Концепция «невидимой руки» А. Смита.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «невидимой руки» А. Смита.



«Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства. В главе II книги IV Смит пишет:

Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употреблять его на поддержку той отрасли промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров.

Но годовой доход любого общества всегда в точности равен меновой стоимости всего годового продукта его труда или, вернее, именно и представляет собой эту меновую стоимость. И поскольку каждый отдельный человек старается по возможности употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт её обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.

Таким образом, отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества.

Фактически, А.Смит «невидимой рукой» называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

11. Рынок как форма организации хозяйственной деятельности. Функции рынка. Классификация рынков.

Рынок можно рассматривать как а) рыночную экономическую систему или б) как сферу контактов продавцов и покупателей.

Виды рынков (по характеру товаров): средств производства; капитальных благ; металлов; с/х продукции; ценных бумаг; денежный рынок; капиталов.

По территориальному признаку: международный; национальный; местный; региональный.

По способу продаж: оптовый и розничный

По степени экономической самостоятельности субъектов: рынок совершенной конкуренции; монополистическая конкуренция; олигополия; дуополия; чистая монополия; монопсония.

Функции рынка:

1. Обеспечение взаимосвязи между производством и потреблением, регулирующая функция

2. Оздоровительная (рынок вытесняет слабые и неконкурентоспособные предприятия)

3. Информационная

4. Дифференциация, расслоение общества.

12. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена. Рыночное равновесие и его виды (по Л.Вальрасу и А.Маршаллу).

Спрос – то количество благ, которое потребитель готов купить по определенным ценам.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена. Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители. Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок. Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам.

Цена– денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей. Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
Равновесие рынка
характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом покупок и продаж. Изучением формирования цены занимались различные школы. Исследованием влияния колебаний предложения и спроса на рыночную цену занимался Маркс при рассмотрении проблемы ценообразования. Помимо стоимости он вводит и понятие «рыночная стоимость». Под рыночной стоимостью понимается средняя стоимость товара. От рыночной стоимости отличается рыночная цена товаров. Исследование факторов, влияющих на рын. цену, К.Маркс начинает с определения условия соответствия рын. стоимости и рын. цены. Это условие состоит в равенстве объема производства товара в общественной потребности в нем. Для этого нужна свободная конкуренция. Если масса товаров больше общественной потребности, то товары продаются ниже их рыночной стоимости, если же масса недостаточно велика, то рыночная цена ниже их стоимости.
Но это утверждение достаточно противоречиво. Следовательно, при анализе рыночного механизма у К.Маркса допущены две неточности:
1) Общественная потребность рассматривается как функция от рыночной стоимости товаров, т.е, увеличение или уменьшение рын.стоимости вызывает соответствующее изменение потребности.
2) Предложение товаров — это не самостоятельный фактор
рын. конъюнктуры,а величина, зависящая от рыночной стоимости, т.е. средних затрат труда, необходимых для производства данного товара.
Общепризнанной заслугой является вклад А.Маршалла. Его идея состоит в изучении сущности спроса и предложения как факторов, определяющих цену. Цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Равновесная цена формируется в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами, т.е. воздействием, как спроса, так и предложения. Изменение рын. спроса и рын. предложения приводят к изменению рын. равновесия. Появление нового состояния равновесия на рынке следует отличать от случайных колебаний рын. цены по отношению к ее равновесному значению. Проблема устойчивости рын. равновесия решает вопрос о необходимости гос-го воздействия на рын. процессы, если рынок не способен саморегулироваться Основные формы гос-го регулирования:
1) потоварные налоги- это акцизы, налоги с оборота и т.д. Ставки налога могут быть установлены в денежных единицах и процентах с продажи товара.
2) Дотации-«налоги наоборот». Нетоварная дотация устанавливается либо в процентах к цене товара, либо к ден.сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации могут получать как производители, так и покупатели.
3) Фиксированные цены. Различают верхний и нижний предел цен. Максимальную цену может установить гос-во в целях защиты малоимущих, но это может вызвать, диффецит и производители могут организовать теневой рынок или спекуляцию. Гос-во защищает производителей, устанавливая минимальную цену.

Р – цена продукта

Q – количество продукта

D – кривая спроса

S – кривая предложения

 

Графики спроса и предложения

Равновесная цена

Закон спроса: между ценой и количеством продаваемой продукции существует обратно пропорциональная связь, состоящая в том, что при прочих равных условиях повышение цены ведет к сокращению объема спроса и, наоборот, снижение цены увеличивает объем спроса.

Закон предложения: между ценой и количеством предлагаемой продукции существует прямая положительная зависимость, состоящая в том, что при прочих равных условиях, с повышением цены возрастает и величина предложения и, наоборот, снижение цены сокращает предложение..

Рыночное равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесиеназывают неустойчивым.

Конкуренция, ее виды

Конкуренция - движущая сила экономического развития.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.007 с.)