Температура, соленость и плотность воды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Температура, соленость и плотность воды



Температура поверхностного слоя воды. Средняя годовая температура поверхностного слоя воды в северо-западной части Японского моря изменяется от 5,8 °С на севере до 9,1 °С на юге района. Отклонение от нормы обычно не превышает 1 °С. Наиболее низкая температура воды отмечается в январе—феврале, в прибрежных районах она составляет —1... —2 °С, а в открытом море 2... 4 "С. К концу марта—началу апреля температура воды повсеместно переходит через О °С, в дальнейшем идет интенсивный прогрев водных масс, но повышение температуры в начале лета идет медленно, так как в этот период усиливается циклоническая деятельность, часты дожди, туманы и много пасмурных дней.

Температура воды достигает наибольших значений в году в августе, 10 а в отдельные годы в июле или сентябре: 23 °С на юге описываемого района и 15,7 °С на севере. В отдельные дни возможно повышение температуры до 24—28 °С, а в заливе Петра Великого до 33 °С.

В сентябре температура воды повсеместно понижается, хотя остается еще довольно высокой (15—19 °С), далее она понижается более интенсивно. В декабре температура воды в прибрежной зоне переходит через О °С, распространяясь затем до изобаты 50 м.

На температурный режим значительное влияние оказывают течения; так, у западного берега Амурского залива температура виды всегда выше, чем у восточного, а в Уссурийском заливе более теплыми оказываются воды у восточного берега.

Соленость поверхностного слоя воды в течение года колеблется от 20—30 °/оо в прибрежной зоне до 33,5—34,8 °/оо в открытом море. Наиболее низкая соленость отмечается в тех бухтах и заливах, в которые впадают реки. Так, в заливе Ольги средняя годовая соленость составляет 25 лишь 20,4 °/оо.

Наибольшая соленость отмечается в январе—феврале, достигая 33—35 °/оо, в отдельные годы в заливе Петра Великого — 38 °/оо. С марта соленость воды уменьшается за счет увеличения речного стока и атмосферных осадков. Наименьшая соленость отмечается в июне — августе в прибрежной зоне и составляет 20—32 °/оо, а в районе залива Ольги 17 /оо. В открытом море соленость больше, чем в прибрежной зоне (33—34 °/оо). В сентябре соленость увеличивается, чему способствуют учащающиеся северные ветры и сгон верхнего, распресненного, слоя воды.

Плотность поверхностного слоя воды с декабря по февраль повсеместно изменяется мало и составляет 1,0270—1,0300 и более. С марта по май плотность обычно колеблется от 1,0256 до 1,0270 и более, с июня по август она резко снижается и составляет 1,0220—1,0260, а в вершинах отдельных заливов 1,0200—1,0210. В сентябре плотность воды повышается до 1,0235—1,0265. Исключением являются заливы, где плотность воды не превышает 1,0230.

Прозрачность и цвет воды. Условная прозрачность воды определяется размером взвешенных частиц, а также наличием планктона. Наибольшей изменчивости прозрачность воды подвержена на мелководье и вблизи устьев рек. Наибольшая условная прозрачность отмечается в открытом море, а также в местах выхода глубинных вод и составляет 15 м и более, в прибрежной зоне она гораздо ниже (10 м и менее).

В течение года наибольшая условная прозрачность отмечается с января по март и с июля по сентябрь. С апреля по июнь и с октября по декабрь условная прозрачность повсеместно понижается и в отдельных районах она достигает 6—10 м.

Цвет воды обычно изменяется от голубого до зеленовато-голубого. В отдельных бухтах, заливах и в устьевых участках рек цвет воды приобретает оттенки мутно-желтого.

Загрязнение. Прибрежные воды сильно загрязнены нефтепродуктами, фенолами, органическими веществами. Загрязнение вод в заливе Петра Великого превышает в 10—100 раз предельно допустимые концентрации (ПДК), а в Амурском заливе в 300—380 раз.

Гидробиологические сведения. Свечение моря наблюдается с июня по октябрь—ноябрь. Оно вызывается различными микроскопическими и мелкими организмами и заметно лишь при механическом воздействии на возбудителей свечения: во время волнения, при прохождении судна и т. д.

Цветение, вызываемое массовым развитием фитопланктона в поверхностном слое воды, заметно меняет оптические свойства (цвет и прозрачность) воды. Наиболее сильное цветение наблюдается в сентябре.

Водоросли. В описываемом районе распространены зостера (морская трава), ламинария (морская капуста), а также крупные водоросли: агарум и саргасса, но здесь они не достигают больших размеров и препятствием для плавания не являются.

Древоточцы. В северо-западной части Японского моря встречаются «корабельные черви» тередо навалис, банкия и сверлящий рачок лимнория, которые в сравнительно короткий срок разрушают деревянные суда и различные деревянные гидротехнические сооружения. Личинки «корабельного червя» тередо навалис оседают на дерево при температуре воды не ниже 19 °С. Больше всего страдают от него суда при стоянках в мелководных местах в спокойной и хорошо прогретой воде. «Корабельный червь» банкия холодоустойчив, размножается он при сравнительно, низких температурах главным образом в придонном слое. Сверлящий рачок лимнория встречается в прохладных водах. Основным средством борьбы с древоточцами является применение ядовитых красочных покрытий и антисептиков.

Обрастание морскими организмами подводной части судов особенно интенсивно и достигает значительных размеров с июня по август во время стоянок в портах. Обрастание может нарушить нормальную работу лагов, гидроакустических и других приборов.

Опасные морские животные. В описываемом районе имеются ядовитые морские рыбы, морские змеи и медуза-крестовичок.

ЛЕДОВЫЙ РЕЖИМ в северо-западной части Японского моря несложный, и навигация осуществляется практически в течение всего года. Ледовые условия в прибрежной зоне южной и северной части района различны.

Первое образование льда обычно отмечается во второй половине ноября вблизи устья реки Раздольная и в вершине залива Угловой. Севернее мыса Поворотный первое появление льда происходит в декабре — начале января, причем лед образуется сначала в южной части этого участка в защищенных от ветров и волнения бухтах (гавань Тихая Пристань, бухта Преображения), а затем распространяется на север. У открытого берега льдообразование обычно наступает на один— полтора месяца позднее. На участке берега между мысами Поворотный и Низменный и у острова Чихачева лед бывает не ежегодно.

Севернее параллели 45°30' сев. шир., как правило, устойчивого льдообразования не происходит, за исключением залива Рында и бухты Серебрянка.

Наибольшее развитие льда в описываемом районе отмечается в феврале.

Препятствием для судоходства является только лед залива Петра Великого. В мягкие и умеренные зимы дрейфующий лед затруднений для навигации не представляет. В суровые же зимы, особенно в первой половине февраля, дрейфующий лед достигает большой сплоченности и местами смерзается, что почти исключает возможность плавания без ледокола.

В конце февраля — начале марта начинается интенсивное сокращение количества льда в районе от мыса Поворотный до мыса Белкина. Лед остается только в глубоко вдающихся бухтах и заливах. Очищение их в теплые зимы наступает на две декады раньше средних сроков, а в суровые зимы — на три декады позднее.

В заливе Петра Великого лед держится несколько дольше. В марте ледовая кромка начинает смещаться к северу, а затем разрывается, и лед уже встречается только отдельными пятнами и полосами вплоть до середины апреля.

При сильном северо-западном ветре в прибрежной зоне к W от полуострова Муравьев-Амурский и у восточного берега Уссурийского залива лед подвержен сильному сжатию. Так, в 1963 г. произошло сильное сжатие льда у восточного берега Амурского залива, в результате чего лед был вынесен на берег и повредил железнодорожное полотно, жилой дом. Высота нагромождений льда достигла 5 м.

Обычно полное исчезновение льда в северо-западной части Японского моря происходит во второй декаде апреля.

Границы дрейфующего льда в Японском море приведены в Атласе опасных и особо опасных для мореплавания и рыболовства гидрометеорологических явлений (Японское, Охотское и Берингово моря) ГУНиО МО, 1980 г.

Скорость дрейфа льда в заливе Петра Великого в среднем не превышает 0,6 — 0,8 уз, наибольшая достигает 1 уз. Направление дрейфа зависит от преобладающего направления ветра. Севернее мыса Поворотный лед дрейфует на S со скоростью 0,8 — 1 уз.



Обледенение судов. Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в северо-западной части Японского моря представляет их обледенение, которое наблюдается с ноября по март. Повторяемость обледенения в марте составляет 50 %, в ноябре — феврале 90—100 %.

Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой.

Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря.

В большинстве случаев обледенение судов бывает в тыловой части циклона или в передней части антициклона. Особенно сильное обледенение происходит вблизи центральной части циклона, в зоне холодного фронта, где ветер резко усиливается и направление его меняется с южного на северное. Нередко обледенение судов наблюдается и в передней части циклона в зоне выпадения осадков, связанных с теплым фронтом. Наиболее опасны циклоны, находящиеся в стадии углубления.

.По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое.

Наибольшая скорость нарастания льда составляет: для медленного 50 обледенения — 2 см/ч, для быстрого обледенения — 6 см/ч, для очень быстрого обледенения — более 6 см/ч.

Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300 — 500 т.

Медленное обледенение — скорость нарастания льда на судне менее 1,5 т/ч. Оно наблюдается:

а) при температуре воздуха от — 1 до — 3 °С и любой скорости ветра при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря;

б) при температуре воздуха —4 °С и ниже и скорости ветра до 9 м/с при наличии забрызгивания или хотя бы одного из следующих явлений: атмосферных осадков, тумана, парения моря.

Быстрое обледенение — скорость нарастания льда на судне 1,5—4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от —4 до —8 °С и скорости ветра от 10 до 15 м/с.

Очень быстрое обледенение — скорость нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается:

а) при температуре воздуха —4 °С и ниже и скорости ветра 16 м/с и более;

б) при температуре воздуха —9 °С и ниже и скорости ветра 10— 15 м/с.

Районы, где наиболее вероятно медленное, быстрое и очень быстрое обледенение судов в ноябре—марте, показаны в Атласе опасных и особо опасных для мореплавания и рыболовства гидрометеорологических явлений (Японское, Охотское и Берингово моря), ГУНиО МО, 1980 г.

Особенно опасное обледенение происходит при температуре воздуха от —8 до —20 °С, температуре воды от 0 до —1,8 °С, северных и северо-западных ветрах со скоростью более 15 м/с и при высоте волн более 3 м.

Скорость нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется скоростью ветра, высотой и крутизной волны, скоростью судна и его курсом по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгиваемость судна, а следовательно, и наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях будут иметь место при курсовых углах волны и ветра менее 45°.

В северо-западной части Японского моря обледенение малых судов наблюдается также:

. * а) медленное — при температуре воздуха от —5 до —6 "С, скорости ветра 9—10 м/с и 3—7 забрызгиваниях в минуту;

б) быстрое — при температуре воздуха от —9 до —14 °С, скорости ветра 10—21 м/с и 7—11 забрызгиваниях в минуту:

в) очень быстрое — при температуре воздуха от —14 до —20 °С, скорости ветра более 21 м/с и более 11 забрызгиваний в минуту.

При этом наибольшая забрызгиваемость судна наблюдалась при курсовых углах волны и ветра до 60°.

На скорость нарастания льда влияет также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение.

Особую опасность представляет обледенение для судов с низкими надводными бортами.

При возникновении обледенения рекомендуется:

1.Привести в готовность все средства борьбы с обледенением, а также спасательные средства.

2. Немедленно приступить к очистке судна даже от самого тонкого слоя льда и ледяной каши.

3. Изменить курс судна таким образом, чтобы частота забрызгиваний была наименьшей.

4. Если есть возможность, покинуть опасный район, войти во льды или перейти в сторону более теплого воздуха или течения.

Мореплаватели, направляющиеся в районы возможного обледенения, особенно на судах малого и среднего водоизмещения, должны подготовить суда и экипажи к борьбе с обледенением.

Весьма важным является обязательный регулярный прием на судне прогнозов погоды и штормовых предупреждений, передаваемых береговыми радиостанциями.

Переходы малых судов рекомендуется осуществлять группами не более восьми в сопровождении крупнотоннажных судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.2.54 (0.025 с.)