Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа ЭКЗАМЕНА ПО психолингвистике для студентов заочной формы обучения Специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия» педагогического факультета На 2009-2010 учебный год Составитель: доцент Кавинкина И.Н. 1. Психолингвистика: объект, предмет, основные проблемы. Психолингвистика, психология и традиционное языкознание. 2. Язык, речь, речевая деятельность. Языковой/ речевой механизм человека. Речевая организация индивида. 3. Специфика материала психолингвистических исследований. Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека. Роль эксперимента в психолингвистике и языкознании. 4. Основы психолингвистики. 5. Концепция порождения речи. Специфика восприятия речи. 6. Тенденции в современной психолингвистике. 7. Основные группы ПЛ методов. Анализ экспериментальных методов ПЛ исследования. 8. Нейролингвистика и ее связь с другими науками. Специфика нейролингвистических исследований. 9. Виды нейролингвистических афазий. 10. Межполушарная ассиметрия головного мозга. 11. Язык и мышление. Разнообразие гипотез о взаимосвязи мышления и языка. 12. Внутренняя речь как инструмент мышления. 13. Нарушения и дефекты речи (ПЛ аспект). 14. Принципы и подходы к описанию работы языкового/ речевого механизма человека. 15. Теоретическая ПЛ. Основные направления прикладной ПЛ. 16. Лексикон человека. Специфика единиц лексикона человека. 17. Проблемы фоносемантики. Синестезия. 18. Значение слова и возможности его описания. Различные подходы к проблеме значения слова. 19. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности человека. 20. Своеобразие вербальных форм речевой коммуникации. Текст. Дискурс. 21. Невербальные компоненты коммуникации. 22. Средства визуального воздействия на читателя/ слушателя. 23. Предмет и задачи социальной психолингвистики. 24. Проблемы этнопсихолингвистики. 25. Статусно - ролевая структура межличностного общения. 26. ПЛ конфликтология. Коммуникативный конфликт. 27. Гендерный аспект психолингвистики. 28. Проявление творчества в речевой деятельности. 29. Онтогенез речи. Предмет изучения возрастной ПЛ. 30. Освоение речи ребенком. Дословесный период речевого развития ребенка. 31. Становление фонетического строя речи ребенка. Связь звучания со смыслом. Становление лексико-семантической системы речи ребенка. Детское словотворчество. 32. Овладение морфологией и синтаксисом. 33. Становление языковой личности школьника. 34. Речевые ошибки. Их классификация. 35. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых.
Утверждено на заседании кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания (протокол № 5 от 17.11. 2009 г.)
Зав. кафедрой лингвистических дисциплин и МП И.Н.Кавинкина
Преподаватель _____________
1. ПЛ: объект, предмет, осн проблемы. ПЛ, психология и традицион языкознание. ПЛ- это наука, изуч процессы речеобразования, а также восприятия и формиров речи в их соотнесенности с системой языка, с одной стороны, и с личностью чел – с другой. В ПЛ исследу следующ проблемы: психолинг единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку (особенно иностран), речевое воспит дошкольн и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых наруш, диагностика нервн заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы реч воздействия (пропаганда, деятельность СМИ, рекламы), лингвистич аспекты авиационной и космич психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматич обработка текста, информатика, теория и практика искусствен интеллекта. ОБЪЕКТОМ ПЛ явл совокупность речевых событий или реч ситуаций, т. е. язык как система знаков. Принципы и подходы к описанию работы языкового/ речевого механизма человека. Выделяют следующ принципы работы языкового/ реч механизма человека: 1.Узнавание, кот отличается избирательностью (не всё и не всегда узнается, это зависит от конкретной ситуации и от мотивов). 2.Использование разных видов опор (т.е. благодаря чему, с опорой на что происходит соотношение речи и действительности). Могут быть функциональные опоры, т.е. предназначенные для конкретной цели, параллельные опоры на опыт и чувства. 3.Принцип ассоциирования (соотношение со всем многоообразием мира). 4.Принцип смысловых замен (стык речи и интеллекта конкретн человека, где совершается перевод мысли на язык человека). 5.Принцип контроля. Выделенные основополагающие принципы функционирования языкового/реч механизма человека находятся в постоянном взаимодействии, кот реализуется каждым индивидуумом по-своему, исходя из личного и соц опыта, состояния мозгового субстрата и эмоциональной соотнесенности. В наст время можно выделить следующ три осн подхода с описанию работы языкового/ речевого механизма человека: 1. Модульный, 2. Коннекционистский, 3. Гибридный. Модульный подход. В основе этого подхода лежит аналогия между переработкой языка человеком и переработкой языка компьютером. Коннекционистский подход базируется на результатах исследования процессов переработки информации мозгом человека, акцентируя внимание на параллельности (одновременности) переработки при взаимодействии информации, получаемой из разных источников. Между сторонниками модульного и коннекционистского подходов идет дискуссия. Как бы то ни было, но в последнее десятилетие прослеживаются некоторые «сращения» коннекционистских сетей с модульными системами, что называется гибридная система обработки информации.
Лексикон человека. Специфика единиц лексикона человека Согласно Л.В. Щербе и А.А. Залевской, лексикон человека составляет одну из сторон речевой организации человека. Лексикон и лексическая система языка – это не синонимы, это понятия разных уровней знания. Лексическая система языка - известная человеку часть общенародного словарного запаса, хранимая в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологических исследованиях. ЛЕКСИКОН – это хранилище знаний о словах и словоформах в памяти человека и выполняющее сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними реалиями. Напр, увидев цветок, потрогав его, понюхав его, мы можем сказать, как он называется, как он пахнет, какие на ощупь у него лепестки, ствол, листья и т.д. Увидев этот же цветок на картинке, мы уже сможем подобрать слова для полной его характеристики. Получив знания о нескольких или многих цветах, мы можем классифицировать их. И наоборот, имея знания о классах, видах цветов, мы легко можем идентифицировать конкретный цветок. Можем составлять предложения, проговаривать или записывать их: Незабудка голубая. Незабудка красная – нет такого понятия и нет такого предложения. Роза красная, кремовая, белая, одинокая, колючая. Роза завяла. Дурманящий аромат розы. Лексикон – динамическая функциональная система, самоорганизующаяся вследствие взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами. Всё новое в речевом опыте, кот не вписывается в рамки системы, ведет к её перестройке. Лексикон имеет многоуровневое строение: на глубинном ярусе «располагаются» значения, на поверхностном ярусе – формы слов. Ученые проверили эту гипотезу о наличии в лексиконе некоторого ядра. На материале английского языка был составлен «Ассоциативный тезаурус английского языка» под руководством Джорджа Киша, где было выделено 75 слов с количеством связей не менее 300, что стало позднее называться как центр ядра лексикона. 586 слов имеют около 100 и выше связей (периферия ядра лексикона). ЕДИНИЦАМИ ЦЕНТРА ЯДРА лексикона носителя английского языка явл в основном односложные существительные, усваиваемые в первые годы жизни ребенка и широко употребляемые в качестве идентификаторов значений других слов. Текст как высш единица речемыслительной деят-сти человека Проблемы этно пл Человек живет в среде себе подобных. Люди обычно объединяются в группы, сообщества, государства и т.д. причины такого объединения могут быть разными: единство территории, традиций, вероисповеданий, интересов и пр. обитая вместе, люди вырабатывают правила общежития и придерживаются их в своей повседневной жизни и деятельности. У различных социумов появляется сходство быта, поведения. Немаловажную роль в формировании социальных образований играет национальный язык. Единство социального бытия и быта укладывается в понятие культура. Различают материальную и духовную культуру. К материальной культуре относят технику, материальные ценности – то, что создает цивилизацию. К культуре духовной относятся прежде всего наука, искусство и литература, философия, просвещение. Кроме того, к духовной культуре относят традиции, обычаи, бытовую культуру, повседневное общение, привычки людей, нормы общения, мимические и жестовые коды, национальные картины мира. Все это отражает специфику восприятия окружающей действительности, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры. Такого рода национальные особенности мышления и поведения находят свое проявление в языке. Язык, в свою очередь, влияет на понимание мира. В этнопсихолингвистике рассматрив обе стороны этой проблемы. Характер познания действительности, согласно гипотезе Сепира – Уорфа, зависит от языка, на кот мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу только для данного языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера. Существуют различные варианты теории Сепира – Уорфа. Сильный вариант, которые выражен в самой теории, предполагает, что язык оказывает влияние на мышление людей, на их мировоззрение, на их поведение. Сторонники слабого варианта теории лингвистической относительности полагают, что различия в языке действительно существуют, но они преодолеваются в речи путем описания, синонимии, различных уточнений. Группы людей, объединенных одной культурой и, как правило, одним языком, называются этносами. Так, например, можно говорить о французском, немецком, русском и др. этносах. Практически каждый человек способен определить в собеседнике представителя того или иного этноса. Когда-то было естественно относиться к «чужаку» настороженно. Тогда и родились всевозможные стереотипы словесных характеристик «чужих» мифических образов «врагов». Фольклор любых этносов содержит как инвективные (бранные) названия чужаков, так и более или менее юмористические истории о них, анекдоты. Имеет свои особенности в каждой культуре, свою национальную специфику такой речевой жанр как комплимент. В Индии можно польстить женщине, если сравнить ее с коровой, а ее походку – с походкой слона. Хороший комплимент японке – сравнение со змеей, татарке и башкирке – с пиявкой, олицетворяющей совершенство форм и движений. Обращение к женщине «Гусыня!» в русской культуре – оскорбление. В Египте – это ласковый комплимент. Речевое поведение, отличающее языковых личностей разных национально-этнических общностей, проявляется и на уровне невербального общения. Культурно-национальные стереотипы речевого поведения разных народов связаны с этикетными нормами общения. Под этикетом понимается совокупность правил поведения, касающихся отношений к людям. Сюда относятся представления о нормах хорошего, с точки зрения данного общества, обхождения с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т.д. Вспомните исторический ляпсус – поведение Ворошилова в Китае. проблемы, этнопсихолингвистики: 1)влияние языка на мышление людей, 2) национальные особенности мышления и поведения, проявляющиеся в языке. Следовательно, этнопсихолингвистика – это наука, изучающая особенности речевого поведения языковых личностей разных культур. В поле исследовательского интереса этнопсихолингвистов находятся проблемы, связанные с национальной языковой картиной мира, речевым поведением носителей разных культур; проблемы взаимопроникновения культур, ассимиляции и закрытости, а также проблемы межкультурной коммуникации.
Гендерный аспект ПЛ В последние десятилетия в ПЛ формируются и интенсивно развиваются новые направления исследований, опирающиеся на антропоцентрический подход к изучению языковых явлений. Особое место в психолингвистич направлениях, доминирующей тенденцией кот явл ориентация на человека, занимают гендерные исследования. В центре их внимания находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах – все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры. Под гендером мы понимаем социальный, психологический и культурно-символический аспекты пола в кот содержатся неявные ценностные ориентации и установки, воздействующие на роли и поведение женщин и мужчин. Гендер не явл лингвистической категорией, но его содержание может быть раскрыто путем анализа структур языка, элементов языковой системы, анализа речевого поведения женщин и мужчин, что объясняет востребованность лингвистической компетенции для изучения культурной репрезентации пола. Гендерный анализ языка как метод исследования призван решить следующие задачи: доказательность взаимосвязи языка и фактора пола; фиксацию точек зрения мужчин и женщин на языковые факты; исследование языкового поведения мужчин и женщин в одно- и разнополых группах; использование языка в коммуникативных целях, и в частности речевое поведение как процесс выбора оптимального варианта для построения высказывания, характерного для мужчин или для женщин. Наиболее эффективно используются такие методы исследования гендерного фактора в речевом поведении носителей языка, как метод наблюдения над устной и письменной речью мужчин и женщин, психолингвистический эксперимент, ассоциативный эксперимент, метод концептуального анализа. Различия в употреблении единиц русского языка мужчинами и женщинами наиболее четко проявляются в характере стратегии и тактики речевого поведения обоих полов. Исследования неподготовленных устных высказываний, проведенные А.А. Вейлертом, позволяют сделать вывод о более развитом лексиконе женщин, о преобладании в женской речи глаголов и союзов. В речи мужчин А.А. Вейлерт установил большую встречаемость прилагательных и наречий, более частое употребление абстрактных существительных. Строй речи, ее грамматика также могут проявлять гендерные различия. Гендерная роль – это одобряемый обществом образец типично женского или типично мужского поведения. Это неписанные правила, достаточно строгие и обязательные, существование которых проявляется в том случае, если они нарушаются. Социальной нормой для женщин считается акцентирование своих эмоций, а для мужчин – сдерживание, поэтому, воспитывая мальчика, взрослые используют такой аргумент: «Не реви, ты не девчонка, настоящие мужчины не плачут». Первые различия в поведении мальчиков и девочек обнаруживаются у них в 13 месяцев. Девочки дольше сидят на месте и играют в игрушки. Мальчики подвижнее, бродят от игрушки к игрушке, надолго ни одну из них не предпочитая. На 2-м году жизни ребенок уже знает – он мальчик или она девочка. В 3 года начинается период становления гендерной идентификации. К 6-7 годам дети уже достигают гендерной константности – понимания, что существуют общепринятые конструкты феминности и маскулинности, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях. Еще один значимый фактор, способствующий гендерной социализации ребенка, - это поведение родителей (как значимых взрослых) и воспитание в семье. Когнитивная особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они позволяют делать мгновенные выводы, пользуясь шаблонными концепциями. Стереотипизация явл одним из проявлений метонимии и строится на лимитировании или редуцировании референта, что достигается путем отсечения определенных ее или его сущностных или функциональных качеств. Можно отметить, что девочки в своих ассоциациях обращают внимание прежде всего на голову как других представительниц женского пола, так и на свою (хвостики, заколка, челка, большая голова), в то время как мальчики выделяют практически всё тело женщины (руки, губы, ноги). Таким образом, гендерный фактор находит отражение как в системно-структурном строении русского языка, так и в устном и письменном речевом поведении мужчин и женщин, а также в ассоциативно-вербальной сети, имеющей свои особенности для каждого пола.
Программа ЭКЗАМЕНА ПО психолингвистике для студентов заочной формы обучения специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия» педагогического факультета На 2009-2010 учебный год
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.015 с.) |