Объекты бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета. Двойная запись. Бухгалтерские проводки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета. Двойная запись. Бухгалтерские проводки.



Бухгалтерский баланс, его структура. Влияние хозяйственных операций на бух. баланс.

Бух. баланс – способ группировки и отражения состояния имущества, собственного капитала и обязательств в денежной оценке на конкретную дату и по конкретной организации.

Все группы имущества, собственного капитала и обязательств приводятся в балансе в сгруппированном виде в соответствии с их экономическим содержанием.

Баланс состоит из актива и пассива. Актив – система показателей, отражающая состав и размещение имущества организации. Пассив – система показателей, отражающая состояние собственного капитала и обязательств, а так же их целевое назначение.

Каждая отдельная часть баланса называется статьей. Статьи баланса считаются его основным элементом. Однородные статьи объединяются и образуют разделы. Это называется горизонтальной структурой, при которой актив находится слева, а пассив – справа. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Общий итог показателей актива и пассива – валюта баланса.

Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер «Код строки», что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены 2 графы: «На начало периода» и «На конец периода».

Актив баланса содержит два раздела:

I. Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

I. Капитал и резервы.

II. Долгосрочные обязательства.

III. Краткосрочные обязательства.

Бух. баланс бывает:

§ Периодический (квартал, конец месяца);

§ Вступительный – при создании новой организации, преобразование ранее действующей организации;

§ Разделительный – при выделении из одной организации самостоятельного юридического лица;

§ Санируемый – в период несостоятельности организации;

§ Ликвидационный – в период ликвидации организации;

§ Сводный и сводно-консолидируемый – объединение балансов юридически самостоятельных организаций, но взаимосвязанных между собой экономически (концерны, холдинги, ведомства);

§ Баланс-брутто – бух. баланс, включающий в себя регулирующие статьи (сч. 02 к 01, сч. 05 к 04);

§ Баланс-нетто – бух. баланс без регулирующих статей.

По окончании отчетного года сч. 99 «Прибыль и убытки» закрывается и заключительной записью в декабре будет Д99 К84 на сумму чистой прибыли или Д84 К99 на сумму убытка – реформация баланса - это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год.

Все хозяйственные операции по степени влияния на собственный капитал делятся на 3 группы:

1. Операции, увеличивающие собственный капитал – операции, в результате которых уменьшается или не изменяется сумма обязательств организации (н-р, безвозмездное получение имущества по договору дарения, в этой операции увеличиваются активы и пассивы организации).

2. Операции, уменьшающие собственный капитал – операции, в результате которых увеличивается или не изменяется сумма обязательств организации (н-р, начисление налога на прибыль к взносу в бюджет, в этой операции изменяются пассивы без движения активов, в результате увеличиваются обязательства и уменьшается сумма собственного капитала).

3. Операции, не оказывающие влияние на величину собственного капитала – операции, в результате которых происходит одновременное увеличение или уменьшение активов организации и ее обязательств (н-р, перечисление в бюджет суммы налога на прибыль, одновременно уменьшаются активы и пассивы).

Формирование и анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовый результат – это выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации в целом и её отдельных подразделений.

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

При учете полных затрат себестоимость реализованной продукции будет больше, чем при учете переменных, т.к. все производственные затраты – как переменные, так и постоянные включают в производственную себестоимость и она участвуют в расчете себестоимости единицы продукции.

Прямые материальные и трудовые затраты и общепроизводственные расходы распределяются между остатками незавершенного производства готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции.

При учете переменных затрат при расчете себестоимости единицы продукции учитывают только переменную часть производственных расходов, а все постоянные расходы относят на период и они не распределяются на остатки незавершенного производства, готовую продукцию и себестоимость реализованной продукции, а полностью списываются на уменьшение операционной прибыли.

Маржинальный доход (маржинальная прибыль, прибыль-брутто, сумма покрытия) – разница между выручкой от реализации и всеми переменными затратами на производство и реализацию продукции. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты.

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные затр. = Операционная прибыль + Постоянные затр.

После вычитания из маржинального дохода постоянных затрат формируется операционная прибыль.

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные затраты

Операционная прибыль – разность между валовой прибылью и операционными затратами, прибыль хозяйствующего субъекта в результате основной экономической деятельности.

Операционные затраты – повседневные затраты компании для ведения бизнеса, производства продуктов и услуг.

Валовая прибыль (балансовая прибыль) – разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью реализованной продукции.

Способы учета маржинального дохода:

1. Одноступенчатый учет маржинального дохода (простой одноступенчатый директ-костинг):

1) Выручка от реализации – Переменные затраты = Маржинальная прибыль

2) Маржинальная прибыль – Постоянные затраты = Операционная прибыль (прибыль-нетто)

2. Двухступенчатый учет маржинального дохода (простой двухступенчатый директ-костинг):

1) Выручка – Переменные затраты на производство = Производственная маржинальная прибыль

2) Произ. марж. прибыль – Перем. затр. на реализацию продукции = Торговая марж. Прибыль

3) Торговая марж. прибыль – Постоянные затраты = Прибыль-нетто

3. Многоступенчатый учет маржинального дохода (развитой директ-костинг) – в себестоимость включаются не только переменная, но и часть постоянных затрат. Пирамидальная система калькулирования, определение промежуточных сумм покрытия позволяют более точно контролировать и регулировать затраты как по отдельным видам изделий, так и по центрам ответственности.

Центр ответственности - это структурное подразделение компании, менеджер которого несет ответственность за его деятельность (центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций).

Объекты бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета. Двойная запись. Бухгалтерские проводки.

Бухгалтерский учет – процесс сплошного непрерывного взаимосвязанного наблюдения и отражения хозяйственной деятельности предприятия в первичных документах и при помощи различных измерителей.

Объектами бух. учета являются:

1. Имущество организации;

2. Обязательства организации;

3. Хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Имущество организации – совокупность материальных ресурсов, денежных средств, причитающихся организации выплат, финансовых вложений, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.

В бух. учете имущество получило название активы организации. Бух. учет отражает состав и движение активов.

Имущество, которым располагает организация, поступает из различных источников и на различный период времени. Один из основных источников имущества – совокупность вложений ее собственников – собственный капитал. Другой источник – вложения кредиторов, представляющие собой обязательства организации.

В нормативном регулировании бух. учета собственный капитал и обязательства называются пассивами организации.

В бух. учете отражается кругооборот имущества и формируется информация о его состоянии и размещении на различных стадиях кругооборота и происходящих при этом расходах и получаемых доходах, а так же о прибылях и убытках.

Имущество организации по скорости оборота подразделяется на:

§ Хозяйственные средства длительного пользования (более 1 года) – внеоборотные активы;

§ Имущество, предназначенное для текущего использования (одноразовое) или находящееся в обороте менее 1 года – оборотные активы.

Активы организации:

1. Внеоборотные активы:

§ Нематериальные активы;

§ Основные средства;

§ Доходные вложения в материальные ценности;

§ Доходные вложения во внеоборотные активы;

§ Долгосрочные финансовые вложения.

2. Оборотные активы:

§ Товарно-производственные запасы;

§ Дебиторская задолженность (средства в расчетах);

§ Краткосрочные финансовые вложения;

§ Денежные средства.

Нематериальные активы – долгосрочные затраты организации по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Основные средства – стоимость движимого и недвижимого имущества, используемого в качестве средств труда при осуществлении деятельности организации в течении периода более 1 года.

К доходным вложениям в материальные ценности относят расходы организации в виде вложений в здания, помещения, оборудование и др. ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода.

К вложениям во внеоборотные активы относят долгосрочные инвестиции организации в приобретение земельных участков и объектов природного пользования, в строительство, в приобретение основных средств и на создание или приобретение нематериальных активов. По сути это затраты незавершенного строительства или стоимость неустановленного оборудования. Эти расходы еще не превратились во внеоборотные активы, но уже изъяты из оборотных средств. \

Долгосрочные финансовые вложения – инвестиции в акции акционерных обществ, в государственные и частные ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий.

В состав товарно-производственных запасов входят материалы, готовая продукция и товары.

Под материалами понимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи.

Готовая продукция – активы, полученные как конечный результат производственного цикла, который соответствует характеристикам условий договора и предназначенные для продажи.

Товары – активы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Дебиторская задолженность – обязательство физических и юридических лиц перед организацией, т. е. средства, причитающиеся к получению от должников организации.

Краткосрочные финансовые вложения – вложения организации в акции и облигации, займы, векселя, денежные средства на срочных депозитах, финансовые вложения, инвестированные для извлечения доходов в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их продаже.

Денежные средства – сумма денег в кассе, на расчетных, валютных и др. счетах в банке, готовая к дальнейшему обороту.

Пассивы организации:

1. Собственный капитал:

§ Уставный капитал;

§ Добавочный капитал;

§ Нераспределенная прибыль;

§ Резервный капитал;

§ Целевое финансирование.

2. Обязательства:

§ Долгосрочные (ссуды, займы);

§ Краткосрочные (ссуды, займы, текущая краткосрочная кредиторская задолженность).

Уставный капитал (складочный) – совокупность вкладов учредителей, выраженная в денежной форме, в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, установленных учредительными документами.

Добавочный капитал – один из внутренних источников средств организации, который образуется за счет изменения стоимости активов и целевого финансирования собственниками инвестиционных предприятий.

Нераспределенная прибыль – прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия с начала его деятельности за минусом выплат собственникам, создания резервов и др. изъятий в соответствии с законодательством.

Резервный капитал – часть нераспределенной прибыли, зарезервированной на цели, установленными законодательством или учредительными документами.

Целевое финансирование – источник средств организации, предназначенный для осуществления мероприятий целевого назначения.

Обязательства – часть стоимости имущества, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку или др. кредитору деньги или ценности, эквивалентные стоимости этого имущества.

Имущество, полученное в счет обязательств, находится в распоряжении организации на условии выплаты процентов или части доходов.

Долгосрочные обязательства - ссуды и займы, срок погашения которых наступает не ранее, чем через 1 год.

Краткосрочные обязательства – кредиты, займы и краткосрочная кредиторская задолженность, срок погашения которых не превышает 1 год.

Счета и двойная запись.

Для отражения изменений в составе имущества, собственного капитала и обязательств используются бух. счета. В каждом счете на основании первичных документов отражаются лишь однородные хозяйственные операции, для которых этот счет предназначен.

Бух. счет – специальный способ группировки текущего отражения и контроля изменений отдельных объектов бух. учета.

Двухстороннее построение баланса диктует и двухстороннее построение счетов.

Дебет сч. 50 «Касса» Кредит

 

Дебет и кредит – технические термины для обозначения противоположных сторон счета.

Двустороннее деление баланса: на актив и пассив. Для учета имущества, которое указывается в активной части баланса, открываются активные счета. Для учета собственного капитала и обязательств, которые находятся в пассиве баланса, открываются пассивные счета.

При открытии счетов запись остатков в активных счетах производится по дебету, т. е. на левой стороне счета, а в пассивных счетах – по кредиту, т. е. на правой стороне счета.

Для обозначения остатка применяется термин сальдо. Сальдо может быть начальным (на начало периода) и конечным (на конец периода).

Записи увеличений имущества, капитала и обязательств производится на той стороне, на которой записано сальдо, а уменьшений – на противоположной стороне. Периодически подсчитываются суммы увеличений и уменьшений по дебету и кредиту счетов.

Суммы увеличений и уменьшений имущества и его источников – обороты. При подсчете оборотов сальдо во внимание не принимается, т. е. обороты по дебету активных счетов отражают увеличение имущества, а по кредиту – его уменьшение. Обороты по кредиту пассивных счетов отражают увеличение источников, а по дебету – их уменьшение.

На основании начального сальдо и оборотов по дебету и кредиту определяется новое состояние счета, т.е. сальдо конечное, которое должно быть дебетовым в активных счетах, кредитовым – в пассивных счетах.

Активный счет

Дебет сч. 50 «Касса» Кредит

Сальдо начальное

Увеличение счета Уменьшение счета

Оборот по дебету Оборот по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо начальное + Оборот по дебету – Оборот по кредиту = Сальдо конечное (по дебету)

Пассивный счет

Дебет сч. 50 «Касса» Кредит

Сальдо начальное

Уменьшение счета Увеличение счета

Оборот по дебету Оборот по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо начальное + Оборот по кредиту – Оборот по дебету = Сальдо конечное (по кредиту)

Активно-пассивными называются счета, на которых одновременно могут отражаться имущество и источники формирования.

2 вида активно-пассивных счетов:

1. С односторонним сальдо (сч. 99 «Прибыли и убытки»);

2. С двустороннем сальдо (сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Двойная запись – способ отражения хозяйственной операции, при котором сумма каждой хозяйственной операции отражается на 2-ух счетах бух. учета по дебету одного счета и по кредиту другого счета.

Взаимосвязь, возникающая между счетами при методе двойной записи – корреспонденция счетов, а сами счета – корреспондирующие.

Сумма хозяйственной операции и указанная к ней корреспонденция счетов называется бух. проводкой или бух. записью.

Проводка может быть:

§ Простая – когда один счет по дебету корреспондирует с одним счетом по кредиту.

§ Сложная – когда один счет по дебету корреспондирует с двумя или более счетами по кредиту или наоборот.

Для установления корреспонденции счетов необходимо:

§ Определить две стороны, участвующие в хозяйственной операции;

§ Определить счета, на которых отражаются эти стороны;

§ В зависимости от характера счетов делать записи по дебету одного счета и по кредиту др. счета (активные, пассивные счета).

Прядок работы со счетом:

1. Открытие счетов – определение наименования счета и запись начального сальдо при его наличии;

2. Запись на счетах – идентификация объекта и определение сторон счета для записи операции;

3. Подсчет оборотов – определение сумм записи на обеих сторонах счета;

4. Определение конечного сальдо по формуле.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.014 с.)