Специализация «Банковское дело»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализация «Банковское дело»



Специализация «Банковское дело»

Вопрос. Формирование собственного капитала коммерческого банка.

 

Успешное функционирование банка в значительной степени зависит от его ресурсной базы. Все источники формирования ресурсов отражаются в пассиве баланса банка.
Ресурсы банка– это собственные средства банка (капитал) и его обязательства (привлеченные средства), используемые для проведения активных операций.
Ресурсы банка являются базой формирования его кредитного потенциала. Кредитный потенциал банкапредставляет собой разницу между суммой всех мобилизованныхбанком средств и обязательными резервами.
Капитал банка выполняет следующие функции:

1. регистрационную – при создании кредитной организации;

2. эмиссионную – при формировании акционерного капитала;

3. регулирующую – является капитальной базой расчета экономических нормативов деятельности банка;

4. резервную (защитную) – обеспечивает определенные гарантии вкладчикам, кредиторам и клиентам банка;

5. оперативную – обеспечивает развитие банка, возможности наращивания объема банковских операций.

На размер и структуру капитала влияют следующие факторы:

- приток средств из внутренних и внешних источников;

- использование собственных средств.

Структура капитала банкаотражает процесс его формирования.
Базой является уставный капитал банка – величина, зарегистрированная при его регистрации в соответствии с установленным Банком России минимально необходимым размером капитала для вновь создаваемых банков. В дальнейшем эта величина может пересматриваться по решению его собственников, акционеров или пайщиков.
Капитал делитсяна:
1. Основной (первичный, капитал 1-го уровня) – акции уставного капитала; эмиссионный доход; часть фондов и часть прибыли отчетного года.
Под основным капиталом понимается постоянная (неизменяемая по стоимости) часть капитала, которая может быть использована на покрытие любых убытков.
2. Дополнительный (вторичный, капитал 2-го уровня) – величина, изменяемая в зависимости от изменения стоимости активов или рыночных рисков:
а) эмиссионный доход, образуемый при продаже акций по цене выше номинала;
б) фонды банка (резервы под кредитные риски (I группа) и часть резервов по ценным бумагам);
в) уставный капитал в виде паев, зарегистрированных в форме ООО и ОДО, т.е. неакционерных банков.

Размер собственных средств(капитала) определяется банком самостоятельно с учетом нормативов, установленных Банком России.
Капитал характеризует финансовую устойчивость любой кредитной организации по следующим элементам:

- размер капитала;

- структура (относительные доли составляющих капитала);

- темп роста как капитала в целом, так и его составляющих;

- доля собственных средств – нетто

Основные источники увеличения капитала банка:

- выпуск акций при акционерной форме организации банка;

- дополнительные взносы пайщиков при паевой форме организации банка;

- использование прибыли и эмиссионного дохода на увеличение капитала (создание резервного и др. фондов);

- субординированные долги (кредит, полученный банком в валюте РФ на срок не менее 5 лет).

Достаточность капитала – относительный показатель, характеризующий деятельность банка с точки зрения его устойчивости при возникновении различных рисков по активным операциям банка.

 

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Активы коммерческого банка – это имущественная масса, которая должна активно работать, т.е. приносить прибыль. Это часть бухгалтерского баланса, определяющая состав и размещение вложений в операции банка за счет собственных и привлеченных средств.

К активам коммерческого банка относятся: денежная наличность, остатки в кассе, банкноты, монеты. А также средства на корреспондентском счете, резервном счете, ссуды, приобретенные ценные бумаги, нематериальные активы, основные средства.

При управлении активами кредитных организаций обязателен регулярный и непрерывный анализ динамики показателей движения активов коммерческих банков. Должен быть осуществлён контроль за изменениями показателей качества активов.

Управление активами предполагает:

1) Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют:

- высоколиквидные активы – первичные резервы (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);

- вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и другие платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;

- остальные ссуды;

- ценные бумаги негосударственных эмитентов;

- основные средства (здания и оборудование) - неликвидные активы.

2) Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по ссудам и ценным бумагам.

3) Поддержание доходности активов.

Управлением активами занимаются собственные и привлеченные средства.

Различают следующие методы управления активами:

1.Метод фондового пула или метод общего фонда источников– это когда ресурсы из различных источников объединяют в единый фонд и затем вне зависимости от источников образования ресурсов.

2. Метод конверсии фондов или банк внутри банка – это когда ресурсы из определенных источников направляются в строго определенные активы.

3.Экономико- математический метод основан на использовании высокотехнологического программного обеспечения

4.Метод распределения активов - это управление риском процентной ставки и зависит от трех условий:

1) относительно небольшое варьирование процентных ставок;

2) состав пассивов банка остается достаточно стабильным и его легко прогнозировать;

3) большая часть привлеченных средств состоит из беспроцентных бессрочных вкладов.

При методе распределения активов увеличение ликвидности обеспечивается путем регулирования структуры активов, а уровень доходности банка поддерживался на заданном уровне через управление спредом.

5.Метод конвертации или разъединения источников фондов. Пассивная сторона по-прежнему считается постоянной, а избежать риска процентной ставки обеспечивается путем более тесной увязки сроков размещения активов с источниками их финансирования по срокам, т.е. пассивами.

Методы управления активами базируются на теории управления активами:

1.Теория коммерческих ссуд – коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии и деловой активности.

2.Теория перемещения – основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы переместить или продать другим кредиторам или инвесторам за наличные.

3.Теория ожидаемого дохода – банковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей и гашения кредита положить будущие доходы заемщика, т.е. увязка доходов заемщика с погашением ссуды предпочтительнее, чем оценка обеспечения кредита.

 

Облигации КБ, формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Облигация банка – это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя получить в определенное время определенную сумму денег и обязанность банка-эмитента исполнить соответствующие обязательства.

Кредитная организация может выпускать облигации со следую­щими характеристиками:

1) именные и на предъявителя;

2) обеспеченные залогом собственного имущества;

3) облигации без обеспечения;

4) процентные и дисконтные;

5) конвертируемые в акции.

21.1

Под налоговым контролем законодатель понимает деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у банка определенные документы в отношении налогоплательщика в рамках проведения ими налогового контроля. Банк обязан выдать налоговому органу следующие справки об организациях (индивидуальных предпринимателях):

- о наличии счетов в банке;

- об остатках денежных средств на счетах;

- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

Банк обязан подготовить и представить в налоговые органы справку в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса.

Такая справка должна быть предоставлена налоговым органам в следующих случаях:

- при проведении мероприятий налогового контроля;

- после вынесения решения о взыскании налога;

- при принятии решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации.

В соответствии с НК РФ банки несут ответственность за ряд нарушений при выполнении ими налогового контроля. Мера ответственности банков в зависимости от характера нарушений следующая:

1)открытие банком счета предприятию (ИП) без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (10 000 рублей)

P.S Причем налоговым законодательством не установлено, каким образом происходит взыскание штрафа - за каждый непредставленный документ или за пакет документов в целом. Налоговые органы, используя такую неопределенность, накладывают на банки взыскания в размере 10 000 рублей за каждый непредставленный документ.

2) не предоставление банком об открытии / закрытии счета предприятием (ИП) – штраф 20 000 рублей. Банки обязаны в течение 5 дней со дня открытия/ закрытия счета сообщить об этом в налоговый орган.

3)нарушение установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора (пеня в размере 1/150 части от учетной ставки ЦБ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.)

При отсутствии надлежащего обоснования в мотивировочной части запроса банк вправе отказать налоговому органу в предоставлении соответствующей информации.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля.

Для юридических лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды открываются счета-недоимщика – один из расчетных (текущих) счетов, с которых производятся все расчеты по погашению задолженности и которые регистрируются органами налоговой службы.

 

21.2

Налично-денежный оборот осуществляется через расчетно-кассовые центры и кассы коммерческого банка.

Коммерческий банк создает для расчетов кассовый узел, который должен включать в себя :

· Кассы различного назначения;

  • Хранилище ценностей;
  • Помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
  • Комната для депозитных операций;
  • Хранилище ценностей клиентов;
  • Кладовая для хранения расчетных документов.

В зависимости от размеров и уровня обслуживания клиентов банки могут создать следующие виды специализированных кассовых подразделений:

  • Приходные кассы;
  • Расходные кассы;
  • Приходно-расходные кассы;
  • Вечерние кассы;
  • Кассы пересчета

РКЦ ЦБ РФ контролирует кассовую работу банков и налично-денежный оборот страны, производит кассовое обслуживание банков на договорной основе, разрабатывает и представляет в территориальное управление ЦБ РФ прогноз по эмиссионному результату на предстоящий квартал по обслуживанию территории. РКЦ устанавливает лимит кассы для каждого коммерческого банка, осуществляет проверки достоверности отчетности о кассовых оборотах, составляет на основе данных КБ календарь выдач им наличных денег на оплату труда, предоставляет календарь в территориальное учреждение ЦБ, производит также проверки в банках соблюдения порядка кассовых операций.

 

Рассмотрим схему налично-денежного оборота РФ:

 

 

Согласно этой схемы, можно сделать краткие выводы о том, что:

* импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, является ЦБ РФ;

* наличные деньги переводятся из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ (поступают в обращение);

* из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков (кредитных учреждений)

* деньги выдаются юр. и физ. лицам, обслуживаемым в данном КБ.

 

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и проч.

Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

 

21.3

Согласно Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» (далее - Положение) с 1 января 2012 года отменяются старые правила ведения кассы и вступают новые:

1)Организации больше не обязаны оборудовать кассовые комнаты. Руководство организации само:

-выбирает место, где проводятся наличные расчеты;

-определяет перечень мер для защиты кассы и сохранности наличности;

-определяет порядок и сроки проверок наличия денег в кассе;

-само устанавливает лимит наличных денег в кассе (и согласовывать с банком его не нужно), т.е. объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе;

-решает на какой срок устанавливать кассовый лимит и может при необходимости его пересмотреть.

2)Лимит остатка наличных денег в кассе:

-лимит определяется на конец рабочего дня после выведения остатка в кассовой книге;

-об установленном лимите в обязательном порядке необходимо издать распорядительный документ (приказ, распоряжение);

-наличие денег сверх лимита допускается не только в дни зарплаты, но и в выходные дни, если в этот день организация осуществляет кассовые операции

3)организация работы по ведению кассовых операций:

-кассовые операции могут вести назначенные кассиры или сам руководитель

4)кассовые операции оформляются на основе следующих документов:

-кассовая книга-для обобщения информации о кассовых операциях;

-приходный ордер-оформление поступления в кассу наличных денег;

-расходный ордер-оформление выдачи из кассы наличных денег;

-расчетно-платежная ведомость-учет отработанного времени, начислений и выплат работникам компании;

-платежная ведомсть-учет выданной работникам зарплаты и других выплат.

Кассовые документы и книги следует хранить не менее 5 лет при условии проведения проверки (ревизии).

Никто не уполномочен проверять порядок соблюдения кассовой дисциплины, т.к. Положение ЦБ РФ от 5.01.98 №14-П и прежний порядок введения кассовых операций, которые возлагали эту обязанность на банки- ОТМЕНЕНЫ!

 

Хеджирование

Для обозначения разных методов страхования валютного риска путем купли-продажи иностранной валюты в банковской, биржевой и коммерческой практике используется термин «хеджирование» (от англ. hedge — ограждать). В узком смысле хеджирование означает, что хеджеры осуществляют страхование валютного риска путем создания встречных требований и обязательств в иностранной валюте.

Суть хеджирования состоит в том, что участник срочной сделки может застраховать свои риски на рынке акций. Для этого ему необходимо реализовать некоторое количество фьючерсных контрактов. При этом, в случае падении цен на рынке акций он терпит убыток, который покрывается за счёт прибыли от операций с фьючерсными контрактами на срочном рынке. Спекуляция, в свою очередь, направлена на получение прибыли от разницы цен при покупке и продаже срочных контрактов. При этом, спекулянты занимаются в основном куплей/продажей самих контрактов, избегая операций с базовыми активами.

Валютный курс на рынке «спот» сближается с курсом фьючерсного рынка по мере приближения срока исполнения фьючерсного контракта. Следовательно, главная цель валютных фьючерсов — компенсация валютного риска, а не получение иностранной валюты. Поэтому обычно хеджеры закрывают свои валютные позиции на последних торговый сессиях (рабочих сеансах), получая прибыль или оплачивая проигрыш на фьючерсном рынке (маржу).

 

Специализация «Банковское дело»



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.016 с.)