Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право в системе социальных норм. Право и государствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы. 2. Право в системе социальных норм. 3. Право и государство.
Практическое задание.
I. Прочтите отрывок из учебника и ответьте на поставленные ниже вопросы:
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Н.И. МАТУЗОВ, А.В. МАЛЬКО
Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина). Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина); 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени.
ВОПРОСЫ: 1. Сформулируйте определение социальных норм в догосударственный период. 2. Выясните, какими признаками обладали социальные нормы догосударственного периода. 3. Выясните, какие различия есть между социальными нормами догосударственного периода и современными социальными нормами? 4. Что являлось предпосылками возникновения социальных норм? 5. Сформулируйте определение мононорм и выявите их признаки. Выскажите свое мнение по поводу того, как социальные нормы догосударственного периода повлияли на возникновение позитивного права и государства?
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (в случае нехватки места для ответа разрешается прикрепить дополнительный лист) ………………………………………………………………………………………………………………… II. Выявите основные отличия социальных норм от технических норм.
III. Заполните блоки схемы «Функции социальных норм».
IV. Заполните блоки схемы «Система социального нормативного регулирования».
V. Дайте определение следующим терминам:
VI. Заполните таблицу «Различие между правом и моралью».
VII. Составьте небольшое эссе на тему «Соотношение права и нравственности», раскрыв в нем следующие вопросы: 1. Что такое нравственность? 2. Как мораль и религия определяют меру свободы людей? 3. Должно ли право содержать в себе нормы морали? 4. Приведите примеры из законов, когда право защищает нравственность. 5. Могут ли законы быть безнравственными? 6. Есть ли противоречие между профессиональной нравственностью юриста и общественной моралью? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (в случае нехватки места для ответа разрешается прикрепить дополнительный лист) ………………………………………………………………………………………………………………… VIII. Выясните, что влечет за собой нарушение юристом (судьей, следователем, прокурором, адвокатом, нотариусом и др.) профессиональной этики. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ IX. Приведите примеры из отечественной или зарубежной практики, свидетельствующие о том, что: а) с помощью юридических норм поддерживаются полезные с точки зрения общества и государства обычаи; ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) посредством юридических норм вредные с точки зрения общества и государства обычаи вытесняются; ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) юридические нормы могут индеферентно относиться к обычаям. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
X. Заполните таблицу «Право и корпоративные нормы».
XI. Государство играет важную роль в обеспечении реализации права. Докажите, что бездействие исполнительных, надзорных или судебных структур (по вашему выбору) блокирует действие права. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметка о выполнении…………………………………………………………………
Заключение____________________________________ Подпись……………….. Тема 16.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.008 с.) |