Произведениям русской литературы XX в.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведениям русской литературы XX в.)



Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны, это правда вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку - истина или мир иллюзий?

В произведении Горького конфликт правд - это конфликт реального настоящего не только с желаемым будущим, но и с утерянным прошлым. Мы не знаем, какими путями действующие лица пьесы попали в ночлежку, но из их диалогов мы узнаем, кем они были и как жили раньше. Некоторые из них, такие как Барон и Актер, до того, как опуститься на самое дно, были довольны своей жизнью. Теперь же никто и по имени-то их не называет. Они постоянно грезят о своем прошлом, каждый раз по-новому, приукрашивая свой рассказ. Такие, как Анна, Настя, Васька Пепел и Клещ, никогда лучшей жизни и не видели. Они лишь мечтают о ней. Чахоточная Анна надеется на успокоение после смерти, так как при жизни она только мучилась, «над каждым куском хлеба тряслась» и «всю жизнь в отрепьях ходила». Молодая Настя, которой также нечего вспомнить, уходит от реальности в воображаемый мир большой и «чистой любви». Потомственный вор Васька Пепел мечтает покончить со своим прошлым и начать жизнь заново. Рабочий Клещ верит в то, что честный труд поможет ему стать человеком. Герои пьесы ищут опору и спасение в уходе от жестокой реальности. И поддержку в этом они находят у странника Луки, зашедшего к ним в ночлежку. Для Луки правдой человека является та правда, в которую сам человек хочет верить. Лука считает, что вера способна заменить страшную действительность, увести от нее в мир прекрасных иллюзий. Лука зарождает надежду в душе человека, старается облегчить их участь. Умирающей Анне он внушает, что есть загробная жизнь, где нет мук и страданий. Актера уверяет в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков. Ваське Пеплу советует отправиться в Сибирь, где можно начать вольную честную жизнь. Для каждого Лука находит доброе слово, к каждому относится с лаской и состраданием. Чтобы объяснить свое поведение, Лука рассказывает притчу о


«Сочинения на свободные темы»



праведной земле: жил один человек, который верил в существование праведной земли, а потеряв эту веру, повесился. Этой притчей Лука хотел показать спасительную силу веры, которая действует на человека как обезболивающее лекарство. Но трагедия несбыточности надежд отражена в каждом герое. Актер повесился, Пепел угодил в тюрьму, Наташа пропала. Так зачем же Лука вселял в них веру в несбыточные мечты? Многие годы Лука рассматривался литературоведами как отрицательный персонаж. Они видели в нем «лукавого», искусителя, черствого и равнодушного к людям человека. Его так называемая спасительная ложь никого не спасла, а, наоборот, погубила. К тому же в годы классовой борьбы смирение и рабская покорность перед угнетателями, примирение с врагом считались настоящим преступлением. Сегодня, конечно, образ Луки прочитывается совсем по-другому. Но до сих пор он остается единственным персонажем в пьесе, вызывающим столько споров.

Главным оппонентом Луки в споре о правде считают Сатина, который понимает Луку: «Он врал... только из жалости к вам». Но Сатин полностью отвергает философию старца: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!» Сатин высказывает общую мысль о человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Он считает, что человек не должен мириться с действительностью, а должен пытаться изменить ее: «Человек свободен. Человек - вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» Но, несмотря на такие решительные призывы, босяки в силу трагического стечения обстоятельств бессильны что-либо изменить в своей жизни. Сам Сатин не пригоден к настоящему делу. Он умеет лишь видеть правду и показывать ее людям.

Сам Горький писал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Каждое поколение читателей на это отвечало по-разному. Но фактического ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?» - в пьесе нет.

63. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф. М. Достоевский)

(По произведениям В. М. Шукшина)

Произведения подлинного искусства раскрываются перед человеком не сразу. Чтение художественной литературы - процесс, требующий творческих усилий читателя, захватывающий обязательно и интеллектуальную, и эмоциональную сферы. Творчество настоящего писателя гуманно по своей сущности. И цель его - каждого человека призвать к совершенствованию ума и души, научить его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать ее.

Совсем недавно я открыла для себя творчество В. Шукшина, которое потрясло меня своей глубиной и своеобразием. Поэтому, выбрав тему экзаменационного сочинения, я не могу не поделиться своими мыслями об этом писателе.

Земля - образ конкретный и поэтически многозначный в творчестве В. Шукшина. Дом родной и родная деревня, пашня, степь, мать - сыра земля... Шукшин пишет о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о неотъемлемо притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина: образной системы, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики.

Писал ли Шукшин Любавиных, мрачных и жестоких собственников, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, рассказывал ли о разгроме деревенских семей, прощании его со всем земным, ставил ли фильмы о Пашке Колокольникове, Иване Расторгуеве, братьях

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



Громовых, Егоре Прокудине, писатель изображал героев на фоне конкретных и обобщенных образов реки, дороги, бесконечного простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Шукшин наполняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? в чем суть его бытия?

Земля у Шукшина - образ исторический. Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий. Судьбы сегодняшние - продолжение звеньев исторической цепи поколений. Прочны ли эти звенья и как они спаяны? - размышляет Шукшин. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, смысл бытия, понять, во имя чего прожита жизнь.

В рассказе «Дядя Ермолай» этот вопрос остается без ответа. Нужно много взвесить, распознать, обдумать, сопоставить, чтобы понять характер, душу людей старшего поколения. Размышления над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают писателя к извечным и простым истинам - земля, труд, дом, составляющим основу бытия. Да, в этом круге замыкались все радости и все интересы, огорчения и заботы дяди Ермолая, его поколения, его отца, деда и далее - в глубину прошлого - уходили проверенные искомые истины. Но оставалась неразгаданной тайна прочности, устойчивости этих истин. Тайна извечного притяжения земли и дома. Обогащение, обновление, даже усложнение содержания исконных понятий и представлений о земле и родном доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. За всем этим - самобытность мировосприятия писателя, его жизненного опыта, обостренное чувство Родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху народа. Совершенно естественно пристальное внимание Шукшина к современным социальным процессам. Он «допрашивает» наше время, изучает своего современника, чей духовный мир пытается разгадать и обрисовать.

Проза Шукшина остро драматична, психологически уплотнена. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты выбора, самопознания, трагического прощания с жизнью, разочарования или необычайных открытий. При этом внутреннее состояние героя как будто обнажено.

Мы узнаем о человеке все: угадываем дисгармонию души, распад с миром, драматизм нравственных поисков или, напротив - высшую гармонию с миром, людьми.

«Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки... в том месте реки - затон. Тихо. Никого».

64. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти, прекраснее жизни, оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во всех своих проявлениях удивительна, мистична и так проста. Мы любим наших родителей и родных, друзей и близких, Родину и даже себя. Но наиболее непонятной и возвышенной оставалась всегда любовь романтическая, которая толкает нас на такие подвиги, что о них потом слагают баллады и легенды.

В силе любви не сомневается никто. На мой взгляд, лишь это чувство способно на столь отчаянные шаги, что, анализируя их после, даже невозможно представить, как подобное можно было совершить. Во имя любви творили, созидали, улучшали, делали все самое прекрасное. К сожалению, любовь может быть еще и разрушающей, и тоскливой, и безответной. Такое


«Сочинения на свободные темы»



чувство уничтожает, убивает. В любом случае любовь изменяет человека, она делает нас другими.

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что не единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства», -признается Дубровский Марье Кирилловне в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Всем известна трагическая судьба благородного разбойника. Ненависть и несправедливость ожесточили его. Любовь предотвратила убийство. «Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству - в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное ведение, и сердце мое смирилось», -продолжает Дубровский свое признание.

Он был прекрасным молодым человеком, благородным и немного романтичным, но жизнь предложила жестокую партию, которую он проиграл. Дубровский избрал путь мщения, раз невозможно было добиться справедливости законным путем. Разбойные нападения, грабежи -все это стало его жизнью, но целью всегда оставался Кирилл Петрович Троекуров. И Дубровский был близок к его убийству; искалеченное сердце, душа, жаждущая мщения, не были моральной преградой. Но любовь переродила его.

Именно такие сильные чувства, как ненависть и любовь, которые, как известно, очень близки, могут изменить человека, его жизнь, его убеждения. Но ненависть губит человека, съедает его изнутри, угнетает и уничтожает. Любовь же чаще всего возвращает к жизни, хотя порой дорога эта приносит очень много боли и страданий.

«Как походил он на поэта, Когда в углу сидел один, И перед ним пылал камин, И он мурлыкал:Вепес1еиа Иль Idol Mio и ронял В огонь то туфлю, то журнал».

Таким вот «почти поэтом» стал известный повеса Евгений Онегин в одноименной поэме А. С. Пушкина, когда влюбился в Татьяну. Не таким он был прежде.

«Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант, Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре Огнем нежданных эпиграмм».

Повеса и дамский угодник, циник и в сущности жесткий, хотя и достаточно благородный человек. Он снисходителен к романтике и не считает достойной своего внимания простую деревенскую девушку, думая, что «вольность и покой замена счастью».

«Боже мой!

Как я ошибся! как наказан!»

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



Ведь милая Татьяна уже «другому отдана и будет век ему верна». Неужели ее успех в свете, ее богатство и модный дом так привлекли Онегина, что он увлекся ею? Нет, увлечения так далеки от того сильного чувства, которое презирает любые законы природы. Онегин действительно полюбил. И нет объяснения, нет ответа на вопрос «Почему?» Любовь будет хранить упорное молчание, истощая душевные силы и нарушая покой. Она ворвется в жизнь, не постучавшись, и вряд ли уйдет по вашему желанию.

Но, к сожалению, как уже говорилось, не всегда любовь - это чувство созидательное.

«Он все молчит; ведь я знаю, что он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть меня», - пишет Настасья Филипповна к Аглае Епанчиной о своем злом гении, о своем проклятии, о человеке, который поклоняется ей, - Парфене Рогожине.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» история страстной любви к Настасье Филипповне Барашковой двух людей становится трагедией, заканчивающейся ее смертью. Все чувства и эмоции на грани безумства, любовь превращается в навязчивую идею, в болезнь, от которой нет спасения. Безусловно, это дикое чувство многое меняет и в князе Мышкине, и в Рогожине, но обратимся к последнему: «Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами».

Любовь Рогожина довела его до безумия, она сама стала наваждением. Мог ли бороться он с этой страстью? Вряд ли, да и не желал отказываться от счастья. Ведь был уверен, что купив Настасью Филипповну, будет счастлив.

«Я бы убила его со страху... Но он меня убьет прежде... он засмеялся сейчас и говорит, что я брежу; он знает, что я к вам пишу», - продолжает свою исповедь Настасья Филипповна все в том же письме.

Она знала, что, соглашаясь жить с Рогожиным, на смерть идет, что убьет он ее скоро. И не смогла отказаться от него. А Рогожин уже сошел с ума. Любовь привела Настасью Филипповну в могилу, Рогожина в тюрьму, а князя Мышкина вновь лечиться от идиотизма в Швейцарию. Ведь любовь может быть и такой.

Странное чувство, которое меняет не только нас, но и близких нам людей, чувство, которое так неоднозначно в своем проявлении и в то же время так просто и прекрасно. Любовь ему имя. Она столь всесильна, что перерождает нас самих... Хуже или лучше становится человек, зависит от него самого, а любовь лишь то, что помогает нам жить и становиться счастливыми.

65. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г.

Белинский)

Человек - вот самая большая загадка на Земле. Над ней бились испокон веков великие писатели, художники, антропологи, психологи. Что такое человек? Каков он? Что такое характер человека? На эти и многие другие вопросы еще не найден ответ и вряд ли будет найден.

М. А. Булгаков решил проследить человека во времени. Меняются ли люди через века или остаются такими же? Для решения этого вопроса Булгаков вводит в роман «Мастер и Маргарита» ермалаимские главы. Причем история, рассказанная Булгаковым, очень сильно отличается от канонических текстов Библии.

В романе Булгаков описывает один эпизод из земной жизни Иисуса Христа - его встречу с Понтием Пилатом, последовавшую за этим казнь. Подобные эпизоды встречаются во всех четырех Евангелиях, но подробно не описываются. Булгаков же подробным образом описывает


«Сочинения на свободные темы»



данный эпизод, пытаясь изобразить героев живыми, с присущими им мыслями, переживаниями.

Евангельский Иисус Христос - сын Бога, Мессия, пришедший на Землю, чтобы искупить грехи человеческие. Он обладает сверхъестественными способностями, может творить чудеса.

У Булгакова Иисус - это обыкновенный человек, без рода, без племени: «... я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...»

Иисус наделен самой неблагообразной внешностью. Но внешнее неблагообразие контрастирует с красотой его души и чистотой его идей о торжестве правды и добрых людях, а «злых людей нет на свете».

У Иисуса Христа, как известно, было 12 учеников, четверо из которых стали авторами Евангелий. У булгаковского Иисуса учеников нет. Был, конечно, Левий Матвей, но вряд ли его можно назвать учеником Иисуса.

Левий Матвей записывал за Иисуса его слова, но то, что он записывал не верно, не точно: «...путаница эта из-за того, что он неверно записывает за мной»,- говорит Иисус о Левин Матвее.

Несомненно, основным героем ермалаимских глав является Понтий Пилат. Оттенки его настроений, колебания, эмоции, ход мыслей, процесс принятия окончательного решения получили в романе яркое художественное воплощение.

Из Евангелий мы узнаем, что Понтий Пилат - римский прокуратор в Иудее. К нему после ареста для утверждения смертного приговора был послан Иисус Христос. Пилат, в отличие от иудейского Синедриона, не нашел вины Иисуса Христа, «умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в смерти праведника сего». Но Иисуса Христа распяли по просьбе толпы, которая была подговорена иудейскими священниками.

Булгаковский Понтий Пилат также не находит вины Иисуса. Он проникается сочувствием к проповеднику, в проповеди которого не видит никакой угрозы общественному порядку. И он готов был отпустить Иисуса.

Но трусость, страх перед кесарем не позволили сделать этого. «Трусость - один из самых страшных пороков», - скажет Иисус перед смертью. Пилат не решится сломать свою жизнь ради жизни Иисуса. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!» Обнаруживается малодушие Понтия Пилата; из-за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Он подтверждает приговор Синедриона.

В «Мастере и Маргарите» казнь Иисуса становится центральным событием в жизни Понтия Пилата . И память о казненном не дает прокуратору покоя всю жизнь. Совесть на протяжении всей жизни будет мучить Пилата: «Он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, что-то не дослушал».

И Понтий Пилат старается хоть как-то искупить вину, зарезав Иуду. Но в то же время он понимает, что «что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздалыми действиями».

И Понтий Пилат наказан за трусость. Он наказан бессмертием: «Бессмертие... пришло бессмертие...» Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Его бессмертие заключается в том, что уже более двух тысяч лет рядом с именем Иисуса Христа встает имя Понтия Пилата - убийцы спасителя.

Еще одно отличие от канонических текстов - судьба Иуды. В библии Иуда - один из двенадцати учеников Иисуса Христа, предавший его и получивший за это деньги. Но потом

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



Иуда расплачивается и заканчивает жизнь самоубийством.

Другой Иуда у Булгакова. Он наделен телесной красотой: «...молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек... Горбоносый красавец...» Его внешняя красота оттеняет внутреннее его безобразие - безобразие его души.

Иуда предает Иисуса из-за страсти, о которой говорит Понтию Пилату Афраний: «У него есть одна страсть... Страсть к деньгам». Однако корыстолюбие оказывается только следствием любви Иуды к Низе. Он мечтал разбогатеть, чтобы увезти Низу от ее мужа. Поэтому, не задумываясь, предает Иисуса. И в отличие от евангельского Иуду не терзает раскаяние. После получения денег он со спокойной душой идет на свидание.

Но по дороге его убивают по приказу Пилата. И именно Низа - возлюбленная Иуды -предает его. Убив Иуду, Пилат хочет хоть как-то искупить свою вину:

«- Иуду этой ночью уже зарезали. Левий отпрянул от стола...

- Кто это сделал? Пилат ответил ему:

- Это сделал я».

Иуда в романе всего лишь игрушка в руках первосвященника Каифы. Именно Кайфа -человек власти - добился казни Иисуса. И Булгаков возлагает вину за Иисуса не на Иуду, не на иудейский народ или Понтия Пилата, а на Кайфу.

Возникает вопрос: почему евангелия от Булгакова так сильно отличаются от канонических текстов? Причина в том, что Булгаков проводит параллель между современной Москвой и древним Ермалаимом. Герои ермалаимскимх и московских глав как будто разные, а суть одна: спустя 2000 лет люди не изменились, они остались прежними. В Москве процветают измена, трусость, страх перед властью, гонения инакомыслящих. «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...» - охарактеризует людей современного мира Воланд.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.018 с.)