Приборостроения и информатики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приборостроения и информатики



Приборостроения и информатики

Кафедра истории УП-4

Утверждаю

 

Зав. кафедрой _________________

«______»___________20 г.

Для студентов направлений подготовки

_________________________________

_________________________________

Методические указания по написанию и оформлению рефератов по учебной дисциплине «История науки и техники»

 

Обсуждены на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«____»______________20 г.

Протокол №__________________

 

Москва, 20 г.


Составитель проф., д.и.н. Гусарова М.Н.

 

В методических указаниях по написанию и оформлению рефератов по учебной дисциплине «История науки и техники» акцентировано внимание на отдельных наиболее сложных вопросах предложенных тем, представлен перечень рекомендуемой литературы и других источников.

 

Предназначены для студентов, изучающих курс «История науки и техники».

 

 

Методические указания по написанию и оформлению рефератов по учебной дисциплине «История науки и техники» /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Гусарова М.Н. М., 2011. 35 с.

 

 


Оглавление

 

 

Методические рекомендации по оформлению рефератов.. 4

Тематика рефератов.. 5

Методические рекомендации по написанию рефератов.. 7

рекомендуемая литература.. 33

Internet-ресурсы... 34

 

 


Методические рекомендации по оформлению рефератов

В процессе освоения учебного курса «История науки и техники» Вам предстоит написать реферат на одну из предложенных ниже тем.

Основными требованиями к реферату являются следующие: глубокие знания по выбранной теме, изучение современной литературы, предложение собственного прочтения данной темы, проведение системы доказательств и аргументов в пользу предлагаемой авторской концепции, формулировка выводов завершающих реферат.

Требования к оформлению реферата (научного доклада):

· самостоятельное и аргументированное изложение содержания материала по избранной теме;

· обязательные ссылки в тексте на приведенные цитаты, факты, цифры, взятые из изученной литературы;

· наличие плана реферата;

· библиографический список использованной литературы (не менее 3-х источников);

· объем не менее 15-20 листов (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5).

 


Тематика рефератов

1. Почему утверждают, что наука - это феномен западного мира?

2. Почему итогом развития античной науки явилось утверждение геоцентрической модели мироустройства?

3. Была ли алхимия наукой?

4. Как изменили мир великие географические открытия? В чем было их влияние на науку?

5. Гелиоцентрическая концепция и ее творцы. Как она изменила мировоззрение и траектории развития науки?

6. Человечество в космосе: итоги и перспективы.

7. Компьютерная гонка между СССР и США: итоги.

8. Технологические уклады и закономерности их развития. Вступит ли Россия в 6-ой технологический уклад? Точки зрения.

9. Наука в арабском мире в средние века и новое время: общее и особенное.

10. Сдерживала ли церковь развитие науки в средние века? Точки зрения.

11. XVII в. в истории науки: основные направления развития научной мысли.

12. И. Ньютон: ученый, богослов, философ, интеллектуал. В чем его важнейший вклад в науку (обоснуйте свою точку зрения)?

13. Почему в XVII в. возникла корпускулярная теория о природе света? Кто из известных ученых XVII- XVIII столетий ее поддерживал и почему?

14. И. Ньютон и М.В. Ломоносов: сравнительная характеристика.

15. Роль научных знаний древних цивилизаций в формировании науки античной Греции.

16. Научные знания в Древнем Китае и их влияние на становление и развитие мировой науки.

17. Эволюция античной науки в Византии. Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения.

18. Промышленный переворот и научная революция XIX столетия: грани взаимодействия.

19. Изобретение парового и электродвигателя: как они изменили мир?

20. Изобретение двигателя внутреннего сгорания: можно ли говорить о транспортной революции?

21. Когда возникла наука в России? Особенности развития научной мысли в России в XVII-XVIII вв.

22. Инженерное образование в мире и в России: общее и особенное.

23. Возможен ли переход России на путь высокотехнологичного и инновационного развития?

24. Ученый XVII, XVIII, XIX, XX и XXI вв.: что их объединяет и отличает?

25. Каким должен быть инженер будущего?

26. Западные технополисы и отечественные наукограды: общее и особенное.

27. «Утечка умов»: причины, этапы, итоги.

28. Научно-технический комплекс СССР: чем гордились и что потеряли?

29. Проблемы физической науки в начале ХХ и в начале XXI вв.: общее и особенное.


Методические рекомендации по написанию рефератов

Почему утверждают, что наука - это феномен западного мира?

Перед написанием реферата следует ознакомиться с 1 разделом учебного пособия «История науки и техники» (М.: РИО МГУПИ, 2012).

Изучение данной темы требует от студента обращения к следующей литературе и интернет-ресурсам:

 

Рекомендуемая литература:

1. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. Т.1.: От зачатков науки до эпохи Возрождения. М.: Издательский дом ЛИБРОКОМ, 2012, 432 с.

2. Зайцев Г.Н., Федюкин В.К. История науки и техники. М.: Политехника, 2007, 416 с.

3. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн.1. История науки и техники. М.: Изд-во Де Ли принт, 2010, 479 с.

4. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн.2. Философия науки и техники. М.: Изд-во Де Ли принт, 2011, 320 с.

5. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. Изд.2, испр. М.: Изд-во USSR, 2010. 616 с.

6. Перруден Ф. Цивилизации Древнего мира // Детская энциклопедия «Махаон». М.: Изд-во «Махаон», 2011.

7. Симон Ф., Буэ М.-Л. Древний Рим // Детская энциклопедия «Махаон». М.: Изд-во «Махаон», 2011.

8. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект, 2011, 423 с.

9. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2009. 477 с.

10. Черняк В.З. История и философия техники. М.: Изд-во КноРус, 2012, 572 с.

 

Интернет – ресурсы:

1. http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. Курс лекций Уральского государственного технического университета

2. История древнего мира [Электронный ресурс] // Публичная историческая библиотека. URL: http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira (дата обращения: 09.05.2012).

3. http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ.

4. Генезис и эволюция науки. Эпистемологическое обоснование научных концепций. [Электронный ресурс] // Тайны мироздания. URL: http://tainimirozdania.ucoz.ru/publ/11-1-0-145

 

Была ли алхимия наукой?

Перед написанием реферата следует ознакомиться первыми двумя разделами учебного пособия «История науки и техники» (М.: РИО МГУПИ, 2012).

Изучение данной темы требует от студента обращения к следующей литературе и интернет-ресурсам:

 

Рекомендуемая литература:

1. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. Т.1.: От зачатков науки до эпохи Возрождения. М.: Издательский дом ЛИБРОКОМ, 2012, 432 с.

2. Зайцев Г.Н., Федюкин В.К. История науки и техники. М.: Политехника, 2007, 416 с.

3. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн.1. История науки и техники. М.: Изд-во Де Ли принт, 2010, 479 с.

4. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн.2. Философия науки и техники. М.: Изд-во Де Ли принт, 2011, 320 с.

5. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект, 2011, 423 с.

6. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2009. 477 с.

7. Черняк В.З. История и философия техники. М.: Изд-во КноРус, 2012, 572 с.

 

Интернет – ресурсы:

1. История науки и техники. [Электронный ресурс] // Курс лекций Уральского государственного технического университета. URL: http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm

2. История науки. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%ED%E0%F3%EA%E8

3. Возникновение науки. Появление первых научных программ. Проблема начала науки. [Электронный ресурс] // Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания. Библиотека Гумер - наука. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/grushev/04.php

4. История химии Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%F5%E8%EC%E8%E8

5. Краткий очерк истории химии. [Электронный ресурс] // URL: http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/

 

 

Основная

1. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. Т.1.: От зачатков науки до эпохи Возрождения. М.: Издательский дом ЛИБРОКОМ, 2012, 432 с.

2. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. Т.3.: Расцвет современного естествознания до установления принципа сохранения энергии. М.: Издательский дом ЛИБРОКОМ, 2012, 384 с.

3. Зайцев Г.Н., Федюкин В.К. История науки и техники. М.: Политехника, 2007, 416 с.

4. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн.1. История науки и техники. М.: Изд-во Де Ли принт, 2010, 479 с.

5. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн.2. Философия науки и техники. М.: Изд-во Де Ли принт, 2011, 320 с.

6. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект, 2011, 423 с.

7. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2009. 477 с.

 

Дополнительная

1. Горобец Б.С. Круг Ландау и Лифшица. М.: Изд-во USSR, 2009. 336 с.

2. Горобец Б.С. Круг Ландау: Жизнь гения (круг друзей лауреата Нобелевской премии по физике Л.Д. Ландау). Изд.3. М.: Изд-во USSR, 2012. 368 с.

3. Горобец Б.С. Круг Ландау: Физика войны и мира. М.: Изд-во USSR, 2009. 272 с.

4. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. М.: Логос, 2010. 376 с.

5. Грунвальд А. Техника и общество: западно-европейский метод исследования социальных последствий научно-технического развития. М.: Логос, 2011. 160 с.

6. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. Изд.2. М.: Изд-во USSR, 2010. 192 с.

7. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики: С древнейших времен до конца XVIII века. Изд.3. М.: Изд-во USSR, 2010. 352 с.

8. История древнего мира [Электронный ресурс] // Публичная историческая библиотека. URL: http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira (дата обращения: 09.05.2012).

9. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. Изд.2, испр. М.: Изд-во USSR, 2010. 616 с.

10. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. Изд.2. М.: Изд-во USSR, 2010. 112 с.

11. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: Учебное пособ. М.: Логос, 2011, 264 с.

12. Наука в условиях глобализации: сб.ст./под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юркевича. М.: Логос, 2009, 520 с.

13. Перруден Ф. Цивилизации Древнего мира // Детская энциклопедия «Махаон». М.: Изд-во «Махаон», 2011.

14. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла: Физика, технология и история колокола. Изд.2, испр. и доп. М.: Изд-во USSR, 2012. 130 с.

15. Сарданашвили Г.А. Дмитрий Иваненко - суперзвезда советской физики: Ненаписанные мемуары. М.: Изд-во USSR, 2010. 320 с.

16. Симон Ф., Буэ М.-Л. Древний Рим // Детская энциклопедия «Махаон». М.: Изд-во «Махаон», 2011.

17. Сурин А.В., Панов М.И. Судьбы творцов российской науки. Изд.3. М.: Изд-во USSR, 2009. 352 с.

18. Черная Л.А. История культуры Древней Руси: учеб. пособие. М.: Логос, 2011. 288 с.

19. Черняк В.З. История и философия техники. М.: Изд-во КноРус, 2012, 572 с.

Internet-ресурсы

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/105/791.htm - История станкостроения

http://vrn.fio.ru/works/60/1/ws105/historjy.htm ─ История автомобилестроения

http://www.hitechno.ru/ - Высокие технологии ХХI века

http://humanities.edu.ru/db/sect/223/362 ─ Портал Гуманитарное образование

http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. Курс лекций Уральского государственного технического университета

http://sci.aha.ru/ALL/g3.htm ─ История техники (основные даты)

http://engineer-1.narod.ru/HISTORY-1/hi.html ─ История подъемно-транспортных машин

http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2005/kita/kovalchuk/library/ht.htm ─ История техники (телефония)

http://doc.unicor.ru/tt/153.html ─ Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник.

http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах.

http://armor.kiev.ua/army/hist/index.shtml ─ Из военной истории, науки, практики.

http://www.elcomspb.ru/hnasos.html ─ История изобретения насоса.

http://elkin52.narod.ru/optika/serkalo3.htm ─ История изобретения стекла.

http://www.alhimik.ru/great/newton.html ─ Великие физики. И. Ньютон.

http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии

http://www.aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=2 ─ Возникновение системы аттестации педагогов в западноевропейских университетах и их влияние на развитие науки и образования на территории Беларуси.

http://www.vokrugsveta.ru/ ─ Вокруг света (познавательный портал).

http://www.popularmechanics.ru/ ─ Популярная механика (сайт журнала).

http://www.tpm.bsu.by/Subject.htm - История и методология механики.

http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ.

 

приборостроения и информатики

Кафедра истории УП-4

Утверждаю

 

Зав. кафедрой _________________

«______»___________20 г.

Для студентов направлений подготовки

_________________________________

_________________________________

Методические указания по написанию и оформлению рефератов по учебной дисциплине «История науки и техники»

 

Обсуждены на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«____»______________20 г.

Протокол №__________________

 

Москва, 20 г.


Составитель проф., д.и.н. Гусарова М.Н.

 

В методических указаниях по написанию и оформлению рефератов по учебной дисциплине «История науки и техники» акцентировано внимание на отдельных наиболее сложных вопросах предложенных тем, представлен перечень рекомендуемой литературы и других источников.

 

Предназначены для студентов, изучающих курс «История науки и техники».

 

 

Методические указания по написанию и оформлению рефератов по учебной дисциплине «История науки и техники» /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Гусарова М.Н. М., 2011. 35 с.

 

 


Оглавление

 

 

Методические рекомендации по оформлению рефератов.. 4

Тематика рефератов.. 5

Методические рекомендации по написанию рефератов.. 7

рекомендуемая литература.. 33

Internet-ресурсы... 34

 

 


Методические рекомендации по оформлению рефератов

В процессе освоения учебного курса «История науки и техники» Вам предстоит написать реферат на одну из предложенных ниже тем.

Основными требованиями к реферату являются следующие: глубокие знания по выбранной теме, изучение современной литературы, предложение собственного прочтения данной темы, проведение системы доказательств и аргументов в пользу предлагаемой авторской концепции, формулировка выводов завершающих реферат.

Требования к оформлению реферата (научного доклада):

· самостоятельное и аргументированное изложение содержания материала по избранной теме;

· обязательные ссылки в тексте на приведенные цитаты, факты, цифры, взятые из изученной литературы;

· наличие плана реферата;

· библиографический список использованной литературы (не менее 3-х источников);

· объем не менее 15-20 листов (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5).

 


Тематика рефератов

1. Почему утверждают, что наука - это феномен западного мира?

2. Почему итогом развития античной науки явилось утверждение геоцентрической модели мироустройства?

3. Была ли алхимия наукой?

4. Как изменили мир великие географические открытия? В чем было их влияние на науку?

5. Гелиоцентрическая концепция и ее творцы. Как она изменила мировоззрение и траектории развития науки?

6. Человечество в космосе: итоги и перспективы.

7. Компьютерная гонка между СССР и США: итоги.

8. Технологические уклады и закономерности их развития. Вступит ли Россия в 6-ой технологический уклад? Точки зрения.

9. Наука в арабском мире в средние века и новое время: общее и особенное.

10. Сдерживала ли церковь развитие науки в средние века? Точки зрения.

11. XVII в. в истории науки: основные направления развития научной мысли.

12. И. Ньютон: ученый, богослов, философ, интеллектуал. В чем его важнейший вклад в науку (обоснуйте свою точку зрения)?

13. Почему в XVII в. возникла корпускулярная теория о природе света? Кто из известных ученых XVII- XVIII столетий ее поддерживал и почему?

14. И. Ньютон и М.В. Ломоносов: сравнительная характеристика.

15. Роль научных знаний древних цивилизаций в формировании науки античной Греции.

16. Научные знания в Древнем Китае и их влияние на становление и развитие мировой науки.

17. Эволюция античной науки в Византии. Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения.

18. Промышленный переворот и научная революция XIX столетия: грани взаимодействия.

19. Изобретение парового и электродвигателя: как они изменили мир?

20. Изобретение двигателя внутреннего сгорания: можно ли говорить о транспортной революции?

21. Когда возникла наука в России? Особенности развития научной мысли в России в XVII-XVIII вв.

22. Инженерное образование в мире и в России: общее и особенное.

23. Возможен ли переход России на путь высокотехнологичного и инновационного развития?

24. Ученый XVII, XVIII, XIX, XX и XXI вв.: что их объединяет и отличает?

25. Каким должен быть инженер будущего?

26. Западные технополисы и отечественные наукограды: общее и особенное.

27. «Утечка умов»: причины, этапы, итоги.

28. Научно-технический комплекс СССР: чем гордились и что потеряли?

29. Проблемы физической науки в начале ХХ и в начале XXI вв.: общее и особенное.


Методические рекомендации по написанию рефератов



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.028 с.)