ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пытанні тэхналогіі журналісцкай працы.



I) Праблема ананімнай крыніцы інфармацыі. Пытанне: указываць ці не? Закон гаворыць: калі журналіст паабяцау не указываць крыніцу інфармацыі, то ён не мае права рабіць наадварот. Але, калі гжта судзебная справа, то павінен.

II) Журналіст стварае канфлікт у тэксце, хаця у жыцці, яго няма.

Ш) Увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода.

IV) Рэзка сатырычная інтэрпрэтацыя факта: іронія – гратэск – знявага.

V) Неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці.

VI) Культура мовы (брыдкаслоўе, сексаслоўе, “культурная” абраза).

VII) Метад маскі у журналістыцы – не выяуляе сабе. “ Метад уключаннага назірання”. Журналіст мяняе прфесію, выкарэстанне схаванай камеры. Метад эксперэменту: Нэлі Блай “ 10 дзён у вар яцкім доме” ( Чыкага, Сан таймс). Вальграф “ На самым дне” – метад маскі.

Існуе тры спосабы рэгулявання паводзін:

1. Прамы прымус.

2. Эканамічны прымус

3. Рэгуляцыя,заснаваная на унутранай свядомасці чалавека

 

18. Проблемы репортерского искажения действительности.-16

Происходит по причине приоритета узкопрофильных интересов над общественными. Специфические проблемы возникают и из-за того, что телевизионная камера, выхватив какой-то один момент, одну деталь, один жест, укрупняет его, сосредотачивает всё внимание публики на нём, упуская из виду остальное. Именно так поступают телевизионщики во время митингов оппозиции. Камера выхватывает старуху со сталинским портретом в руках. Вот такие они – демонстранты.

Большие возможности для злоупотребления возникают при монтаже уже отснятого материала. Все эти нарушения связаны со спецификой телевидения.

Существуют объективные и субъективные факторы.

Субъективные – некомпетентность, « самовозгорание эмоций» - понятие ввёл Бухарцев – когда из суммы событий выхватывается не то, что представляет действительную ценность, а то что мне нужно, необъективность информаторов; использование СМИ для решения своих собственных амбиций, умалчивание о не очень выгодных фактах и деталях).

 

 

19. Право общества на информацию – и право человека на тайну частной жизни: как разрешить противоречие?-17

Существует немалая разница между общественным интересом и общественным любопытством. Декан факультета журналистики Уральского государственного университета Б. Н. Лозовский предложил конкретизировать понятие «общественный интерес» и при обнародовании сведений о частной жизни граждан руководствоваться «Правилом четырех «Б». По его мнению, сведения необходимо оглашать, если поступки гражданина «создают угрозу (или способствуют) благополучию, благосостоянию, безопасности большинства аудитории или третьих лиц». 2 типа материалов: критические и положительные. Благодаря огласке субъективное отношение журналиста к своему персонажу приобретает социальный смысл. Стереотипизация при оценочном суждении неизбежна, уменьшить её издержки.

Граны вмешательства журналиста в личную жизнь и внутренний мир героя: личная жизнь: где заканчивается право общества на информацию и начинается право на личную жизнь? Это информация о происхождении, национальности, вероисповедании, физических отклонениях, предпочтениях; использование журналистом дневников, переписки героев.

Неэтично и нечестно «тонкими намёками» высмеивать физические недостатки «героя», вскользь и практически неощутимо для читателя, но, безусловно, явно для критикуемого нажимать на его больные места. На наш взгляд, избежать совершения таких мелких, но непростительных ошибок для журналиста не менее важно, а возможно и первостепенно. Маральная дыскрэдытацыя чалавека ў СМІ (паклёпы і абразы, “вайна кампраматаў”).

 

 

20. Этика рекламы.-

 

 

21. Моральные требования к поведению журналиста в процессе сбора информации. Сведения из официальных источников. Сведения “из вторых рук”. Информация “не для печати”. – 18

Нормы профессиональной этики запрещают журналисту обнародовать в качестве достоверной информацию, основанную на неподтверждённых фактах, слухах, предположениях, а также полученную из недостоверных источников.

Оценивая источники информации и полученные сведения, журналист подразделяет их для себя на достоверные, вызывающие сомнение и недостоверные. А ещё важно представить степень объективности человека, его отношение к характеризуемому лицу, присутствие личных мотивов описываемой ситуации, условия, в которых происходил сбор информации. Если сгруппировать все эти признаки, то то сводятся они к двум : компетентности и объективности. Бывает из-за нехватки времени журналист вынужден обращаться к менее компетентному источнику, но зато находящемуся под рукой. При этом случается, что журналист уверен. Что беседовал с человеком серьёзным, но при этом принял за компетентность какие – то внешние признаки.

В перепроверке нуждаются не только слухи, полученные из вторых рук. Не исключение и официальные лица. В них тоже бывает много неточностей. Сейчас многие журналисты – доступ к Интернету, но там содержится масса неточностей и ошибок, верить безоговорочно нельзя.

О фальсификации сведений можно говорить не только применительно к документу (постановочная фотография преподносится как документальная съёмка, фабрикация фиктивных читательских писем, «заавторство»). Как фальсификацию – поведение журналиста, который представляет услышанное от кого-то за увиденное им же.

Ещё один вопрос: вправе ли журналист пользоваться информацией от друзей, близких, родных.

 

 

22. Недопустимые методы сбора информации.-19

Недопустимые методы сбора информации:

1. Подкуп;

2. Запугивание;

3. Использование неосведомлённости собеседника о намерениях журналиста.

4. Ложная мотивировка причин обращения за информацией.

5. Использование негативных отношений собеседника к объекту публикации.

6. Способы фиксации информации и связанные с этим моральные ограничения.

7. Маски общения ( внимательный слушатель, суровый ревизор, маска беспристрастия)., грубо наводящие вопросы, вопросы, на которые собеседник не сможет ответить, тон вопросов не должен быть ни заискивающим, ни покровительствующим.

 

23. Проблема анонимного источника информации в журналистике. -20

Виды источников информации: достоверные (документы, рассказы участников события, очевидцев, мнения специалистов, экспертов); недостоверные: конфиденциальные; ссылка на источник.

3 типа: документ– продукт чьей-то деятельности по переработке первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех или иных знаков на том или ином материале для хранения и передачи во времени и пространстве.2.предметно-вещественная среда– обладает способностью нести на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. 3. человек,«живой источник», держатель информации о событ, носитель информации о себе, транслятор информации, полученной от других. Склонен помогать органам информации, хотя ни к славе, ни к деньгам не стремится. Чаще всего это те, кому совесть не дает смириться с коррупцией, несправедливостью, произволом, а возможностей помешать злу без огласки у них не хватает. В подобных случаях люди идут на сотрудничество с прессой из гражданских побуждений, рискуя многим, и потому они нуждаются в определенных гарантиях неразглашения имени, что и предусматривается законодательством. «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну». Правила: при работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной Законом,не позволять себе бестактности, давления, шантажа; указывать в материалах источники информацииво всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне; хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности,отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласию с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей; соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность,выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.

 

 

24. Резко сатирическая интерпретация факта в журналистике.-

 

 

25. Гипотеза и фантазия в журналистике. Мысленный эксперимент: границы дозволенного и недозволенного.-21

Права на вымысел: неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці; выкарыстанне мысленнага эксперыменту (“магло быць і так”); увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода. Вобразна-канцэптуальная інтэрпрэтацыя рэчаіснасці ў журналісцкім творы: адбор фактаў (факты і “факцікі”); кампаноўка фактаў, непрадузятая расстаноўка акцэнтаў; падтасоўка фактаў; фабрыкацыя матэрыялаў.

Дыфамацыя і дэзінфармацыя. Рэзка сатырычная інтэрпрэтацыя факта. Свабода сатыры: паміж гратэскам і знявагай. Узаемасувязь зместу і формы журналісцкага твора. Пошук выразных сродкаў, якія адпавядаюць аўтарскай задуме. Інтуіцыя ў творчасці журналіста, феномен творчага інсайту. Межы вымыслу і домыслу.

 

 

26. Моральные аспекты свободы печати. Правовые границы гласности. –

Журналістыка і праблема свабоды дзейнасці. Сацыяльна-гістарычнае разуменне свабоды. Паняцці “свабода”, “неабходнасць” і “адказнасць” у дачыненні да творчага працэсу. Аб’ектыўныя і суб’ектыўныя ўмовы свабоды. Статья 3,4(недопустимость цензуры), 5(недоп. злоупотр.). право учреждать, беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. Цензура - требование от редакции со стороны гос.органов, орг., учреждений, общ. объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и мат-лы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается использование СМИ для: совершения действий, наказываемых в уголовном порядке; раскрытия сведений, гос. либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению констит.строя, нарушению терр. целостности республики; разжигания нац., соц., расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь, распространения информации от имени полит. партий, проф. союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке гос. регистрацию (перерегистрацию). Не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. 2х узроўневая свабода слова (1942, США). Документы: конституция, закон о печати, регистрационный принцип утверждения СМИ, выдача лицензии на издательскую деятельность, право собственности, право на ответ или опровержение.

 

 

27. Коммерциализация прессы: цель оправдывает средства?-

 

28. Позиция журналиста и линия газеты (теле-, радиоканала).-

Свабода творчага самавызначэння журналіста: магчымасць самастойна вызначаць мэты і задачы творчай дзейнасці; фармуляваць тэмы і праблемы; выбіраць неабходныя сродкі, метады, спосабы работы, формы і жанры твораў, права адмовіцца ад задання, якое супярэчыць асабістым перакананням журналіста. Аб’ектыўныя і суб’ектыўныя ўмовы свабоды творчага самавызначэння журналіста: вызначэнне задачы творчай дзейнасці; фармулёўка тэмы і праблемы; выбар неабходных сродкаў, метадаў, спосабаў работы; вызначэнне формы і жанра твора.

Соотношение соц. роли и личности Жур-та. Начальные посылки, из которых чел. исходит и кот-ми руководствуется в жизни – жизн. позиция. Деонтология- рассматривает проблему долга и морали. Конфликты между профессиональным и служебным долгом журналиста (деонтологические противоречия). Служебный долг может потребовать от журналиста пренебрежения профессиональным долгом. 1 участ. конфликта приходится по собственной воле или против нее оставлять редакцию, 2 постепенно превращаются в циников, для которых профессиональный долг – не более чем пустые громкие слова, 3 обретают такую степень «пластичности», когда становится естественным убеждение, что «журналисту позиция не нужна»

Признаком неблагополучия в отношениях СМИ и общества. Они говорят об утрате журналистикой ее самостоятельной роли. Профессиональный долг нравственный императив - статус «независимого журналиста», свободного от необходимости подчиняться предписаниям служебного долга, хотя это в большинстве случаев ухудшает их материальное положение. Иногда проф. долг всё же совместим со служебным. Позиция сотрудников и линия редакции должны совпадать прежде всего в понимании основных целей издания. Согласование своих твор. устремлений с планами редакции. Сегодня единст. эффективная позиция – позиция защиты интересов граждан общ-ва.

 

 

29. Журналист и его герой: этические аспекты взаимодействия.- 22

1.Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными.

2. Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ними корректность, такт и выдержку.

3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, кроме тех случаев, если человек является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный интерес общественный.

4. Быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя.

5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намёков, способных унизить героя: ироническое обыгрывание его фамилии, имени, деталей внешности; раса, религия, болезни и т.д.

Социальное и моральное «измерение» героев журналистских произведений: может ли антигерой быть героем; обязательно ли журналисту чувствовать себя на одном уровне с героем; обязательно ли журналисту встречаться с героем будущей публикации. Журналист обязательно должен создать оптимальные условия для общения: выбор способа знакомства, методы преодоления психологических барьеров, формы завоевание доверия собеседника,

 

 

30. Понятие профессионального такта. –

 

 

31. Между оперативностью и компетентностью: профессионально-моральный аспект проблемы.-23

Кампетэнтнасць, дакладнасць, аб’ектыўнасць – абавязковыя патрабаванні да крыніцы інфармацыі. Журналіст і крыніцы інфармацыі: выбар паміж кампетэнтнасцю і даступнасцю крыніцы інфармацыі. Праўда губляецца, інфармацыя становіцца таварам, які неабходна як мага выгадней прадаць. “Эвалюцыя” поглядаў журналіста.

 

32. Использование в журналистском произведении дневниковых записей, переписки, личных документов героев.-45

 

 

33. Моральные ограничения при использовании методов “организованного эксперимента”, “скрытой камеры”.-24

1.Скрытая запись допускается, если это не нарушает конст. прав и свободу человека и гражданина; если это необходимо для защиты общ. интересов и принят. меры против возможной идентификации посторонних лиц; если демонстрация записи происходит по решению суда.

Журналіст обязан ставіть граждан в ізвестность о проведении аудио- видеозаписи, кино и фотосъёмки. При распространении сведений о личной жизни человека (фотографии, записи разговоров и видеозаписи) журналист должен заручиться согласием либо самого человека, либо его законных представителей. Правда есть здесь и оговорка : такого согласия не нужно, если публикация необходима для защиты общественных интересов. Скрытая камера предоставляет запечатлеть на плёнке жизнь так, как она есть. Однако незащищённость объектов съёмки и возможность произвольного использования такого рода видео - и фотоинформации ставит фоторепортера телерепортёра перед нравственной диллемой: с одной стороны он ответственнее перед зрителем за показ реальной жизни, с другой стороны, - перед героем.

2. « Метод маски» - способ добывания информации, когда репортёр не информирует - собеседников о своей профессиональной принадлежности и выступает пред ними в облике, который тех не настораживает. Репортёр может идти всюду, как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и поэтому, испытывая то, что выпадает на долю обычного человека. Однако бывают ситуации, когда метод маски неприемлем. Например, в условиях военного противостояния. Журналист там рискует собственной жизнью, его могут принять за шпиона.

Метод смены профессии- оправдан лишь при условии, что журналист способен выполнить работу, за которую он берётся. Закон ограничивает сферу применения этого метода. Журналист не может быть милиционером, юристом, лицом, занимающим выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе информации профессию врача. Вообще умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили.

Кроме того, журналист, не может менять нравственные принципы, значит обман, провокации, приобщение к грязным делишкам, не могут быть оправданы. Ради чего журналист делает это, оправдано ли?

 

 

34. Моральные ограничения при использовании метода «смены профессии». Из опыта
В. Гиляровского, М. Кольцова и др. -25

Метод смены профессии- оправдан лишь при условии, что журналист способен выполнить работу, за которую он берётся. Закон ограничивает сферу применения этого метода. Журналист не может быть милиционером, юристом, лицом, занимающим выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе информации профессию врача. Вообще умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили.

Смысл ролевого репортажа, как и репортажа обычного – подвести к проблеме, поставить читателя «лицом к лицу» не с отдельным человеком, а лицом к лицу с проблемой. Журналист входит в жизнь, в работу и заботы других людей, пытаясь «подсмотреть проблему изнутри». Журналист меняет профессию, надеясь выявить и показать читателю какие-нибудь ситуации, характерные для «среды обитания», в которую внедрился. Его задача - чисто репортёрская: «воочию», наглядной картинкой представит своему читателю « кусочек жизни». В ролевом репортаже выделяются два направления:

1. изучение явления «изнутри»;

2. « испытано на себе».

1. Лариса Рейснер. В 1925 году публицисты Лариса Рейснер по поручению редакции отправилась в Германию под видом переселенки и нанялась к немецкому лавочнику в качестве разносчицы молока. Искусно войдя в данную роль, она ходила по рабочим кварталам, выясняя отношения людей к экономическим неурядицам, происходящим в стране. На основе собранных фактов она опубликовала в газете «Гудок» репортаж о так называемой немецкой эпохе процветания.

2. Михаил Кольцов. В качестве делопроизводителя, учителя словесности, шофёра такси и других специальностей работал в 30 – х. годах XX столетия известный публицист Михаил Кольцов. Такие его репортажи, как «Три дня в такси» можно отнести к классике жанра.

3. Гудимов. Используя опыт Михаила Кольцова, репортер Гудимов сел за руль такси. Это позволило ему настолько серьезно и глубоко изучить состояние таксомоторного хозяйства, что после публикации его репортажей в «Экономической газете» были приняты серьезные меры по дальнейшему улучшению автообслуживания населения Москвы и городов Российской Федерации. За время своей долгой творческой жизни А. Гудимов был директором гастрономического магазина, торговал в бакалейной лавочке, набивал подметки в ремонтной мастерской. Лучшие свои репортажи он включил в книгу «Тайна чужой профессии»

4. Гиляровский.Бурлак, актёр, работал на белильном заводе, « Ураган», « Ходынка», гимнастом.

 

35. Метод “маски” в современной журналистике.-26

« Метод маски» - способ добывания информации, когда репортёр не информирует - собеседников о своей профессиональной принадлежности и выступает пред ними в облике, который тех не настораживает. Репортёр может идти всюду, как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и поэтому, испытывая то, что выпадает на долю обычного человека. Однако бывают ситуации, когда метод маски неприемлем. Например, в условиях военного противостояния. Журналист там рискует собственной жизнью, его могут принять за шпиона. Маски общения ( внимательный слушатель, суровый ревизор, маска беспристрастия)., грубо наводящие вопросы, вопросы, на которые собеседник не сможет ответить, тон вопросов не должен быть ни заискивающим, ни покровительствующим. В ролевом репортаже, как свидетельствует само название жанра, тоже широко используется «мимикрия».

Некоторые из «масок» репортёра помогают до поры до времени скрывать истинную цель автора, другие – позволяют приспособиться к новой «среде обитания».

Во многих случаях, исследуя проблему средствами ролевого репортажа, журналист поневоле вынужден скрывать свою заинтересованность в информации, переводить её в сферу личных отношений с источником. Поэтому, некоторые маски нацелены на то, чтобы собеседника расположить к себе, даже если это – потенциальный антигерой.

1. Гюнтер Вальраф, ізменіл своб внешность, чтобы узнать о положении в ФРГ иммигрантов-турок. Он надел чёрный парик и вставил коричневые контактные линзы и принялся искать работу под именем АЛИ ЛЕВЕНТ СИНИРЛИОГЛУ. В течение двух с половиной лет, он он ездил по стране в обличие турка, был строителем, металлургом, шофёром, убирал туалеты. Ему платили гроши, считали человеком второго сорта, издевались. Книга “ На самом дне”, вызвла сенсацию в ФРГ, ибо автор обнаружил в этой демократической стране систему апартеида по отношению к лишённых прав сезонным рабочим - иммигрантам. «Чтобы сорвать маску с этого общества, надо самому замаскироваться.

2. Нелли Блай.“ 10 дней в сумасшедшем доме”, который был опубликован в 1890 в Чикаго сан таймс. Чтобы проникнуть в сумасшедгий дом, она притворилась душевнобольной.

Репортёр должен сам решить, насколько оправдан этот метод.

 

 

36. Сенсация в журналистике: поиски сенсации и “создание” сенсации.-27

Кідкія сенсацыйныя матэрыялы ва ўрон рэпутацыі выдання: сенсацыя як спосаб выжывання газеты, тэле-, радыёканала; супярэчнасць паміж аб’ектыўнасцю і сенсацыйнай“ падачай матэрыялу; дзе пралягае мяжа паміж вострым журналісцкім расследаваннем і пагоняй за сенсацыяй; падробка “пад сенсацыю”; “стварэнне” сенсацыі; сенсацыя і скандал. Стаўка на “голую” сенсацыю – тупіковая, дзеля шоку, работа выключна на злобу дня, па прынцыпу “чаго пажадаеце” і ніколі не перспектыўна для прэсы, бо ператварае яе ў служку абывацеля. Сенс.( ад. лац. пачуццё, абурэнне) – моцнае ўражанне ад якой-н. падзеі, паведамленне, штовыклікае ўсеагульную цікавасць, узбуджэнне. аснова журналістыкі не толькі шукаць сенсацыю, але і ствараць яе. Сяргей Расолька(1995, 2 жніўня, “Звязда”), праблема скарбу Напалеона.

 

 

37. Проблемы морального выбора журналиста: мотивы – цели – средства – результаты. –

Маральны выбар журналіста: матывы – мэты – сродкі – вынікі. Аб’ектыўная магчымасць выбару і суб’ектыўная здольнасць выбіраць. Адлюстраванне ў маральным выбары маральнага вопыту асобы. Праблема маральнага выбару на розных стадыях работы журналіста. Сёння выбар маральны, па сутнасці, замяняецца выбарам зручнай пазіцыі. публікацыі ура-інтанацыі: культ грошай, нажывы – узмацненне сац. дыферынтацыі грамадства; героі часу – бізнесмены і прадпрымальнікі; амаль непрыкметнымі застаюцца маленькія заметкі пра небяспеку, што цягнуць за сабой Жан. хаос і рыначнае бязмежжаў краіне, крымінальна афарбаваная інфармацыя, нац. пытанне, двухмоўе( змяншаецца колькасць публікацый на бел. мове ў двухмоўных газетах(«Народная газета», «Рэспубліка»). Маральны выбар жур-та праяўляецца ў пагранічных сітуацыях( вайна: апраўданне калабарацыі, акупацыйны рэжым – грамадзянская вайна, узвялічванне асобных нацыскіх ваенаначальнікаў, падзел подзівігаў на нац. прыкмеце., хваля пераацэнкі парт.руху). Ад узроўню духоўнасці жур-та ў значнай меры залежыць узр. яго прафесіяналізму, ступень адэкватнасці адлюстравання сац. практыкі ў СМІ.

 

 

38. Моральные аспекты выбора темы в процессе журналистского поиска. –

Тэндэнцыя адыходу публ. думкі ад злобы дня.Матэрыялы пра жорсткась і крымінал, танальнасць – танная сенсацыйнасць, маляўніча-захапляльнае апісанне негатыву, чорна-белы погляд на рэчаіснасць, гранічная катэгарычнасць меркаванняў, знікла Асоба. герой публікацыі. Тэматычны вакуум – раней лягчэй было зрабіць імя на выкрывальніцкай тэматыцы. Требования к теме – полезность, актуальность, значимость, оригинальность, конфликт.

 

 

39. Журналистское расследование в контексте требований профессиональной этики.-28

Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

Тема – выяснение подоплеки общ. значимых событий, долг есть просто искатели правды. Умение отличить простой слив компромата от подлинной темы. Нужны инуиция, склонность к следственой работе, дар публициста. Основания для проведения расслед.: личные наблюд. жур-та, попавшие к нему документы, собраные ранее факты и мат-лы; ставшие достоянием гласности мат-лы суда или следствия. Этапы расследования: выявление фактов, прослеживание связей между ними, выдвижение версий. Кропотливая работ с документами, усложн. вариант интервьюирования. Стараться беречь источник, работать только с теми, в ком уверен. “Дымящееся ружьё”. Св-ва: наглядность и сенсационность. Разбор канфлікту: абавязковасць гутаркі з прадстаўнікамі абодвух бакоў.

Создана 31 мая 1993 года . Отвечая друг за друга своими авторскими именами, мы признаем следующие принципы честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования:

1. Для любых обвинений, опровергающих презумпцию добропорядочности в отношении того или иного лица или группы лиц, требуются веские аргументы;

2. Мы в принципе стремимся избегать обвинений в чей-либо адрес, предпочитая не утверждать, а задавать вопросы по поводу известных нам фактов. Мы не выносим приговоров, но можем выдвигать обвинения, если обладаем для этого убедительными основаниями;

3. Мы вправе работать с "утечками" информации, которые получаем на уровне личных контактов от органов дознания, следствия или со стороны защиты. Но мы не считаем возможным публиковать такую информацию в одностороннем порядке без проведения журналистского расследования;

4. Объектами нашей критики в случаях, когда обвинение им со стороны уполномоченных органов еще не предъявлено, могут быть лица, которые занимают посты в государственных органах или играют активную роль в коммерческих структурах.

5. Любое лицо, которое становится объектом нашей критики, имеет право изложить свою точку зрения, как правило, до передачи материала в печать и эфир.

6. Мы готовы пересмотреть свою точку зрения и принести извинения в случаях, когда допустили ошибку;

7. Мы вправе говорить о негуманности тех или иных следственных мероприятий, обосновывая это общими гуманистическими требованиями;

8. Суд и только суд является органом правосудия и олицетворяет собой его идею. Мы вправе аргументированно критиковать пороки судебной системы, ошибки или поступки судей, но это не влияет на наше уважение к правосудию в целом.

9. "Давление на суд" или на органы следствия мы считаем такое комментирование хода следствия или суда, которое ведется неграмотно, без всяких аргументов, без предоставления слова обвинению или защите для изложения позиций обеих сторон. Недопустимо распространение о судьях, лицах, ведущих следствие или участвующих в деле, порочащих сведений, если они не имеют отношения к предмету публикации;

10. Мы возражаем против придания политического звучания нашим публикациям на правовые темы.

Мы не стремимся к монополии на судебную или следственную информацию, но считаем, что высокий профессионализм журналиста естественным образом создает для него преимущества при получении информации и комментариев в судах и правоохранительных органах

 

40. Моральный аспект отношений “журналист – читатель”.-

 

 

41. Требования к заголовку журналистского произведения в контексте профессиональной этики.-29

Заголовки привлекают, подготавливает восприятие, раскладывает рекламные приманки, свидетельст. о мат-ле, для которого он изобретен, рассказывает об авторе, его отношении к факту( положит. или ироническом); об издании и его читателях с их предпочтениями. Заголовок –хроника, заголовок – бегущая строка( начало мат-ла), заголовок – ркзюме, заголовок –цитата, заголовок-интрига, зоголовок-ужастик. Заголовок должен соответствовать содержанию, элементарно быть грамотно и доступно оформлен, не содержать не понятных терминов и слов. Маральныя абмежаванні пры перадачы простай мовы, унутранага маналога. Абавязковасць захавання дакладнасці дакумента.

 

 

42. Семейная тема и осторожность при ее освещении.-30

 

43. Медицинская проблематика в контексте требований профессиональной этики.-31

Асноўныя праблемы мед. этыкі: захаванне ўрачэбнай тайны; эўтаназія; трансплантацыя органаў; змена полу; “прабірачныя” дзеці, сурагатныя маці; новыя лекавыя сродкі і спосабы лячэння; суіцыд: ці называць імёны самазабойцаў і асоб, якія рабілі спробу самагубства? Маральны кантэкст навукова-тэхнічнага прагрэсу: экалогія; кланіраванне; генетычна мадыфікаваныя (трансгенныя) прадукты харчавання

 

44. Моральный климат в редакционном коллективе. Нормы служебной этики.-

Журн. асяроддзе: унутрырэдакцыйныя і міжрэдакцыйныя сувязі. Арг-ыя работы рэд. калектыва: адносіны субардынацыі і каардынацыі. Агульныя патрабаванні служ. этыкі. Калектыўнае і індывідуальнае ў рабоце жур-та. Маральныя аспекты ўзаемаадносінаў асобы і праф. групы. Крытэрыі ацэнкі працы калег. Адказнасць рэдакцыі за супрацоўніка і супрацоўніка – за работу выдання. Творчая няўдача. Канфліктная сітуацыя ў рэдакцыйным калектыве.

Адносіны журналіста з пазаштатнымі аўтарамі. Узгадненне праўкі. Работа з пісьмамі. Тэхнічныя памылкі - адлюстраванне безадказнасці журналіста. Абавязковасць выпраўлення памылкі. Формы прабачэнняў. Абвяржэнне ў СМІ. Журналіст як прадстаўнік рэдакцыі. Недапушчальнасць выкарыстання службовага становішча ў асабістых мэтах. Поведение Жур-та в служебной среде регулируется нормами служеб. этики. Идеальный вариант – в редакции все взаимозаменяемы, согласование своих твор. планов с планами редакции, постоянное соревнование в твор. кол-ве, ощущение корпоративности, причастности к целому. Признание конечной целью прежде всего качества и мастерства, а не графы штат. расписания и кол-во строк. Проф. солидарность –один из важнейших принципов проф. этики: не злоупотреблять доверием коллег, содействовать им в развитии твор. способностей, повышении знаний и мастерства. Нарушение служ. этики: редактор –автор. Деловые издания в интересах бизнесменов, публикация скрытой рекламы. 2 структуры коллектива: внешняя и внутренняя.

 

45. Методы и тональность полемики в СМИ.-33

Пад выглядам крытыкі суч. грамадства адбываецца дэвальвацыя агульначалавечых каштоўнасцяў, прэса не столькі адлюстроўвае, колькі прапагандуе ідэалы кшталту “усё дазволена, са свядомасці чытача выцясняецца адчуванне трагічнасці таго, што адбываецца навокал. Танальнасць матэрыялаў пра жорсткасць – танная сенсацыйнасць, маляўніча – захапляльнае апісанне “негатыву”, чорна-белы погляд на рэчаіснасць, гранічная катэгарычнасць меркаванняў. Тэндэнцыя адыходу публ. думкі ад злобы дня. Сёння выбар маральны, па сутнасці, замяняецца выбарам зручнай пазіцыі. публікацыі ура-інтанацыі: культ грошай, нажывы – узмацненне сац. дыферынтацыі грамадства; героі часу – бізнесмены і прадпрымальнікі; амаль непрыкметнымі застаюцца маленькія заметкі пра небяспеку, што цягнуць за сабой Жан. хаос і рыначнае бязмежжаў краіне, крымінальна афарбаваная інфармацыя, нац. пытанне, двухмоўе( змяншаецца колькасць публікацый на бел. мове ў двухмоўных газетах(«Народная газета», «Рэспубліка»).

 

 

46. Профессиональная честь журналиста – “честь мундира” – престиж профессии.-34

Проф. совесть - представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Проф. честь. защита лишь «чести мундира»действия, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственными подходами к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. «Честь мундира» представляет собой псевдоценность, выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом. Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества.

 

 

47. Тема религии в СМИ.-

Религиозность населения, а главное - религиозная мотивация в общественных и политических поступках является общепризнанным фактом. Отечественная журналистика это чувствует и уделяет религии достаточно места. Трудно найти СМИ, которое бы не бралось за религиозную тематику. При этом нередко непрофессионализм приводит, то к комичным результатам, то - к трагичным, провоцируя межрелигиозное напряжение.

Однако, религиозная публицистика, хотим мы этого или не хотим, уже заняла своё место, и будет развиваться Задача журналистов - подходить к этому процессу с профессиональных позиций.

Средства массовой информации играют в духовной жизни общества особую роль, обладая огромными возможностями влиять на умонастроение и мироощущение граждан

Признавая особую роль православия в России, Закон отдает дань уважения другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.028 с.)