Роману Ч. Айтматова «Плаха»)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роману Ч. Айтматова «Плаха»)



Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии - человек сам создает свой эшафот, плаху...

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным


«Сочинения на свободные темы»



коршунам...» - так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.

Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев - Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он - человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.

«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», - произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица», - думает он и видит волчицу. «Ты пришла...» - и голова его безвольно упала вниз»...

Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен...

52. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата

Ивана Чонкина»)

Появились новые имена, писатели становились, как говорили когда-то, властителями дум, помогая понять вчерашнее и сегодняшнее время. Владимир Войнович был одной из заметных фигур этой новой литературы. В его первых произведениях, которые сразу так привлекли, так поразили меня тогда, - самая обыденная наша жизнь: повсеместная убогая нищета, повальное глупость. Кажется, нет выхода из лабиринтов этого абсурдного мира, в котором все перевернуто, но автор все-таки выводит нас из него, спасением служат юмор, насмешка, ирония. Смех помогает возвыситься над нагромождением чудовищных несуразностей беспросветного быта и казарменного общественного устройства, преодолеть их тяжелый гнет.

«Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина» - искрометная сатирическая панорама советской действительности, в которой досталось всем «незыблемым устоям»

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



уродливого общественного устройства. Юмор, ирония ранних произведений трансформировались в едкий сарказм, острый гротеск. Личный дневник майора Федота Федотовича Фигурина содержит следующий афоризм, ярко отображающий противоречивую эпоху: «Подозрительным является тот, кто замечен в чем-нибудь подозрительном. Наиболее подозрителен тот, кто ни в чем подозрительном не замечен».

Войнович пишет о людях, условиями тотального режима превращенных в озлобленную, запуганную и жадную толпу. И следует заметить: у него эти люди подчас действуют в ситуациях, повторяющих самые героические и трогательные коллизии мировой классики, русской классики и фольклора. Вот два примера, хотя их гораздо больше. Недотепа Чонкин, посланный в село Красное стеречь останки разбитого самолета и в суматохе начала войны забытый на этом никому не нужном посту, на свой лад переживает все приключения сказочного простака Иванушки. Смирный и доверчивый, Чонкин берет верх над врагами, казалось, неуязвимыми - капитаном Милягой и его подручными. Бездомный, он обретает кров и добрую подругу Нюру. Презираемый, получает в финале невиданную награду - орден из генеральских рук. Но тут и сказке конец: орден у него тотчас отбирают, а самого тащат в кутузку.

В густонаселенном мире романа, где жестоко извращены понятия достоинства, чести, долга, любви к Отечеству, еще живо одно человеческое чувство - жалость. Она живет в груди Чонкина, худшего из солдат своего подразделения, сожителя почтальонши Нюры, главаря мифической банды, взявшей в плен людей Миляги и разгромленной полком под командованием свирепого генерала Дрынова. Чонкин всех жалеет: Нюру, и своих пленников, и кабана Борьку. Даже Гладышева, который пытался его застрелить, Чонкин пожалел, за что и поплатился. Наивному герою Войновича невдомек, что доброе сердце - тоже крамола. Он со своим даром сострадания воистину враг государства «и лично товарища» Миляги, Дрынова, Сталина.

Роман построен так, что слово становится причиной всех решающих поворотов действий. Чонкин по наущению стервеца Самушкина задает политруку роковой вопрос: «Верно ли, что у Сталина две жены?» Плечевой распространяет гнусную сплетню о Нюре. Гладышев строчит донос на соседа. Сотрудники органов, предвкушая расправу над старым сапожником Моисеем Соломоновичем, с ужасом обнаруживают, что фамилия их жертвы - Сталин. Миляга в минуту растерянности невпопад выкрикивает: «Да здравствует товарищ Гитлер!» Жизнь и смерть героев романа зависят от слова, прозвучавшего или написанного, недослышанного или перевернутого. От слова, которое на глазах утрачивает свой первоначальный действительный смысл.

Наблюдательность писателя остра, но и горестна, ирония не дает повода забыть, что его персонажи - это оболваненные, обездоленные бедолаги, живущие словно в бредовом сновидении, они мучаются по-настоящему. Войнович неистощим в изображении комических ситуаций, но слишком сострадателен, чтобы смешить. И сегодня мы читаем Войновича иначе, не только смеемся над героями, но и плачем над ними.

53. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

«Яне хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» - писал великий русский мыслитель Федор Михайлович Достоевский в XIX в. Спустя столетие подобные вопросы волновали и замечательного писателя, кинорежиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. Все свои силы и чувства направил Шукшин на подтверждение своей веры в людей, в победу в мире нравственных чувств человека.


«Сочинения на свободные темы»



Сборник рассказов «Беседы при ясной луне» описывает жизнь нового типа героя - чудика. Чудики Шукшина - это люди, живущие просто, естественно, для которых важно жить в гармонии с собой и другими людьми, не делая зла (таковы герои рассказов «Микроскоп», «Чудик», «Мастер»). Герой рассказа «Чудик», найдя пятидесятирублевую бумажку, решает найти хозяина денег. Но когда такового не оказывается, он оставляет деньги на прилавке и с чувством выполненного долга уходит из магазина. Все получилось просто замечательно, но тут оказывается, что найденные деньги были его собственными: «Моя была бумажка-то! - громко говорит Чудик и размышляет. - Да почему же я такой есть-то?» Невыносимая, непонятная самому себе робость героя не позволяет ему забрать бумажку, хотя дома его, скорее всего, ждет скандал.

Стремление делать людям добро постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденности и даже враждебности (таково, например, столкновение «Чудика» с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика). Но, несмотря на свою простоту, чудаковатые герои постоянно размышляют над общечеловеческими проблемами (в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни прав, кто умнее?). И всеми поступками чудик доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком.

К этому же типу героев принадлежит и герой «Калины красной». Егор Прокудин в «Калине красной» представляет собой тип человека, который пытается вылезти из пучин несчастья, начать новую жизнь. Из вора он стремится превратиться в человека порядочного, живущего честно и скромно. Из всех жизненных перипетий он вынес внутреннее чувство справедливости, честности и доброты. В труде и любви ближних герой, казалось бы, обретает опору, видит выход из пучины нравственного падения. Но судьба Егора трагична, он погибает от рук своего сотоварища по тюрьме. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное». Чувствуется какая-то ненужность такого человека на земле, несмотря на все его благие намерения.

Герой произведения «Живет такой парень...» поражает непосредственностью и добротой. Он наивен, но душа его прекрасна. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет поверить в добро, в его силу. «Что такое творится с людьми?» - вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой «Обиды». Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.

В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человеческой. Так как же быть? Сам автор не дает однозначного ответа, но как бы между прочим говорит: «...Ведь мы сами расплодили хамов, сами... Никто нам их на парашютах не забросил...» Значит, он оставляет решение на совести каждого из нас. Если хамство множится - это наша заслуга. Мы спокойно смотрим на это и молчим.

Произведения Василия Шукшина и его герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность есть правда», - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.

54. «Искусство стремится непременно к добру...» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



Николай Васильевич Гоголь в свое время сказал: «Искусство стремится непременно к добру...» И это не значит, что искусство не может включать в себя тему зла, переплетаться с ним в жизни. Это означает, что истинную основу искусства должно составлять именно стремление к добру. Стремление, превозмогающее подчас неизмеримо большие силы зла. Очень хорошо данную тему раскрывает роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», эпиграфом к которому не случайно выбраны слова Фауста из произведения Гете: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Роман вышел в свет намного позже, чем предполагал автор, уже после его смерти жена писателя настояла на публикации (1960-е гг.). Причиной нежелания властей печатать роман стало неоправданное, по их мнению, изображение мира искусства, людей культуры в советское время. Власть, цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет, потому что они увидели в нем правду, ужасающую правду о себе (не случайно автор романа изобразил мир «писателей», используя гротеск и сатиру).

«Председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого литературного журнала» М. Берлиоз являлся выразителем мира искусства, которое служило режиму и власти (недаром автором ему дана соответствующая фамилия - в честь французского композитора Гектора Берлиоза).

Гибель Берлиоза не случайна. Автор отрицает героя как одного из руководителей, призванных вести за собой граждан, просвещать и облагораживать. Такой руководитель может привести только в пропасть и поэтому герою изначально нет места в романе (после разговора с Воландом с ним происходит несчастный случай, и он уходит из жизни). МАССОЛИТ явился в романе символом мира писателей, по большей части направленного в своих мыслях и устремлениях на распределение путевок и вкусных обедов в ресторанах. Работники этой организации не приемлют никакой самодеятельности со стороны людей искусства, за что и подвергаются наказанию (Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель).

Но мир писателей 1920-1930-х гг. не полностью состоял из подхалимов и бездарностей. В эти годы было много настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и раньше, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.

Булгаков не рассказывает нам о жизни главного героя, мы даже не знаем его фамилии (Мастером назвала его Маргарита). Известно только, что этот человек, историк по образованию, знает пять языков и работал когда-то в одном из московских музеев. Однажды он выиграл сто тысяч рублей, бросил свою комнату на Мясницкой, службу в музее, поселился в подвале маленького домика и «начал сочинять роман о Понтии Пилате». Но роману не суждено было выйти в свет, и после долгих мытарств он сжег свое творение.

Но Мастер, не сумевший бороться за свое произведение, однако оставляет о себе память. Встреча с ним полностью изменила жизнь Ивана Бездомного. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны» и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл. Мастер не может исчезнуть, быть проглоченным забвением. Хотя за ним и нет никакой вины, он не смог удержаться на той духовной высоте, которой достигает у Булгакова лишь Иешуа.

Основные идеи Булгакова как классика воплотились в романе «Мастер и Маргарита», но еще в ранних «Записках на манжетах», которые Булгаков писал в 1921 г., есть ростки идеи: «...вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь. От людей скрыть. Но от самого себя - никогда!..» Эта идея


«Сочинения на свободные темы»



затем воплотилась в мысль «рукописи не горят!»

55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

Размышляя над строкой из Белинского, вынесенной в заглавие сочинения, с болью в сердце отмечаешь, что нашей стране полной мерой судьба (а может быть, мы сами) преподнесла подобного «образования». И какой эпизод из жизни Родины ни возьми - в каждом страдание и боль, страшные, но и... просветляющие. Потому что много на фоне несчастий стало видно настоящего добра, самопожертвования, любви и подлинного стремления к истине. Вот такому сложному пути духовного созревания и посвящена книга Владимира Дудинцева «Белые одежды».

Книга увидела свет через тридцать лет после того, как была написана. И автор сразу получил Государственную премию. Трудная судьба постигла произведение в начале его существования, но дело в том, что тогда было время страдания. Эпиграфом к роману автор взял вопрос из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облеченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?» Ответ таков: «Они пришли от великой скорби». Роман является сложным исследованием человеческого духа, возможностью через рассмотрение поступков его героев расставить акценты, определить границы добра и зла, лжи и истины. Вот как определяет задачу сам автор: «В романе „Белые одежды" я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла... создать инструментарий добра».

Автор рассказывает в романе о работе ученых-биологов. Они занимаются выведением новых сортов картофеля. Но, увы, их работа не согласуется с «наукой» в том значении слова, в котором ее понимает руководство партии. Главным представителем его в романе выступает академик Рядно, прототипом которого является одна из самых темных фигур прошлого нашей науки - Т. Д. Лысенко. Тех, кто не поддерживал их идеи, объявляли «врагами народа», главным критерием научности знания была его сообразованность с идеями марксизма-ленинизма. Подлинно научной теории наследственности Г. Менделя отказывалось в признании на том «простом» основании, что ее автором был монах. В такой обстановке работали ученые. Сложный путь обдумывания и понимания превратностей жизни, сложных взаимоотношений науки и тоталитарного режима прошел главный герой романа Федор Иванович Дежкин. Его взгляды сменились от поддержки партийного «прихлебателя» Рядно до понимания правоты ученых-генетиков и соединения со своими друзьями Стригалевым и др.

Путь Дежкина - путь поиска истины в том противоречивом мире. Этот поиск сложен. Еще когда Федор Иванович был ребенком, его учили говорить только правду, всегда быть искренним. Чистая детская душа верила этому, пока жизнь не научила героя самостоятельно оценивать свои поступки и действия других. Взрослея, он начинает понимать, что в окружающем его мире искренность далеко не всегда служит добру. Чаще всего как раз наоборот, а справедливость и истина устанавливаются «сверху». Но, несмотря ни на что, герои хотят остаться и остаются настоящими людьми. Один из героев романа предлагает такой выход: «Счастье - в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких... Прольешь кровь, переплывешь море страданий... Вылезешь на берег еле живой... Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем».

Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку. Профессор Хейфец уходит из института, академик Посошков кончает жизнь самоубийством. Иван Ильич Стригалев долгое время работает в подполье и в конце концов попадает в тюрьму по доносу агента-осведомителя

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



Краснова. Федору Ивановичу Дежкину приходится бежать от преследователей. Он много работает, и ему удается создать новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалев. Не капитулирует перед злом и полковник Свешников.

Те, кто прошли путем страдания, вышли в «белых одеждах». А зло и лицемерие забыто потомками.

56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

Кто как не женщина может любить истинно? Думаю, Белинский без труда согласился бы с этим. Любила истинно и Марина Ивановна Цветаева. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки - все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличия: может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а может быть стихийна, страстна, неистова.

Уже в ранней лирике угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между землей и небом, между страстью и идеальной любовью.

Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. В ранних стихах Марины Ивановны господствуют песенное начало, звонкость и полная свобода поэтического дыхания.

«Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!»

Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики («Попытка ревности»).

Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны - это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания («Неизжитая нежность - душит»), с другой стороны - сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик - две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях.

«Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Насторожусь - прельщусь - смущусь - рванусь. О, милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь».

Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

«Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.


«Сочинения на свободные темы»



Есть огромные глаза Цвета моря...»

Разлука с любимым, который воевал на стороне белых, а потом пропал без вести, только усиливает чувства Марины:

«Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам вслед... Целую вас через сотни Разъединяющих лет».

Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире:

«- Мой! - и о каких наградах Рай

- когда в руках, у рта - Жизнь: распахнутая радость

Поздороваться с утра!»

К сожалению, радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Цветаевской героине слишком часто приходится постигать «науку расставанья», и не только с любимым человеком, но и с ребенком. Не дожив до своего трехлетия, от голода и болезни умирает вторая дочь Цветаевой и Эфрона, Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка:

«Светлая - на шейке тоненькой -Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле».

Ее стихи - как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь. В эмиграции, в Праге нашелся муж Цветаевой. И чувства нахлынули вновь.

Но теперь поднялась со всей силой еще одна любовь - любовь к Родине. Но как раз при встрече с Родиной поэтессу настигла жестокая и непоправимая беда.

«Ты! Сей руки своей лишусь, - Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля -Гордыня, Родина моя!»

В 1939 г. Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче. Одиночество (мужа и детей арестовали), тоска, война сломили Марину Ивановну. Она добровольно ушла из жизни.

«Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока!

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



Мне совершенно все равно -Где совершенно одинокой...»

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя. И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.

57. «Мещанство - большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX

В.)

Борьба с мещанством занимала большое место в творчестве различных поэтов и писателей начала XX в. Все они понимали, что такое явление, как мещанство, губительно для общества, тормозит и мешает его развитию. Одним из поэтов, устремившим «отточенные пики» своей сатиры на борьбу с этим паразитирующим классом, был В. В. Маяковский. Самым ярким антимещанским произведением стала пьеса «Клоп», написанная в 1929 г. по просьбе В. Э. Мейерхольда. Но замысел этой пьесы, по словам Маяковского, созрел у него намного раньше, и «Клоп» явился как бы «театральной вариацией» множества плакатов и агиток, нарисованных поэтом задолго до написания пьесы.

В центре «Клопа» - молодой рабочий Присыпкин, который «с треском» отрывается от своего класса. Он опошляет нравственно-социальные понятия и идеи, еще недавно имевшие для него настоящий, подлинный смысл. Присыпкин - это глупый, самовлюбленный человек, «бывший партиец, ныне жених». Он собирается жениться на представительнице «очаровательного капитала», Эльзевире Ренессанс, объясняя это бракосочетание тем, что собственным благоустройством он весь класс возвысит. Присыпкин горделиво, «с чувством классового достоинства» целует свою невесту, величественно вручая ей свою пролетарскую особу. Чистую любовь, труд, духовное развитие Присыпкин променял на сытое прозябание за счет семейки Ренессанс. Фамилию свою Присыпкин меняет на Скрипкин, считая ее благозвучнее и солиднее, более подобающей его теперешнему положению. Мещанское прозябание главного героя Маяковский рисует на фоне всеобщей атмосферы «советской мешанины». Вспомним хотя бы начало первого действия, где раздаются уличные крики разносчиков пуговиц, кукол, абажуров, селедок и всякой другой мелочи, которые опошляют привычные представления о политике, истории и культуре.

Во второй части пьесы драматург переносит главного героя из 1929 г. на пятьдесят лет вперед. Попав в будущее, мещанин Присыпкин оказывается еще отвратительнее, грязнее, чем был в первой части. Маяковский, обличая главного героя, использует такие художественные средства, как фантастика, гротеск, карикатура. Перенос действия на полвека вперед является своеобразной проверкой временем Присыпкина. Маяковский судит мещанство судом истории. Коммунистическое будущее, которое драматург считал исторической закономерностью, не принимает в свое общество таких, как Присыпкин. Только люди труда имеют право называться людьми, а паразитирующее мещанство обнаруживает свое сходство с простейшими видами паразитов-насекомых и попадает в зоосад.

Картины будущего и мотив превращения главного героя в «клопуса-нормалиса» важны в пьесе. Они помогают разоблачить главного героя. Маяковский словно через увеличительное стекло показывает нам реальную сущность Присыпкина-мещанина, его извращенные вкусы, привычки, поведение. Главный герой, ведя паразитирующий образ жизни, тормозит развитие общества. Это (еще в первой части пьесы) понимает даже слесарь, который, взяв за шиворот


«Сочинения на свободные темы»



Присыпкина, выбрасывает его из общежития. Да и сам главный герой себя разоблачает: «...Я против этого мещанского быту - канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я зеркальным шкафом интересуюсь...»

Высокое человеческое назначение Присыпкин променял на паразитирующее мещанское существование, светлое чувство любви - на сытое брюхо, труд - на праздное ничегонеделание. На злое осмеяние этого и была направлена сатира Маяковского, который завершил бичевание Присыпкина полным его изгнанием из общества.

58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

По-своему к теме войны подходит писатель Василь Быков. В ранней военной прозе («Фронтовая страница», «Западня», «Журавлиный крик», «Третья ракета») герои Быкова поражают необыкновенным мужеством, стойкостью духа. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде («Журавлиный крик»). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев («Фронтовая страница»). Не пропустив танки, гибнут «сорокапятчики» старшего лейтенанта Желтых («Третья ракета»). Люди сильного характера, способные на самопожертвование, - Карпенко и Свист в «Журавлином крике», Кривенок и Попов в «Третьей ракете», Климченко в «Западне». На этих людей всегда можно положиться, они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. «Им, - пишет Быков во „Фронтовой странице", - хотелось только одного -дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте».

Под давлением обстоятельств не все люди способны выдержать обстановку, но эти люди внутренне готовы к предательству и трусости. Таковы Иван Пшеничный во «Фронтовой странице», Задорожный в «Третьей ракете», Рыбак в «Сотникове». Такие люди сознательно совершают предательство, но в то же время не лишены жалости. Рыбак помогает Сотникову, когда он нуждается в помощи. Но внутренняя надежда на спасение с помощью предательства берет верх. И человек предает своих товарищей, свою страну, свою землю.

Героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжелораненым, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

Примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.

Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в трудных жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»



главный залог духовной крепости человека.

В повести «Знак беды» (1983 г.) автор показывает мирную жизнь хутора Яхимовщина. «В мирную жизнь вторгается страшное слово „война". Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. Петрок полагает: «Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они... Не съедят, может...» Степанида не верит в это. Она не покоряется палачам, она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир, и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой... «Но бомба дожидалась своего часа...» До бунта поднимается и Петрок, слабый характером, обычный деревенский житель.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом - во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить - доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

59. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

Поэтом своего времени был Маяковский. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства. Шокирующая поэзия Маяковского часто не принимается людьми, мало читается. Но сомневаться в наличии таланта у поэта не приходится. Такая поэзия - всего лишь отражение своего времени: сумбурного, непонятного, сложного. Этими же эпитетами часто наделяется творчество Маяковского. Лирику его любить сложно, ее нужно понимать.

Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них -«Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (1926 г.) и «Стихи о советском паспорте». Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

«Это он -

я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!»

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - «след героя светел и кровав». Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм.

«Такие, как Нетте, не умирают - память о них народ воплощает... в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела».

Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского -«Стихи о советском паспорте» (1929 г.). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на


«Сочинения на свободные темы»



границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который, «не переставая кланяться», «с почтеньем» берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.

«И вдруг, как будто ожогом рот скривило господину. Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину».

Маяковский горд за свою могучую Родину:

«Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!»

Важное значение приобретает в творчестве поэта тема творчества, места поэта в жизни людей, его назначение:

«Вижу идущего через горы времени, Которое не видит никто...»

Как и у Пушкина, у Маяковского поэт - пророк, который предвидит будущее и ведет за собой народ. Поэт у Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.044 с.)