ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акустическая характеристика звука.



Звук человеческой речи - физическое явление. Звуки речи имеют параметры:

- Высота – характеристика звука, зависящая от количества колебаний за единицу времени. (Герц - колебание за секунду). Китайский, японский, корейский, финский, сербский языки - тоническое ударение.

- Сила – определяется амплитудой колебаний, часто определяет ударение. (Например, в русском языке – назыв. динамическим ударением.) Измеряется в белах, десятая доля – децибел.

- Долгота – время существования звука (напр., в лат, англ. нем. чешск. и др. языках - короткие и длинные гласные). Определяет квантативное ударение (индонезийский язык), часто сопровождается динамическим ударением.

- Тон – создаётся благодаря колебанию твёрдого тела в упругой среде, колебания должны быть ритмичны (голосовые связки).

- Шум – возникает при неритмичном колебании тела, создаётся вследствие преодоления воздушным потоком различных преград в речевом аппарате.

- Тембр – индивидуальная характеристика звуков, благодаря уникальности тембра мы узнаём голос среди других. Обертоны – накладываются на основной тон и создают тембр (звук отражается от нёба, зубов).

Гласным звукам характерен только тон, глухим согласным – только шум, а звонким согласным – тон + шум.

 

9. Речевой аппарат–это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. Он охватывает центральную нервную систему, органы слуха(и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи.Речевой аппарат человека образуют такие органы: легкие, трахея, бронхи, гортань с голосовыми связками, ротовая полость, носовая полость, язык, зубы, губы, твердое и мягкое небо, альвеола.

Работа речевых органов направленная на образование звука наз. артикуляцей. Артикуляция включает 3 фазы: экскурсия(подготовка речевого аппарата к произношению звука), выдержка(сохранение положения необходимого для произношения звука) и рекурсия(переход органов речи в спокойное состояние).

Все гласные являются сонорными и щелевыми,поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не не могут быть основанием деления гласных.Основанием классификации служат ряд и подъем языка, а также работа губ; дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.

 

 

10.Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: место образования, способ образования, работа голосовых связок, активный речевой орган.

Классификация согласных по месту образования учитывает, движениями каких активных органов (и какого их участка) создается преграда на пути воздушной струи, идущей из гортани, через полость рта и носа. По этому признаку согласные делятся на губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные.

Губные. При их образовании преграда создается сближением нижней губы с верхней губой ([п], [б], [м], [п'J, [б'J, Гм']) или верхними зубами ([ф], [в],[ф'], [в']). Соответствующие звуки получили название губно-губных, или билабиальных , и губно-зубных, или лабиодентальных .

Переднеязычные. При их образовании преграда создается сближением языка (его передней части и кончика) с зубами, зубами и альвеолами. Передняя часть языка, особенно его кончик, очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных. (например зубные([з], [с], [д], [т]),альвеолярные[d],[t],[n],[l])

Среднеязычные. При их образовании преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым нёбом (русский звук [j] (йот) и немецкий [ch])

Заднеязычные. При их образовании преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом . К их числу принадлежат [r], [к], [x].

Увулярные. При их образовании преграда создается сближением мягкого нёба и маленького язычка с задней частью языка(например франц. [r])

Фарингальные(глоточные). При их образовании преграда создается в полости глотки ее сужением, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов, находящихся в стенке зева. Фарингальные встречаются в языках чаще, чем это можно предположить. Например, есть такие звуки в английском, аварском, арабском, украинском (гора), немецком (Held — герой, habеп — иметь) языках.

Гортанные. Образуются в гортани при работе голосовых связок и представляют собой шум, возникающий при прохождении воздушной струи через голосовую щель.(например англ. [h])

На деление согласных по способу образования, зависит положение органов речи, создающих преграду. Делятся на четыре типа — смычные, щелевые, смычно-щелевые и смычно-проходные.

Смычные. При их образовании органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. К ним относятся[д], [т], [б], [п], [к], [г], [d], [t], [р] и др.

Щелевые. При их образовании органы речи не смыкаются а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через нее с трением проходит воздушная струя, возникает- шум (с примесью голоса или без него), который мы и воспринимаем как согласные звуки: [в], [ф], [ж], [ш], [щ], [x], [v], [f] и др.

Смычно-щелевые. При их образовании вначале происходит смычка, раскрываемая не взрывом, а переходящая незаметно для говорящего и слушателя в щель; артикуляция этих звуков «сливает» начальные элементы артикуляции смычных с артикуляцией щелевых; звук получается сложным по артикуляционному строению; так, [ц] можно представить себе образованным путем слияния [т] и [с] и т. д.

Щелевые иначе называются фрикативными, а смычно-щелевые — аффрикатами.

Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие — проход для воздушной струи. Это такие согласные, как [м],[н],[л],англ.[n],[l].

По соотношению голоса и шума все согласные делятся на звонкие и глухие.

 

11. В потоке речи звуки взаимодействуют, влияют друг на друга, производят различные изменения, которые наз.фонет процессы. К позиционным относятся:

1)редукция-ослабленное произношение гласных в безударном слоге.Х-рна для русского языка. Бывает качественная и количественнаяПри количественной редукции гласный в безударном положении произносятся более кратко(мир-миры, дух-духи).При качественной редукции не только уменьшается долгота, но и меняется качество звука.

2) оглушение звонких согласных в конце слова(мороз, снег)

3) протеза-подставка звука в начале слова(осемь-восемь,Анна-Ганна)

 

 

12. В потоке речи звуки взаимодействуют, влияют друг на друга, производят различные изменения, которые наз.фонет процессы. К комбинаторным относятся :

1) ассимиляция-уподобление одного звука другому(лодка(к-глухой уподобляет д-звонкий к глухому т)).Бывает прогрессивной и регрессивной, полной и частичной, компактной и дистактной.

2)диссимиляция противоположна ассимиляции: она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных( в слове вести [c]возникло в результате диссимиляции[д]:под влиянием согласного[т]звук[д]утратил звонкость и смычность. Диссимиляция встречается значительно реже ассимиляции.

3)аккомодация-это взаимодействие соседних гласных и согласных(в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними произносятся более высоко(люк, рад).

4)диэреза-это выпадение звуков в сложном сочетании звуков(честный, солнце)

5)эпентеза-это вставка звука в определенных сочетаниях(земля(болг.земя),фиалка(лит.фиялка)).

6)метатеза-перестановка звуков в слове(медведь-ведмідь, мрамор-мармур, суровий-суворий)

7)субституция-замена звука, котрого нет в фонет.системе заимствующего язика другим звуком

8)гаплологія-выпадение одного из двух одинаковых слогов(минералология)

 

13. В речевом потоке выделяют такие фонет. единицы: фраза,реч. такт(фонет слово), слог и звук.

Фразы разделяются паузами и объединяются интонацией и фразовым ударением.Фраза делится на речевые такты.

Реч такт- это последовательность слогов объединянная ударением. Реч такт может включать несколько слов(на столе;читал бы). Безударные слова примыкающие к ударным спереди наз. проклитики, а сзади – энклитики. Реч.такт делится на слоги.

Слог – минимальная произносительная единица. Слог представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. Слогообразующими обычно бывают гласные звуки, а в некоторых языках –сонорные согласные(сербско-хорватский:смрт-смерть,врх-вверх).

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.006 с.)