Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение методов метауказывания на практике↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Описанные методы могут применяться для предварительного или беглого просмотра, для поиска или припоминания, в качестве упражнений на увеличение скорости чтения, в качестве упражнений по развитию периферического зрения, для общего тренинга глаз, а также, по мнению лучших из мастеров быстрого чтения, для нормального чтения. Одна из самых необычных историй, имеющих отношение к использованию понятий метауказывания, — это рассказ о некой 35-летней даме, которая посещала один из моих учебных курсов быстрого чтения, состоявший из восьми трехчасовых занятий, причем мы с курсантами встречались один раз в неделю. Во время одного из занятий слушатели познакомились с методами метауказывания, после чего аудитории было предложено для супербыстрого предварительного просмотра какого-то романа воспользоваться петлей, вертикальной волной или же ленивым "5". На беглое ознакомление со всей книгой было отведено не более 5 минут. Дама, о которой идет речь, покинула занятие огорченной и разочарованной, утверждая, что, хотя она на каждой странице пользовалась указкой, ей ничего не удалось запомнить и вообще ей "неясно, в чем тут суть". Во время занятия, проводившегося неделю спустя, в качестве упражнения был взят тот же роман, для которого учащиеся могли использовать любой метод указывания с целью достигнуть хорошего понимания текста. Эта женщина выбрала для себя метод обычного "5" и вместе с остальными слушателями приступила к 15-минутному упражнению. Через 5 минут полную тишину разорвал ликующий крик. Женщина вопила: "Я это знаю! Я это знаю! Я знаю!" Она рассказала, что после того, как привыкла к указке, книга вдруг "распахнулась" перед ней наподобие кинофильма, который она уже когда-то видела, а теперь смотрит вторично. А произошло вот что: в первый раз мозг сфотографировал всю книгу, сохранив ее где-то глубоко в визуальной части коры головного мозга и в циклоповом умственном оке. Когда мозг вновь подвергся стимуляции, он просто обратился к этой информации, извлек ее и передал женщине. В упражнениях, содержащихся в "Плане действий" в конце данной главы, вам будут представлены несколько прекрасных и практичных приемов полного освоения новых методов чтения и увеличения его скорости. РЕЗЮМЕ Использование методов метауказывания значительно увеличивает преимущества использования визуальной указки. Основные методы метауказывания таковы: • охват пары слов; • переменный охват; • обратное чтение — проход в обратном направлении; • "S"-образное движение; • зигзаг; • петля; • вертикальная волна; • двойная указка; • ленивое"S". ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Испробуйте на практике каждый из методов метауказывания в течение, по меньшей мере, пяти минут, меняя в процессе работы скорость чтения и глубину понимания. Такое время необходимо для того, чтобы дать мозгу возможность привыкнуть к данному методу. 2. Проделав это, выберите три метода метауказывания, которые вам больше всего по душе, и далее используйте их. Во всех этих упражнениях полезно работать с материалом, который вы уже ранее читали, поскольку таким образом легче осваивать новые умения и привыкать к ним. Постоянные обращения к "Учебнику быстрого чтения" помогут вам как в практическом овладении новыми методами, так и в повторении существенной информации. 3. Организуйте себе несколько пятиминутных сеансов чтения и начните читать в расчете на понимание, пользуясь самыми удобными для себя методами метауказывания, и при этом постепенно наращивайте скорость чтения таким образом, чтобы в конце пятиминутного интервала уровень понимания составлял у вас от 5 до 10 процентов. Это упражнение позволит "выпрыгнуть из собственных ботинок" по мере того, как глаза будут все больше привыкать к высокому темпу. 4. Практикуйтесь с методами метауказывания в самом широком диапазоне скоростей. Многие люди, к своему удивлению, обнаруживают, что на более низких скоростях понимание у них почти отсутствует, но при достижении некоторых определенных ритмов все становится удивительно понятным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методы метауказывания, изученные вами в данной главе, особенно пригодятся при освоении навыков, к которым вы перейдете в главе 9, посвященной развитию продвинутых навыков скольжения и сканирования. За счет применения методов метауказывания вы сумеете не менее чем удвоить скорость скольжения и сканирования. ГЛАВА 9 Развитие продвинутых навыков скольжения и сканирования Человеческая система визуального восприятия в силах сфотографировать полную страницу печатного текста за одну двадцать пятую долю секунды, так что на книгу среднего размера ей потребуется от 6 до 25 секунд, а на всю "Британскую энциклопедию " — менее часа. Продвинутые навыки скольжения и сканирования позволят вам сделать первый шаг в этом удивительном путешествии. ВВЕДЕНИЕ Продвинутые навыки скольжения и сканирования позволят сочетать в значительной мере освоенные вами мощные методы метауказывания с особым упором на психологическую установку — способ, с помощью которого мозг сможет предварительно отбирать нужную информацию. В этой главе даются четкие определения различий между сканированием и скольжением, а также содержатся упражнения на восприятие, которые помогают лучше объяснить само понятие сканирования, а также усовершенствовать владение этим умением. СКАНИРОВАНИЕ Сканирование означает такое действие, когда ваши глаза бегло проносятся по материалу с целью найти нужный элемент информации, поиском которого занимается мозг. Сканирование — более простой процесс, нежели скольжение; его обычное применение — поиск слова в каком-то словаре, фамилии или телефонного номера в справочнике либо конкретной информации в учебнике или техническом отчете. Применение данного метода является простым делом при условии, что вы заранее позаботились узнать основную структуру и расположение материала, который намереваетесь сканировать. Этот подход позволит сэкономить время, затрачиваемое многими людьми на бесплодную "охоту" за искомой информацией, которую они ведут совсем не в том месте, где надо. Президент Теодор Рузвельт славился быстротой чтения и был известен своей способностью освоить гораздо больше материала, подлежащего прочтению, чем его современники. Одним из любимых писателей Т. Рузвельта был Ч. Диккенс, но президент при чтении его романов постоянно пользовался техникой сканирования. Вот его высказывание в одном из писем к своему сыну Кермиту: "Меня в Диккенсе испокон веков интересовали мысли о том, как почти все у него перемешано с разного рода дешевкой и второразрядными мелочами... Самое разумное — просто опускать его пустую болтовню, тривиальности, вульгарности и обыкновенную неправду, черпая удовольствие от остального!" Сканирование является совершенно естественным умением. Вы пользуетесь им повседневно, когда перемещаетесь из точки А в точку Б, сканируя окружающую среду на предмет направления движения, наличия пищи, людей, 'источников опасности и вообще того, что привлекает ваше внимание. В случае чтения сканирование относится к разряду тех умений, которые быстро совершенствуются по мере применения. Упражнения на восприятие, приведенные в конце данной главы, помогут вам в этом отношении, равно как и информация, содержащаяся в главе 19, — в тексте, который посвящен органичному методу обучения на базе Умственных Карт. СКОЛЬЖЕНИЕ Скольжение сложнее, нежели сканирование, и напоминает методы предварительного просмотра, речь о которых пойдет в последующих главах. Скольжение можно определить как процесс, в ходе которого глаз пробегает по отобранным ранее фрагментам текста с целью получить о данном материале общее представление. Основная цель скольжения — выявление фундаментальной архитектуры текста, в рамках которой можно будет потом укладывать "кирпичи и строительный раствор". Отличную метафору для процесса скольжения придумала доктор Нила Бентон Смит из Института чтения, входящего в состав Ныо-Йоркского университета. В статье под названием "Ласточки скользят — сумеешь и ты!" она пишет: "Ласточка стремительно скользит по воздуху, на ходу хватая и проглатывая насекомых, и одновременно не забывает трепетать крыльями, чтобы двигаться вперед. Она даже успевает напиться, пока скользит над поверхностью ручейков, прудов и рек, и умеет собирать капельки воды в клювик, ни на миг не прерывая полета. Это гибкое, универсальное творение не делает никаких пауз ни над одним насекомым или источником воды. То, как ласточка скользит, добывая себе пропитание и воду, можно уподобить способу, которым пользуются высококвалифицированные читатели, скользящие над страницами печатного текста, собирая во время этого «полета» то, что им нужно. Получив практические указания, читатель может стать ярым приверженцем «вылавливания» необходимых ему сведений в процессе чтения так, чтобы ни на миг не прекращать стремительный полет. Именно при таком способе чтения некоторые добиваются скорости 1000 слов в минуту, не утрачивая способности изложить суть того, что прочли". РЕЗЮМЕ 1. Сканирование — это процесс, при котором вы ищете конкретную информацию. 2. Скольжение — это процесс, при котором вы стремитесь получить общее представление. 3. Оба эти навыка используются значительным большинством быстрых читателей. 4. Каждый из этих навыков можно поднять на более высокий уровень благодаря применению продвинутых методов ме-тауказывания. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Попробуйте отвести десять минут на сканирование словаря в поисках слов, которые вы знаете и любите использовать, но не в состоянии дать их точное определение. 2. Практикуйтесь отныне в навыках сканирования и скольжения на всем, что будете читать. ГЛАВА 10 Ваш релятивистский ум. Повышение скорости чтения благодаря новому методу тренинга с метрономом Ваш мозг представляет собой релятивистский орган. ВАШ РЕЛЯТИВИСТСКИЙ УМ Предположим, что вы мчитесь по скоростной автостраде со скоростью 150 км/час, а ваш спутник вдруг закрывает спидометр ладонью и просит сбавить скорость до 30 км/час. Как вы думаете, на какой скорости вы сочли бы просьбу друга выполненной и со словами: "Вот тебе твои 30 верст в час" снова поставили ногу на педаль газа? Большинство людей сделает это где-то на скорости между 60 и 90 км/час, и такая реакция с их стороны вполне понятна. Причина столь очевидного абсурда лежит в том, что мозг привыкает к новой норме и начинает сравнивать все происходящее именно с указанной нормой. Такая необычайная способность мозга приспосабливаться или, как говорят, адаптироваться к любой новой норме используется в настоящее время во многих сферах, включая подготовку спортсменов к Олимпийским играм. В одном случае бегуны в индивидуальном порядке использовали тренажер типа "бегущая дорожка", на котором они могли поддерживать равновесие с помощью специального ремня. Затем дорожка постепенно разгонялась до скорости, превышавшей их максимальный до сих пор результат, а тренер тем временем всячески призывал их перебирать ногами так, чтобы соответствовать навязанному темпу. Опорный ремень, приходящий при необходимости на выручку, давал им чувство безопасности. После серии подобных тренировок многие из спортсменов оказались в состоянии побить свои прежние рекорды, поскольку их система "мозг/тело" привыкла к новой, более высокой норме. МЕТОД ТРЕНИНГА С МЕТРОНОМОМ Релятивистская или, иначе говоря, относительная природа мозга и, стало быть, ума также в состоянии послужить делу повышения скорости чтения с помощью метронома, который может применяться несколькими разными способами. Скажем, вполне возможно для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. Тем самым с помощью этого задатчика темпа можно установить и поддерживать регулярный, стабильный и плавный ритм чтения, избегая обычного падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот "допустимый" темп чтения прочно установится и станет привычным, ничто не мешает вам таким же способом повышать свою скорость чтения и далее. Второй важный способ — применение метронома для релятивистского тренинга скорости чтения. При этом вы настраиваете метроном на неестественно быстрый темп, заставляя тем самым свою систему "глаз/мозг" свыкаться с весьма высокой новой нормой. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки. Потом можно их несколько снизить до удобных вам "низких" значений скорости чтения, которые и так окажутся вдвое выше ваших прежних средних показателей. Ниже в пункте "План действий" приводится целая серия упражнений, рассчитанных на то, чтобы вы вступили на путь высочайших скоростей и высочайшего понимания! РЕЗЮМЕ 1. Ваш мозг представляет собой релятивистский орган, и его можно приучить к повышенным и ускоренным нормам. 2. Метод чтения и тренинга с метрономом позволяет поддерживать и наращивать скорость чтения. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В последующих пунктах используйте любой метод метауказывания, который кажется вам самым подходящим. 1. В течение пяти минут почитайте в нормальном темпе любую книгу, которой вы сможете пользоваться и в дальнейшем. Зафиксируйте скорость чтения (число слов в минуту) в Графике и Таблице достижений, приведенных в конце книги. 2. Выберите для этого любую несложную книгу, причем желательно, чтобы она вас заинтересовала. Стремитесь достигнуть максимально высокого понимания, но помните, что данное упражнение в первую очередь нацелено на скорость. При очередном выполнении этого упражнения следует продолжить чтение с того места, где вы остановились в прошлый раз. а) Попрактикуйтесь в течение одной минуты прочитать текст в темпе, который на 100 слов в минуту превосходит вашу нормальную скорость чтения. 6) Попрактикуйтесь снова прочитать текст на 100 слов в минуту быстрее, чем в случае "а". в) Попрактикуйтесь снова прочитать текст на 100 слов в минуту быстрее, чем в случае "б". г) Попрактикуйтесь снова прочитать текст на 100 слов в минуту быстрее, чем в случае "в". д) Попрактикуйтесь читать на 100 слов в минуту быстрее, чем в упражнении на высокую скорость 1 (см. ниже), пункт "г". е) Попрактикуйтесь в течение минуты читать с пониманием на скорости, достигнутой в конце выполнения пункта "д". Вычислите свою скорость чтения (число слов в минуту) и впишите ее в График и Таблицу достижений. 3. Упражнение на высокую скорость 1. а) Воспользуйтесь любой "легкой" книгой. Стартуйте с начала любой главы. б) Попрактикуйтесь читать в течение пяти минут с визуальной указкой по три строки за раз со скоростью минимум 2000 сл./мин. Отметьте место, где вы остановились. в) Повторно прочтите до этой отметки за четыре минуты. г) Повторно прочтите до этой отметки за три минуты. д) Повторно прочтите до этой отметки за две минуты. е) Читайте, начиная со сделанной ранее отметки, в течение пяти минут с тем же уровнем понимания, что и в пункте "б". ж) Читайте в течение одной минуты с нормальным пониманием. 4. Упражнение на высокую скорость 2. а) Снова воспользуйтесь любой "легкой" книгой. Стартуйте с начала какой-то главы. 6) Сканируйте в течение одной минуты, используя визуальный помощник и отводя по четыре секунды на страницу. в) Попрактикуйтесь на протяжении одной минуты в чтении с начала главы со скоростью минимум 2000 сл./мин. г) Повторяйте это упражнение как можно чаще. д) Читайте в течение одной минуты с нормальным пониманием. Впишите скорость (число слов в минуту) в График и Таблицу достижений. 5. Упражняйте свои глаза, двигая их в горизонтальной и вертикальной плоскостях по диагонали из левого верхнего в правое нижнее положение, а затем из правого верхнего в левое нижнее положение. Со дня на день постепенно наращивайте быстроту перемещения глаз. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы путем тренировки достичь более высокой точности и независимости движений глаз. 6. Попрактикуйтесь в перелистывании 100 страниц, отводя на каждую страницу примерно по 2 секунды и очень быстро перемещая глаза вниз по странице. (Проделывайте это в течение двух двухминутных сеансов). 7. а) В течение одной минуты читайте так быстро, как сумеете, не заботясь о понимании. б) Читайте в течение одной минуты с целью понять текст. в) Подсчитайте свою скорость и впишите ее в График и Таблицу достижений. Если время позволяет, повторяйте эти упражнения. После завершения серии данных упражнений по тренингу с метрономом сразу переходите к самопроверке 5. Перед тем, как приступить собственно к чтению, было бы неплохо пробежать по всему тексту самопроверки методом "метрономного спринта" (две секунды на страницу) в форме скольжения и сканирования. Прежде чем начать по-настоящему читать, убедитесь в том, что ваш мозг особенно хорошо настроен на сбор большего объема информации, чем вам удавалось уловить в ходе "метрономного спринта".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.011 с.) |