Государственный строй Древнерусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Древнерусского государства



Церковь

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину. Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

Государственный строй новгородской земли 12-15вв.

Особенности социально-экономического развития Новгорода и Пскова

Главным фактором как экономического, так и политического развития любого государства является его географическое положение. От этого зависит не только род занятий населения государства, но и их отношения с соседями.

Территория и хозяйство

Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств. Новгородские земли простирались на огромные расстояния: от Балтийских гор до Уральских, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Основным занятием населения было земледелие. Однако, за исключением юго-западной окраины, новгородские земли или вовсе были непригодны для сельского хозяйства, или были малоплодородными. Поэтому Новгороду никогда не хватало своего хлеба для обеспечения многочисленного городского населения. В этом смысле Новгородское государство было не самодовлеющем и постоянно нуждалось в привозном хлебе. Кроме того, были развиты такие отрасли хозяйства, как рыболовство, охота, бортничество, добыча железа и соли. Значительное место занимали ремесла: гончарное, кузнечное, войлочное, кожевенное и др.

Новгород располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию, в Норвегию, в Данию, в Волжскую Булгарию, Хазарию и страны Востока, в Византию, на балканский п-ов. Поэтому внутренняя и внешняя торговля играли большую роль в экономике. Главное богатство новгородских земель составляли ценные меха - собольи, лисьи, бобровые и др.,- которые в огромных количествах вывозились в Среднюю и Западную Европу. Кроме мехов Новгород поставлял в Европу кожу, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строительный лес, изделия новгородских ремесленников. Привозились же сукна и другие материалы, вина, металлические изделия.

Уже в XII в. в Новгороде была заграничная торговая фактория, так называемый Готский двор, а также дворы приезжих русских купцов. Новгородские купцы, со своей стороны, целыми партиями ездили для торговых операций в различные земли русского мира.

Торговля как внутренняя, так и внешняя также была достаточно развита в Пскове, но здесь она не играла той исключительно важной роли, как в Новгороде. В Пскове, с его плодородной землей, главное место занимало земледелие. Важной отраслью сельского хозяйств было выращивание льна и конопли, получило развитие огородничество. Усиленное строительство церковных зданий и военных укреплений способствовало образованию многолюдных групп строительных мастеров и рабочих.

Таким образом, псковское народное хозяйство представляло собой устойчивую комбинацию различных отраслей - сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Уверенное же хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он не знал внешней опасности: ни печенеги, ни половцы не доходили до этих мест; немецкие рыцари появились здесь позднее. Это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края, в котором основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Исаев И.А., История государства и права России: Полный курс лекций, М.:Юрист,2005 с.23

Общественный строй

Особенности общественного строя Новгорода определялись прежде всего своеобразием экономического развития этого крупнейшего торгового, культурного и ремесленного центра, имевшего большие колонии. Господствующий класс - феодалы, крупные землевладельцы - был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения, зависимых земель.

Феодалы

Господствующий класс феодалов назывался «людьми лучшими» и делился на бояр, житьих людей, земчан и духовенство. Перечень основных слоев населения дан в вводной части Новгородской судной грамоты.

а) Бояре.

Верхушку господствующего класса составляли бояре. Это были землевладельцы, рабовладельцы и капиталисты, которые эксплуатировали население на своих земельных, лесных и речных владениях.

Кроме того, бояре организовывали ремесленные и торговые предприятия, вели через купцов обширную внутреннюю и внешнюю торговлю, являлись банкирами, занимались ростовщичеством. В их руках находились все основные отрасли народного хозяйства и государства.

Владея большим количеством земель и собирая подати и поборы с подвластного им населения, новгородские и псковские бояре осуществляли на своей земле функции государственной власти.

Бояре пользовались различными привилегиями и льготами. Они не платили податей и не несли повинностей в пользу государства, за исключением тех случаев, когда к выполнению той или иной повинности привлекалось буквально все население города. После установления в Новгороде аристократической республики бояре стали руководить деятельностью веча, «осподы» Оспода - боярский совет., контролировать деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц. Они избирали из своей среды посадников, тысяцких, сотских, губских старост, воевод и других должностных лиц. Из бояр избирались также послы. Таким образом, все нити государственного управления находились в руках бояр.

б) Житьи люди.

Следующую группу господствующего класса феодалов занимали житьи люди - крупные землевладельцы, но менее знатные, чем бояре. Житьи люди не пользовались всеми привилегиями принадлежавшими боярам. Они не могли быть избраны на высшие государственные должности. Они также занимались торговлей и ростовщичеством.

в) Земцы.

Средние и мелкие землевладельцы в Новгороде назывались своеземцами, а в Пскове - земцами. Нуждаясь в вооруженной силе, Новгород и Псков наделяли их землей, которой они владели до тех пор, пока несли службу. Обрабатывали они свои наделы, как правило, своим трудом. Иногда земцы объединялись в товарищества или артели, так называемые «сябры» или «складники», для совместной эксплуатации своих земель и других угодий.

г) Духовенство

К господствующему классу относилось и многочисленное духовенство, являвшееся наряду с боярами, крупнейшим землевладельцем. Во главе новгородской церкви стоял владыка архиепископ Великого Новгорода и Пскова. Военные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа.

Новгородские и Псковские монастыри владели не только землей, но и угодьями для рыбной ловли, а так же вели торговлю через собственные лавки в городе. Духовенство имело право на «десятину» (десятую часть от торговых пошлин и продаж Продажа - судебный штраф). Оно играло большую роль в политической жизни государства, и теснейшим образом было связано с боярством. Высшее духовенство пользовалось большим влиянием на вече. Духовные лица часто направлялись в соседние государства в качестве послов. Им поручалось хранение государственной казны. Духовенство освобождалось от податей и повинностей. Оно имело свои объединения - соборы.

Купцы

Значительную роль в экономической и политической жизни Новгорода и Пскова играло крупное купечество, которое пользовалось рядом льгот и привилегий. Купцы были освобождены от некоторых податей и повинностей. У них были свои купеческие организации Обычно купцы объединялись в артели либо по направлению своей торговли (купцы «заморские» или «низовские», т.е. из центральной княжеской Великороссии), либо по предметам торговли (купцы суконники, хлебники и т.д.). Так, в Новгороде при церкви Ивана Предтечи на Опоках существовало купеческое общество, называвшееся «Иванское сто» (сотня) Церковь Ивана на Опоках построена среди новгородского торга в 1127-1130 гг. В 1135 при посаднике Мирославе князь Всеволод Мстиславич составил «Рукописание», посвященное льготам и привилегиям купеческогого братства при этой церви. Гильдия имела свой общинный праздник 11 сентября.. Оно объединяло самых богатых купцов Новгорода. Купец, вступающий в Иванскую сотню, должен был внести 50 гривен серебром - крупный по тому времени взнос. Члены Иванской сотни пользовались рядом привилегий. Они избирали из своей среды пять старост, которые под председательством тысяцкого ведали торговыми делами и торговыми судами. Они устанавливали меры веса, длины и следили за соблюдением правил торговли. Кроме Иванской сотни в Новгороде существовали и другие купеческие объединения вокруг той или иной церкви.

Черные люди

Все остальное городское население называлось черными или молодшими людьми - мелкие ремесленники и наемные рабочие - плотники, каменщики, гончары, кузнецы портные, кожевенники, далее - рыболовы, лодочники, перевозчики и т.д.

Черные люди платили подати, выполняли повозную повинность - «городовое дело», т.е. занимались постройкой и ремонтом городских укреплений или вносили на это деньги по раскладке. В военное время они участвовали в ополчении или на свои деньги снаряжали воинов.

Вече

Формально высшим органом государственной власти было вече - собрание всех полноправных граждан республики. В Новгороде оно проходило либо на Ярославском дворе (западный берег реки Волхов), либо около Софийского собора (восточный берег), а в Пскове на площади Троицкого собора. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать вече. Компетенция веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила В 1471г. (примерная дата) вечем была принята и утверждена Новгородская судная грамота, в статьях которой нашли отражение особенности политического строя Новгородской республики, а также судопроизводства., оно приглашало князя, заключало с ним договор или изгоняло его; вече избирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого; выбирало новгородского епископа; оно сосредоточило в своих руках всю военную и судебную власть; руководило всеми делами внешней и внутренней политики.

Совет господ

Однако реальная власть в Новгороде принадлежала Совету господ Другие названия: господа (в Пскове), оспода.. Совет состоял из посадника, тысяцкого, бывших («старых») посадников и тысяцких, сотских, кончанских старост, т.е. верхушки феодалов. Возглавлял Совет новгородский архиепископ. Владыка был ключевой фигурой в управлении республикой. В его руках государственная казна. Имя владыки стоит первым на всех важнейших государственных актах и договорах. Владычный наместник - обязательный участник государственного судопроизводства.

Совет господ предварительно рассматривал все дела, которые подлежали рассмотрению вечем, и предлагал ему готовые решения. Также Совет руководил военным делом, внешними сношениями, финансами, деятельностью высших должностных лиц, предлагал вечу кандидатуру на ту или иную высшую должность.

«Это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления» В.О. Ключевский. Собрание сочинений в 9 т.: Курс русской истории, т2, ч2, стр. 68.-М.: Мысль. 1988 г..

Исходя из этого, можно сказать, что к XV в. вече превращается в орган власти боярской олигархии.

Посадничество

Высшим должностным лицом в Новгороде и Пскове был посадник. Он являлся главой республики: обладал военными, административными и судебными полномочиями. В отличие от Новгорода в Пскове было два посадника. Выборы посадника в Новгороде проводились ежегодно, а в Пскове они избирались на неопределенный срок: до тех пор, пока были «любы» вечевому собранию.

Посадник председательствовал на вече. От имени веча он осуществлял контроль за деятельностью князя, а также контролировал деятельность всех должностных лиц. Во время войны посадник выступал в поход со всем войском как помощник и советник князя, в отсутствие которого он командовал войском и судил. Кроме того посадник следил за взысканием подати с населения.

С середины XIV в. в Новгороде избирают сразу 6 посадников с пожизненными полномочиями, но одного из них избирают на должность главного - степенного Степень - помост на главной вечевой площади Новгорода, с которой высшие должностные лица обращались к народу.- посадника.

Тысяцкий

Вторым высшим должностным лицом в Новгороде был тысяцкий. На войне он командовал народным ополчением, а в мирное время занимался вопросами торговли и осуществлял суд по торговым делам. Помимо этого он осуществлял полицейский надзор за порядком в Новгороде.

За свою службу и посадник и тысяцкий получали поралье Поралье - налог с каждого плуга..

Князь

Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгороде и Пскове. Князья приглашались после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на Совете. Затем кандидатура рекомендовалась вечу.

Псковская судная грамота

Псковская грамота представляет последующую за Русской Правдой ступень в развитии русского законодательства. Хотя в ней есть много узаконений, указывающих на сходство ее с Русской Правдой, но тем не менее между этими двумя памятниками видна уже значительная разница. Появление Псковской грамоты никак нельзя отнести к 1397 году, как сказано в ее заглавии, а необходимо предположить, что она появилась не раньше 1462 г. или 1463 г. Псковская грамота делится на две части, которые подразделяются на на несколько отделов.

Наследство по закону.

1) Псковская грамота не ограничивает права наследства одной нисходящей линией, а простирает эти права на всех родственников нисходящей, восходящей и боковой линий. По псковскому закону не полагается даже различия относительно состояния наследников. По русской Правде, как мы знаем, у смерда полными наследниками были только сыновья, а дочери смерда получали из его имущества только часть; по Псковской же грамоте этого не было, - по ней как сыновья, так и дочери признавались полными наследниками и у бояр, и у крестьян.

2) Псковский закон, допуская к наследству всех родственников нисходящей, восходящей и боковой линий в мужском и женском поле, совершенно сравнял их в правах на наследство и, согласно с Номоканоном, оставил только одно различие, основанное на близости степеней родства; всем же родственникам одной степени дал совершенно одинаковые права на наследство - как мужчинам, так и женщинам, как замужним, так и незамужним.

3) Относительно наследства мужа после бездетной жены или жены после бездетного мужа псковский закон полагает, чтобы тот и другая были наследниками оставшегося имения только в пожизненное владение и до вступления во второй брак. Здесь этот закон формулируется иначе, чем в Русской Правде. По Русской Правде вдова делалась распорядительницей всего имущества своего мужа даже и в том случае, когда после него оставались дети, а часть, выданная собственно ей, оставалась за ней и по выходе ее во второй раз в замужество; по Псковской же грамоте вдова получала наследство после своего мужа только тогда, когда он умирал бездетным, и притом получала только в пожизненное владение и до второго замужества, стало быть, без права отчуждения, не в полную собственность. Допустив такой порядок наследования, псковский закон должен был допустить и иск родственников бездетного мужа или жены по их смерти или по вступлении во второй брак. Но этот иск псковский закон допускает только относительно недвижимого имения, а может быть, и относительно денег и товаров, но отнюдь не относительно платья или домашней движимости, ибо закон прямо говорит, что иск относительно мужнина или женина платья не должен доходить до суда, а чтобы оканчивался добровольно отдачей платья "по душе" без всяких доказательств относительно того, все ли платье выдано или не все.

4) Права наследования жены после бездетного мужа или мужа после бездетной жены псковский закон допускает только тогда, когда муж с женой жили отдельно от мужнина отца и его семейства, когда они имели свое особенное хозяйство. В случае же ежели муж с женой жили в нераздельной семье мужнина отца, то наследование жены после бездетного мужа не допускалось; жена или ее родственники могли в таком случае требовать только своего приданого и могли требовать даже судом.

5) Приняв порядок наследования более или менее сходный с Номоканоном, Псковская грамота узаконяет и порядок исключения из наследства, согласный с Номоканоном, именно: сын, отделившийся при жизни отца и не кормивший отца и мать до смерти их, лишался отцовского наследства.

6) Наконец, Псковская грамота указывает и на последствия, проистекавшие от принятия наследства, или на те обязательства, которые принимал на себя наследник. По псковскому закону наследник известного имения, вступая во все права собственника этого имения, в то же время вступал и во все обязательства по нему. А поэтому, с одной стороны, он имел право начинать иск по всем долгам покойного на других, а с другой - обязывался отвечать по всем долговым искам на покойном, если только он не отказался совсем от наследства. Впрочем, такой отказ от всех прав на наследство закон допускал для наследников только в том случае, когда они жили с покойным не в одной семье и не в одном капитале.

V отдел Псковской грамоты говорит о братчине. По псковскому закону братчина судилась своим судом, имела своего выборного князя и судей и судилась по своим исконным обычаям и правам; общий закон уклонялся от вмешательства в дела братчины. Но Псковская грамота уже значительно сокращает права братчинного суда; по ней общий закон или общий суд только тогда не вступался в дела братчины, когда судимые братчинным судом были довольны решением его, а когда они не были довольны решением братчинного суда, то могли апеллировать в общие суды. Но тем не менее и по Псковской грамоте объем братчинного суда был еще очень обширен; братчина судила дела даже по татьбе и убийствам и не платила никаких судебных пошлин.

VI отдел. О сябрах или пайщиках. Сябрами, или правильнее шабрами, назывались владельцы общего капитала по долям, нераздельно, то же, что в наше время акционеры компаний. Сябренное владение по псковским законам могло быть и в движимом и недвижимом имении. Сябренное владение отличается от общинного, ибо в общинном владении доля общинника не составляет его полной собственности; напротив, в сябренном она составляла полную собственность сябра, которую он мог продать, заложить, словом, имел право на любой вид отчуждения. В движимом имении сябры могли владеть и по доскам и без досок, но иск по владению без досок не принимался в суде. В случае исков между сябрами, по представлении на суд доски, представлялось ответчику или самому целовать крест, или положить свою доску у креста и представить целование креста истцу, или же, наконец, решить дело судебным поединком. Во владении недвижимым имением все сябры должны были иметь грамоты на владение своей долей и в случае иска по одной какой-либо доле сябренного владения все должны представлять в суд свои грамоты, целовать же крест обязывался только тот сябр, против которого начат иск; ему же выдавалась и правая грамота.

VII отдел. О наймах. Наймы по псковскому закону производились по записям или без записей и заключались или на отряд, т. е. до окончания известной работы, или на сроки - на месяцы, годы. Нанявшийся на отряд по окончании работы имел право требовать с хозяина задельную плату "в заклич", т. е. публично на площади или на рынке. А который наймит подрядился на сроки, то отживши их имел право требовать с хозяина заработанные деньги. Если же он отойдет от хозяина, не доживши срока, то имеет право только на ту долю наемной платы, которая ему следует за прожитое время и притом так, что подрядившийся на годичные сроки имеет право получить только за круглые годы, если же он работал сколько-нибудь сверх года, хотя бы несколько месяцев или почти год, то не имел права на получение платы за месяцы, не составлявшие года. Равным образом, если наймит подрядился помесячно, то лишние сверх целых месяцев дни или недели также не принимались в расчет. Если же наймит отойдет от хозяина, не окончив подрядной работы и будет утверждать, что он окончил работу и потребует плату за нее, а хозяин его, напротив, будет утверждать, что работа им еще не окончена, и если при этом подрядной записи у них не будет, то в таком случае хозяин или сам должен целовать крест, или же заставлял целовать крест работника, положив у креста требуемую им плату. То же начало принималось в Псковской грамоте и относительно расчетов мастеров с их учениками: если мастер будет искать на ученике плату за учение, а ученик будет отпираться от нее, то или сам мастер целует крест, или заставляет своего ученика целовать крест.

VIII отдел. О торговле и мене. Торговля или мена по псковскому закону признавались действительными только между людьми, находившимися в трезвом состоянии. Если же кто продаст, купит или променяет, будучи пьян, то имеет право возвратить проданное или купленное, и закон в этом случае не полагает даже крестного целования. Вообще в Пскове требовалось, чтобы торговля и мена были совершенно свободными сделками, и о псковской торговле все иностранцы, бывшие в Пскове, отзывались как о самой честной. Даже при покупке скота в Пскове покупатель имел право требовать у продавца свои деньги и возвратить ему купленную скотину, если находил у нее пороки, которых при покупке не замечал.Торговые сделки допускались при свидетелях и без свидетелей и за порукой, но в случае иска торговые сделки при свидетелях и за порукой имели на суде больше значения, чем сделки без свидетелей; купивший без свидетелей обязывался доказать факт покупки крестным целованием.

В случае исков по торговым делам, предоставлялось на волю ответчика или идти на судебный поединок, или предоставить истцу целовать крест.

· Правовое положение зависимого населения по Псковской судной грамоте сходно с их положением по Русской Правде. Устанавливался правовой статус половников, т. е. людей, кот. должны расплачиваться за долг половиной урожая (улова) независимо от его размера.

По сравнению с Русской Правдой имелось больше норм гражданского права и меньше норм уголовного права.

Вполне сформировавшееся псковское право собственности знает деление вещей на недвижимые и движимые. Более развитая система обязательственного права, включая регламентацию договоров купли-продажи, дарения, залога, займа, имущественного и личного найма.

Было наследование, как по завещанию, так и по закону. Содержались требования к форме договора (простая письменная – доски или особая письменная форма – запись), к его обеспечению и пр. Завещания и записи хранились в Троицком соборе Пскова.

Впервые на Руси в Псковской судной грамоте появляются гос. преступления: перевет (гос. измена); кромская татьба (кража из кремля, т. е. кража гос. имущества). За их совершение назначалась смертная казнь.

Процесс по Псковской судной грамоте носил состязательный характер. Теми или иными полномочиями в судебной сфере обладали все высшие псковские магистраты (высшие должностные лица Псковской республики): княжеский наместник (вершил суд лишь в присутствии одного из посадников).

наместник новгородского архиепископа (руководитель церковного суда), посадники. Магистратов. в свою очередь, судило вече. Апелляционной инстанцией была коллегия в составе княжеского наместника, одного из посадников и 10 присяжных (из бояр и состоятельных людей).

Споры церковного человека с мирянином разбирал городской судья вместе с наместником архиепископа. Княжеские люди судились городским судьей и княжескими боярами на территории резиденции наместника князя (городища).

На одного из посадников возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера (нарушение общественного порядка, мер и весов и т. п.). При участии наместника архиепископа он разбирал споры новгородских и иноземных купцов.

Среди доказательств выделялись свидетельские показания, письменные доказательства (напр., записи), судебный поединок. Возникает институт судебного представительства в судебном поединке, которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.052 с.)