любви.

3. В Индии твердо верят, что великие аскеты могут появляться под видимой формой в то время, как их физическое тело погружено в каталепсический сон.

4. В древней Индии обе эти обязанности соединялись часто в одном лице. Возничие царской колесницы бывали в то же время значительными лицами и часто министрами монарха. Примеры такого соединения попадаются беспрестанно в индусской поэзии.

5. В брахманическом посвящении слог этот означает: верховный Бог или Божественный Дух. Каждая из букв соответствует одному из божественных аспектов или одной из Ипостаси св. Троицы.

6. Легенда Кришны указывает нам на самый источник идеи Девы Матери, Бого-Человека и св. Троицы. В Индии эта идея появляется в глубочайшей древности в прозрачных символах со всею глубиной присущего ей метафизического смысла. В книге V, глава II Вишну Пурана, после рассказа о зачатии Кришны, находятся следующие слова: "никто не мог глядеть на Деваки благодаря яркому свету, окружавшему ее, и те, кто взирали на ее славу, испытывали великое смущение; невидимые смертным боги воздавали ей непрестанные хвалы с тех пор, как Вишну заключил себя в недра ее.

Они говорили: "Ты — та Пракрити бесконечная и тончайшая, которая несла Браму в своих недрах; ты явилась затем богинею Слова, энергией Создателя Вселенной и матерью Вед. О, вечная сущность, которая заключает в своей субстанции суть всех сотворенных вещей, ты была тождественна с мировым творчеством, ты была жертвоприношением, из которого произошли все произведения земли; ты — то древо, которое трением производит огонь. Подобно Адити, ты — мать богов; подобно Дити, ты — мать Дитьев, их врагов; ты — свет, рождающий день; ты — смирение, рождающее истинную мудрость; ты — предначертание царей, производящее порядок; ты — желание родящее любовь; ты — удовлетворение, из которого происходит отречение; ты — разум, создающий науки; ты — терпение, родящее отвагу. Весь небесный свод и все звезды твои дети: от тебя происходит все существующее… ты спустилась на землю для спасения мира. Имей к нам сострадание, о, богиня и окажи твое благоволение миру, гордись тем, что несешь в себе бога, который поддерживает вселенную".

Это место показывает, что брахманы отождествляли мать Кришны с мировой материей и с женским началом природы. Они сделали из нее вторую Ипостась божественной Троицы, первичной, непроявленной Триады, Отец, Nara (вечно-мужественное); Мать, Nari (вечно женственное) и Сын, Viradi (творческий глагол) — таковы божественные проявления. Иными словами их можно выразить так: начало разумное, начало пластическое и начало производительное. Все три составляют вместе natura-naturans, употребляя выражение Спинозы. Организованный мир, natura-naturata, есть продукт творческого Глагола который, в свою очередь, проявляется под трем видами: Брахма, Дух, соответствует миру божественному; Вишну, душа — миру человеческому, Шива, тело — миру природы. В этих трех мирах начало мужское и начало женское (сущность и субстанция) одинаково деятельны, и "Вечно женственное" проявляется одновременно в природе земной, человеческой и божественной. Изида — троична, Цибела — также. Из этого следует, что двойная троичность Бога и вселенной содержит в себе и начала, и очертание божественного плана и Космогонии.

Справедливость требует признать, что эта идея, мать всех позднейших религиозных идей, исходит из Индии. Все древние храмы, все великие религии и многие распространенные философии приняли ее. Во времена апостолов, в первые века христианства, христианские посвященные почитали женское начало природы, видимой и невидимой, под именем Духа Святого, изображаемого голубем, который был знаком женской власти во всех храмах Азии и Европы. И хотя с тех пор церковь и потеряла ключ к своим мистериям, их смысл продолжает быть начертанным на церковных символах.

7. Изложение этого учения, принятого позднее Платоном, находится в первой книге Бхагавад-Гиты под видом диалога между Кришной и Арджуной.

8. Книга XIII–XVIII Бхагавад-Гиты.

9. Там же, книга XIV.

10. Преображение Кришны, изложенное в XI главе Бхагавад-Гиты. Э.Шюре изменяет смысл текста, передавая всю сцену преображения как не слова, а вид преображенного Кришны потрясли Арджуну. Он просит Кришну вернуть свой прежний человеческий образ, так как у него нет сил выносить его преображенный вид.

11. Бхагавад-Гита, гл. IV, 5–9.

12. Вишну Пурана (кн. V гл. XXII и XXX) говорит в прозрачных выражениях об этом городе: "Кришна порешил построить крепость, в которой племя Яду могло бы найти верное убежище, и которая была бы так устроена, что даже две женщины могли бы защитить ее. Город Дварка был окружен высокой оградой, украшен садами и фонтанами, и был столь же блистателен, как Амаравати, город Индры". В этом городи Кришна посадил древо Парижата, "благоухание которого наполняет воздух земли; все приближавшиеся к нему были в состоянии вспомнить свои предыдущие существования". Это дерево, очевидно символ божественной мудрости и посвящения, — тот же, который мы снова находим в халдейском предании и который оттуда перешел в книгу Бытия евреев. После смерти Кришны город покрылся водой, дерево поднялось на небо, но храм сохранился. Если все это имеет какой-нибудь исторический смысл, для каждого, кто знаком с символическим утонченным языком Индусов, это означает не что иное, как появление тирана, который уничтожил до основания город, после чего посвящение делалось все более и более тайным.

13. Swarga.

14. Долг (по отношение к миру), закон души по отношению к себе.

15. Величие Шакья-Муни заключается в его божественном милосердии, в преобразовании нравственных устоев и в той общественной революции, которую он вызвал уничтожением каст. Будда дал устаревшему брахманизму толчок, подобный тому, какой протестантизм дал триста лет тому назад католицизму, вызвав в нем потребность борьбы и возрождения. Но Шакья-Муни не прибавил ничего к эзотерическому учению брахманов, он лишь обнародовал некоторые части его. Его психология в сущности та же самая, хотя и направленная по иному пути. (См. статью Шюре La lиgende Bouddha, Rиvue de Deux-Mondes, 1 июля 1885 г.).

Если в нашей книге и нет Будды, то это не потому, что мы не признаем его места в цепи великих Посвященных, но в виду ее определенного плана.

Каждый из реформаторов и религиозных философов, выбранных нами, должен показать учение Мистерий с новой стороны и в новый период его эволюции. С этой точки зрения Будда соприкасается с одной стороны с Пифагором, в связи с которым я коснусь учения о перевоплощении и об эволюции души, с другой же стороны, он соприкасался с Иисусом Христом, который провозгласил как для Запада, так и для Востока, всемирную братскую любовь.

 

Книга Третья

 

1. Шамполион, Египет под владычеством фараонов; Бунзен, Египетская Старина, Лепсиус, Памятники; Пол Перэ, Книга мертвых, Фл. Ленорман, История народов Востока; Масперо, Древняя история восточных народов и т. д.

2. В одной из надписей четвертой династии говорится о сфинксе, как о памятнике, происхождение которого теряется во мраки времени и который был найден случайно в царствование фараона этой династии; сфинкс этот был погребен под песками пустыни, где и пролежал забытым в течение многих и многих поколений. "История Востока" Ленормана, 2-ой том. Если вспомнить, что четвертая династия переносит нас за четыре тысячи лет до Р.Х., можно себе представить, какова должна быть древность сфинкса!

3. Это толкование Шюре не совпадаете с истинными эзотерическими учением, которое никогда не выводит человеческую природу из животной. — Примеч. перев.

4. Эзотерическая теология, — говорит Масперо, монотеистична со времени Древней Империи. Утверждение основного единства божественной Сущности выражено терминами определенными и энергичными, в текстах, восходящих до этой эпохи. Бог есть Один, единый, который есть по существу единый, который живет в субстанции, единый зарождающий и в небе, и на земле, который сам не подлежит рождению. Одновременно и Отец, и Мать, и Сын. Он зарождает, производит и существует вечно; и эти три Лица, нисколько не нарушая единства божественной природы, содействуют ее бесконечному совершенству. Атрибуты их суть: беспредельность, вечность, свобода, всемогущая воля, безграничная доброта. "Он создает свои собственные члены, которые суть боги" — говорят древние тексты. Каждый из этих второстепенных богов, признаваемых тождественными с едиными Богом, может создать новый тип, из которого изойдут в свою очередь таким же способом другие, низшие типы. — Древняя история восточных народов, Масперо.

5. Памятник из цельного камня.

6. Подобные зрелища изображены на стенах царских гробниц; снимок с таких изображений имеется в книги Франсуа Ленорман, описание их имеется также в книге "La Mission des Juifs" Saint Ives d'Alveydre (глава об Египте).

7. Книга Мертвых, гл. LXIV.

8. Мы даем здесь все египетская названия в греческом переводе, более легком для европейцев.

9. Археологи в течение долгого времени считали саркофаг большой пирамиды Гизы за гробницу фараона Сезостриса, основываясь на показании Геродота, который никогда не был посвященным и которому египетские жрецы не открыли ничего, кроме народных сказаний. Но властители Египта имели свои гробницы в другом месте. Странное внутреннее расположение пирамиды доказывает, что она служила местом церемониалов посвящения и тайных служений жрецов Озириса. Там находят Колодец Истины, который мы описали, витую лестницу, ведущую вверх, в залу символов… Горница, именуемая царской, заключающая саркофаг, была та самая, куда отводили посвящаемого накануне великого посвящения. То же самое расположение воспроизводилось и в великих храмах Среднего и Верхнего Египта.

10. Видение Гермеса находится во главе книг Гермеса Трисмегиста под названием Poimandres. Древнее египетское предание дошло до нас лишь в александрийском изложении, слегка измененном. Я пытался восстановить этот важный документ герметической доктрины в духе высокого посвящения и эзотерического синтеза, которые он и представляет собой.

11. Само собой разумеется, что эти божества иначе назывались у Египтян. Но семь космогонических божеств совпадают во всех мифологиях и по смыслу, и по атрибутам. Их общий корень в древнем эзотерическом предании. Так как западное предание приняло латинские имена, мы и сохраняем их для большей ясности.

12. Из десяти Сефирот Каббалы три первые являются единой божественной Троицей, а остальные семь представляют эволюцию вселенной.

13. Мы дадим здесь египетские выражения семиричного состава человека, которые повторяются и в Каббале: Chat — физическое тело, Anch — жизненная сила, Ka — астральное тело, Hati — животная душа, Bai — разумная душа, Cheybi — духовная душа, Kou — божественный дух. Развитие этих основных идей эзотерического учения читатель найдет в книге «Орфей», и в особенности в книге «Пифагор».

14. По египетскому тайному учению человек сознает в своей земной жизни лишь свою животную и свою рассудочную душу, которые носили название hati и bап. Высшая часть его существа — духовная душа и божественный дух, cheybi и kou, существуют в нем в состоянии бессознательного зародыша и развиваются по окончании земной жизни, когда он сам становится Озирисом.

 

Книга Четвертая

 

1. "Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах"… (I послание к Коринф. Ап. Павла III, 2)

2. Ибрим означает "с той стороны, перешедший реку". История израильского народа, Ренана.

3. "Народ Израиля", Ренана.

4. Rexit Achaemenias pater Orchamus, isque

Septimus a prisco numeratur origine Belo.

Ovid. Metam. IV, 212

5. Первое египетское имя Моисея (Филон, цитирующий Манефона).

6. Библейский рассказ (Исход, II, ст. 1-10) делает из Моисея Еврея из племени Левия, найденного дочерью фараона в камышах реки Нила, куда он был положен матерью в надежде тронуть дочь фараона и тем спасти младенца от преследования, сходного с преследованием Ирода. Между тем, Манефон, египетский жрец, которому мы обязаны самыми точными сведениями относительно египетских династий, сведениями, подтвержденными ныне надписями на памятниках, — Манефон утверждает, что Моисей был жрецом Озириса. Страбон, сведения которого идут из того же источника, т. е. от Египетских жрецов, подтверждает то же самое. Египетские источники имеют в этом случае больше ценности, чем еврейские, ибо для жрецов Египта не было ни малейшего интереса сообщать Грекам или Римлянам, что Моисей принадлежал к их среде, тогда как для национального самолюбия Евреев было естественно сделать из основателя своей национальной истории человека своей собственной крови. Но и библейский рассказ признает, что Моисей был воспитан в Египте и послан своим правительством в качестве надзирателя над евреями Гесема. Это — факт чрезвычайной важности, устанавливающий тайную связь между религией Моисея и египетским посвящением. Климент Александрийский признавал, что Моисей был глубоко посвящен в священную науку Египта, и мы прибавим к этому, что все дело создателя Израиля осталось бы совершенно непонятным без этого факта.

7. Эфуд — пояс, отличавший посвященных.

8. В Ветхом Завете «Син».

9. Исход, III, 1.

10. Позднее (Числа, III, 1), после исхода, Аарон и Мария, брат и сестра Моисея по Библии, упрекали его за вступление в брак с эфиопкой. Следовательно, Иофор, отец Сепфоры, был из этой расы.

11. Путешественники нашего времени утверждают, что индусские факиры заставляли закапывать себя в могилу в состоянии каталептического сна, при чем они заранее назначали час, когда их следует откопать. Один из них, после 3-недельного пребывания под землей, был выкопан живым и невредимым при свидетелях, которые и подписались под описанием этого факта.

12. Семь дочерей Иофора, о которых говорит Библия (Исх., II, 16–20), представляют, очевидно, символический смысл, как и все, что дошло до нас в библейской передаче под формой популярных легенд. Более чем невероятно, чтобы первосвященник большого храма заставлял своих дочерей пасти стада и чтобы он принудил египетского жреца к роли пастуха. Семь дочерей Иофора символизируют семь добродетелей, которыми посвященный должен был овладеть, чтобы раскрылся перед ним источник истины. Этот источник называется в истории Агари и Измаила "Источником Живого, который видит меня" (Беэрлахай-рои).

13. Фабр д'Оливе, Vers dorйs de Pythagore.

14. Латинский перевод Библии.

15. Истинный восстановитель космогонии Моисея, несмотря на свой гений, почти забыт в наше время. Но придет час, когда Франция отдаст ему должное, и это будет тогда, когда эзотерическая наука, заключающая в себе всю полноту знания, будет восстановлена на своих нерушимых основах. Фабр д'Оливе не мог быть понят своими современниками, т. к. он на целое столетие опередил их. Ум всеобъемлющий, он обладал в равной степени тремя качествами, соединение которых создает трансцедентный ум: интуицией, анализом и синтезом. Родившийся в Ганже (Ganges, Hйrault) в 1767 г., он подошел к изучению мистических доктрин древнего Востока после того, как получил основательные сведения в науках, философиях и литературах Запада. К. де-Жебелэн (Court de Gйbelin) своим сочинением "Первобытный Мир" открыл ему впервые символический смысл древних мифов и священного языка храмов. Чтобы проникнуть в тайное учение Востока, он изучил китайский, санскритский, арабский и еврейский языки. В 1815 г. он издал свою главную книгу: "Восстановленный еврейский язык" (La Langue hйbraпque restituйe). Эта книга содержит: 1) вводное рассуждение по поводу происхождения языка; 2) еврейскую грамматику, основанную на новых началах; 3) корни еврейского языка, рассматриваемые на основании этимологической науки; 4) предварительная статья; 5) перевод французский и английский 10 первых глав Кн. Бытия, заключающих в себе космогонию Моисея. Этот перевод сопровождается комментариями величайшего интереса. Я могу здесь указать лишь на принципы и на суть этой книги, являющейся в полном смысле слова откровением. Она проникнута духом самого глубокого эзотеризма и построена по самой строгой научной системе. Метод Фабра д'Оливе, которым он пользуется, чтобы проникнуть в скрытый смысл еврейского текста Кн. Бытия, состоит в сравнении еврейского с арабским, сирийским, арамейским и халдейским языками с точки зрения первичных и всеобщих корней; он дает достойный удивления словарь, снабженный примерами из всех языков, который может служить ключом для священных имен у всех народов. Кроме того, Фабр д'Оливе дает прекрасное объяснение истории Библии и возможные причины, по которым ее истинный смысл утерян и остается до наших дней совершенно неизвестным науке и официальной теологии.

Заговорив о Фабре д'Оливе, следует сказать несколько слов и о другой позднейшей книге, вызванной к жизни трудами Фабра д'Оливе. Я говорю о Mission de Juifs, Saint-Ives d'Alveydre (1884 Calmann Lйvy). Сент-Ив обязан своим философским посвящением книгам Ф. д'Оливе. Толкование Кн. Бытия взято им во всех существенных чертах из La Langue hйbraпque restituйe Фабра д'Оливе. Цель этой книги двойная: доказать, что наука и религия Моисея были необходимым последствием предшествовавших религиозных движений в Азии и Египте, чтт Фабр д'Оливе уже осветил в своих гениальных произведениях; и доказать, что тройственное начало всякого правления, состоящего из трех видов власти: экономической, судебной и религиозной или научной, было во все времена венцом доктрины посвященных и существенной частью религий древнего цикла, до Греции. Такова собственная идея Сент-Ива, идея, достойная полного внимания. Он называет ее синархией или управлением, основанным на принципах; он находит в ней органический закон общественного устроения и единственное спасение для будущего. Если не считать того обстоятельства, что Сент-Ив не любил указывать на свои источники, необходимо признать высокое значение его книги, которой и я обязан многим. В ней, несомненно, одно великое качество, перед которым нельзя не преклониться, это — целая жизнь, посвященная одной и той же идее. Кроме этой книги, он издал еще "La Mission des souverains" и "La France vraie"; в последней он, хотя и поздно и как бы нехотя, все же отдает должное своему учителю Фабру д'Оливе.

16. Natura naturans Спинозы.

17. Natura naturata, его же.

18. Вот как Фабр д'Оливе объясняет слово IИVИ: "Это имя являет прежде всего знак, указывающий на жизнь, удвоенный и образующий существенно живой корень ИИ (). Этот корень никогда не употребляется как имя; он с самого начала представляет собою не только глагол, но глагол Единственный, от которого все остальные глаголы лишь производятся; следовательно глагол (ИVИ) равнозначущ сущему бытию. Здесь, как читатель видит и как я уже объяснил в своей грамматике, второй знак (Vau) находится посреди корня жизни. Моисей, взяв этот глагол для образования из него имени единосущего, прибавляет к нему знак потенциального проявления Вечности (I) и получает (IИVИ), в котором сущее помещено между безначальным прошедшим и бесконечным будущим. Это достойное удивления имя означает в точности: Бытие, которое есть, было и будет."



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.104 с.)