Предмет и задачи языкознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи языкознания.



Предмет и задачи языкознания.

Языкознание или линг.(от лат.lingua-язык),-наука о естественном человеческом языке в общем и языках мира как ее представителей. Языкозн.-одна из древних наук,прошедшая длительный путь развития.Наука о языке-языкознание,языковедение или лингвистика,возникла примерно 2,5 тыс.лет назад в Древней Индии,на Арабском Востоке.Язык явл.важнейшим средством человеческого общения;нет и не может быть человеческого общества и народа,которые не имели бы языка.Нет и самого человека без языка.Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.Поэтому первая задача, с которой мы встречаемся,состоит в том,чтобы определить премет языкознания,ограничив языкозн.от смежных наук,изучающих язык.

Различают общее и частное языкознание.Частное язык.-наука об отдельном языке или группе родственных языков.Общее язык.-теория языка,наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Прикладное язык.-использование лингвистических знаний в практ.деятельности людей.

Осн.проблемы лигвистики:

1.природы и сущности существования языка.

2.язык и общество.

3.язык и мышление.

4.внутр.ус тройства языка.

5.происхожение языка.

6.класификация языков мира.

7.развитие яыка.

Исследовательские методы языкознания.

В общенаучном значении термин метод означает путь познания и определение любого явления.Общими для всех наук явл.такие методы как индукция и дедукция.

Индукция-метод исследования,согласно с которым на основе знания о отдельном делают вывод об общем.

Дедукция-метод исследов., согласно с кот.на основе общих позиций(аксиом,гипотез) делают выводы об отдельных фактах.В языкозн.чаще всего используют индуктивный метод.

Описательный метод.Цель-дать точное и полное описание языковых единиц.Суть состоит в инвентаризации и систематизации языковых единиц.Этот метод имеет большое практическое значение.На его основе созданы описовые грамматики разных языков и толковые,орфоэпические, орфографич.,и другие нормативные словари.

Сравнительно-исторический метод.Его объектом явл. родсвенныеязыки, те кот.имеют общего предка.Главное задание метода-раскрытие законов. Если описательный используют для изучения современного положения языка,то сравн.-истор.-прошлого, к тому же очень далекого,кот.не засвидетельствовано письменными документами.

Структурный метод. Цель - изучение языка,как целостной функциональной структуры, элементы кот.связаны строгой системой отношений и связей.

Сопоставимый.Его объектом есть изучения разных языков-родственных и неродственных.Цель-путем сопоставления определить общие, одинаковые(изоморфные)и различные, специфичные(аломорфные) черты сопоставляемых языков в звуковой,словарной,грам.системах.Практическое употребление сопоставительный метод нашел в теории и практике перевода и методике преподавания иностранных языков.

Диахрония и синхрония - два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.

Диахрони́я — рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения.

Противопоставляется синхронии — рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени. Термин получил распространение также в семиотике, литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям.

Языковая ситуация в современном мире

В мире существует от 2500 до 6000 языков.Существуют мировые языки: англ.(340млн.), испанский (20 млн), русский(16.5 млн),арабский,французский. Они являются языками ООН (ЮНЕСКО)Также включен китайский язык 1млр.300млн).

Всего около 200 языков предст.язык.коллективы,кот.говорят не меньше миллиона человек.

Около 300 языков имеют письменность и используются как средства масовой комунникации.Одноязычными странами явл.Япония, Исландия. Взаимоотношение языков и диалектов функционирующих на территории государства назыв.языковой ситуацией.Языковые универсалии-признаки общие для всех или большинства языков.

Язык и речь.

Язык-система единиц и правил их использования.

Речь-процесс использования языка конкретным человеком в тех или иных обстоятельствах.

Термин “язык”обозначает и строение языка,и литературную норму,и индивидуальную речь.Язык-сложное явление,и нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления.Противопоставляя речь языку,речью называют и речевые умения,и речевой акт, и результат речи-текст,и даже самую речевую деятельность-языковую способность(компетенцию)и речевое поведение.

Речь несет на себе отпечаток возраста человека,его образования, той среды в кот.он живет.Различают 4 речевых процесса:

-говорение;

-слушание;

-письмо;

-чтение.

Термином речь называют сам процесс говорения и восприятия(речевой акт),совокупность таких процессов(речевая деятельность),результат процесса гговорения(текст)

Речевая деятельность говорящего имеет соц. и психофизиологическую стороны. Речевая деятельность является частью общественной деятельности человека, а речевой акт и реч.ситуация предполагают общественных говорящих,знающих единственный язык общения.

Реч.акт- это связь между говорящим (адресантом) и слушателем(адресатом),предполагающий 3 компонента –говорение(писание),восприятие и понимание речи(текста).

Речь и язык различаются:

-речь-линейна,язык имеет иерархическую структуру;

-речь подвижна, динамична,язык достаточно статичен,стабилен;

-речь-индивидуальный субъект,,язык явление соц.,он объективен по отношению говорящих.

 

 

5. Система и структура языка. Языковые системы и отношения. Язык универсален, и не всю информацию, передаваемую языком, можно передать по-другому. Язык является универсальным способом общения благодаря сложному устройству. Он является совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (системой). Он состоит из элементов, различных по значению, строению, функциям. Основные единицы языка –звуки, морфемы, слова и предложения. Единицы образуют иерархию.

Звуки делают язык воспринимаемым на слух. Звуки материальны, но не имеют значения. Из звуков образуются морфемы – минимальные значимые части слова. Морфема имеет и материальную форму, и значение. Из морфем строятся слова – номинативные единицы языка, которые имеют лексическое значение, материальную форму и используются для номинации (называния) предметов и явлений.

Предложение – основная коммуникативная единица языка.

Уровень, или ярус языка – совокупность однопорядковых единиц языка и присущих им категорий (универсальных признаков). Основные уровни:

-фонологический (уровень фонем);

-морфологический (уровень морфем);

-лексический (уровень слов);

-синтаксический (уровень предложений).

Язык представляет собой систему, имеет свою структуру.

1)парадигматические отношения – отношения линейные, горизонтальные. Возникают между единицами языка, последовательно расположенными в речевой цепи.

2) синтагматические отношения – типы отношений внутри структуры. Объединяют элементы языка в группы на основе сходства или противоположности признаков.

 

6. Основные разделы лингвистики. Различают общее и частное языкознание. Частное языкознание – наука об отдельном языке или группе родственных языков (например, арабистика, русистика). Общее языкознание - теория языка – наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Кроме теоретического, есть ещё прикладное языкознание, - использование лингвистических знаний в практической деятельности людей.

Основные разделы языкознания:

Фонетика -наука о звуках языка

Орфоэпия - правила произношения звука, звукосочетаний,

Акцентология - изучает ударение,

Фонология - звуки языка в функциональном аспекте;

Лексикология -изучение словарного состава языка

Семасиология – наука о значениях слов,

Ономастика – наука об именах собственных,

Этимология – наука о происхождении слов,

Лексикография – теория и практика составления словарей; Фразеология – изучение устойчивых словосочетаний;

Грамматика -грамматический строй языка.Включает 2 раздела:морфологию и синтаксис.

Морфология - изучает части речи и формы словоизменения,

Синтаксис - словосочетания и предложения - их модели и способы построения,

Дериватология – учение о словообразовании, изучение способов образования новых слов,

Стилистика – изучает функциональные разновидности языка; подбор и стилистическое использование языковых средств.

 

 

Омонимы, их типы. Паронимы.

Омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Омонимы не имеют общих элементов смысла и ассоциативных связей:

1)Полные – имеют абсолютное совпадение форм при их изменении.

2)Неполные- совпадают не во всех формах.

3)Гомогенные – возникли вследствие распада одного слова на 2, обусловлен потерей связей между отдельными значениями, когда-то многозначного слова.

4)Гетерогенные – возникли вследствие совпадения этимологических разных слов.

Омоформы – это слова, в которых совпадают только определенные формы (три – терти)

Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но отличаются написанием (клинок- кленок)

Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному (мука- мука).

Междуязыковые омонимы – это слова 2ух языков, которые имеют одинаковую форму, но отличаются значением.

Паронимы – это слова разные по смыслу, но близкие по звучанию (база- базис, адресат-адресант).

 

 

Синонимы. Эвфемизмы.

Синонимы – слова, которые имеют значение, которое полностью или частично совпадают. (веселка, райдуга.)

1.Абсолютные – полностью совпадают по значению, не отличаются ни оттенком, ни окраской, ни сочетаемостью.

2.Частичные – полностью совпадают:

1) семантические – различают оттенками значений(шлях, дорога);

2) стилистические – отличаются эмоц-экспрессив окраской(есть-жрать);

3)семантико-стилистические – обьеденяет и 1 и 2и группу.

Синонимический ряд – это совокупность всех синонимов.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, иностранное слово или бессмысленное созвучие. Обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений (умер- отошел)

 

Антонимы

Это слова разные по звучанию, которые имеют противоположные, но соответственные значения (день-ночь)

Группы:

1. Контрастные – выраж. качеств противопоставления и образуют градуальные оппозиции (молодой – нестарый – средних лет – в возрасте – старый)

2. Комплементарные – дополняют один другого до родового и явл. граничными со своим характером. Нет промежуточного члена (истинный – ложный)

3. Контрадикторные – один из членов образуются с помощью приставки – не- (молодой – немолодой)

4. Векторные – выражают противополож. направленность, признаков (въезжать- выезжать).

 

 

Историческое развитие языка

Способность к развитию и изменению языка - главное свойство языка. Закономерности развития языка:

1. Первичная форма существования языка - устно-разговорная. потом идет письменность, и самая развитая форма - книжно-литературная форма языка.

2. Первобытные языки существовали в виде совокупности диалектов

В истории развития языков сменяют друг друга процессы:

-конвергенция (сближение, слияние диалектов и языков)

-дивергенция (распад языка на несколько более мелких)

В результате этих процессов из племенных диалектов возникает язык народности, где на смену племенным приходят областные диалекты. Позже, на основе языка народности, возникает язык народности.

В эпоху формирования нации возникает национальный язык.

Высшей формой национального языка является литературный язык - исторически сложившаяся, обработанная форма языка, которая имеет развитую систему стилей, сложившуюся систему языковых норм и кодифицированность(закрепление норм в словарях и грамматиках языка)

На развитие языка влияют внешние, или экстралингвистические факторы (научно-технический прогресс), межязыковые контакты (войны), развитие мышления, внутренние или интролингвистические факторы (фонетические законы, морфологические процессы)

Исторические изменения затрагивают все стороны языка, но темпы этих изменений неодинаковы (самой подвижной частью языка является лексика, потом синтаксим, фонетика, морфология самая стабильная)

 

 

49. Генеалогическая классификация языков - классификация, основывающаяся на генетическом принципе, т. е. группирующая родственные по происхождению языки в языковые семьи. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык.

Генеалогическая классификация языков стала возможной только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (19 в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. Будучи историко-генетической по характеру, Генеалогическая классификация языков, в отличие от множественности типологических и ареальных классификаций, существует в виде единственной схемы.

При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей. Такой подход возможен только при использовании так называемого генетического метода, который, помимо языкознания, применяется также в и ряде естественных наук: зоологии, ботанике, антропологии.

Использование этого метода возможно в том случае, когда какие-то объекты или группы объектов подвергаются постоянным и последовательным изменениям, в результате чего постепенно "отдаляются" друг от друга. Примером подобных изменений может служить эволюция животного или растительного мира. В отдаленное время многие животные имели общего предка, однако в дальнейшем в результате происходивших с различными группами животных изменениями образовались различные виды, порой значительно отличающиеся друг от друга.

Аналогично обстоит дело в лингвистике. Например, древнеиндийское avika и старославянское овьца 'овца' восходят к одному и тому же слову индоевропейского праязыка, облик которого уже второй век успешно восстанавливается учеными. Различия в звуковом воплощении этих слов образовались в результате действия различных фонетических законов в каждом из языков в различные эпохи.

 

50.Типологическая классификация языков (на основе морфологии) базируется на грамматическом сходстве языков, независимо от их родства.

Учитываются:

1. Морфологические признаки

2. Словообразования и синтаксис

 

Тип языка определяется по способам грамматического оформления слов.

Ф.Шлегель в книге "О языке и мудрости индейцев" выделил флективные языки и противопоставил их другим, как самый совершенный тип языков.Он предложил разделить языки на три группы:

1) аморфные (без аффиксов)

2) аффиксальные

3) флективные (языки с флексиями)

В.Гумбольдт развил эту классификацию и выделил 4 типа языков:

1) изолирующие - аморфные, корневые) - характеризуются неизменяемостью слов, состоят только из корней, не имеют аффиксов. Грамматические отношения выражаются порядком слов (китайский, вьетнамский))

2) афлюдинативные - грамматические значения выражаются аффиксами, которые последовательно присоединяются к основе слова, аффиксы однозначны, стандартны, основы не изменяются (угоро-финские языки, тюркские))

3) флективные - характеризуются наличием флексий, слова изменяются по падежам, числам, родам, падежам. Один аффикс может выражать несколько значений. Основы могут изменяться, чередоваться. Делятся на:

-аналитические (грамматические отношения выражаются служебными словами и порядком слов)

-синтетические (грамматические отношения выражаются с помощью падежей, личных форм глагола)

4) инкорпорирующие языки (полисинтетические) - слова грамматически не оформлены, основы слов объединяются в инкорпоративный комплекс, который представляет собой морфологическое целое, в грамматическом отношении инкорпоративный комплекс подобен слову, а в функциональном отношении он подобен предложению (языки северо-американских индейцев, чукотский)

 

 

Предмет и задачи языкознания.

Языкознание или линг.(от лат.lingua-язык),-наука о естественном человеческом языке в общем и языках мира как ее представителей. Языкозн.-одна из древних наук,прошедшая длительный путь развития.Наука о языке-языкознание,языковедение или лингвистика,возникла примерно 2,5 тыс.лет назад в Древней Индии,на Арабском Востоке.Язык явл.важнейшим средством человеческого общения;нет и не может быть человеческого общества и народа,которые не имели бы языка.Нет и самого человека без языка.Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.Поэтому первая задача, с которой мы встречаемся,состоит в том,чтобы определить премет языкознания,ограничив языкозн.от смежных наук,изучающих язык.

Различают общее и частное языкознание.Частное язык.-наука об отдельном языке или группе родственных языков.Общее язык.-теория языка,наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Прикладное язык.-использование лингвистических знаний в практ.деятельности людей.

Осн.проблемы лигвистики:

1.природы и сущности существования языка.

2.язык и общество.

3.язык и мышление.

4.внутр.ус тройства языка.

5.происхожение языка.

6.класификация языков мира.

7.развитие яыка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.252.14 (0.062 с.)