![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи языкознания.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Предмет и задачи языкознания. Языкознание или линг.(от лат.lingua-язык),-наука о естественном человеческом языке в общем и языках мира как ее представителей. Языкозн.-одна из древних наук,прошедшая длительный путь развития.Наука о языке-языкознание,языковедение или лингвистика,возникла примерно 2,5 тыс.лет назад в Древней Индии,на Арабском Востоке.Язык явл.важнейшим средством человеческого общения;нет и не может быть человеческого общества и народа ,которые не имели бы языка.Нет и самого человека без языка.Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.Поэтому первая задача , с которой мы встречаемся,состоит в том,чтобы определить премет языкознания,ограничив языкозн.от смежных наук,изучающих язык. Различают общее и частное языкознание.Частное язык.-наука об отдельном языке или группе родственных языков.Общее язык.-теория языка,наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Прикладное язык.-использование лингвистических знаний в практ.деятельности людей. Осн.проблемы лигвистики: 1.природы и сущности существования языка. 2.язык и общество. 3.язык и мышление. 4.внутр.ус тройства языка. 5.происхожение языка. 6.класификация языков мира. 7.развитие яыка. Исследовательские методы языкознания. В общенаучном значении термин метод означает путь познания и определение любого явления.Общими для всех наук явл.такие методы как индукция и дедукция. Индукция-метод исследования,согласно с которым на основе знания о отдельном делают вывод об общем. Дедукция-метод исследов., согласно с кот.на основе общих позиций(аксиом,гипотез) делают выводы об отдельных фактах.В языкозн.чаще всего используют индуктивный метод. Описательный метод.Цель-дать точное и полное описание языковых единиц.Суть состоит в инвентаризации и систематизации языковых единиц.Этот метод имеет большое практическое значение.На его основе созданы описовые грамматики разных языков и толковые,орфоэпические, орфографич.,и другие нормативные словари. Сравнительно-исторический метод.Его объектом явл. родсвенныеязыки, те кот.имеют общего предка.Главное задание метода-раскрытие законов. Если описательный используют для изучения современного положения языка,то сравн.-истор.-прошлого, к тому же очень далекого ,кот.не засвидетельствовано письменными документами. Структурный метод. Цель - изучение языка ,как целостной функциональной структуры, элементы кот.связаны строгой системой отношений и связей. Сопоставимый.Его объектом есть изучения разных языков-родственных и неродственных.Цель-путем сопоставления определить общие, одинаковые(изоморфные )и различные, специфичные(аломорфные) черты сопоставляемых языков в звуковой,словарной,грам.системах.Практическое употребление сопоставительный метод нашел в теории и практике перевода и методике преподавания иностранных языков. Диахрония и синхрония - два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр. Диахрони́я — рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения. Противопоставляется синхронии — рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени. Термин получил распространение также в семиотике, литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям. Языковая ситуация в современном мире В мире существует от 2500 до 6000 языков.Существуют мировые языки: англ.(340млн.), испанский (20 млн), русский(16.5 млн),арабский,французский . Они являются языками ООН (ЮНЕСКО)Также включен китайский язык 1млр.300млн). Всего около 200 языков предст.язык.коллективы,кот.говорят не меньше миллиона человек. Около 300 языков имеют письменность и используются как средства масовой комунникации.Одноязычными странами явл.Япония , Исландия. Взаимоотношение языков и диалектов функционирующих на территории государства назыв.языковой ситуацией.Языковые универсалии-признаки общие для всех или большинства языков. Язык и речь. Язык-система единиц и правил их использования. Речь-процесс использования языка конкретным человеком в тех или иных обстоятельствах. Термин “язык”обозначает и строение языка,и литературную норму,и индивидуальную речь.Язык-сложное явление ,и нет языка как системы без его социального и индивидуального употребления.Противопоставляя речь языку,речью называют и речевые умения,и речевой акт, и результат речи-текст,и даже самую речевую деятельность-языковую способность(компетенцию)и речевое поведение. Речь несет на себе отпечаток возраста человека,его образования, той среды в кот.он живет.Различают 4 речевых процесса : -говорение; -слушание; -письмо; -чтение. Термином речь называют сам процесс говорения и восприятия(речевой акт),совокупность таких процессов(речевая деятельность),результат процесса гговорения(текст) Речевая деятельность говорящего имеет соц. и психофизиологическую стороны. Речевая деятельность является частью общественной деятельности человека, а речевой акт и реч.ситуация предполагают общественных говорящих,знающих единственный язык общения. Реч.акт- это связь между говорящим (адресантом) и слушателем(адресатом),предполагающий 3 компонента –говорение(писание),восприятие и понимание речи(текста). Речь и язык различаются: -речь-линейна,язык имеет иерархическую структуру; -речь подвижна, динамична,язык достаточно статичен,стабилен; -речь-индивидуальный субъект,,язык явление соц.,он объективен по отношению говорящих.
5. Система и структура языка. Языковые системы и отношения. Язык универсален, и не всю информацию, передаваемую языком, можно передать по-другому. Язык является универсальным способом общения благодаря сложному устройству. Он является совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (системой). Он состоит из элементов, различных по значению, строению, функциям. Основные единицы языка –звуки, морфемы, слова и предложения. Единицы образуют иерархию. Звуки делают язык воспринимаемым на слух. Звуки материальны, но не имеют значения. Из звуков образуются морфемы – минимальные значимые части слова. Морфема имеет и материальную форму, и значение. Из морфем строятся слова – номинативные единицы языка, которые имеют лексическое значение, материальную форму и используются для номинации (называния) предметов и явлений. Предложение – основная коммуникативная единица языка. Уровень, или ярус языка – совокупность однопорядковых единиц языка и присущих им категорий (универсальных признаков). Основные уровни: -фонологический (уровень фонем); -морфологический (уровень морфем) ; -лексический (уровень слов); -синтаксический (уровень предложений). Язык представляет собой систему, имеет свою структуру. 1)парадигматические отношения – отношения линейные, горизонтальные. Возникают между единицами языка, последовательно расположенными в речевой цепи. 2) синтагматические отношения – типы отношений внутри структуры. Объединяют элементы языка в группы на основе сходства или противоположности признаков.
6. Основные разделы лингвистики. Различают общее и частное языкознание. Частное языкознание – наука об отдельном языке или группе родственных языков (например, арабистика, русистика). Общее языкознание - теория языка – наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Кроме теоретического, есть ещё прикладное языкознание, - использование лингвистических знаний в практической деятельности людей. Основные разделы языкознания: Фонетика -наука о звуках языка Орфоэпия - правила произношения звука, звукосочетаний, Акцентология - изучает ударение, Фонология - звуки языка в функциональном аспекте; Лексикология -изучение словарного состава языка Семасиология – наука о значениях слов, Ономастика – наука об именах собственных, Этимология – наука о происхождении слов, Лексикография – теория и практика составления словарей; Фразеология – изучение устойчивых словосочетаний; Грамматика -грамматический строй языка.Включает 2 раздела:морфологию и синтаксис. Морфология - изучает части речи и формы словоизменения, Синтаксис - словосочетания и предложения - их модели и способы построения, Дериватология – учение о словообразовании, изучение способов образования новых слов, Стилистика – изучает функциональные разновидности языка; подбор и стилистическое использование языковых средств.
Омонимы, их типы. Паронимы. Омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Омонимы не имеют общих элементов смысла и ассоциативных связей: 1)Полные – имеют абсолютное совпадение форм при их изменении. 2)Неполные- совпадают не во всех формах. 3)Гомогенные – возникли вследствие распада одного слова на 2, обусловлен потерей связей между отдельными значениями, когда-то многозначного слова. 4)Гетерогенные – возникли вследствие совпадения этимологических разных слов. Омоформы – это слова, в которых совпадают только определенные формы (три – терти) Омофоны – слова, которые произносятся одинаково , но отличаются написанием (клинок- кленок) Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному ( мука- мука). Междуязыковые омонимы – это слова 2ух языков, которые имеют одинаковую форму, но отличаются значением. Паронимы – это слова разные по смыслу, но близкие по звучанию ( база- базис, адресат-адресант).
Синонимы. Эвфемизмы. Синонимы – слова, которые имеют значение, которое полностью или частично совпадают. (веселка, райдуга.) 1.Абсолютные – полностью совпадают по значению, не отличаются ни оттенком, ни окраской, ни сочетаемостью. 2.Частичные – полностью совпадают: 1) семантические – различают оттенками значений(шлях, дорога); 2) стилистические – отличаются эмоц-экспрессив окраской(есть-жрать); 3 )семантико-стилистические – обьеденяет и 1 и 2и группу. Синонимический ряд – это совокупность всех синонимов. Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, иностранное слово или бессмысленное созвучие. Обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений (умер- отошел)
Антонимы Это слова разные по звучанию, которые имеют противоположные, но соответственные значения (день-ночь) Группы: 1. Контрастные – выраж. качеств противопоставления и образуют градуальные оппозиции ( молодой – нестарый – средних лет – в возрасте – старый) 2. Комплементарные – дополняют один другого до родового и явл. граничными со своим характером . Нет промежуточного члена ( истинный – ложный) 3. Контрадикторные – один из членов образуются с помощью приставки – не- (молодой – немолодой) 4. Векторные – выражают противополож. направленность, признаков (въезжать- выезжать).
Историческое развитие языка Способность к развитию и изменению языка - главное свойство языка. Закономерности развития языка: 1. Первичная форма существования языка - устно-разговорная. потом идет письменность, и самая развитая форма - книжно-литературная форма языка. 2. Первобытные языки существовали в виде совокупности диалектов В истории развития языков сменяют друг друга процессы: -конвергенция (сближение, слияние диалектов и языков) -дивергенция (распад языка на несколько более мелких) В результате этих процессов из племенных диалектов возникает язык народности, где на смену племенным приходят областные диалекты. Позже, на основе языка народности, возникает язык народности. В эпоху формирования нации возникает национальный язык. Высшей формой национального языка является литературный язык - исторически сложившаяся, обработанная форма языка, которая имеет развитую систему стилей, сложившуюся систему языковых норм и кодифицированность( закрепление норм в словарях и грамматиках языка) На развитие языка влияют внешние, или экстралингвистические факторы (научно-технический прогресс), межязыковые контакты (войны), развитие мышления, внутренние или интролингвистические факторы (фонетические законы, морфологические процессы) Исторические изменения затрагивают все стороны языка, но темпы этих изменений неодинаковы ( самой подвижной частью языка является лексика, потом синтаксим, фонетика, морфология самая стабильная)
49. Генеалогическая классификация языков - классификация, основывающаяся на генетическом принципе, т. е. группирующая родственные по происхождению языки в языковые семьи. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык. Генеалогическая классификация языков стала возможной только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (19 в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. Будучи историко-генетической по характеру, Генеалогическая классификация языков, в отличие от множественности типологических и ареальных классификаций, существует в виде единственной схемы. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей. Такой подход возможен только при использовании так называемого генетического метода, который, помимо языкознания, применяется также в и ряде естественных наук: зоологии, ботанике, антропологии. Использование этого метода возможно в том случае, когда какие-то объекты или группы объектов подвергаются постоянным и последовательным изменениям, в результате чего постепенно "отдаляются" друг от друга. Примером подобных изменений может служить эволюция животного или растительного мира. В отдаленное время многие животные имели общего предка, однако в дальнейшем в результате происходивших с различными группами животных изменениями образовались различные виды, порой значительно отличающиеся друг от друга. Аналогично обстоит дело в лингвистике. Например, древнеиндийское avika и старославянское овьца 'овца' восходят к одному и тому же слову индоевропейского праязыка, облик которого уже второй век успешно восстанавливается учеными. Различия в звуковом воплощении этих слов образовались в результате действия различных фонетических законов в каждом из языков в различные эпохи.
50.Типологическая классификация языков(на основе морфологии) базируется на грамматическом сходстве языков, независимо от их родства. Учитываются: 1. Морфологические признаки 2. Словообразования и синтаксис
Тип языка определяется по способам грамматического оформления слов. Ф.Шлегель в книге "О языке и мудрости индейцев" выделил флективные языки и противопоставил их другим, как самый совершенный тип языков.Он предложил разделить языки на три группы: 1) аморфные (без аффиксов) 2) аффиксальные 3) флективные (языки с флексиями) В.Гумбольдт развил эту классификацию и выделил 4 типа языков: 1) изолирующие - аморфные, корневые) - характеризуются неизменяемостью слов, состоят только из корней, не имеют аффиксов. Грамматические отношения выражаются порядком слов (китайский, вьетнамский)) 2) афлюдинативные - грамматические значения выражаются аффиксами, которые последовательно присоединяются к основе слова, аффиксы однозначны, стандартны, основы не изменяются (угоро-финские языки, тюркские)) 3) флективные - характеризуются наличием флексий, слова изменяются по падежам, числам, родам, падежам. Один аффикс может выражать несколько значений. Основы могут изменяться, чередоваться. Делятся на: -аналитические (грамматические отношения выражаются служебными словами и порядком слов) -синтетические (грамматические отношения выражаются с помощью падежей, личных форм глагола) 4) инкорпорирующие языки (полисинтетические) - слова грамматически не оформлены, основы слов объединяются в инкорпоративный комплекс, который представляет собой морфологическое целое, в грамматическом отношении инкорпоративный комплекс подобен слову, а в функциональном отношении он подобен предложению (языки северо-американских индейцев, чукотский)
Предмет и задачи языкознания. Языкознание или линг.(от лат.lingua-язык),-наука о естественном человеческом языке в общем и языках мира как ее представителей. Языкозн.-одна из древних наук,прошедшая длительный путь развития.Наука о языке-языкознание,языковедение или лингвистика,возникла примерно 2,5 тыс.лет назад в Древней Индии,на Арабском Востоке.Язык явл.важнейшим средством человеческого общения;нет и не может быть человеческого общества и народа ,которые не имели бы языка.Нет и самого человека без языка.Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.Поэтому первая задача , с которой мы встречаемся,состоит в том,чтобы определить премет языкознания,ограничив языкозн.от смежных наук,изучающих язык. Различают общее и частное языкознание.Частное язык.-наука об отдельном языке или группе родственных языков.Общее язык.-теория языка,наука о наиболее общих закономерностях,устройствах функциониров. и развития языков.Прикладное язык.-использование лингвистических знаний в практ.деятельности людей. Осн.проблемы лигвистики: 1.природы и сущности существования языка. 2.язык и общество. 3.язык и мышление. 4.внутр.ус тройства языка. 5.происхожение языка. 6.класификация языков мира. 7.развитие яыка. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.014 с.) |