Общественно-политическая мысль 30-50 гг: кружки, славянофилы и западники, революционеры-демократы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая мысль 30-50 гг: кружки, славянофилы и западники, революционеры-демократы.



В 1836 г. В одном из московск.журналов было опубликовано «Философское письмо Чаадаева», который в острой, критической форме дал характеристику российской действительности и указал на ее причины. Реакция общества выразилась в бурном обсуждении письма и дискуссиях о месте России в Мировой истории. В либеральных кругах произошло идейное размежевание 2 групп: западников и славянофилов.

Западники, склонявшиеся к мысли об универсальности зап.общества, предполагали движение России по Европейскому пути развития. В итоге должны были сформироваться либер.экономика и правовое гос-во . Отсутствие в России необходимых предпосылок для развития воспринималось западниками как признак отставания от Запада, которое может и должно быть преодолено. Чтобы преодолеть его, многие преобразования придется проводить «сверху», т.е. решающее значение приобретает гос-во и его возможности. Образец для них – Петр I.

Славянофилы отрицали универсальность западного общества и делали акцент на особенностях развития Российского общества и государственности, не считая их признаками отсталости страны. Они совпадали с западниками в неприятии крепостного права, в требованиях гражд.свобод и местного самоуправления, но видели в сохранении общинности, соборности преимущество России перед Западом. Соответственно, при таких отличиях России от Запада, в ней нет места типично-западным элементам полит.жизни (конституции и т.п.)

Наряду с консерв. и либеральным направлением общ.мысли возникает демократическое. Одним из наиболее видных представителей – Герцен, бывший западник. Однако в эмиграции, Запад перестал видеться ему образцом для России. Идеалом для Герцена был социализм, однако перспективы для этого соц.-эк. Строя в мещанской Европе он не увидел. Стремление уберечь Россию от западного пути и в то же время привести ее к социализму, заставило Герцена обратить внимание на указанные славянофилами российские особенности, в первую очередь на крест.общину. По его мысли – почти готовый социал.произврдственный коллектив, способный стать основой социалист.преобразования России. Эту идею Герце положил в основу теории «Русского общинного социализма».

22. Крестьянская реформа 1861 г.: причины отмены кр.права. содержание реформы, последствия.

К середине XIXв. в результате нерешенности соц.-эк. вопросов наметилось военно-технологическое отставание Росcии от Запада. Это поставило страну перед перспективой утраты статуса великой державы, что наглядно показала неудачная Крымская война(1853-1856гг.). Для выхода из сложившейся ситуации, правительство Ал.II предприняло несколько реформ, важнейшей из которых стала крестьянская. Она включала в себя решение 3 вопросов:

Личное освобождение крестьян от крепст.зависимости и предоставление им гражданских прав.

2.Решение земельного вопроса. Предоставлялось на усмотрение самих помещиков и их крестьян, а для того, чтобы облегчить их совместное решение, создавался институт Мировых посредников, назначаемых Сенатом из дворян. В большинстве случаев, помещики самостоятельно определяли размеры крест.наделов, но при этом не должны были превышать норм. По этим нормам, крест. Получили земли в собственность меньше, чем у них было раньше в пользовании. Возникала проблема «отрезков»- участков земли, отрезанных от прежних крест.уделов. Кроме того, собственниками земли становились не крест.семьи, а община. Размеры наделов помещики и мировые посредники фиксировали в уставных грамотах на подготовку которых отводилось 2 года.

3.Вопрос о выкупе. Определение размера выкупа основывалось не на реальной стоимости земли. Помещик терял возможность получать с крестьян оброк, использовать их на барщине, что было учтено реформами. Сумма выкупа исчислялась таким образом, чтобы банковские % с нее заменяли помещику барщину и оброк. Большинство крест.общин были не в состоянии выплатить выкупные суммы. В таком случае, крест.оказывались в положении временнообязанных крестьян (личная свобода, но работа на земле за барщину и оброк). Если же крест.выплачивали хотя бы 1/5 выкупа, община становилась собственником земли. Временнообязанное положение прекращалось, а остальные 4/5 суммы платило гос-во, но крест.должны были их вернуть в течение 49 лет в процентами.

Общинная собственность на землю, малоземелье и огромные выкупные платежи фактически лишали крестьян возможности создать фермерское хоз-во.

Либеральные реформы Александра II в России. (Земская, судебная, военная и в просвещении)

Земская реформа.

В ход крестьянской реформы на общины бывших крепост. распространялись формы крестьянского самоуправления уже существовавшая у госуд.крестьян.

Участие помещиков в подготовке крест.реформы имело логическое продолжение : создание впервые после длительного перерыва местного выборного самоуправления- Земского (1864г.)

Дворяне не довольствовались сословным самоуправлением и добивались реального участия в управлении, не желая считаться со всевластием бюрократии. На этой почве начались конфликты либеральных дворян с чиновничеством.

Земское самоуправление создавалось только в губерниях с помещичьим землевладением, не только на уровнях уездов и губерний, но и было всесословным. Население уезда делилось на 3 избирательных урии:

- землевладельческую (дворяне)

- городскую купцы)

- крестьянскую

Землевладельцы избрали гласных на своем уездном съезде на основе земельного ценза. Горожане на своем на основе имущественного. У крестьян выборы были трёхступенчатыми. Кол-во гласных от землевладельцев равнялось числу гласных от крестьян и горожан вместе. В качестве распорядит.органов формировались Собрания, в качестве исполнительных – управы.

Правительство старалось ограничить деят-сть Земств сугубо утилитарными вопросами- постройкой больниц, школ. Средства на это земства получали от Земских сборов. Земское самоуправление сумело частично решить задачу создания учреждений здравоохранения и т.п. на местах.

Судебная реформа 1864 г.

Созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора и адвоката.

Военная реформа.Ликвидация военных поселений. Сокращение вспомогательных и нестроевых войск. Вместо кадетских корпусов появились военные гимназии, военные и юнкерские училища. Ликвидация телесных наказаний. Рекрутская повинность заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничился 6 годами, пребывание в запасе – 9 годами. Служить в армии должны были представители всех слоев населения. Для образованных лиц срок службы был меньше. От службы освобождались единственные сыновья в семье, единственные кормильцы, представители нац.меньшинств.

Реформа образования. 1864 год – утверждены положения о народных начальных училищах и устав гимназий и прогимназий. Нач.образование дети получали в гос-венных церковно-приходских, земских школах. Срок обучения – 1-3 года. В городах созданы 4-х классные прогимназии и семиклассные гимназии: гуманитарные и реальные. 1871 год – реальные гимназии преобразованы в реальные училища. 1863 год – университетская реформа. Университеты получили автономию. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей.Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Расширены учебные программы, выросло число кафедр.

24. Народничество в России : характер, содержание, этапы развития, течении и лидеры.

Причины активизации рабочего движения:

1.Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.

2.Медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, непоследовательность самого А II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.

В 50-х -60-х гг. редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский был за крестьянскую революцию, развивал идеи об общинном социализме, за создание в стране револ. организации. В июле 1862г. Чернышевский был арестован .

В 1861 г. в Петербурге возникла “Земля и воля”. Организация объединила людей из разных социальных групп и сословий. Программа “Земли и воли”: 1. Требования созыва народного собрания 2. Установления демокр. Республики 3. Широкого местного самоуправления, равноправия женщин. 4. Передача крестьянам всей земли 5. Объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть: издание и распространение револ. литературы, содействие побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.

Теория революционного народничества. (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.)

Идеи общинного социализма – основа народничества. Народ - реальная полит. сила, которую нужно сделать сознательной и организованной. Хотели революцию и новый строй, основанный на принципах равенства и соц. справедливости. Бакунин - идеолог анархического крыла народничества, отрицал диктатуру пролетариата. Русский народ считал бунтарями, которых должна была разбудить интеллигенция. Теории анархизма, отрицающего государство. Высшее зло-государство. Предлагал федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество — общ –во, в котором существует самоуправление народа.

Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве. Народная революция нуждается в длительной подготовке. Люди, имеющие основательную научную подготовку должны идти в народ и пропагандировать. Построив справед. соц. общ-во, интеллигенция сможет “оплатить” свой “долг народу”. Она получила образование и другие блага только благодаря трудам и лишениям народа.

Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. Крестьянство не может само осуществить соц.революцию. Ее совершит тайная организация революционеров, предварительно она должна “расшатать” существующую власть путем террора. Считал невозможным разрушение государства. Замена старых гос. институтов на новые, революционные.

Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг.

Организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова. Задача- подготовка рев. переворота, результат - переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. Вскоре, внутри этой орган-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства.

В 1869 г. С. Г. Нечаев основал в Москве общество “Народная расправа”. Хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революционной цели. В 1869 г. в Петербурге сложился кружок “чайковцев” Группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. Организация на принципах высокой нравственности. Сумели создать сеть своих групп по России (С. Л. Перовская, А. И. Желябов и др.)

“Хождение в народ”. Нужно идти в народ, чтобы вносить в сознание “идеалы лучшего, справедливого общественного строя”.

“Земля и воля”. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация “Земля и воля. Создатели - М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Цель- переход всей земли в руки крестьянства, жизнь общ-ва на принципах общинного самоупр, решение нац. вопроса сообразно желанию населения. Осуществление “только путем насильственного переворота”. Ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Проведение действий, ослабляющих правительство, индивидуальный террор. Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по основной специальности — фельдшеров, учителей, агрономов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.016 с.)