Необходимость государственного регулирования в смешанной экономике. Формы и границы такого регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость государственного регулирования в смешанной экономике. Формы и границы такого регулирования.



В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Государственное регулирование смешанной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика направлена на преодоление циклических колебаний - спадов или перегревов экономики, а также на ослабление отраслевых кризисов посредством бюджетных дотаций, манипулирования процентной ставкой и налогами.) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (Данная форма нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов. Оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов.

В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения.

 

 


3. Сущность закона спроса, факторы лежащие в его основе. Отличие изменения спроса от изменения величины спроса.

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которые покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.

Спрос связывает количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. При снижении цены – количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при сниженной цене, малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызывает тенденцию повышения их цен.

Закон спроса гласит: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой какого-либо товара и величиной спроса, предъявляемая потребителем на этот товар.

В основе закона спроса лежат:
- Здравый смысл
- Закон убывающей предельной полезности. Потребление подвержено действию этого закона. Степень удовлетворения покупателя от каждой последующей единицы продукта снижается, потребители покупают эти дополнительные единицы продукта только при условии снижения его цены.
- Эффект дохода. При снижении цены потребитель имеет возможность приобретать больше товаров, а при увеличении цены меньше.
- Эффект замещения. Когда при увеличении цены относительно других товаров снижается спрос. Потребитель удовлетворяет свою потребность с помощью товаров-заменителей с более низкой ценой.

Изменение спроса – изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора спроса. Иллюстрируется сдвигом кривой спроса вправо-вверх или влево-вниз.

Изменение объема спроса – изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены этого товара при прочих равных условиях. На кривой спроса это иллюстрируется движением вдоль кривой от одной точки к другой.

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.007 с.)