Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические особенности детского организмаСтр 1 из 2Следующая ⇒
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Периоды онтогенеза человека Выделяют следующие периоды онтогенеза человека: Антенатальный онтогенез: 1.Герминальный или зародышевый период. Первая неделя после зачатия. 2.Эмбриональный период. Вторая - пятая неделя беременности. 3.Фетальный период.32 недели. Постнатальный онтогенез: 1.Неонатальный или период новорожденности. 1-10 дни. 2.Грудной возраст. 10 дней - 1 год. 3.Раннее детство. 1-3 года. 4.Первое детство. 4-7 лет. 5.Второе детство. 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек. 6.Подростковый возраст. 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек. 7.Юношеский возраст. 17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек. 8.Зрелый возраст: I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины. II период: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины. 9.Пожилой возраст. Мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года. 10.Старческий возраст. 75-90 лет. 12.Период долгожительства. Свыше 90 лет. Герминальный период это момент от начала зачатия до формирования зародыша. Эмбриональный период делится на 2 фазы: фазу гистотрофного питания и фазу желточного кровообращения. В фетальном периоде происходит переход от желточного к гемо-амниотрофному питанию. В неонатальном периоде ребенок питается молозивным молоком. В период грудного вскармливания зрелым, а затем к материнскому молоку подключается прикорм и реализуется сенсомоторная схема стояния. В период раннего детства происходит освоение навыков ходьбы и речи. В первое детство возрастает словарный запас и протекает первая фаза формирования мышления. Во втором детстве усложняется аналитико-синтетическая деятельность мозга и формируется 2-я фаза мышления. В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем м протекает 3-я фаза организации мышления. Период юношества или адолесцентный является переломным, когда происходит завершение формирования личности и полового созревания. Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций. В период пожилого возраста начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза. В последующие периоды они активизируются. Развитие нервно-мышечной системы детей.
У новорожденных анатомически имеются все скелетные мышцы. Количество мышечных волокон с возрастом в них не увеличивается. Рост мышечной массы происходит за счет увеличения размеров миофибрилл. Они оттесняют ядра на периферию. Количество ядер уменьшается, а их размеры возрастают. Одновременно утолщается сарколемма. Размеры мышечных волокон стабилизируются к 20 годам. Мышцы детей эластичнее, чем взрослых, т.е. сильнее укорачиваются при сокращении и удлиняются в момент растяжения. В 4-5 лет быстрее развиваются мышцы предплечья. Усиленное развитие мышц кисти происходит в 6-7 лет. При этом скорость развития сгибателей превышает созревание разгибателей. В раннем детском возрасте повышен тонус мышц сгибателей кистей рук и разгибателей бедра. В дальнейшем распределение тонуса нормализуется. У новорожденных меньше активность натрий-калиевого насоса, поэтому в скелетных миоцитах больше натрия и меньше калия. Поэтому меньше мембранный потенциал. Становление ионных градиентов и мембранного потенциала происходит ко второму году. У новорожденных амплитуда потенциалов действия меньше, а длительность больше, чем в зрелом возрасте. Возбудимость мышц также возрастает. Показатели силы, работы и выносливости мышц в процессе развития С возрастом сила мышечных сокращений увеличивается. Это объясняется не только увеличением длины и диаметра миоцитов, ростом общей мышечной массы, но и совершенствованием двигательных рефлексов. Например сила кисти с 5 до 16 лет возрастает в 5-6 раз, сила мышц ног в 2-2,5 раза. В то же время, скорость развития разных групп мышц неодинакова. В 6-7 лет наиболее быстро возрастает сила сгибателей туловища, бедра, стопы. В 9-11 лет больше увеличивается сила разгибателей туловища, бедра стопы. У девочек в этот период сила разгибателей туловища, меньше чем у мальчиков. Но к 10-12 годам сила их мышц больше, чем у мальчиков. Максимум роста мышечной силы у мальчиков приходится на 14-17 лет, а у девочек на 12 лет. Быстрота движений с возрастом также увеличивается. Наибольшей величины она достигает к 15 годам и дальше возрастает незначительно. По мере роста увеличивается и максимальная выполняемая работа. Это объясняется не только ростом мышечной силы, но и лучшей координацией движений, совершенствованием деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других висцеральных систем. В 10-11 лет ребенок может выполнять работу в 100 Вт, а в 18-19 лет до 300 Вт. Выносливость, то есть способность выполнять мышечную работу до утомления, в 13-16 лет составляет 40-50% взрослого, а в 16-19 лет 85%. Максимума она достигает в 20-29 лет.
Физико-химические свойства крови детей Относительное количество крови по мере взросления уменьшается. У новорожденных оно составляет 15% массы тела. У 11-ти летних 11%, 14-ти летних 9%, а у взрослых 7%. Удельный вес крови у новорожденных больше, около 1,07 г/см3, но быстро приходит удельному весу зрелого человека. Вязкость крови новорожденного очень высокая - 10-15 пуаз. Однако к концу 1-го месяца жизни уменьшается до 5 и остается на этом уровне всю жизнь. Скорость оседания эритроцитов у новорожденных 1-2 мм/час. У детей 2-3 лет 5-17 мм/час, а в возрасте 7-12 лет она такая же как у взрослых. Скорость свертывания крови у новорожденных в 2-3 раза больше, чем в зрелом возрасте. У новорожденных рН крови 7,13-7,23. Но в течение нескольких суток после рождения этот метаболический ацидоз сменяется нормальной реакцией крови. Количество белков в плазме новорожденного меньше 5,6%. К 3-4 годам оно достигает взрослой нормы. У новорожденных относительно больше g-глобулинов. К 2-3 годам их соотношение соответствует крови взрослых. Изменения клеточного состава крови в процессе постнатального онтогенеза У новорожденных количество эритроцитов относительно больше, чем у взрослых и колеблется от 5,9-6,1 * 1012/л. К 12 дню после рождения оно составляет в среднем 5,4 * 1012/л, а к концу первого месяца 4,7 * 1012/л. Снижение количества эритроцитов в этот период объясняется их интенсивным разрушением. Причем максимальная скорость разрушения приходится на 2-3 день послеродового периода. Этот процесс необходим для замены эритроцитов содержащих фетальный гемоглобин на эритроциты со зрелым. Разрушение эритроцитов в капиллярах ретикуло-эндотелиальной системы обусловлено их низкой способностью к деформации. В среднем продолжительность жизни эритроцитов в это время 12 дней. Поэтому у новорожденных может наблюдаться физиологическая желтуха на 2-3 день. Затем снижение количества эритроцитов продолжается. Особенно этот процесс усиливается при дефектах вскармливания и малом количестве прогулок. В 5-6 месяцы жизни содержание эритроцитов минимальное - 4,1 * 1012 /л. К середине второго года количество эритроцитов возрастает до 4,2 - 4,6 * 1012/л и на этом уровне остается до 15 лет. Число лейкоцитов у новорожденных колеблется от 10 до 30 * 109/л. Этот физиологический лейкоцитоз снижается между 4-9 днями после рождения. В период грудного вскармливания их количество в среднем 9,0 * 109/л. Нормы взрослых оно достигает к 15 годам. Лейкоцитарная формула с возрастом претерпевает значительные изменения. У новорожденных нейтрофилы составляют около 68%, лимфоциты 25%. Со 2-го дня количество нейтрофилов начинает уменьшаться, а лимфоцитов увеличиваться. На 5-6 день их содержание уравнивается. Это явление называется первым перекрестом кривых содержания нейтрофилов и лимфоцитов. Снижение количества нейтрофилов и увеличения лимфоцитов продолжается. Максимума содержание лимфоцитов и минимума нейтрофилов достигает на 2-3 месяцы. Количество лимфоцитов составляет 60-63%, а нейтрофилов 25-27%. После этого начинается рост содержания нейтрофилов и снижения лимфоцитов. В возрасте 5-6 лет их количество вновь уравнивается. Это называется вторым перекрестом кривых. Содержание тромбоцитов у новорожденных меньше и к 7-9 дню составляет 160-180 * 109/л.
Возрастные особенности механизмов нейрогуморальной регуляции Мозга ребёнка. В постнатальном онтогенезе происходит совершенствование безусловно - рефлекторных функций. По сравнению со взрослым человеком, у новорождённых значительно более выражены процессы иррадиации возбуждения, поэтому при выполнении координированных движений, например сосания, у них возникает большое количество дополнительных движений (руками, ногами, туловищем и т.д.). Новорожденный и грудной ребёнок почти никогда, кроме сна, не бывает неподвижным даже во сне. Он движется примерно через 5 минут. Его движения беспорядочны и не координированы. Крик, чихание, кашель также сопровождаются рефлекторными движениями. Крик и оборонительные движения тела, рук, ног при болевых раздражениях имеются уже в 1-й день после рождения. Сосание является одним из первых координированных движений. У новорожденных выявляются следующие двигательные рефлексы: тонический рефлекс рук (схватывание предмета при прикосновении им к коже ладоней), рефлекс ползания, рефлекс спинного хребта (выгибание спины при поглаживании кожи между лопатками) и т.д. У новорожденных уже имеются глазные рефлексы: зрачковый, роговичный. А также глотательный, коленный, ахиллов и др. безусловные рефлексы, сохраняющиеся всю жизнь. Однако у них положительный рефлекс Бабинского. В последующем, благодаря формированию условных рефлексов развиваются сложные двигательные навыки, например ходьба, движения пальцев рук и т.д. В первые дни жизни внешний раздражитель не вызывает изменений поведения. Однако в дальнейшем, при появлении неизвестных ранее ребёнку раздражителей, возникают исследовательско - ориентировочные безусловные рефлексы. Простейшие безусловные ориентировочно - исследовательские рефлексы формируются к концу 1 началу 2-й недели. Их значение состоит в том, что они способствуют возникновению условных исследовательских рефлексов.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Периоды онтогенеза человека Выделяют следующие периоды онтогенеза человека: Антенатальный онтогенез: 1.Герминальный или зародышевый период. Первая неделя после зачатия. 2.Эмбриональный период. Вторая - пятая неделя беременности. 3.Фетальный период.32 недели. Постнатальный онтогенез: 1.Неонатальный или период новорожденности. 1-10 дни. 2.Грудной возраст. 10 дней - 1 год. 3.Раннее детство. 1-3 года. 4.Первое детство. 4-7 лет. 5.Второе детство. 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек. 6.Подростковый возраст. 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек. 7.Юношеский возраст. 17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек. 8.Зрелый возраст: I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины. II период: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины. 9.Пожилой возраст. Мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года. 10.Старческий возраст. 75-90 лет. 12.Период долгожительства. Свыше 90 лет. Герминальный период это момент от начала зачатия до формирования зародыша. Эмбриональный период делится на 2 фазы: фазу гистотрофного питания и фазу желточного кровообращения. В фетальном периоде происходит переход от желточного к гемо-амниотрофному питанию. В неонатальном периоде ребенок питается молозивным молоком. В период грудного вскармливания зрелым, а затем к материнскому молоку подключается прикорм и реализуется сенсомоторная схема стояния. В период раннего детства происходит освоение навыков ходьбы и речи. В первое детство возрастает словарный запас и протекает первая фаза формирования мышления. Во втором детстве усложняется аналитико-синтетическая деятельность мозга и формируется 2-я фаза мышления. В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем м протекает 3-я фаза организации мышления. Период юношества или адолесцентный является переломным, когда происходит завершение формирования личности и полового созревания. Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций. В период пожилого возраста начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза. В последующие периоды они активизируются.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.02 с.) |