Специализация «Банковское дело» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализация «Банковское дело»



Специализация «Банковское дело»

Вопрос. Формирование собственного капитала коммерческого банка.

 

Успешное функционирование банка в значительной степени зависит от его ресурсной базы. Все источники формирования ресурсов отражаются в пассиве баланса банка.
Ресурсы банка – это собственные средства банка (капитал) и его обязательства (привлеченные средства), используемые для проведения активных операций.
Ресурсы банка являются базой формирования его кредитного потенциала. Кредитный потенциал банка представляет собой разницу между суммой всех мобилизованныхбанком средств и обязательными резервами.
Капитал банка выполняет следующие функции:

1. регистрационную – при создании кредитной организации;

2. эмиссионную – при формировании акционерного капитала;

3. регулирующую – является капитальной базой расчета экономических нормативов деятельности банка;

4. резервную (защитную) – обеспечивает определенные гарантии вкладчикам, кредиторам и клиентам банка;

5. оперативную – обеспечивает развитие банка, возможности наращивания объема банковских операций.

На размер и структуру капитала влияют следующие факторы:

- приток средств из внутренних и внешних источников;

- использование собственных средств.

Структура капитала банка отражает процесс его формирования.
Базой является уставный капитал банка – величина, зарегистрированная при его регистрации в соответствии с установленным Банком России минимально необходимым размером капитала для вновь создаваемых банков. В дальнейшем эта величина может пересматриваться по решению его собственников, акционеров или пайщиков.
Капитал делится на:
1. Основной (первичный, капитал 1-го уровня) – акции уставного капитала; эмиссионный доход; часть фондов и часть прибыли отчетного года.
Под основным капиталом понимается постоянная (неизменяемая по стоимости) часть капитала, которая может быть использована на покрытие любых убытков.
2. Дополнительный (вторичный, капитал 2-го уровня) – величина, изменяемая в зависимости от изменения стоимости активов или рыночных рисков:
а) эмиссионный доход, образуемый при продаже акций по цене выше номинала;
б) фонды банка (резервы под кредитные риски (I группа) и часть резервов по ценным бумагам);
в) уставный капитал в виде паев, зарегистрированных в форме ООО и ОДО, т.е. неакционерных банков.

Размер собственных средств (капитала) определяется банком самостоятельно с учетом нормативов, установленных Банком России.
Капитал характеризует финансовую устойчивость любой кредитной организации по следующим элементам:

- размер капитала;

- структура (относительные доли составляющих капитала);

- темп роста как капитала в целом, так и его составляющих;

- доля собственных средств – нетто

Основные источники увеличения капитала банка:

- выпуск акций при акционерной форме организации банка;

- дополнительные взносы пайщиков при паевой форме организации банка;

- использование прибыли и эмиссионного дохода на увеличение капитала (создание резервного и др. фондов);

- субординированные долги (кредит, полученный банком в валюте РФ на срок не менее 5 лет).

Достаточность капитала – относительный показатель, характеризующий деятельность банка с точки зрения его устойчивости при возникновении различных рисков по активным операциям банка.

 

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Активы коммерческого банка – это имущественная масса, которая должна активно работать, т.е. приносить прибыль. Это часть бухгалтерского баланса, определяющая состав и размещение вложений в операции банка за счет собственных и привлеченных средств.

К активам коммерческого банка относятся: денежная наличность, остатки в кассе, банкноты, монеты. А также средства на корреспондентском счете, резервном счете, ссуды, приобретенные ценные бумаги, нематериальные активы, основные средства.

При управлении активами кредитных организаций обязателен регулярный и непрерывный анализ динамики показателей движения активов коммерческих банков. Должен быть осуществлён контроль за изменениями показателей качества активов.

Управление активами предполагает:

1) Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют:

- высоколиквидные активы – первичные резервы (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);

- вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и другие платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;

- остальные ссуды;

- ценные бумаги негосударственных эмитентов;

- основные средства (здания и оборудование) - неликвидные активы.

2) Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по ссудам и ценным бумагам.

3) Поддержание доходности активов.

Управлением активами занимаются собственные и привлеченные средства.

Различают следующие методы управления активами:

1.Метод фондового пула или метод общего фонда источников– это когда ресурсы из различных источников объединяют в единый фонд и затем вне зависимости от источников образования ресурсов.

2. Метод конверсии фондов или банк внутри банка – это когда ресурсы из определенных источников направляются в строго определенные активы.

3.Экономико- математический метод основан на использовании высокотехнологического программного обеспечения

4.Метод распределения активов - это управление риском процентной ставки и зависит от трех условий:

1) относительно небольшое варьирование процентных ставок;

2) состав пассивов банка остается достаточно стабильным и его легко прогнозировать;

3) большая часть привлеченных средств состоит из беспроцентных бессрочных вкладов.

При методе распределения активов увеличение ликвидности обеспечивается путем регулирования структуры активов, а уровень доходности банка поддерживался на заданном уровне через управление спредом.

5.Метод конвертации или разъединения источников фондов. Пассивная сторона по-прежнему считается постоянной, а избежать риска процентной ставки обеспечивается путем более тесной увязки сроков размещения активов с источниками их финансирования по срокам, т.е. пассивами.

Методы управления активами базируются на теории управления активами:

1.Теория коммерческих ссуд – коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии и деловой активности.

2.Теория перемещения – основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы переместить или продать другим кредиторам или инвесторам за наличные.

3.Теория ожидаемого дохода – банковскую ликвидность можно планировать, если в основу графика платежей и гашения кредита положить будущие доходы заемщика, т.е. увязка доходов заемщика с погашением ссуды предпочтительнее, чем оценка обеспечения кредита.

 

Облигации КБ, формирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Облигация банка – это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя получить в определенное время определенную сумму денег и обязанность банка - эмитента исполнить соответствующие обязательства.

Кредитная организация может выпускать облигации со следую­щими характеристиками:

1) именные и на предъявителя;

2) обеспеченные залогом собственного имущества;

3) облигации без обеспечения;

4) процентные и дисконтные;

5) конвертируемые в акции.

21.1

Под налоговым контролем законодатель понимает деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у банка определенные документы в отношении налогоплательщика в рамках проведения ими налогового контроля. Банк обязан выдать налоговому органу следующие справки об организациях (индивидуальных предпринимателях):

- о наличии счетов в банке;

- об остатках денежных средств на счетах;

- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

Банк обязан подготовить и представить в налоговые органы справку в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса.

Такая справка должна быть предоставлена налоговым органам в следующих случаях:

- при проведении мероприятий налогового контроля;

- после вынесения решения о взыскании налога;

- при принятии решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации.

В соответствии с НК РФ банки несут ответственность за ряд нарушений при выполнении ими налогового контроля. Мера ответственности банков в зависимости от характера нарушений следующая:

1)открытие банком счета предприятию (ИП) без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (10 000 рублей)

P.S Причем налоговым законодательством не установлено, каким образом происходит взыскание штрафа - за каждый непредставленный документ или за пакет документов в целом. Налоговые органы, используя такую неопределенность, накладывают на банки взыскания в размере 10 000 рублей за каждый непредставленный документ.

2) не предоставление банком об открытии / закрытии счета предприятием (ИП) – штраф 20 000 рублей. Банки обязаны в течение 5 дней со дня открытия/ закрытия счета сообщить об этом в налоговый орган.

3)нарушение установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора (пеня в размере 1/150 части от учетной ставки ЦБ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.)

При отсутствии надлежащего обоснования в мотивировочной части запроса банк вправе отказать налоговому органу в предоставлении соответствующей информации.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля.

Для юридических лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды открываются счета-недоимщика – один из расчетных (текущих) счетов, с которых производятся все расчеты по погашению задолженности и которые регистрируются органами налоговой службы.

 

21.2

Налично-денежный оборот осуществляется через расчетно-кассовые центры и кассы коммерческого банка.

Коммерческий банк создает для расчетов кассовый узел, который должен включать в себя:

· Кассы различного назначения;

  • Хранилище ценностей;
  • Помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
  • Комната для депозитных операций;
  • Хранилище ценностей клиентов;
  • Кладовая для хранения расчетных документов.

В зависимости от размеров и уровня обслуживания клиентов банки могут создать следующие виды специализированных кассовых подразделений:

  • Приходные кассы;
  • Расходные кассы;
  • Приходно-расходные кассы;
  • Вечерние кассы;
  • Кассы пересчета

РКЦ ЦБ РФ контролирует кассовую работу банков и налично-денежный оборот страны, производит кассовое обслуживание банков на договорной основе, разрабатывает и представляет в территориальное управление ЦБ РФ прогноз по эмиссионному результату на предстоящий квартал по обслуживанию территории. РКЦ устанавливает лимит кассы для каждого коммерческого банка, осуществляет проверки достоверности отчетности о кассовых оборотах, составляет на основе данных КБ календарь выдач им наличных денег на оплату труда, предоставляет календарь в территориальное учреждение ЦБ, производит также проверки в банках соблюдения порядка кассовых операций.

 

Рассмотрим схему налично-денежного оборота РФ:

 

 

Согласно этой схемы, можно сделать краткие выводы о том, что:

* импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, является ЦБ РФ;

* наличные деньги переводятся из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ (поступают в обращение);

* из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков (кредитных учреждений)

* деньги выдаются юр. и физ. лицам, обслуживаемым в данном КБ.

 

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и проч.

Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

 

21.3

Согласно Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» (далее - Положение) с 1 января 2012 года отменяются старые правила ведения кассы и вступают новые:

1)Организации больше не обязаны оборудовать кассовые комнаты. Руководство организации само:

-выбирает место, где проводятся наличные расчеты;

-определяет перечень мер для защиты кассы и сохранности наличности;

-определяет порядок и сроки проверок наличия денег в кассе;

-само устанавливает лимит наличных денег в кассе (и согласовывать с банком его не нужно), т.е. объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе;

-решает на какой срок устанавливать кассовый лимит и может при необходимости его пересмотреть.

2)Лимит остатка наличных денег в кассе:

-лимит определяется на конец рабочего дня после выведения остатка в кассовой книге;

-об установленном лимите в обязательном порядке необходимо издать распорядительный документ (приказ, распоряжение);

-наличие денег сверх лимита допускается не только в дни зарплаты, но и в выходные дни, если в этот день организация осуществляет кассовые операции

3)организация работы по ведению кассовых операций:

-кассовые операции могут вести назначенные кассиры или сам руководитель

4)кассовые операции оформляются на основе следующих документов:

-кассовая книга-для обобщения информации о кассовых операциях;

-приходный ордер-оформление поступления в кассу наличных денег;

-расходный ордер-оформление выдачи из кассы наличных денег;

-расчетно-платежная ведомость-учет отработанного времени, начислений и выплат работникам компании;

-платежная ведомсть-учет выданной работникам зарплаты и других выплат.

Кассовые документы и книги следует хранить не менее 5 лет при условии проведения проверки (ревизии).

Никто не уполномочен проверять порядок соблюдения кассовой дисциплины, т.к. Положение ЦБ РФ от 5.01.98 №14-П и прежний порядок введения кассовых операций, которые возлагали эту обязанность на банки- ОТМЕНЕНЫ!

 

Хеджирование

Для обозначения разных методов страхования валютного риска путем купли-продажи иностранной валюты в банковской, биржевой и коммерческой практике используется термин «хеджирование» (от англ. hedge — ограждать). В узком смысле хеджирование означает, что хеджеры осуществляют страхование валютного риска путем создания встречных требований и обязательств в иностранной валюте.

Суть хеджирования состоит в том, что участник срочной сделки может застраховать свои риски на рынке акций. Для этого ему необходимо реализовать некоторое количество фьючерсных контрактов. При этом, в случае падении цен на рынке акций он терпит убыток, который покрывается за счёт прибыли от операций с фьючерсными контрактами на срочном рынке. Спекуляция, в свою очередь, направлена на получение прибыли от разницы цен при покупке и продаже срочных контрактов. При этом, спекулянты занимаются в основном куплей/продажей самих контрактов, избегая операций с базовыми активами.

Валютный курс на рынке «спот» сближается с курсом фьючерсного рынка по мере приближения срока исполнения фьючерсного контракта. Следовательно, главная цель валютных фьючерсов — компенсация валютного риска, а не получение иностранной валюты. Поэтому обычно хеджеры закрывают свои валютные позиции на последних торговый сессиях (рабочих сеансах), получая прибыль или оплачивая проигрыш на фьючерсном рынке (маржу).

 

Специализация «Банковское дело»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.0.143 (0.04 с.)