Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надо ли объяснять непонятное.

Поиск

Можно ли читать детям колыбельные стихи и петь песни из взрослого репертуара? Психологи утверждают, что нужно и даже необходимо. Порой совершенно непонятное слово может нарисовать в голове малыша сильные и глубокие поэтические образы. Известный литературовед и поэт О.Н Михайлов так описал спои детские впечатления: "Больше всего просторы для моего воображения давали не понятные, а «странные» фразы и стихотворения. То были случаи искаженного восприятия поэтического текста, который скороговоркой выпевал отец:

И колокольчик – дар Валдая

Звенит уныло под дугой.

Сколько странных, необъяснимых ощущений вызывала эта воспринимаемая мною как в игре «испорченный телефон» строка!...» И когда взрослые объяснили, что слова «дарвалдая» нет и быть не может, то мальчик был очень разочарован. Очень похожие воспоминания и у Марины Цветаевой: «Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятными». И подобные фантазии, которые появляются на основе не слишком понятных стихотворений, свойственны не только особо талантливым от природы детям, но и практически всем дошкольникам. И эти первые детские фантазии просто необходимо хранит и лелеять! Замечательный детский поэт Вадим Левин считает, что «уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами».

Поэтому, чтоб не прививать ребёнку штампы, давайте разъяснения в том случае, если ребёнок этого попросит. Конечно, излишне впечатлительным и тревожным детям не стоит читать на ночь грустные, не слишком понятные стихи. Это может вызвать страх и тревожные сны. А если с малышом всё в порядке, то он с удовольствием послушает и о тяжёлой судьбе матери-казачки, и жалобы на жизнь матери-одиночки, и задумается о том, чья же это мать из колыбельной Бродского призывает сына привыкать жить в пустыне. И пусть поймёт это как-то по-своему, по-детски, но поймет, не сомневайтесь.
Читая детям колыбельные стихи, написанные известными русскими поэтами, не ленитесь сообщать детям имена их авторов. Пусть малыш лучше не знает, как называется тот или иной стих, но точно знает кто его автор. Конечно, не стоит петь ребёнку исключительно взрослые песни и читать такие же стихи на ночь. Нельзя забывать, что дети - есть дети и сейчас, к счастью, есть множество источников, где можно найти замечательные фольклорные авторские колыбельные для «мира детей». И в силах взрослого сделать этот мир огромным, разнообразным и очень интересным.


Рина Жукова

 

Колыбельные песни являются не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объем информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы N 2 города Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта "Школа материнства и отцовства", в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6 процента детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003м - у 12,9, диарея - соответственно у 5,7 и 2,8, анемия - у 107,1 и 69,4 процента.

Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшение частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).

Данная музыкотерапия уникальна по своему воздействию, - рассказала "Итогам" автор исследования доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова. - Если для ребенка она проходит в рецептивной форме, то для матери - в активной и сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний. Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Например, педиатры отмечают увеличение лактации у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям.

Специалисты рекомендуют: исполнять колыбельные нужно 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.

Поющие в темноте

Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.

Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. "Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку, - рассказывает Ирина Карабулатова.

Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка".

Пение колыбельной преследует единственную цель - усыпить ребенка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. При этом вовсе не обязательно обладать отменным голосом или безупречным слухом. Ребенок все равно реагирует прежде всего на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души. А для того чтобы выйти на необходимый тембр звучания, специалисты советуют представить и воспроизвести нежно-восторженный, ласкающий выдох ртом, так называемое шепотное дыхание. Для того чтобы ощутить его, попробуйте выдохнуть теплый воздух на ладонь и запомнить это ощущение. В принципе точно так же нужно поступать, читая детям сказки на ночь. Это та же музыка, только в словесной форме. "В основе восприятия человеческим организмом музыки лежит воздействие биологически активных веществ на определенные структуры мозга, - рассказывает кандидат филологических наук Елена Ермакова. - И, как отмечают педиатры, наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает именно исполнение колыбельных песен. Нанизывание вымышленных образов воздействует на маленького человека как психотерапевтическая метафора, погружающая развивающийся детский мозг в трансовое состояние".

Тюменские исследователи провели ряд ассоциативных экспериментов, которые должны были выявить фоносемантику текстов песен для малышей. Так, известно, например, что каждый звук соответствует определенному физическому колебанию. Когда все звуки сведены воедино, они вызывают определенные изменения в головном мозге слушающего. Таким образом, можно наблюдать, как текст той или иной песни влияет на ребенка. Данные с датчиков, прикрепленных к голове, снимаются и обрабатываются при помощи специальной программы "Словодел" на компьютере. Вся информация отображается в виде определенных цветовых спектров. Каждый цвет соответствует той или иной высоте и частоте звука. Ритмы альфа, бета, дельта и тета являются показателями того, на каких длинах волн на мозг воздействует данный текст. Например, ритмы альфа и бета - это состояние физической и умственной активности, дельта - глубокой расслабленности и сна, а тета - это измененное состояние сознания, то есть активность головного мозга.

Выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных, проведенное тюменскими исследователями, показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта-ритма. Казалось бы, такие незатейливые строки: "Баю-баю-баю-бай, / Поскорее засыпай, / В лес по ягодки пойдем. /Софья ягод набери, /Папу, маму накорми, / На комодичек поставь, / Дедке, бабушке оставь". Анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность, внимание. Участники исследования проанализировали таким образом свыше 100 колыбельных. Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.

Магия детства

Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире прикладного назначения "усыпить, успокоить". "Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф", - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.

Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Например, существуют песни как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию. Так, по словам Ирины Карабулатовой, ненецкая колыбельная для девочки содержит такие слова: "Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое, будешь мне помощницей". Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины: "Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет, и куропатку добудет. Он хозяин и оленевод". Чего только не поют детям! Вот только некоторые из образцов, собранные тюменскими филологами. Вариант для воспитания смелости: "Кони сена не едят, / Все на Мишеньку глядят. /Не глядят да глядят, /Возьмут счамкают, съедят". Или вот, например, для капризных детей: "Бай татарин-басурман / Посадил девку в карман. / Девка голосом ревет, / Свои волосы дерет. / Свои волосы дерет, / Детям спать не дает". Или такой образец - для будущего призывника: "Спи, сыночек мой, усни, / Полно плакать, не тужи. / Не один пойдешь служить. / Служит Сидор, Федор, Влас - / Наберется много вас". Вариант для интернациональной семьи: "Баю-баюшки-баю, / Вот и матушку мою. / Ты по матушке - русенок, / А по бате - кыргызенок". А эта колыбельная подойдет для семей, в которых отец часто мотается по командировкам: "Ночь пришла на мягких лапах, / Тихо, как медведь, / Папа создан, чтобы пла-а-авать, / А мама - чтобы петь. / Корабли уходят плавать / И придут опять, / Папа создан, чтобы пла-а-авать, / А мама - чтобы ждать".

Сегодня молодые мамы зачастую поют своим детям напевы, перечисляя какие-либо значимые качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке, - рассказывает Елена Ермакова. - Например, талант, артистизм, смелость. И вполне возможно, что таким образом происходит некое кодирование, программирование будущей личности. Исходя из того, что колыбельная песня кодирует на определенный тип поведения, можно вывести доминанты поведения того или иного этноса. Вот почему русский народ в большинстве своем так аморфен? Может быть, потому, что в русских детских песнях на сон грядущий повторяемая интонация передает тревожное состояние и часто чередуется со стонущими интонациями, характерными для причитания. Такое строение отражает жизненную философию счастья русского человека. В рамках этой системы представлений о счастье, как это ни парадоксально, важнейшее значение имеет компонент страдания.

Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Кстати, проверка одного из древних заговоров от сглаза по программе "Словодел" выявила, что его прочтение вызывает у ребенка состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения. То есть вызывает практически те же ассоциации, что и колыбельная. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".

 

Степан Кривошеев



Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. Колыбельные песни, которые есть у всех народов, — не просто элемент фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка.

Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память не «разбужена», гораздо труднее адаптироваться в жизни и в обществе. Они развиваются медленнее.

Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой, долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири. Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления токсикоза, облегчалось течение беременности.

У сибирских народов, по наблюдениям Ирины Карабулатовой, именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Раньше считали, что младенческий возраст — самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя колыбельную песню, мать кодирует сына или дочь на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Это обусловливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. Примечательно, что нет ни одной колыбельной песни, программирующей на неудачу или описывающей безысходное положение. Данным фактором ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные, по достижении взрослого возраста становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.168 (0.011 с.)