Заведующий кафедрой канд. ист. наук, доцент М.Ф. Румянцева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заведующий кафедрой канд. ист. наук, доцент М.Ф. Румянцева



Заведующий кафедрой канд. ист. наук, доцент М.Ф. Румянцева

 

 

Ó Р.Б. Казаков, 2003

Ó Российский государственный

гуманитарный университет, 2003

 


Содержание

 

 

Предисловие  
Примерная структура письменной работы  
Научно-справочный аппарат письменной работы  
Оформление текста письменной работы  
Список источников и литературы  
Приложения  

Предисловие

 

Методические указания предназначены для студентов РГГУ, которым предстоит в процессе учебы в университете выполнить ряд письменных учебно-научных работ и завершить свое обучение написанием и защитой дипломной работы.

Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса студенты осваивают приемы и методы научных исследований, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.

Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализуют себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны и строгие критерии научности полученного знания. Такая работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное.

Студенты составляют часть научного сообщества, а представителями, на которых возложена обязанность проверки результатов научного исследования, их верификации, являются сначала преподаватель данной дисциплины, а в дальнейшем, при подготовке и защите дипломной работы, - научный руководитель, профессорско-преподавательский состав кафедры (на которой готовится дипломная работа) и члены Государственной аттестационной комиссии. Необходимыми требованиями в ходе проведения научной работы являются следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования.

В Историко-архивном институте РГГУ за десятилетия его работы сложился цикл курсов, которые призваны сформировать у студентов умение вести научную работу. Так, кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин еще в 50-е гг. ХХ в. разработала курс "Историческая библиография", который ориентировал студентов в корпусе справочных и информационных изданий по социальным и гуманитарным наукам, формировал навыки письменного оформления полученного нового знания в виде научных работ. С развитием ИАИ, а затем с появлением РГГУ усложнялись и задачи этого курса. Существенно переработанный и расширенный в рамках проекта "Студент в мире информации" этот курс, получивший название "Информационная эвристика" (научный руководитель – Ю.Н. Афанасьев, авторы курса и первого издания программы: А.О. Астапович, В.И. Гульчинский, Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова; авторы второго издания программы - Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова), читается теперь студентам первого курса всех факультетов РГГУ.

Курс "Вспомогательные исторические дисциплины" знакомит с системой приемов и методов, которыми пользуется профессиональный историк в каждодневной исследовательской работе.

На втором курсе на лекциях и семинарских занятиях курса "Источниковедение" студенты получают систематические знания о материальных объектах, дающих информацию о человеке и обществе в ходе исследования в области социальных и гуманитарных наук, – исторических источниках. Этот курс формирует системное знание об основных понятиях источниковедения (исторический источник, классификация исторических источников, источниковедческий анализ и синтез), которые рассматриваются как в логическом, так и в историческом аспектах.

На старших курсах в лекциях и семинарских занятиях по теории и методологии истории рассматривается система методов исторического познания и раскрывается соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса. Основные проблемы методологии истории освещаются в сравнительно-историческом освещении, что позволяет показать развитие методологии истории в новое и новейшее время, современные ее идеи.

Данный цикл курсов складывался в расчете прежде всего на студентов гуманитарных специальностей, но исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, разрабатывая систему доказательности, формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда. Исходя из этого, составитель предлагает данные методические указания студентам широкого круга специальностей.

В соответствии с вышесказанным цель данного пособия состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе, и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Данные методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению письменных работ в вузе. Следует учитывать, что при реализации современной образовательной модели, принятой в РГГУ, студент выполняет по каждой дисциплине значительное количество письменных работ разного вида. Они могут быть разного объема (очень небольшого, если речь идет о блиц-контрольной, значительного, если речь идет о курсовой работе, и т. п.), разного характера (контрольная работа предполагает выполнение ряда определенных преподавателем заданий, а семинарский доклад – обстоятельное изложение хода исследований и его результатов по теме, избранной самим студентом, и т. п.), представлять собой самостоятельное исследование научной проблемы (доклад, курсовая работа) или результат вторичной переработки научной информации (рецензия, аннотация, реферат). Работы небольшого объема (блиц-контрольные, проверочные) часто выполняются во время занятий по упрощенным правилам оформления. Текст семинарского доклада в письменном виде, курсовая работа и – как завершающее исследование – дипломная работа требуют значительного времени для подготовки и строгого соблюдения правил оформления письменного текста и научно-справочного аппарата к нему.

Важно подчеркнуть, что семинарский доклад, курсовая работа, представляющие результат самостоятельного исследования конкретной научной проблемы, – это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке дипломной работы.

Методические указания знакомят с примерной структурой доклада и курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного аппарата письменной работы, требованиями к оформлению письменного текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.


Примерная структура письменной работы

Доклад и курсовая работа (с учетом всех особенностей и специфики поставленных целей и задач) имеют типовую структуру, которая может включать следующие элементы.

Введение, в котором обосновывается актуальность избранной темы, анализируются историография проблемы, корпус источников по теме, ставятся цель и задачи работы и оговариваются ее структура, а также особенности исследовательской методики автора и построения текста работы.

Главы работы, которые должны иметь название; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам решения научных проблем (как правило, 2-3 главы).

Заключение, где подводятся итоги проведенного исследования и дается решение поставленной во Введении проблемы.

Список использованных источников и литературы, содержащий библиографическую информацию об использованных при подготовке письменной работы неопубликованных документах, публикациях источников, литературы и справочных и информационных изданиях, которые были использованы (процитированных в тексте или изученных и использованных, но без ссылок на них).

В зависимости от поставленных целей работа может открываться не Введением, а Вступлением, и делиться на разделы, а не на главы. В этом случае за титульным листом следует Содержание.

В случае необходимости письменная работа может включать вспомогательные указатели (чаще всего – именной, географических и этнических названий и др.) и приложения.


Титульный лист

Оглавление

Подстрочные примечания

Список сокращений

Вспомогательные указатели

Доклад и курсовая работа чаще всего не содержат Списка сокращений и Вспомогательных указателей.

Примеры оформления элементов научно-справочного аппарата письменной работы приведены в Приложении.

 

Оформление титульного листа письменной работы

В верхней части листа начиная от верхнего поля прописными буквами пишутся надзаголовочные данные (наименование министерства, университета, института – полностью, без сокращений и точки в конце строки).

Ниже в правой половине листа полностью указываются наименование факультета и кафедры, на которой выполняется письменная работа.

В средней части листа посередине проставляются фамилия, имя и отчество автора работы полностью в именительном падеже. Ниже прописными буквами приводится тема письменной работы, при этом само слово “тема” не пишется, а формулировка темы не имеет кавычек. Формулировка темы дается прописными буквами. Ниже следует подзаголовок (строчными буквами), обозначающий вид работы, далее указываются курс и отделение, нак оторых учится студент (если речь идет о докладе и курсовой работе, то приводится еще и номер группы), наименование дисциплины, по которой выполнена работа.

Далее в правой части листа строчными буквами указываются ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя. В дипломной работе в левой части листа приводится резолюция заведующего кафедрой о допуске к защите на ГАК, указываются его ученая степень и звание, определяется строка для его подписи, а также для простановки даты.

По нижнему полю листа приводятся место (полностью, без сокращений) и год создания работы без каких-либо знаков препинания.

 

Оформление оглавления работы

Оглавление следует за титульным листом на второй странице работы. Слово "Оглавление" пишется прописными буквами по верхнему полю листа в центре. В оглавление выносятся номера и названия структурных частей работы вместе с имеющимися подразделами. В правой части листа проставляется номер страницы, с которой начинается соответствующая структурная часть работы, без слова "страница". Страница окончания структурной части работы не проставляется.

 

Общие требования к оформлению подстрочных примечаний и списка использованных источников и литературы работы

Подстрочные примечания (ссылки) приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература. Обязательно подтверждаются подстрочными ссылками факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте и заимствованные из источников и литературы, а также сведения, полученные при анализе (подсчете, группировке в таблицы и т. п.) данных, приведенных в изученных источниках и литературе.

Подстрочные примечания должны содержать точное указание страницы (страниц) издания или документа, если в тексте работы дается цитата, если мнение или утверждение автора издания или документа излагается своими словами. Если в тексте работы имеется в виду издание или документ целиком (например, в историографическом обзоре при характеристике какой-либо монографии), то подстрочное примечание должно содержать общий объем издания (книги, статьи и пр.) и, по возможности, неопубликованных документов. Объем для части документа (статья, отдельная глава, параграф и т. п.) дается с указанием страниц "от" и "до":

С. 17-41.

Ссылка на неопубликованные документы дается с указанием места хранения документа (аббревиатурой – название хранилища), номер фонда и его название (название фонда приводится только в первой ссылке на документы данного фонда), номер описи, номер дела, номера листов.

Заимствование фактического материала, выводов, цифровых данных и т. д. без ссылки на автора и источник заимствования не допускается.

В случаях, когда процитировать документ или издание невозможно по первоисточнику, подстрочное примечание оформляется с употреблением слов “Цит. по”:

Ерошкин Н.П.

Зимин А.А., Хорошкевич А.Л.

Карамзин Н.М. Соч.: В 2 т.

В выходных данных в последнем случае указывают годы издания первого и последнего вышедшего тома через дефис или один год, если все тома вышли в один год:

Л., 1983-1984.

Если в основном заглавии присутствуют даты, а также сведения о месте проведения конференции, не связанные грамматически с заглавием, их отделяют от основного заглавия запятой:

Е изд., перераб. и доп.

Е изд., расшир.

Е изд., стереотип.

Неофиц. изд.

Офиц. изд.

Репринт. изд.

Факс. изд.

Далее в описании книги проставляют данные о месте и дате издания книги (указание на наименование издательства или издающей организации является факультативным и может проставляться только тогда, когда без этих сведений поиск и идентификация издания затруднены). При указании наименования издательства или издающей организации сохраняются особенности его наименования:

М., 1898.

Л., 1977.

Пенза, 1994.

СПб.: Белые альвы, 1999.

М.: Аванта+, 2000.

М.: Эдиториал УРСС, 1999.

М.: Юристъ, 1998.

При наличии двух, трех мест издания приводят их названия, отделяя их друг от друга точкой с запятой:

М.; Л., 1946.

М.; Пенза, 1994.

При указании места издания используют следующие сокращения (сокращения места издания, приведенного в латинской графике, не являются обязательными, а только рекомендуются):

Москва М. Berlin В.
Ленинград Л. London L.
Санкт-Петербург СПб. New York N.Y.
Петербург Пб. Paris P.
Петроград Пг.    
Нижний Новгород Н. Новгород    
Ростов-на-Дону Ростов н/Д    

Сокращение наименований других мест издания на русском и иностранных языках не допускается.

Дата издания проставляется арабскими цифрами, независимо от того, как она обозначена на титульном листе издания, без слов "год", "г.". Если дата не обозначена на титульном листе и устанавливается путем дополнительных библиографических разысканий автора письменной работы, она заключается в квадратные скобки:

М., 1997.

СПб.: Общественная польза, [1899].

Если место и дату издания установить не удается, в библиографическом описании проставляют:

Б. м. и д.

S. l., s. a.

После указания даты издания приводится объем издания:

С.

P.

S.

Последней при подсчете количества страниц будет страница, на которой заканчивается текст или расположено оглавление (содержание), если оно находится в конце книги. Страницы с выпускными данными, библиографической полоской (если они расположены в конце издания), рекламными объявлениями при подсчете не учитываются.

При наличии в издании нескольких систем пагинации (отдельно могут быть пронумерованы страницы предисловия, приложения и т. п.), сведения о них приводятся раздельно в том случае, если пагинаций не более 3. Если систем пагинации более трех, количество страниц суммируется и приводится в описании с указанием на систему обозначения страниц:

XV, 704 с.

XXII, 459, 37 с.

LХХ, 592, XVI с.

С. разд. паг.

Сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, сведения об издательстве или издающей организации являются факультативными и могут быть опущены в библиографических описаниях в подстрочных примечаниях и списке источников и литературы.

 

Примеры библиографического описания

Издания одного и нескольких авторов

Отечественные архивы

Литературное наследство

ВДНХ СССР

ЭКО

и типовым, состоящим из слов, обозначающих вид издания:

Бюллетень

Вестник

Известия

Труды

Ученые записки

Если издание выходит в нескольких сериях (подсериях), то в описании указывают заглавие издания, заглавие подсерии:

Известия Академии наук СССР. Сер. геолог.

Вестник МГУ. Сер. 8, Ист.

После заглавия приводится дата выхода тома или томов и номер (номера) томов. Основная порядковая единица (том) может состоять из более мелких делений – книг, частей, выпусков:

Т. 3, кн. 1.

Кн. 4, ч. 2.

Т. 3, вып. 1.

Примеры библиографического описания сериальных изданий:

Зап. / Ин-т кинематографии

Анохин Г.И. Исландцы // Вопросы истории. 1990. № 8. С. 157-160.

но

Дементьев И.П. Поиски новых подходов в историографических исследованиях // Вопросы истории. 1989. № 1. С. 150-153. Рец. на кн.: Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. М.: Наука, 1987. 270 с.

Описание неопубликованных документов

В подстрочных примечаниях приводится место хранения документа в сокращенном виде, номер фонда, номер описи, номер единицы хранения, номера листов:

РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Д. 16. Л. 2-3об.

Веселовский С.Б. Село и деревня в Северо-Восточной Руси XIV-ХVI вв. М.; Л., 1936; Он же. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; Он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

Этот же эквивалент используется и в том случае, когда в сноске, следующей подряд, упоминается другая работа того же автора. В первичной сноске:

Там же. С. 8-24.

В следующей повторной сноске, если упомянуты те же страницы:

Там же.

Эквивалент “Указ. соч.” употребляется в повторной сноске, идущей не подряд, в том случае, если до сих пор в работе упоминалась всего одна работа данного автора.

Если упоминались несколько работ одного и того же автора, эквивалент “Указ. соч.” использовать нельзя. В этом случае допускается сокращать библиографическое описание, заменяя часть его многоточием. Если в примечаниях среди других работ Д.С. Лихачева были ссылки на его работу “Текстология: На материале русской литературы X-ХVII веков.”, то в повторной ссылке употребить эквивалент “Указ. соч.” уже невозможно, но можно сократить заглавие этой книги:

Лихачев Д.С. Текстология.... С. 209.

В повторных примечаниях сокращаются последние слова длинных заглавий и для изданий, описанных не на автора. В первичной сноске:

I. Источники

Опубликованные

Неопубликованные

II. Нормативно-методическая литература

III. Литература

IV. Периодическая печать

V. Справочные и информационные издания

Разделы Списка нумеруются римскими цифрами. Подразделы не нумеруются.

В зависимости от особенностей и целей работы в Списке могут быть и другие разделы.

В разделе «I. Источники» сначала перечисляются опубликованные документы, затем - неопубликованные.

В подразделе "Опубликованные" вначале перечисляются тематические публикации документов, сборники документов в алфавитном порядке их заглавий. Затем указываются публикации отдельных документов в соответствии с иерархией видов исторических источников: законодательные источники, актовые источники, делопроизводственные документы (в том числе специальных систем делопроизводства), статистические источники, географические описания и картографические источники, периодическая печать, литературные произведения (публицистика, произведения художественной литературы), записки иноземцев, источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка – в алфавитном порядке авторов).

В подразделе "Неопубликованные" приводятся сведения о неопубликованных документах, использованных автором в процессе исследовательской работы в архивохранилищах (архивах, рукописных отделах музеев, библиотек и т. п.). В порядке сквозной нумерации указываются фонды, а не названия архивохранилищ.

В качестве подзаголовка приводится полное наименование хранилища, затем указывается его принятая аббревиатура, которая используется в подстрочных примечаниях. Далее под очередным порядковым номером приводится запись с указанием номера фонда, его названия, номеров описей и номеров дел. Названия единиц хранения (дел), их объем и сведения о листах дел не даются.

Учреждения, хранящие документы, располагаются в следующем порядке: архивы, музеи, библиотеки. Учреждения перечисляются в порядке их подчиненности: федеральные, республиканские республик РФ, краевые и областные, районные и городские, ведомственные, частные архивы, далее в том же порядке музеи, затем библиотеки. Далее следуют указания на иностранные хранилища документов.

Фонды в пределах одного архивохранилища указываются в порядке возрастания их нумерации.

Раздел может включать отчеты о научно-исследовательских работах, неопубликованные переводы, диссертации.

В разделе “II. Нормативно-методическая литература” указываются в пределах каждой группы следующие издания: стандарты и методические указания по их применению, технические условия, технико-экономические нормативы и нормы, патентные документы, каталоги, правила и инструкции и пр. Если в разделе присутствуют документы на электронных носителях, они указываются после публикаций на бумажной основе.

В разделе “III. Литература” приводятся сведения об исследовательской литературе, которая использовалась при подготовке работы: монографиях, статьях, рецензиях, авторефератах диссертаций, тезисах докладов, многотомных изданиях. Порядок расположения – по алфавиту фамилий авторов и заглавий (для работ, описанных не на автора).

Работы одного и того же автора перечисляются по алфавиту их заглавий или в хронологии их публикации.

Порядок следования библиографических записей в этом разделе может быть иным, например, по хронологии издания, в алфавитном порядке мест издания и пр.

Раздел “IV. Периодическая печать” выделяется только в тех случаях, когда в письменной работе использовались целиком комплекты изданий журналов, газет и пр. Сведения об использованных статьях из журналов и газет (в том числе и нескольких или многих статей из номеров одного и того же журнала или газеты) приводят в разделе “III. Литература” или других разделах Списка, а раздел "Периодическая печать" при этом не выделяется.

В разделе “V. Справочные и информационные издания” помещают сведения об использованных энциклопедиях, энциклопедических словарях, языковых словарях (в том числе, использованных для переводов двуязычных словарях), библиографических пособиях, справочниках, адресных и телефонных книгах, путеводителях по архивам, опубликованных описях фондов и каталогах выставок и пр. Порядок расположения – по алфавиту заглавия; если использовано несколько десятков таких изданий, их группируют по видам: энциклопедии, словари, библиографические пособия и пр. Принято указывать сведения об использованных томах многотомных энциклопедических изданий, словарей и т. п., а не о конкретных статьях из этих томов. Кроме того, исследовательская работа (семинарский доклад, курсовая работа, дипломное сочинение) предполагает постоянное обращение к разным томам справочного издания или библиографического пособия, поэтому целесообразно указывать общее количество вышедших томов данного издания.

Карамзин Н.М. 17, 19, 24-27, 355

или

Суздаль 36, 39, 101

Текст указателей можно располагать в две колонки.

Во вспомогательных указателях первыми в алфавитном порядке перечисляются наименования на языках на основе кириллического алфавита (на русском, белорусском, болгарском, сербском, украинском языках), затем на основе латинского алфавита (английский, немецкий, французский и другие языки). Далее через запятую приводятся номера страниц, на которых присутствуют данные наименования.

В Именной указатель включают имена (фамилии и инициалы, имена в случае отсутствия фамилий, только инициалы, псевдонимы, криптонимы и т. д.) лиц, упомянутых в тексте работы и примечаниях к ней. Как правило, в Именной указатель не включаются имена литературных персонажей, героев мифов, легенд (Евгений Онегин, Аполлон и пр.), однако состав Именного указателя определяется целями работы и может содержать перечень таких имен.

 

Пример Именного указателя:

Аввакум 59, 72, 74 Луценко А.И. 238, 256, 314-317
Авдонин В.И. 17, 38 Николай II 75, 79, 82
Архипова Т.Г. 5-7, 22, 48 Пушкин А.С. 14, 15
Бескровный Е.Е. 69 Римский-Корсаков Н.А. 14, 18
Бескровный Л.Г. 6, 8, 104 Харитонов Д.И. 58
Екатерина II 37-44 Штакельберг Ф.А. 43
Ерошкин Н.П. 6-11, 104-108 Яковлев А.И. 9, 10, 101, 104
Зимин А.А. 12, 94 Еdmonds R. 15, 102
Каменский А.Б. 4, 102, 117 Foucanet M. 15, 103
Лихачев Д.С. 5-8, 103-106 Hodder J. 16, 105
Лукьяненко М.И. 88, 93 Schneps L. 16, 105

 

В Указатель географических и этнических названий входят не только географические наименования населенных мест, государств, княжеств, земель, местечек, урочищ, местных географических названий, рек, гор и других природных образований и т. д., но и наименования племен, народностей и народов, если таковые встречаются в тексте работы.

Пример Указателя географических и этнических названий:

Абдуловский завод, дер. 22 Меря 8, 9
Австрия 48 Москва 15, 31
Балканский п-ов 49 Поляне 6, 7
Белозерский у. Новгородской губ. 23 Притыкино, дер. 24, 28, 49-61
Вятская губ. 79 Соплевка, дер. 29, 73-85
Вятичи 7 Тобольск 44, 56, 71
Голядь 8 Урюпинск 2-11, 88-95
Грачевка, дер. 91 Яковля курья 52
Женева 51 Berlin 72
Закавказье 83 London 72
Ковердяки, с. 22, 35-48 Paris 73
Кривичи 8 Washington 73-75

Оформление иллюстративного материала и приложений

Иллюстрации, схемы, графики, чертежи и т. д. располагают после первой ссылки на них. Они сопровождаются подписями и нумеруются:

Рис. 1. Прорись берестяной грамоты № 899 из раскопок 1997 г.

Табл. 2. Распределение крестьянских земельных наделов в Бежецком уезде в 1861-1871 гг.

Ил. 3. Библиотека Петра III в Зимнем дворце. Гравюра по рис. И. Махаева.

В письменной работе обязательно должна быть ссылка на соответствующую иллюстрацию:

(См. рис. 1 на с. 23)

Иллюстративный материал, графики, схемы, чертежи, таблицы, занимающие много места в работе (например, таблица на нескольких страницах), могут быть вынесены в Приложения или оформлены в виде плакатов на стандартных листах чертежной бумаги.

Приложения формируются автором работы, они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой темы или являются практическим результатом проведенного исследования. Приложения могут содержать публикации впервые вводимых в научный оборот документов, составленные справочные и библиографические материалы (например: Список членов Общества..., Роспись содержания “... известий”, Материалы к биобиблиографии... и т. д.), новые формы документов, инструкции, правила.

Приложения нумеруются римскими цифрами. В правом верхнем углу первой страницы приложения проставляется:

Приложение I

Приложения помещаются в конце работы после Списка использованных источников и литературы и имеют собственную пагинацию.

Приложения должны иметь заголовки.


Оформление текста письменной работы

Письменная работа требует значительного времени на подготовку и особого внимания к ее окончательному тексту. Выработаны и правила подготовки письменного текста такой работы.

Работа должна быть написана грамотно, литературным языком. Текст ее должен быть отредактирован и вычитан.

Доклад и курсовая работа могут быть выполнены от руки, напечатаны на машинке или распечатаны на принтере на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210 на 297 мм). Как правило, дипломная работа представляется в виде машинописного текста или компьютерной распечатки на стандартных листах белой бумаги формата А4. В исключительных случаях допускается представление текста дипломной работы к защите в рукописной форме также на стандартных листах белой бумаги формата А4.

Приведенные ниже правила относятся к текстам, написанным от руки, машинописным и распечатанным на принтере. При этом дополнительно не оговаривается, что работа может быть выполнена одним из этих способов.

Текст от руки пишется на одной стороне листа чернилами черного или темно-синего цвета.

Текст на машинке печатается с использованием ленты черного цвета.

Цвет распечатки компьютерного набора - черный.

Работа печатается на машинке через два интервала. При этом на стандартной странице размещается 28-30 строк текста (включая текст подстрочных примечаний) по 65-70 знаков в строке. Подстрочные примечания допускается печатать через 1,5 интервала.

Кегль (размер) шрифта компьютерной распечатки в редакторе Word – 12-14 пунктов, но не мельче. Кегль подстрочных примечаний может быть также 12-14 пунктов. Интерлиньяж (интервал, расстояние между строками) при компьютерном наборе кеглем 12-14 устанавливается в текстовом редакторе Word таким образом, чтобы на странице умещалось 28-30 строк текста (включая подстрочные примечания). Текст, набранный кеглем 14, требует полуторного интерлиньяжа.

При подготовке работы в виде компьютерного набора выбирается наиболее простой и экономичный тип шрифта (гарнитура), например, Times New Roman Cyr, TimesET, Arial и близкие по начертанию.

В работе не допускается использование шрифта разных гарнитур.

Возможно применение следующих видов выделения фрагментов текста:

Жирным шрифтом

подчеркиванием

курсивом

печати прописными буквами

р а з р я д к и т е к с т а

Возможно также сочетание нескольких способов выделения текста, например:

Курсива и жирного шрифта

I. Источники

1. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-76; Введ. 01.01.86. М.: Изд-во стандартов, 1987. 72 с.

2. ГОСТ 7.11-78 (СТ СЭВ 2012-79). Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании. Взамен ГОСТ 7.11-70; Введ. 01.07.79. М.: Изд-во стандартов, 1982. 224 с.

3. ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. Взамен ГОСТ 7.12-77; Введ. 01.07.95. М.: Изд-во стандартов, 1995. 17 с.

4. ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения. Введ. 01.01.82. М.: Изд-во стандартов, 1983. 12 с.

5. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления: Межгос. стандарт. Введ. 01.07.2001. М.: Изд-во стандартов, 2000. III, 8 с.

6. ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования. Взамен ГОСТ 7.9-77; Введ. 01.07.97. М.: Изд-во стандартов, 1996. 7 с.

7. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / Сост.: Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман, при уч. К.Ю. Зюзина, Ю.В. Квасовой. СПб.: Профессия, 2003. 576 с.

8. Стандарты по издательскому делу / Сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. М.: Юристъ, 1998. 375 с.

***

9. Библиографическое описание книг: Альбом примеров / Ред.: О.Н. Кулиш, М.В. Экстрем; Рос. нац. б-ка. СПб., 1992. 69 с.

10. Библиографическое описание составной части документа / Ред. Т.И. Назаровская; Б-ка Акад. наук. СПб., 1992. 87 с.

11. Библиографическое описание электронных ресурсов: Метод. рекомендации / Сост.: Бахтурина Т.А., Дудник И.С., Кулыгина Н.Ю.; Отв. ред. Каспарова Н.Н.; Рос. гос. б-ка. Межрегион. комитет по каталогизации. М., 2001. 54 с.

12. Примеры к правилам составления библиографического описания: Метод. рекомендации / Междувед. каталог. комис. при Гос. б-ке им. В.И. Ленина. М., 1991. 165 с.

13. Составление библиографического описания: Крат. правила. 2-е изд., доп. / Т. В. Борисенко, В. В. Бутовская, И. С. Дудник и др. М.: Кн. палата, 1991. 220 с.

 

II. Литература

14. Афанасьев Ю.Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие “гуманитарность”. Русская университетская традиция / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1999. 16 с.

15. Афанасьев Ю.Н. Об универсальном знании и новой образовательной среде: К концепции универсальной компоненты образования / Афанасьев Ю.Н., Строгалов А.С., Шеховцов С.Г.; Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1999. 55 с.

16. Афанасьев Ю.Н. Universitas humana: Гуманитарный университет третьего тысячелетия / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 2000. 460 с.: ил.

17. Веревкина А.Н. Как оформить библиографию к научной работе: Метод. пособие / Веревкина А.Н., Калинин С.Ю., Обризан А.И. М., 1992. 46 с.

18. Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по финансовым и экономическим специальностям: Учеб. пособие / Информ.-внедренч. центр “Маркетинг”. М., 2000. 133 с.

19. Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. М.: Изд. дом “Дашков и К”, 2000. 18 с.

20. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи: Оформление научной работы: Учеб. пособие. М.: Рус. яз., 1991. 201 с.

21. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф.; Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 2000. 701 с.

22. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письм. речи. М.: Флинта: Наука, 2002. 288 с.

23. Медушевская О.М. Методология истории: Учеб. пособие / Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. М., 1997. 72 с.

24. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. Минск: Амалфея, 1998. 272 с. Библиогр.: с. 180-186.

25. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 276 с.

26. Призмент Э.Л. Предметизационные ситемы и аппарат книги (теория и практика). М., 1999. 339 с.

27. Про А. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. / Рос. гос. гумант. ун-т. М., 2000. 334 с.

28. Проект “Студент в мире информации” / Сост.: Гульчинский В.И., Астапович А.О., Казаков Р.Б., Максимов Н.В., Простоволосова Л.Н.; Рос. гос. гумант. ун-т. Науч. б-ка, Отдел по кординац. науч. исслед., Каф. источниковед. и вспом. ист. дисц. М., 1998. 34 с.

29. Простоволосова Л.Н. Историческая библиография: Пособие для практ. занятий. М., 1986. 90 с.

30. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.70.135.71 (0.186 с.)