Собственность – это набор прав, поведенческих отношений между людьми, который санкционированный гос-вом (традициями, обществом) по использованию благ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственность – это набор прав, поведенческих отношений между людьми, который санкционированный гос-вом (традициями, обществом) по использованию благ.



ТЕОРИИ СТОИМОСТИ.

1. Трудовая теория стоимости.

Основоположником - Адам Смит (1723-1790). Основная идея - богатство народа создается только производительным трудом, а потому источником богатства народа служит создание условий для повышения производительности труда. Заслуга Адама Смита состоит в том, что он указал, что источником стоимости является общественно-разделенный труд во всех сферах общественного производства.

ДАВИД Рикардо утверждал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Давид Рикардо отделил заработную плату и прибыль как две части стоимости, созданной трудом.

Фундаментом марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Сущность ее заключается в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, которое затрачено на их производство. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. Способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется меновой стоимостью. Меновая стоимость является свойством, обязательно присущим товару. Основой меновой стоимости товаров является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара.

И если Адам Смит заложил основы данной теории, то Маркс внес принципиально новый элемент - представление о двойственном характере труда. Труд в его теории одновременно является и конкретным, и абстрактным.

 

2. Прибавочная теория стоимости

Она была разработана Карлом Марксом в XVI веке. Теория прибавочной стоимости базировалась на трудовой стоимости классической политической экономии. С наибольшей глубиной и полнотой эти отношения были раскрыты Марксом, который, отмечая заслуги капитализма в развитии земной цивилизации, ставил вопрос о необходимости устранения власти капитализма

К открытию прибавочной стоимости Маркса привело расщепление им обмена между капиталом и трудом на два качественно различных процесса:

· Собственно обмен, в результате которого капиталист покупает рабочую силу.

· Процесс труда, в котором и осуществляется сохранение и умножение капитала.

Теория прибавочной стоимости раскрывала отношения жесточайшей эксплуатации рабочего класса буржуазией. Отношения эксплуатации Марксу удалось раскрыть с помощью двух методологических приемов.

1. Первый заключается в введении понятий конкретного и абстрактного труда.

2. разграничение таких категорий, как труд и рабочая сила. Исходя из того, что наемный рабочий продает рабочую силу, а предприниматель, купив ее, начинает использовать ее функцию - труд, Маркс показал источник создания стоимости, которая превышает стоимость рабочей силы, - неоплаченный труд. Следовательно, рабочая сила на время найма становится частью собственности капиталиста, и прибавочная стоимость создается в процессе потребления специфического товара - рабочей силы.

Прибавочная стоимость рассматривается как часть стоимости товара с учетом затрат на приобретение средств производства и на наем рабочей силы. Данные затраты соответственно составляют постоянный и переменный капитал.

Абсолютная прибавочная стоимость - это прибавочная стоимость, путем удлинения рабочего дня за рамки необходимого рабочего времени. Следовательно, первый способ заключается в превышении продолжительности рабочего дня над необходимым рабочим временем.

Относительная прибавочная стоимость - это прибавочная стоимость, полученная путем увеличения прибавочного рабочего времени в рамках существующего рабочего времени.

теория прибавочной стоимости проанализировала отношения между наемными работниками и предпринимателями, которые связаны с производством и распределением этой стоимости. Также теория прибавочной стоимости отразила исторически ограниченное пространство действия открытых ей тенденций и закономерностей. Она не соответствует качественно новым экономическим условиям, характерным для постиндустриального и посткапиталистического общества.

 

3. Теория издержек производства

Согласно теории издержек производства, стоимость товаров по своей величине равна издержкам, или затратам на их производство.

Издержки включают в себя затраты труда, капитала и земли. Каждая из затрат рассматривается равнозначной соответствующим доходам: заработной платы, прибыли, ренте, которые представляют собой доходы наемного работник, предпринимателя и собственника земли. Исходя из данного положения, Адам Смит сделал вывод: стоимость товаров состоит из суммы доходов. Данное теоретическое положение вошло в историю экономической мысли под названием догмы Смита

Если первоначально согласно теории издержек, стоимость товаров определялась совокупностью издержек на его производство, то согласно Марксу издержки состоят из затрат на материальные и трудовые ресурсы, участвующие а производстве данного товара.

Издержки производства рассматриваются на уровне предприятия и на уровне общества. Если рассматривается уровень предприятия, то в издержки входит только один тип дохода - заработная плата как издержки предпринимателя на покупку рабочей силы. При рассмотрении издержек на уровне общества в стоимость совокупного национального продукта входят все виды доходов, т.е. как издержки, которые общество понесло в процессе производства совокупного национального продукта.

Особое место в теории издержек занимают средние издержки и средняя прибыль, которые были отражены в цене производства. Это уточнение сблизило трудовую теорию стоимости и теорию издержек.

В теории издержек заметное внимание уделяется также квалификации труда. Считается, что час труда неквалифицированного чернорабочего производит меньшую стоимость, чем час труда квалифицированного рабочего.

 

4. Теория предельной полезности

Основоположники - Уильям Джевонс, Карл Менгерю

В этой теории в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.

Таким образом, было создано особое направление в экономической науке, которое было названо «маржинализм» («предельность»).

маржиналистский подход противоположен классической школе (Смит, Рикардо, Маркс). Его ключевое положение состоит в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Цена у представителей австрийской школы не имеет никакой объективной основы, а трудовая теория стоимости полностью отрицается.

Основные положения данной теории отражают экономические связи, которые можно представить в виде формулы «потребитель - потребность - полезность блага - его ценность - цена».

 

12 вопрос. Деньги и их функции. Эволюция денег.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления. Где связи производители между собой осуществляются через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступаю деньги.

Деньги - это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, кроме того, деньги это самое ликвидное средство обмена, то есть товар способный обмениваться на любые продукты человеческого труда.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи.

· Первоначально роль денег - меха, скот и так далее

· Потом - драгоценные металлы (золото, серебро).

· Массовое использование бумажных денег началось в 18 веке.

 

Сущ. две основные концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.

Согласно рационалистической концепции деньги это результат соглашения между людьми.

Эволюционная концепция объясняет происхождение денег как продукт развития товарного производства и процесса обмена. В современной экономике деньги выполняют пять функций:

1. мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров)

2. средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением)

3. средство накопления

4. средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу)

5. мировые деньги (под словом мировые деньги в современном мире понимается множество их разновидностей, различающихся денежным материалом, способами обращения и учета возможности превращаться из одних форм в другие)

Денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. К наличным относятся монеты и банкноты, к безналичным средствам на расчетных счетах в банках, депозитные сертификаты, чеки. Безналичные деньги не являются платежным средством (официально). Но при необходимости могут превратиться в наличные, так как обладают ликвидностью (способные превращаться из безналичных в наличные)

Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. Масса денег находящаяся в обращении подчиняется закону денежного обращения, согласно которому, количество денег необходимых для обращения определяется формулой:

M*V=P*Q где M - денежная масса, V - скорость обращения, P - уровень товарных цен, Q - количество обращающихся товаров. Эта выражение называется уравнением Фишера. Выпуск денежных знаков (эмиссия) сверх потребностей оборота ведет к их обесцениванию (инфляции) Если же денег не хватает, то в стране будет наблюдаться экономический кризис перепроизводства.

13 ВОПРОС. ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЦЕНА.

Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.

Рыночное ценообразование - это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства.

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу товара.

Величина цены товара определяется:

1. стоимостью самого товара;

2. стоимостью денежного материала (золота);

3. соотношением спроса и предложения.

 

Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия.

Различают действующую и реальную цены товара.

ü Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену.

ü Реальная (сопоставимая) цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен, такого как индекс на потребительские товары (ИПЦ).

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.

Цена выполняет ряд функций:

1. учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;

2. информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия;

3. стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;

4. распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;

5. социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества;

6. внешнеэкономические функции – цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

 

Существует количественная и качественная трактовка категории цены.

ü Согласно количественному подходу цена определяется как соотношение определенной денежной массы к затратам труда на изготовление товара.

ü С точки зрения качественного подхода – цена рассматривается, как соизмеритель затрат, то есть путем издержек производства, но, с учетом оценки полезности товара.

В основе качественного определения цены лежат два основных закона: закон стоимости и закон убывающей предельной полезности товара.

Закон стоимости.

Возникновение закона стоимости относится к тому времени, когда продукты человеческого труда начали принимать форму товаров.

наиболее широкую сферу действия лишь в условиях капитализма, когда товарное производство принимает всеобщий характер. Действует в любом обществе, где имеют место товарные отношения.

Суть закона стоимости заключается в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

Закону стоимости свойственны следующие черты:

1. в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;

2. величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;

3. обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;

4. с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;

5. через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.

Источники прибыли

1. Как вознаграждение за принятие предпринимателем риска

2. Как вознаграждения за инновации

3. Обладание монопольной власти

Распределение прибыли.

Валовая прибыль

Арендная плата, % за кредит, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, благотворит. и др.фонды, налоги

Накопление, экология, подготовка кадров, социальные фонды, личный доход бизнесменов

Теории прибыли:

1.Как дохода от экономических ресурсов (факторов производства)

2.Компенсаторная и инновационная

3.Теория монопольной прибыли

Функции прибыли:

1. Характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

2. Является главным источником финансирования затрат на производственное развитие предприятия

 

 

ВОПРОС 26. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.

Рынок труда - сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена услуги труда - заработная плата, оплата наёмного работника за использование его труда как фактора производства. Номинальная заработная плата - сумма денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата- это сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены на эти деньги

1. Спрос на труд – отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.

2. Предложение труда – общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация)

Спрос и предложение на рынке труда формируется под влиянием рынков потребительских товаров и услуг.

Цена рабочей силы – зар. плата

Стоимость рабочей силы – определяется объёмом потребляемых материальных и нематериальных благ.

Инфраструктура рынка труда – совокупность институтов, обеспечивающих эффективное и стабильное функционирование данного рынка.

К инфраструктуре рынка труда можно отнести – биржу труда, кадровые агентства, службу занятости, гос. программы переподготовки кадров, профсоюзов.

Государственное направление рынка труда осуществляется по 3 направлениям:

1. Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи профессиональной подготовки (биржи труда)

2. Стимулирование образование гибкого рынка труда

3. Соц. защита от безработицы

Под ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ понимается превращенная стоимость товара и рабочей силы, или иначе, цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Формы заработной платы:

• Сдельная заработная плата – начисляется рабочим сдельщикам в зависимости от сдельных тарифных ставок и сдельных расценок на единицу выпущенной продукции или от количества произведённых трудовых операций. Применяется, к примеру, для рабочих на конвейере.

• Повременная заработная плата – определяется на основании тарифных ставок (окладов) и фонда отработанного рабочего времени. По повременной форме оплаты труда оплачивается труд инженеров, служащих и других рабочих повременщиков.

 

ВОПРОС 27. РЫНОК КАПИТАЛА И ЕГО СТРУКТУРА.

Капитал в широком смысле – любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ.

В узком смысле – физический капитал или производственные фонды, капитальные блага.

Капитал – стоимость, авансируемая в производство с целью получения прибыли.

Формы капитала:

1. Физический: основной, оборотный

2. Человеческий

3. денежный

Рынок капитала- рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные ресурсы.

Капитал можно, прежде всего, разделить на (физический) материально-вещественный и невещественный.

Невещественный (незримый) капитал - знания, умения и информация, которые могут быть использованы для производства благ и их продажи (патенты, лицензии, авторские права, человеческие навыки, торговая марка и пр.)

Невещественный капитал иначе называется человеческим и, по сути своей, он является разновидностью трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом как таковым обычно подразумевают материальный - физический капитал.

Физический (материально-вещественный) капитал - здания, сооружения, машины, сырье и т.п. |Физический капитал разделяется на основной капитал и оборотный. Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене только в случае износа или негодности, в которую может прийти со временем.

Основой капитал включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование).

Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска готовой продукции). Оборотный капитал тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т.п.

Капиталом являются и денежные средства, которыми обладает фирма или потребитель. Денежные средства, на которые потребитель, например, может приобрести необходимые блага для последующего потребления, а фирма - ресурсы для производства благ.

Деньги (или финансовый капитал) могут как находиться в собственности потребителя или фирмы, так и берутся взаймы, то есть представляют собой заемный капитал.

Заемный капитал (кредит) - денежные средства, которые могут быть предоставлены фирме (потребителю) в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату

Собственный капитал - денежные средства, предоставляемые фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, обычно не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.

Владельцы капитала безвозвратно отдают свои средства для использования их в деятельности фирмы и при этом становятся вкладчиками или, например, совладельцами фирмы. Собственный капитал предоставляется фирме без ограничения сроков пользования и без фиксации платы, которую владелец капитала (вклада, инвестиций) хотел бы получить взамен.

Инвестиции - это увеличение запаса капитала фирмы.

 

ВОПРОС 28. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ.

Финансовый рынок - это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Именно через посредство финансового рынка происходит распределение денежных средств между участниками экономических отношений.

Целью финансового рынка является обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации тем структурам, которые нуждаются в финансовых ресурсах.

Субъектами финансового рынка выступают хозяйствующие субъекты, государство, домашние хозяйства, финансово-кредитные учреждения и различные финансовые посредники (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи)

сегменты финансового рынка:

1. денежный рынок (рынок денежных средств);

2. рынок капитала;

3. валютный рынок;

4. страховой рынок;

5. рынок драгоценных металлов и камней.

1. Денежный рынок – это структурный элемент финансового рынка, на котором предметом купли и продажи служат сами деньги. (совокупность всех денежных средств, как наличных, так и безналичных)

Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны - лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики): коммерческие банки; центральные банки; министерство финансов; компании; физические лица; международные финансовые организации; другие финансово-кредитные учреждения.

Роль и функции денежного рынка заключается в обслуживании движения оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.

2. Рынок капитала – это механизм взаимодействия спроса фирм на заемный капитал для инвестиций, с одной стороны, и предложения заемных средств со стороны фирм и домашних хозяйств – с другой. В отличие от денежного рынка на рынке капитала обращаются финансовые инструменты фондового рынка, заемные средства со сроком погашения более одного года.

Этот многообразный по своим формам рынок включает в себя: фондовый рынок (или рынок ценных бумаг); рынки недвижимости; рынок заемных средств.

Товаром на этом рынке являются акции компаний.

Основным предназначением национального фондового рынка является привлечение временно свободных средств в экономику страны, обеспечение их эффективного использования. Возможность свободной купли-продажи ценных бумаг на фондовом рынке позволяет инвестору самостоятельно выбирать время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной бизнес-проект.

3. Валютный рынок представляет собой систему устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей. Главной задачей валютного рынка является обслуживание международных экономических отношений. На современном этапе валютный рынок выглядит как совокупность национальных, региональных и мировых рынков, грани между которыми практически стерты.

4. Страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле-продаже страховой услуги, выражающихся в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей.

5. Рынок драгоценных металлов. Товаром на этом рынке являются драгоценные и редкоземельные металлы (серебро, золото, платина, палладий и др.). В прошлом практически все валюты прошли стадию своего обеспечения тем или иным драгоценным металлом, начиная с серебра (серебряный доллар) и заканчивая золотым обеспечением. Традиционно размер золотого запаса страны, включающего в себя не только золото, но и платину и палладий, отражается на силе и слабости экономики страны.

«+» Положительная роль финансового рынка состоят в его перераспределительной функции: через него денежный капитал направляется на развитие экономики, в том числе инновационное.

«-» Негативная роль финансового рынка в развитии экономики связана с преобладанием спекулятивных виртуальных сделок в интересах обогащения его институциональных участников вместо перераспределения денежного капитала в приоритетные инновационные проекты с учетом общенациональных интересов. Эта негативная роль усиливается при кризисных потрясениях на разных его сегментах, что отрицательно влияет на участников рынка и социально-экономическое развитие страны.

 

ВОПРОС 29. Рынок земли и его структура

Земля как фактор производства – поверхность почвы, которую можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений.

Рынок земли – сфера денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли.

Особенности предложения земли:

1. ограниченность размеров земли, как на макро, так и на микро уровне.

2. неэластичность предложения земли, вытекает из-за её ограниченности и означает фиксированный характер предложения земли

3. неподвижность. Земля не поддается перемещению с одного предприятия на другое, переливу из одной отрасли в другую.

4. Невоспроизводимость

Факторы, влияющие на предложение земли:

1. ПЛОДОРОДИЕ:

· Естественное

· Искусственное (с помощью человека)

· Экономическое (естественное+искусственное)

2. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ (УДАЛЕННОСТЬ)

· От центра города

· От центра сбыт

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА – это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА – это плата за использование земли и др. природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

Понятие экономическая рента шире земельной ренты и включает её.

ВИДЫ РЕНТЫ:

1. Абсолютная – это доход, который получают все собственники, потому что ее предложение абсолютно ограничено.

Дифференциальная

· По плодородию

· По местоположению

Та земля, в которую ничего не надо вкладывать – ЛУЧШАЯ земля!

Цена земли определяется на основе капитализации ренты, т.е. покупается право на получение дохода в течении неопределенного периода времени.

Допустим, что какой-то участок земли приносит ежегодную плату R.

Pt, представляет собой дисконтированную стоимость будущей ренты:

Pt = E (наверху n, внизу j=1) Rj/(1+i)в степени jгде R-рента i- банковский процент j- количество лет

ВОПРОС 30. ПРОЦЕНТ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

Процент— любой заранее установленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида .При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам .

Процент как равновесная цена капитала.Номинальный и реальный процент

Доход на капитал – это процент – цена, уплачиваемая за пользование деньгами в течение определенного времени. Согласно неоклассической теории – процент плата за возможность пользоваться ресурсами сегодня. Ставка процента – это отношение дохода на капитал к величине капитала, умноженное на 100%. На ставку процента оказывает влияние множество факторов:

- повышение предельной производительности капитала под влиянием НТП повышает спрос на капитал и процентную ставку;

- изменение вкусов и предпочтений потребителей;

- инфляция, повышение налогов снижают спрос на капитал, что отражается на процентной ставке; - фаза деловой активности. Различают номинальную и реальную ставку процента. Номинальная – это денежная процентная ставка, которая характеризует получаемый доход в текущих ценах. Реальная – это процентная ставка характеризует доход в неизменных ценах. Согласно эффекту Фишера номинальная ставка процента изменяется так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной. Процентная ставка используется в процессе дисконтирования – определения сегодняшней ценности будущих доходов. Сопоставление сегодняшних вложений в производство с дисконтированным доходом позволяет определить выгодность, целесообразность инвестиций. Инвестиции целесообразны, если чистая дисконтированная стоимость – разность между ожидаемой прибылью, приведенной к сегодняшнему моменту времени, и инвестициями больше 0. Внутренняя норма отдачи – это ставка процента, при которой чистая дисконтированная стоимость равна 0, это та максимальная ставка процента, на который может согласиться инвестор, чтобы проект остался эффективным.

 

 

ВОПРОС 31. ВНП и др. макроэкономические показатели. Методы измерения ВНП.

ВНП- конечная стоимость товаров и услуг, произведенных в экономике за год, созданных как в рамках национальной экономики, так и за рубежом.

ВВП- конечная стоимость товаров и услуг, произведенных за год с помощью факторов, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Способы расчета ВВП:

1. По расходам

2. По доходам

3. По добавленной стоимости

 

В показатель ВНП (по расходам) включают:

Потребительские расходы населения – С

Валовые частные инвестиции в национальную экономику – I

Государственные закупки товаров и услуг – G

Чистый экспорт (Xn),представляющий разность между экспортом и импортом данной страны.

С+I+G+Xn=ВНП

 

Расчет ВНП по доходам

представляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (зароботная плата, прибыль и рента, процент) и определяется как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. Учитывается также косвенные налоги на предприятия, доходы от собственности, амортизация.

C+S+T+R=ВНП

Где: С- личные потребительские расходы

S-общие накопления домашних хозяйств и амортизация.

Т-чистые налоги

R – частые трансферты иностранным гражданам

 

· ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах называется НОМИНАЛЬНЫМ, он может увеличится за счет роста физического объема всей продукции и за счет роста уровня цен.

· ВВП (ВНП), рассчитанный в постоянных ценах называется РЕАЛЬНЫМ, на него уровень цен не влияет, поэтому он выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.

Чистый национальный продукт (ЧПД) ЧПД=ВНП - амортизация

Национальный доход (НД) НД=ЧПД - косвенные доходы - амортизация

Национальное богатство страны –совокупность ресурсов и иного имущества страны , создающая возможность производства товаров, оказания услуг, а также обеспечения жизнедеятельности людей.

ВОПРОС 32. Индекс цен. Номинальный и реальный ВНП.

ИНДЕКС ЦЕН — индексный показатель, характеризующий средний темп изменения цен товаров за определенный период. Рассчитывается для заданной более или менее широкой совокупности товаров и услуг при анализе экономических процессов, соизмерении разновременных затрат и результатов производственной и торговой деятельности, в кредитовании, при расчетах компенсации доходов в периоды падения покупательной силы денег. Наряду с этим применяются индексы оптовых цен производителей.

Существуют десятки методов расчета, различающихся как принципами отбора товаров и услуг для оценки, так и использованием разных способов усреднения (средняя арифметическая, средняя геометрическая и др.). Применяется также преобразование полученных индексов в более общие: напр., путем расчета средней геометрической из индексов Ласпейреса и Пааше получают т. н. “идеальный индекс И. Фишера”.

Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса).

Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации используется довольно редко (например при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).

 

• ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах называется НОМИНАЛЬНЫМ, он может увеличится за счет роста физического объема всей продукции и за счет роста уровня цен.

• ВВП (ВНП), рассчитанный в постоянных ценах называется РЕАЛЬНЫМ, на него уровень цен не влияет, поэтому он выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.

 

ВОПРОС 33. Совокупный спрос. Кривая. Неценовые факторы

Совокупный спрос (AD) – это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос и общим уровнем цен в экономике.

Он представляет сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Совокупный спрос формируется 4 основными секторами экономики:

1. С – совокупным спросом домохозяйств

2. I – спросом на инвестиционные товары со стороны предприятия

3. G – спросом на товары и услуги со стороны государства

4. Xn – спросом на отечественные товары со стороны иностранных государств – чистый экспорт

Поэтому, AD = C+I+G+Xn

Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса делятся на

· ЦЕНОВЫЕ

· НЕЦЕНОВЫЕ

К ЦЕНОВЫМ относятся: ЭФФЕКИ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ

ЭФФЕКТ БОГАТСТВА

ЭФФЕКТ ИМПОРТНЫХ ЗАКУПОК

 

ЭФФЕКТ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ. При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит. Это ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательской способности, сокращению инвестиций. Суть эффекта состоит в воздействии изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а , следовательно, на потребительские расходы на инвестиции. Повышение уровня цен влечет повышение процентной ставки, а это приводит к сокращению потребительских способностей и инвестиций и наоборот.

ЭФФЕКТ БОГАТСТВА. При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.

ЭФФЕКТ ИМПОРТНЫХ ЗАКУПОК. Имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары. При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – возрастает. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объектов импорта и снижение объектов экспорта. В результате упадет объем чистого экспорта и вместе с ним объем совокупного спроса. Понижение же цен при ведет к превышению объемов экспорта над импортом, что весьма благотворно скажется на



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.124.210 (0.05 с.)