Контролировать рост населения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контролировать рост населения



 

 

ВОПРОС 38. Экономический цикл и его фазы. Экономические кризисы.

 

 

Экономический кризис - это резкое нарушение существующего равновесия, вследствие нараставших диспропорций экономических показателей. На этом промежутке возникает снижение совокупного спроса и, как следствие, избыточное предложение. Так как спрос сокращается, возникают проблемы с реализацией готовой продукции, и увеличивается безработица. Происходит сокращение всех экономических показателей. Все виды доходов, в том числе заработная плата, инвестиции, прибыль, а также цены начинают снижаться быстрыми темпами. Из-за парализованного капитала, хранившегося в виде нереализованного товара, возникает острый недостаток денежных средств для оплаты постоянных издержек, поэтому быстро растет плата за кредит - ставка ссудного процента. Курсы акций и облигаций, а также других ценных бумаг начинают снижаться, поэтому наступает волна банкротства и массового закрытия предприятий. Кризис завершается с наступлением депрессии.

Так же экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным потерям для общества, поскольку во время них простаивает значительная часть производственного аппарата, и теряют работу сотни тысяч и даже миллионы трудящихся. Сроки наступления, глубина и продолжительность экономического кризиса зависят, прежде всего, от степени нарушений основных пропорций воспроизводства во время экономических подъёмов.

 

Виды кризисов

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Главной особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития. Потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельныегруппы экономических, социальных, организационных, технологических,психологических кризисов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Социальные кризисы возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются наприродные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые – общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными,явными и латентными, глубокими и легкими.

 

 

ВОПРОС 39. Причины цикличности экономического роста

Экономический цикл – периодические колебания экономической активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого.

Формальная возможность кризисов, а следовательно, и циклов заложена уже в простом товарном обращении и связанная с функцией денег как средства обращения. Несовпадение актов купли и продажи по месту и времени создает предпосылки для разрыва в единой цепи сделок по купле и продажи. Другая формальная возможность кризиса связана с функцией денег как средства платежа. Кредитные отношения, как известно, на будущей платежеспособности покупателей или продавцов. Однако сбой лишь в одном звене кредитной цепи разрывает ее и вызывает цепную реакцию, которая может привести к расстройству системы общественного производства.

три основные точки причин возникновения циклов:

1.Экономические циклы обусловлены причинами внешними по отношению к экономике. Среди конкретных внешних факторов, порождающих кризисы в экономике и обуславливающих цикличность ее развития, называют самые разные — войны, ре­волюции, политические события, миграцию населения, научные открытия, солнечную активность, воздействие природных фак­торов на урожайность и, как следствие, на остальные отрасли экономики, соотношение оптимистов и пессимистов в обществе и т. п.

2. Сторонники второй позиции утверждают, что циклич­ность — явление внутреннее, присущее самой экономической системе, и порождается: недостаточным потреблением по срав­нению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нару­шениями в области денежного обращения.

3. Еще одна точка зрения сводится к тому, что цикличность вызвана совокупностью как внешних, так и внутренних причин. В данном случае внутренние факторы — основные, базовые, тогда как внешние дают толчок, как бы повод, для начала кризис­ных явлений.

можно назвать еще ряд факторов и противоречий в экономику порождающих кризисы и циклы, в частности:

• противоречие между четкой организацией современного производства и стихийным характером рынка;

• противоречие между производством и потреблением — про­изводство и потребление в рыночной экономике постоянно расширяются, но расширение потребления чаше всего на определенном этапе начинает отставать от производства;

• физический срок службы средств производства и их обнов­ление, т. е. периодичность кризисов обусловлена массовым обновлением основного капитала, задает временные рамки экономического цикла;

• продажа товаров в кредит может привести к кризису неплатежеспособности;

• милитаризация экономики приводит к отвлечению средств из других отраслей, где они могли бы стимулировать рост производства и занятости;

Все перечисленные причины цикличности развития эконо­мики неравнозначны по отношению друг к другу, и природу циклов и кризисов они могут объяснить только в совокупности.

 

ВОПРОС 40.Инфляция и ее типы.

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способностьденег снизилась, деньги утратили часть своей реальнойстоимости.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер

Причины инфляции

В экономической науке различают следующие причины инфляции:[1][2]

1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

2. Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования.

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену.

Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

[править]Виды инфляции

Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Типы инфляции:

 Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).

 Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

 Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

 Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

 Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

 Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

 Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3. Гиперинфляцию

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции.Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

 

 

ВОПРОС 41.последствия инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

• перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

• обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

• постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

• неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

• искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

• закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

• сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

• обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

• возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

• активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

• снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

• социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

 

 

ВОПРОС 42

 

 

ВОПРОС 43. Финансы и их функции

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового внутреннего продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов у хозяйствующих субъектов и использованием их, хотя финансы и связаны с деньгами но, тем не менее, это не идентичные понятия.

Под финансами понимают:

· деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов,

· источники, объемы, виды и способы обеспечения предприятий и государства финансовыми ресурсами (финансирование),

· существующие в обществе распределительные отношения, распределение стоимости может происходить на уровне предприятий или на уровне государства, поэтому выделяют финансы предприятий и финансы государства.

 

ФУНКЦИИ:

1.Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2.Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3.Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4.Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

 

 

ВОПРОС 44. Гос. бюджет. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

•доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

•расходная часть – показывает, на какие цели направляются акку­мулированные государ­ством средства.

Источники доходной части:

•налоги;

•государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

•эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

•займы у междуна­родных ор­ганизаций.

 

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

•социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

•поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);

•обслуживание го­сударственного долга;

•предоставление дотаций пред­приятиям;

•развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

 

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

 

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

•Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.

•Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.

•Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

 

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

 

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

•Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

•Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

 

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

 

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

 

 

ВОПРОС 45. Гос. долг. Управление гос. долгом

 

- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

 

Внутренние долговые обязательства:

•Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций

•Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

 

- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

 

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

 

Причины возникновения внутреннего государственного долга

•Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

•Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

•Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

 

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

 

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

•величина долга на душу населения;

•отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);

•отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

•расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

•отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

 

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

 

15. Меры по управлению государственным долгом:

•Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

•Поиск средств для выплаты долга.

•Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.

•Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

 

 

ВОПРОС 46. Налоги и их виды. Налоговая политика государства.

Инструментом финансовой политики государства являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи, выплачиваемые центральным и местным властям, и местным органам власти юридическими и физическими лицами и поступают в соответствующие бюджеты.

С помощью налогов государство регулирует экономическую жизнь страны, они являются экономической базой содержания непроизводственных сфер, государственного аппарата, армии. Совокупность взимаемых налогов и других обязательных платежей, а так же формы и методы их построения образуют налоговую систему. Налоги бывают двух видов:

на доходы и имущество (они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, поэтому называются прямыми);

налоги на товары и услуги ( например НДС, акцизы, называются косвенными).

Величина налоговой суммы (налоговое бремя) зависит от: налоговой базы (величина с которой взимается налог); налоговой ставки (размера в которой взимается налог). Полное или частичное освобождение от налогов называется налоговой льготой.

Отношение государства и налогоплательщиков к взимаемым налогам различно, государство в целях увеличения поступлений в бюджет стремится повысить налоговые ставки, плательщики же, напротив, стремятся платить меньше или вообще не платить.

Федеральные налоги и сборы:

1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы

3. Налог на доходы физических лиц

4. Налог на прибыль организаций

5. Налог на добычу полезных ископаемых

6. Водный налог

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

8. Государственная пошлина

Региональные налоги:

1. Налог на имущество организаций

2. Налог на игорный бизнес

3. Транспортный налог

Местные налоги:

1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических лиц

Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая; или регулирующая, — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

 

ВОПРОС 47. Состояние и проблемы денежного обращения в РФ

 

Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

 

1.1.1 Налично-денежное обращение

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).

Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление денежных доходов населения и их расходованием.

1Безналичное обращение - это движение денег безналичного оборота. Под ними понимаются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран - другие обязательства и требования.

Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

ВОПРОС 48. Денежно-кредитная политика государства и её инструменты

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга

4.1.2 Принципы денежно-кредитной политики

- принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),

- принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

4.1.3 Инструменты и критерии

Основополагающей задачей денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Денежно-кредитная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) выпуск от своего имени облигаций.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей.

· Процентные ставки по операциям Банка России.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Процентная политика используется Банком России для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования (учетная ставка). Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. В настоящее время учетная ставка ЦБ РФ составляет 21% годовых (действует с 7 августа 2002г.).

· Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).

выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

В настоящее время Центральным банком России установлены следующие нормы резервирования:

7 % - от средств юридических лиц в валюте, от средств физических лиц в рублях и в валюте,

10 % - от средств юридических лиц в рублях.

· Операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. \

· Рефинансирование банков.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.

· Валютное регулирование.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

· Установление ориентиров роста денежной массы.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики.

Банк России стремится поддерживать высокий уровень обеспеченности денежного предложения золотовалютными резервами, что способствует сохранению устойчивости национальной валюты.

· Прямые количественные ограничения.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

· Выпуск от своего имени облигаций.

Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

 

ВОПРОС 49. Международная торговля и теория современных преимуществ. Парадокс Леонтьева.

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.063 с.)