Темы занятий по курсу «психология и педагогика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы занятий по курсу «психология и педагогика»



Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»

 

Тема: Ощущение

  1. Определение ощущения
  2. Виды по Щеррингтону::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
  3. Пороги ощущений
  4. Латентный период
  5. Адаптация
  6. Депривация
  7. Сенсибилизация. Синестезия

Контрольные вопросы и задания

    1. В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
    2. Как действует на человека сенсорная изоляция?
    3. Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
    4. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
    5. В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
    6. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
    7. Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения На поверхности тела  
В мышцах, сухожилиях и суставах  
Во внутренних тканях и органах  
Степень контакта с раздражителем Непосредственный контакт  
Удаленность от раздражителя  
Возможность и контакта и удаленности  
Что отражает Механические воздействия  
Звуковые колебания  
Электромагнитные колебания  

 

Литература

1. стр. 58-63

2. стр. 132-139

3. стр. 164-200

4. стр. 40-43

5. стр. 203-217

6. стр.

 

Тема: Восприятие

1. Определение восприятия

2. Отличия восприятия от ощущений

3. Свойства восприятия

4. Операции или уровни восприятия

5. Апперцепция

6. Восприятие пространства, движения, времени

7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается восприятие от ощущений?

2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?

3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?

4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?

5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?

6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?

8. Заполните таблицу: Свойства восприятия

 

Свойства восприятия Определение
Целостность  
Константность  
Структурность  
Осмысленность  
Избирательность  

 

Литература

1. стр. 63-72

2. стр. 139-150

3. стр. 200-234

4. стр. 44-48

5. стр. 217-235

6. стр.

 

 

Тема: Внимание

  1. Определение внимания
  2. Внимание как процесс и как состояние
  3. Функции внимания
  4. Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
  5. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное, природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
  6. Методики развития внимания

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?

2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?

3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?

4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?

5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?

6. Какие методы изучения внимания вы знаете?

7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.

Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.

Е. Постановка существенно значимых целей и задач.

8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?

 

Литература

1. стр 123-127

2. стр.150-157

3. стр. 354-373

4. стр. 48-51

5. стр. 187-203

6. стр.

 

 

Тема: Память

  1. Определение памяти
  2. Виды памяти: по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели (непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
  3. Процессы и законы памяти (эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
  4. Влияние памяти на мышление и способности
  5. Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
  2. Какие теории памяти вы знаете?
  3. Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
  4. Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
  5. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
  6. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
  7. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
  8. Как проявляются расстройства памяти?

 

Литература

1. стр. 96-103

2. стр. 157-170

3. стр. 247-283

4. стр. 54-61

5. стр. 235-262

6. стр.

 

Тема: Воображение

 

  1. Определение воображения
  2. Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
  3. Стадии процесса творчества (по Г. Уоллесу)
  4. Уровни творчества (по Г.С. Альтшуллеру)

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
  2. Каковы физиологические механизмы воображения?
  3. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
  4. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
  5. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
  6. Раскройте роль воображения в решении творческих задач
  7. Заполните таблицу: Классификация видов воображения
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов    
 
 
Новина и самостоятельность создаваемых образов  
 
Соотношение с действительностью  
 

 

  1. Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?

А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений

В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей

Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось

Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств

Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи

 

Литература

1. стр. 92-96

2. стр. 193-198

3. стр. 283-296

4. стр.

5. стр. 291-309

6. стр.

 

Тема: Теории личности

    1. Поведенческая концепция Б.Скиннера
    2. Теория социального научения
    3. Фрейдизм, психоанализ
    4. Когнитивный подход к личности Д. Келли
    5. Феноменологический подход Роджерса
    6. Аналитическая психология К.Юнга
    7. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
    8. Психогенетический подход Ч.Тойча

Контрольные вопросы и задания

Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы:

  1. Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
  2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
  4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  5. Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?

 

Литература

1. стр. 145-147

2. стр. 46-132

3. стр. 490-510

4. стр.

5. стр.

6. стр.

 

Тема: Способности

  1. Определение способностей
  2. Виды способностей
  3. Задатки, одаренность
  4. Талант, гениальность

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б.М.Теплову
  2. Какие вы знаете классификации способностей?
  3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
  4. Какие уровни развития способностей вы знаете?
  5. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
  6. Что такое потенциальные и актуальные способности?
  7. Какие теории и концепции способностей вы знаете?
  8. Раскройте роль игры в формировании способностей
  9. Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?

 

Литература

1. стр. 152-158

2. стр. 273-276

3. стр. 535-551

4. стр. 81-83

5. стр. 419-444

6. стр.

 

 

Тема: Темперамент

 

  1. Определение темперамента
  2. История вопроса
  3. Типы темперамента по И.П.Павлову
  4. Свойства темперамента
  5. Темперамент и деятельность

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение темпераменту по Б.М.Теплову
  2. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
  3. Что вы знаете о типологии темперамента Э.Кречмера и У.Шелдона
  4. Каковы основные свойства и характеристики темперамента по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицыну?
  5. Что является физиологической основой темперамента?
  6. Определите свой тип темперамента по личностному опроснику Айзенка. Согласны ли вы с результатами?
  7. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?
  8. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности и общения?

 

Литература

1. стр. 149-152

2. стр. 276-298

3. стр. 553-565

4. стр. 84-86

5. стр. 379-392

6. стр.

 

 

Тема: Характер

  1. Определение характера
  2. Чем характер отличается от темперамента?
  3. История вопроса (гороскопы, физиогномика, хиромантия, графология)
  4. Свойства характера
  5. Классификации характера

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что входит в структуру характера?

2. Каково соотношение личности и характера?

3. Как формируется характер?

4. Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

5. Как характер проявляется через деятельность?

6. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?

7. Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.

А. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях

Б. Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах

В. Свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности

Г. Свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий

Д. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются

Е. Характер индивидуально своеобразен

Ж.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны

З. Характер - отражение общественных отношений

 

Литература

1. стр. 158-161

2. стр. 298-369

3. стр. 567-581

4. стр. 90-94

5. стр. 392-419

6. стр.

 

 

Тема: Эмоции и воля

  1. Определение эмоций
  2. Виды эмоций
  3. Основные теории эмоций
  4. Определение воли
  5. Виды воли

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства»
  2. Раскройте основные характеристики эмоций
  3. В чем заключается амбивалентность эмоций?
  4. Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 веках?
  5. Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций
  6. Какой мир отражают эмоциональные процессы – внешний или внутренний?
  7. Назовите этапы сложного волевого акта
  8. Какие психологические черты характеризуют волевые качества личности?
  9. Почему воспитанному человеку легче осуществлять волевое действие?

 

Литература

1. стр. 109-123, 127-131

2. стр. 233-251

3. стр. 354-392

4. стр. 95-102

5. стр. 334-379

6. стр.

1.

 

Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»

 

Тема: Ощущение

  1. Определение ощущения
  2. Виды по Щеррингтону::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
  3. Пороги ощущений
  4. Латентный период
  5. Адаптация
  6. Депривация
  7. Сенсибилизация. Синестезия

Контрольные вопросы и задания

    1. В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
    2. Как действует на человека сенсорная изоляция?
    3. Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
    4. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
    5. В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
    6. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
    7. Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения На поверхности тела  
В мышцах, сухожилиях и суставах  
Во внутренних тканях и органах  
Степень контакта с раздражителем Непосредственный контакт  
Удаленность от раздражителя  
Возможность и контакта и удаленности  
Что отражает Механические воздействия  
Звуковые колебания  
Электромагнитные колебания  

 

Литература

1. стр. 58-63

2. стр. 132-139

3. стр. 164-200

4. стр. 40-43

5. стр. 203-217

6. стр.

 

Тема: Восприятие

1. Определение восприятия

2. Отличия восприятия от ощущений

3. Свойства восприятия

4. Операции или уровни восприятия

5. Апперцепция

6. Восприятие пространства, движения, времени

7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается восприятие от ощущений?

2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?

3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?

4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?

5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?

6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?

8. Заполните таблицу: Свойства восприятия

 

Свойства восприятия Определение
Целостность  
Константность  
Структурность  
Осмысленность  
Избирательность  

 

Литература

1. стр. 63-72

2. стр. 139-150

3. стр. 200-234

4. стр. 44-48

5. стр. 217-235

6. стр.

 

 

Тема: Внимание

  1. Определение внимания
  2. Внимание как процесс и как состояние
  3. Функции внимания
  4. Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
  5. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное, природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
  6. Методики развития внимания

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?

2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?

3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?

4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?

5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?

6. Какие методы изучения внимания вы знаете?

7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.

Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.

Е. Постановка существенно значимых целей и задач.

8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?

 

Литература

1. стр 123-127

2. стр.150-157

3. стр. 354-373

4. стр. 48-51

5. стр. 187-203

6. стр.

 

 

Тема: Память

  1. Определение памяти
  2. Виды памяти: по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели (непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
  3. Процессы и законы памяти (эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
  4. Влияние памяти на мышление и способности
  5. Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
  2. Какие теории памяти вы знаете?
  3. Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
  4. Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
  5. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
  6. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
  7. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
  8. Как проявляются расстройства памяти?

 

Литература

1. стр. 96-103

2. стр. 157-170

3. стр. 247-283

4. стр. 54-61

5. стр. 235-262

6. стр.

 

Тема: Воображение

 

  1. Определение воображения
  2. Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
  3. Стадии процесса творчества (по Г. Уоллесу)
  4. Уровни творчества (по Г.С. Альтшуллеру)

 

Контрольные вопросы и задания

 

  1. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
  2. Каковы физиологические механизмы воображения?
  3. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
  4. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
  5. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
  6. Раскройте роль воображения в решении творческих задач
  7. Заполните таблицу: Классификация видов воображения
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов    
 
 
Новина и самостоятельность создаваемых образов  
 
Соотношение с действительностью  
 

 

  1. Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?

А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений

В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей

Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось

Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств

Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи

 

Литература

1. стр. 92-96

2. стр. 193-198

3. стр. 283-296

4. стр.

5. стр. 291-309

6. стр.

 

Тема: Теории личности

    1. Поведенческая концепция Б.Скиннера
    2. Теория социального научения
    3. Фрейдизм, психоанализ
    4. Когнитивный подход к личности Д. Келли
    5. Феноменологический подход Роджерса
    6. Аналитическая психология К.Юнга
    7. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
    8. Психогенетический подход Ч.Тойча

Контрольные вопросы и задания

Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы:

  1. Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
  2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
  4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  5. Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?

 

Литература

1. стр. 145-147

2. стр. 46-132

3. стр. 490-510

4. стр.

5. стр.

6. стр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.114 с.)