Предмет и задачи языкознания.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи языкознания.



Предмет и задачи языкознания.

Языкознание или линг.(от лат.lingua-язык),-наука о естественном человеческом языке в общем и языках мира как ее представителей. Языкозн.-одна из древних наук,прошедшая длительный путь развития.Наука о языке-языкознание,языковедение или лингвистика,возникла примерно 2,5 тыс.лет назад в Древней Индии,на Арабском Востоке.Язык явл.важнейшим средством человеческого общения;нет и не может быть человеческого общества и народа ,которые не имели бы языка.Нет и самого человека без языка.Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.Поэтому первая задача , с которой мы встречаемся,состоит в том,чтобы определить премет языкознания,ограничив языкозн.от смежных наук,изучающих язык.

Различают общее и частное языкознание.Частное язык.-наука об отдельном языке или группе родственных языков.Общее язык.-теория языка,наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Прикладное язык.-использование лингвистических знаний в практ.деятельности людей.

Осн.проблемы лигвистики:

1.природы и сущности существования языка.

2.язык и общество.

3.язык и мышление.

4.внутр.ус тройства языка.

5.происхожение языка.

6.класификация языков мира.

7.развитие яыка.

Исследовательские методы языкознания.

В общенаучном значении термин метод означает путь познания и определение любого явления.Общими для всех наук явл.такие методы как индукция и дедукция.

Индукция-метод исследования,согласно с которым на основе знания о отдельном делают вывод об общем.

Дедукция-метод исследов., согласно с кот.на основе общих позиций(аксиом,гипотез) делают выводы об отдельных фактах.В языкозн.чаще всего используют индуктивный метод.

Описательный метод.Цель-дать точное и полное описание языковых единиц.Суть состоит в инвентаризации и систематизации языковых единиц.Этот метод имеет большое практическое значение.На его основе созданы описовые грамматики разных языков и толковые,орфоэпические, орфографич.,и другие нормативные словари.

Сравнительно-исторический метод.Его объектом явл. родсвенныеязыки, те кот.имеют общего предка.Главное задание метода-раскрытие законов. Если описательный используют для изучения современного положения языка,то сравн.-истор.-прошлого, к тому же очень далекого ,кот.не засвидетельствовано письменными документами.

Структурный метод. Цель - изучение языка ,как целостной функциональной структуры, элементы кот.связаны строгой системой отношений и связей.

Сопоставимый.Его объектом есть изучения разных языков-родственных и неродственных.Цель-путем сопоставления определить общие, одинаковые(изоморфные )и различные, специфичные(аломорфные) черты сопоставляемых языков в звуковой,словарной,грам.системах.Практическое употребление сопоставительный метод нашел в теории и практике перевода и методике преподавания иностранных языков.

Диахрония и синхрония - два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.

Диахрони́я — рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения.

Противопоставляется синхронии — рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени. Термин получил распространение также в семиотике, литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям.

Языковая ситуация в современном мире

В мире существует от 2500 до 6000 языков.Существуют мировые языки: англ.(340млн.), испанский (20 млн), русский(16.5 млн),арабский,французский . Они являются языками ООН (ЮНЕСКО)Также включен китайский язык 1млр.300млн).

Всего около 200 языков предст.язык.коллективы,кот.говорят не меньше миллиона человек.

Около 300 языков имеют письменность и используются как средства масовой комунникации.Одноязычными странами явл.Япония , Исландия. Взаимоотношение языков и диалектов функционирующих на территории государства назыв.языковой ситуацией.Языковые универсалии-признаки общие для всех или большинства языков.

Язык и речь.

Язык-система единиц и правил их использования.

Речь-процесс использования языка конкретным человеком в тех или иных обстоятельствах.

Термин “язык”обозначает и строение языка,и литературную норму,и индивидуальную речь.Язык-сложное явление ,и нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления.Противопоставляя речь языку,речью называют и речевые умения,и речевой акт, и результат речи-текст,и даже самую речевую деятельность-языковую способность(компетенцию)и речевое поведение.

Речь несет на себе отпечаток возраста человека,его образования, той среды в кот.он живет.Различают 4 речевых процесса :

-говорение;

-слушание;

-письмо;

-чтение.

Термином речь называют сам процесс говорения и восприятия(речевой акт),совокупность таких процессов(речевая деятельность),результат процесса гговорения(текст)

Речевая деятельность говорящего имеет соц. и психофизиологическую стороны. Речевая деятельность является частью общественной деятельности человека, а речевой акт и реч.ситуация предполагают общественных говорящих,знающих единственный язык общения.

Реч.акт- это связь между говорящим (адресантом) и слушателем(адресатом),предполагающий 3 компонента –говорение(писание),восприятие и понимание речи(текста).

Речь и язык различаются:

-речь-линейна,язык имеет иерархическую структуру;

-речь подвижна, динамична,язык достаточно статичен,стабилен;

-речь-индивидуальный субъект,,язык явление соц.,он объективен по отношению говорящих.

 

 

5. Система и структура языка. Языковые системы и отношения. Язык универсален, и не всю информацию, передаваемую языком, можно передать по-другому. Язык является универсальным способом общения благодаря сложному устройству. Он является совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (системой). Он состоит из элементов, различных по значению, строению, функциям. Основные единицы языка –звуки, морфемы, слова и предложения. Единицы образуют иерархию.

Звуки делают язык воспринимаемым на слух. Звуки материальны, но не имеют значения. Из звуков образуются морфемы – минимальные значимые части слова. Морфема имеет и материальную форму, и значение. Из морфем строятся слова – номинативные единицы языка, которые имеют лексическое значение, материальную форму и используются для номинации (называния) предметов и явлений.

Предложение – основная коммуникативная единица языка.

Уровень, или ярус языка – совокупность однопорядковых единиц языка и присущих им категорий (универсальных признаков). Основные уровни:

-фонологический (уровень фонем);

-морфологический (уровень морфем) ;

-лексический (уровень слов);

-синтаксический (уровень предложений).

Язык представляет собой систему, имеет свою структуру.

1)парадигматические отношения – отношения линейные, горизонтальные. Возникают между единицами языка, последовательно расположенными в речевой цепи.

2) синтагматические отношения – типы отношений внутри структуры. Объединяют элементы языка в группы на основе сходства или противоположности признаков.

 

6. Основные разделы лингвистики. Различают общее и частное языкознание. Частное языкознание – наука об отдельном языке или группе родственных языков (например, арабистика, русистика). Общее языкознание - теория языка – наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Кроме теоретического, есть ещё прикладное языкознание, - использование лингвистических знаний в практической деятельности людей.

Основные разделы языкознания:

Фонетика -наука о звуках языка

Орфоэпия - правила произношения звука, звукосочетаний,

Акцентология - изучает ударение,

Фонология - звуки языка в функциональном аспекте;

Лексикология -изучение словарного состава языка

Семасиология – наука о значениях слов,

Ономастика – наука об именах собственных,

Этимология – наука о происхождении слов,

Лексикография – теория и практика составления словарей; Фразеология – изучение устойчивых словосочетаний;

Грамматика -грамматический строй языка.Включает 2 раздела:морфологию и синтаксис.

Морфология - изучает части речи и формы словоизменения,

Синтаксис - словосочетания и предложения - их модели и способы построения,

Дериватология – учение о словообразовании, изучение способов образования новых слов,

Стилистика – изучает функциональные разновидности языка; подбор и стилистическое использование языковых средств.

 

 

Омонимы, их типы. Паронимы.

Омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Омонимы не имеют общих элементов смысла и ассоциативных связей:

1)Полные – имеют абсолютное совпадение форм при их изменении.

2)Неполные- совпадают не во всех формах.

3)Гомогенные – возникли вследствие распада одного слова на 2, обусловлен потерей связей между отдельными значениями, когда-то многозначного слова.

4)Гетерогенные – возникли вследствие совпадения этимологических разных слов.

Омоформы – это слова, в которых совпадают только определенные формы (три – терти)

Омофоны – слова, которые произносятся одинаково , но отличаются написанием (клинок- кленок)

Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному ( мука- мука).

Междуязыковые омонимы – это слова 2ух языков, которые имеют одинаковую форму, но отличаются значением.

Паронимы – это слова разные по смыслу, но близкие по звучанию ( база- базис, адресат-адресант).

 

 

Синонимы. Эвфемизмы.

Синонимы – слова, которые имеют значение, которое полностью или частично совпадают. (веселка, райдуга.)

1.Абсолютные – полностью совпадают по значению, не отличаются ни оттенком, ни окраской, ни сочетаемостью.

2.Частичные – полностью совпадают:

1) семантические – различают оттенками значений(шлях, дорога);

2) стилистические – отличаются эмоц-экспрессив окраской(есть-жрать);

3 )семантико-стилистические – обьеденяет и 1 и 2и группу.

Синонимический ряд – это совокупность всех синонимов.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, иностранное слово или бессмысленное созвучие. Обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений (умер- отошел)

 

Антонимы

Это слова разные по звучанию, которые имеют противоположные, но соответственные значения (день-ночь)

Группы:

1. Контрастные – выраж. качеств противопоставления и образуют градуальные оппозиции ( молодой – нестарый – средних лет – в возрасте – старый)

2. Комплементарные – дополняют один другого до родового и явл. граничными со своим характером . Нет промежуточного члена ( истинный – ложный)

3. Контрадикторные – один из членов образуются с помощью приставки – не- (молодой – немолодой)

4. Векторные – выражают противополож. направленность, признаков (въезжать- выезжать).

 

 

Историческое развитие языка

Способность к развитию и изменению языка - главное свойство языка. Закономерности развития языка:

1. Первичная форма существования языка - устно-разговорная. потом идет письменность, и самая развитая форма - книжно-литературная форма языка.

2. Первобытные языки существовали в виде совокупности диалектов

В истории развития языков сменяют друг друга процессы:

-конвергенция (сближение, слияние диалектов и языков)

-дивергенция (распад языка на несколько более мелких)

В результате этих процессов из племенных диалектов возникает язык народности, где на смену племенным приходят областные диалекты. Позже, на основе языка народности, возникает язык народности.

В эпоху формирования нации возникает национальный язык.

Высшей формой национального языка является литературный язык - исторически сложившаяся, обработанная форма языка, которая имеет развитую систему стилей, сложившуюся систему языковых норм и кодифицированность( закрепление норм в словарях и грамматиках языка)

На развитие языка влияют внешние, или экстралингвистические факторы (научно-технический прогресс), межязыковые контакты (войны), развитие мышления, внутренние или интролингвистические факторы (фонетические законы, морфологические процессы)

Исторические изменения затрагивают все стороны языка, но темпы этих изменений неодинаковы ( самой подвижной частью языка является лексика, потом синтаксим, фонетика, морфология самая стабильная)

 

 

49. Генеалогическая классификация языков - классификация, основывающаяся на генетическом принципе, т. е. группирующая родственные по происхождению языки в языковые семьи. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык.

Генеалогическая классификация языков стала возможной только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (19 в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. Будучи историко-генетической по характеру, Генеалогическая классификация языков, в отличие от множественности типологических и ареальных классификаций, существует в виде единственной схемы.

При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей. Такой подход возможен только при использовании так называемого генетического метода, который, помимо языкознания, применяется также в и ряде естественных наук: зоологии, ботанике, антропологии.

Использование этого метода возможно в том случае, когда какие-то объекты или группы объектов подвергаются постоянным и последовательным изменениям, в результате чего постепенно "отдаляются" друг от друга. Примером подобных изменений может служить эволюция животного или растительного мира. В отдаленное время многие животные имели общего предка, однако в дальнейшем в результате происходивших с различными группами животных изменениями образовались различные виды, порой значительно отличающиеся друг от друга.

Аналогично обстоит дело в лингвистике. Например, древнеиндийское avika и старославянское овьца 'овца' восходят к одному и тому же слову индоевропейского праязыка, облик которого уже второй век успешно восстанавливается учеными. Различия в звуковом воплощении этих слов образовались в результате действия различных фонетических законов в каждом из языков в различные эпохи.

 

50.Типологическая классификация языков(на основе морфологии) базируется на грамматическом сходстве языков, независимо от их родства.

Учитываются:

1. Морфологические признаки

2. Словообразования и синтаксис

 

Тип языка определяется по способам грамматического оформления слов.

Ф.Шлегель в книге "О языке и мудрости индейцев" выделил флективные языки и противопоставил их другим, как самый совершенный тип языков.Он предложил разделить языки на три группы:

1) аморфные (без аффиксов)

2) аффиксальные

3) флективные (языки с флексиями)

В.Гумбольдт развил эту классификацию и выделил 4 типа языков:

1) изолирующие - аморфные, корневые) - характеризуются неизменяемостью слов, состоят только из корней, не имеют аффиксов. Грамматические отношения выражаются порядком слов (китайский, вьетнамский))

2) афлюдинативные - грамматические значения выражаются аффиксами, которые последовательно присоединяются к основе слова, аффиксы однозначны, стандартны, основы не изменяются (угоро-финские языки, тюркские))

3) флективные - характеризуются наличием флексий, слова изменяются по падежам, числам, родам, падежам. Один аффикс может выражать несколько значений. Основы могут изменяться, чередоваться. Делятся на:

-аналитические (грамматические отношения выражаются служебными словами и порядком слов)

-синтетические (грамматические отношения выражаются с помощью падежей, личных форм глагола)

4) инкорпорирующие языки (полисинтетические) - слова грамматически не оформлены, основы слов объединяются в инкорпоративный комплекс, который представляет собой морфологическое целое, в грамматическом отношении инкорпоративный комплекс подобен слову, а в функциональном отношении он подобен предложению (языки северо-американских индейцев, чукотский)

 

 

Предмет и задачи языкознания.

Языкознание или линг.(от лат.lingua-язык),-наука о естественном человеческом языке в общем и языках мира как ее представителей. Языкозн.-одна из древних наук,прошедшая длительный путь развития.Наука о языке-языкознание,языковедение или лингвистика,возникла примерно 2,5 тыс.лет назад в Древней Индии,на Арабском Востоке.Язык явл.важнейшим средством человеческого общения;нет и не может быть человеческого общества и народа ,которые не имели бы языка.Нет и самого человека без языка.Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.Поэтому первая задача , с которой мы встречаемся,состоит в том,чтобы определить премет языкознания,ограничив языкозн.от смежных наук,изучающих язык.

Различают общее и частное языкознание.Частное язык.-наука об отдельном языке или группе родственных языков.Общее язык.-теория языка,наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Прикладное язык.-использование лингвистических знаний в практ.деятельности людей.

Осн.проблемы лигвистики:

1.природы и сущности существования языка.

2.язык и общество.

3.язык и мышление.

4.внутр.ус тройства языка.

5.происхожение языка.

6.класификация языков мира.

7.развитие яыка.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.014 с.)