Вопрос 18. Понятие и роль бюдж. Права (бп) как ведущего фин-прав. Института. Ист-ки бп. Субъекты бп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 18. Понятие и роль бюдж. Права (бп) как ведущего фин-прав. Института. Ист-ки бп. Субъекты бп.



БП – этосовокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

Предмет БП – те общественные отношения, на которые направлены бюдж-прав нормы, те отношения, к-рые возникают с опред-ем бюдж.устр-ва, состава расходов и доходов, принципов их разгран-ия внутри бюдж. системы, а т/ж отношения по поводу бюдж. Пр-са.

Источникам БП – норм-прав акты, к-рые содержат в себе нормы БП, напр-ые на рег-ние общ-ных отн-ний: -Конституция РБ (закрепляющая основы прав. орг-ации бюдж. деят-сти гос-ва и местного самоуправления);- Законы (Закон РБ “О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», «О местном управлении и местном самоуправлении в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь»; -Указы и Декреты Президента; -Постановления Совета Министров; -Регламенты Палат представителей; -нормативные акты Минфина Республики Беларусь; -нормативно-правовые акты местных органов управления и самоуправления; -Решения высших судебных органов.

Субъекты бюджетного права – лица, которые наделены в соответствии с законодательством правами и обязанностями, посредством реализации которых переходят к субъектам бюджетных правоотношений (субъекты бюджетных правоотношений – всегда субъекты бюджетного права, означают общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного права, им присущи все признаки финансовых правоотношений).

Субъекты бюджетных правоотношений: -государство, -административно-территориальные единицы, -система государственных органов всех ветвей власти, как высших, так и местных, -организации (когда платят налоги), физические лица.

Особенности субъектов бюджетных правоотношений: -возникают в связи с образованием, распределением и использованием соответствующего бюджета, -ежегодно возобновляются (цикличны), -одной из сторон всегда выступает государство в лице уполномоченных органов, деятельность которых касается бюджетной сферы.

Бюджетное право непосредственно не связано со сбором налогов, а регулирует и распределяет уже имеющиеся денежные средства.

 

Вопрос 19. Бюджетные права Республи­ки Беларусь.Особенности.

Бюджетное право Республики Беларусь - это важнейший финансово-правовой институт особенной части финансового права Республики Беларусь, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, устанавли­вающих бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетную систему и принципы ее построения, состав и порядок распределения доходов и расходов внутри бюд­жетной системы, компетенцию представительных, испол­нительных и распорядительных органов власти в сфере бюджета, а также бюджетный процесс.

По характеру регулируемых общественных отношений нормы бюджетного права подразделяются на.материаль­ные и процессуальные.

Основу бюджетного права составляют материальные нормы. К ним относятся нормы, устанавливающие бюд­жетное устройство и бюджетную систему Республики Бе­ларусь, структуру доходов и расходов бюджетов всех уровней, полномочия государственных органов по разграниче­нию доходов и расходов внутри бюджетной системы и т.д.

К процессуальным нормам бюджетного права относят­ся нормы, регламентирующие бюджетный процесс. Эти нормы носят процедурный характер и регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.

Общественные отношения, складывающиеся по поводу мобилизации и распределения денежных средств через ос­новной централизованный фонд государства (бюджет), яв­ляются предметом регулирования бюджетного права.

К особенностям бюджетных правоотношении можно отнести следующие:

1) они возникают в связи с образованием, распределе­нием и использованием соответствующего бюджета (рес­публиканского, местного);

2) они ежегодно возобновляются (повторяются), по­скольку их реализация осуществляется в рамках финансо­вого (календарного) года;

3) одной из их сторон всегда выступает государство или соответствующие государственные органы, органы местно­го управления и самоуправления.

Субъекты бюджетного правоотношения реализуют бюджетные полномочия, которыми они наделяются в силу их принадлежности к финансовой деятельности государст­ва, являясь носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по мобилизации, распределению и использова­нию бюджетов всех уровней.

Субъектами бюджетного правоотношения выступают:

- государство (Республика Беларусь); административно-территориальные единицы (область, район, сельсовет, го­род, поселок городского типа);

- система государственных органов (органы представи­тельной, исполнительной и распорядительной власти);

- организации и физические лица.

 

Вопрос 20.Бюджетное устройство в РБ. Бюджетная система и принципы её построения.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, её структура взаимосвязь между отдельными звеньями, а так же обусловленность построения.

Бюджетное устройство - это внутреннее построение бюджетов государства.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местного бюджета РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. Она имеет конституционное закрепление ст. 133,которое говорит о том, что бюджетная система РБ включает в себя республиканские и местные бюджеты.

Конкретизируется это положение ст.6 БК” Структура бюджетной системы”: Местные бюджеты делятся на: 1)Бюджеты первичного уровня(сельские, поселковые, городские);2)Бюджеты базового уровня(районные, городские);3)Бюджеты областного уровня(областные, бюджет города Минска).

Республиканский бюджет – обеспечивает финансирование мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение.

Местные бюджеты - обеспечивает финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых в интересах данной административно территориальной единицы.

Бюджетное устройство, а в частности такое построение такой бюджетной системы, обусловлено её государственным устройством.

РБ – унитарное государство, территория которого делится на области, районы и иные административно-территориальные единицы.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность бюджетных государств.

Принципы бюджетной системы:

1)Принцип единства – единство бюджетной системы обеспечивается едининством документации, нормативно – правовой базы, денежной системы, единый порядок исполнения бюджета и ведения бухгалтерского учёта.

2)Полноты отражения доходов и расходов бюджета – все доходы и расходы, отражённые в законодательстве подлежат внесению в бюджет в полном объёме.

3)Сбалансированности -все расходы бюджета должны соответствовать совокупному доходу и дефициту бюджета плюс минимизация дефицита при его планировании.

4)Гласности - открытость для общества всех стадий бюджетного процесса.

5)Принцип самостоятельности бюджетов – бюджеты всех уровней имеют источники доходов, источники финансирования дефицита бюджета; имеют право самостоятельно определить направления расходов; составлять, рассматривать и исполнять бюджет.

6)Эффективности использования бюджетных средств - участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения максимального результата с использованием определённого бюджета объёма денежных средств или достижение поставленных целей с использованием минимального объёма бюджетных средств.

7)Общего покрытия расхода бюджета – все расходы покрываются за счёт доходов бюджета плюс источники финансирования дефицита.

8)Достоверности – формирование бюджета на основе обоснованных прогнозных показателей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.009 с.)