Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Энергиясвязиатомных ядер. Ядерные силы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Большое внимание следует уделять понятиям, энергии связи ядра и удельной энергии связи, ибо это очень важно для объяснения энергетического выхода ядерных реакций. Чтобы учащиеся поняли лучше вопрос об энергии связи, необходимо напомнить им о потенциальной энергии взаимодействия (Земли и тела, электрона и ядра) и рассказать о том, что любые устойчивые системы частиц обладают энергией связи (например, молекула). Однако лишь в ядрах энергия связи достигает больших значений. Энергия связи ядра, по определению, равна энергии, которую нужно затратить для расщепления ядра на составляющие его нуклоны без сообщения им кинетической энергии. Эта же энергия (по закону сохранения и превращения энергии) выделяется при образовании ядер. Внимание учащихся обращают на то, что масса покоя ядра меньше суммы масс покоя составляющих его нуклонов, т. е. энергия связи частиц в ядре — величина отрицательная. Однако часто ограничиваются модулем этой величины и подсчитывают ее по формуле: В ходе объяснения материала целесообразно предложить учащимся самостоятельно рассчитать энергию связи для разных элементов. Для облегчения расчетов надо прежде показать, что дефекту масс в 1 а. е. м. соответствует энергия ≈931 МэВ = = 931*106 эВ. Тогда расчет энергии связи ядра производят довольно просто. Например, для ядра гелия Δm=(2mp + 2mn) - mя = (2*1,007276 + 2*1,008665) - 4,002600 = 0,029282 а. е. м. Этому дефекту масс соответствует энергия связи E= 931 МэВ/а.е.м.*0,029282 а. е. м. ≈27 МэВ На следующем уроке целесообразно предложить учащимся рассчитать удельную энергию связи некоторых элементов и убедиться, что в среднем она равна 8 МэВ/нуклон. Для урана удельная энергия связи имеет меньшее значение (примерно 7,6 МэВ/нуклон). Ядра атомов элементов, находящихся в середине периодической системы Менделеева (например, криптона), наиболее прочны. Их энергия связи близка к 8,7 МэВ/нуклон. При изучении ядра атома необходимо ознакомить учащихся с ядерными силами. Для облегчения усвоения материала целесообразно сравнивать ядерные силы с уже известными электромагнитными и гравитационными силами. Желательно, называя то или иное свойство сил, указывать, из каких опытных фактов оно вытекает. Приведем план раскрытия этого материала. 1. Ядро атома, как известно, состоит из протонов и нейтронов. Число протонов в ядре разнопорядковому номеру элемента в периодической системе Менделеева, и, например, для урана заряд ядра равен 92 е. Так как размер ядра очень мал, а кулоновская сила возрастает пропорционально то электростатическая сила отталкивания между протонами в ядре достаточна велика. Между тем ядра атомов — устойчивые образования. Это и заставляет предположить, что между нуклонами в ядре действуют еще другие, ядерные силы, которые способны преодолеть силу кулоновского отталкивания между протонами. Интенсивность ядерных сил в 137 раз больше сил электростатического отталкивания протонов, 2. Ядерные силы зарядово-независимы, т. е. взаимодействие протона с нейтроном, нейтрона с нейтроном, протона с протоном примерно одинаково. В этом можно убедиться, рассчитав энергию связи трития и изотопа гелия. Первый из них содержит 1 протон и 2 нейтрона, а второй 2 протона и 1 нейтрон, а общее число взаимодействующих нуклонов равно 3 в каждом ядре. Энергия связи трития 8,49 МэВ, а гелия — 7,72 МэВ; разницу в 0,77 МэВ объясняют кулоновским отталкиванием протонов в ядре гелия. 3. Ядерные силы короткодействующие. Они действуют лишь на малых расстояниях (1,5—2,2)*10-15 м. При удалении протона из ядра (как только расстояние между ними становится более 4,2*10-15м) ядерные силы перестают действовать, протон и ядро взаимодействуют между собой лишь с силой электростатического отталкивания. 4. Из того факта, что удельная энергия связи не возрастает в ядрах пропорционально числу нуклонов А, следует, что для ядерных сил характерно насыщение, т. е. каждый нуклон взаимодействует лишь с ближайшими «соседями», а не со всеми нуклонами, находящимися в ядре[4]. При изучении свойств ядра полезно учащихся ознакомить с капельной моделью ядра (в ознакомительном плане). Необходимые для этого знания (короткодействие ядерных и молекулярных сил, свойственное обеим этим силам насыщение, плотность вещества одинакова для всех ядер) школьники получили. В дальнейшем капельную модель ядра можно использовать для объяснения деления ядер (на качественном уровне).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.2.242 (0.01 с.) |