Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество над системой государственного управления

Поиск

Практика показывает, что эффективный контроль над должност­ными лицами государства со стороны народа предполагает высокий уровень политической и правовой культуры последнего, уровень, ко­торый заключается в способности граждан объединяться в организа­ции, защищающие их права и свободы (клубы, движения, партии, объединения по интересам и т.д.), а также создавать органы, дающие им возможность как получать объективную информацию, так и доно­сить до общества их мнения по поводу тех или иных событий в жизни общества и государства.

К сожалению, в развитии гражданского общества Россией еще не достигнут уровень, требуемый зрелым правовым государством. Следует отметить, что для осуществления эффективного контроля над органами власти и конкретными должностными лицами и в то же время — для защиты справедливых интересов граждан, в США созда­но множество так называемых «групп интересов».

Контроль законодательной власти над исполнительной властью

В Соединенных Штатах президент по Конституции имеет широ­кие полномочия, в числе самых важных следует назвать право назна­чения чиновников на важнейшие федеральные должности и право наложения вето на законопроекты, подготовленные конгрессом (раз­дел 7 главы I и разделы 2 и 3 статьи II). Однако его власть существен­ным образом ограничена властью конгресса.

Во-первых, президент США и его администрация (аналог россий­ского правительства) не имеют права законодательной инициативы. Во-вторых, президент США не имеет права роспуска какой-либо из палат конгресса. В России президент имеет, согласно статье 109, право роспуска Государственной Думы в случае, если последняя отка­жется принять те или иные кадровые предложения президента.

В-третьих, в Соединенных Штатах назначение президентом долж­ностных лиц происходит «по совету и с согласия Сената». В России назначение президентом на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федера­ции, Генерального прокурора Российской Федерации, председателя и заместителя Председателя Счетной палаты и ее аудиторов, председа­теля Правительства Российской Федерации, Председателя Централь­ного банка Российской Федерации, Уполномоченного по правам че­ловека осуществляется с согласия соответствующих палат Федераль­ного Собрания (статьи 83, 102, 103 Конституции РФ).

В-четвертых, президент США может быть отстранен Сенатом от должности «в порядке импичмента». Конституции РФ указывается также на возможность отстранения Президента РФ от должности.

В-пятых, в США комитеты и комиссии Палаты представителей и Сената осуществляют постоянный контроль над повседневной дея­тельностью учреждений федеральной исполнительной власти.

Контроль судебной власти над законодательной и исполнительной ветвями власти

В демократическом государстве все лица, уполномоченные прини­мать законы и осуществлять административные функции, находятся в пределах досягаемости судебной власти. В таком государстве члены парламента обычно имеют определенную степень защиты от вмеша­тельства в их деятельность со стороны общества и государственных ор­ганов, но эта защита не является чрезмерной.

Контроль государства и общества над правоохранительными органами

Большое значение для функционирования демократического ре­жима имеет контроль государства и общества над прокуратурой и по­лицией как основными правоохранительными органами. В настоя­щее время, например, в Соединенных Штатах Америки, во Франции прокуратура организационно входит в систему министерства юсти­ции. В других же странах, таких, как Италия, Испания, прокуратура включена в судебную систему.

В настоящее время многие российские правоведы и активисты об­щественных и политических движений говорят о необходимости ре­формы института прокуратуры, и прежде всего о лишении прокурату­ры права ведения следствия, права, которое, по их мнению, фактиче­ски лишает провозглашенного Конституцией РФ равенства сторон в судебном процессе.

Контроль специальных органов исполнительной власти над субъектами государственного управления

Во всяком развитом демократическом государстве существуют особые учреждения, контролирующие деятельность лиц, выполняю­щих те или иные функции государственного управления. Например, в Соединенных Штатах Америки государство осуществляет тотальный финансовый контроль над всеми лицами, занятыми в учреждениях законодательной, исполнительной или судебной власти.

На первый взгляд, аналогичный институт существует и в России. Речь идет о Счетной палате, создаваемой на паритетной основе Сове­том Федерации и Государственной Думой.

Международный контроль над деятельностью национальных органов государственного управления

Политическая практика XX в. убедительно показала, что даже в самых развитых странах те или иные группы людей стремятся если не уничтожить совсем, то по возможности ограничить власть народа. Организация Объединенных Наций, Совет Ев­ропы, Европейский суд по правам человека и т.д., и т.п. Итак, в завершение можно констатировать, что демократическое государство предполагает наличие разветвленной, сложной и, самое главное, эффективно действующей системы институтов. Отсутствие или слабая работа хотя бы одного из указанных звеньев этой системы подрывает работоспособность ее в целом.

33. Эффективность государственного управления.

Понятие эффективности государственного управления

Само понятие эффективности, благодаря присущей ему много­аспектное, имеет множество трактовок и толкований.

Три типа таких системных моде­лей: 1) «классической школой», 2) кибернетическим подходом и 3) синергетическим подходом.

1. Механический тип организационной системы характеризуется крайне слабой структурной реакцией на изменения среды. Соответ­ственно для организационных систем такого рода характерен не­большой инновационный потенциал и незначительные возможнос­ти его реализации. Конфликт между бюрократией и изменениями (инновациями) здесь весьма ощутим.

2. Адаптивный тип организационной системы характеризуется приспособлением к изменениям внешней среды. Организационные системы такого типа реагируют post factum, стараясь приспособить свою организационную структуру к новым условиям. Тип обратной связи в данном случае отрицательный.

3. Креативный тип организационной системы характеризуется активной ролью в преобразовании среды и гибкой организацион­ной структурой. Организации такого типа ориентированы на внут- риорганизационное развитие и развитие внешней среды. Они спо­собны оперативно менять как цели деятельности, так и структуру. Тип обратной связи в данном случае положительный.

Кибернетика и, позднее, синергетический подход определили также и новые условия эффективности: необходимость отказа от искусственного навязывания на­правлений развития сложноорганизованных систем; актуализация «чувствительности» к начальным условиям, за­ключающаяся в выделении особенного в условиях генезиса организации и процессе ее развития (наибольшее внимание уделяется «личной» истории организации); определение эффективности управленческой деятельности не через анализ количества затраченных ресурсов, а посредством исследования качественного распределения управленческого воздействия (конфигурации административного воздействия); признание множественности потенциальных сценариев раз­вития сложноорганизованных систем (принципиально важно для эффективного управления учитывать максимальное коли­чество такого рода сценариев или моделей); ускоренный качественный рост системы определяется вклю­чением механизмов положительной обратной связи, приводя­щим к «режимам с обострением».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.006 с.)