Экономический рост и его типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический рост и его типы.



Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.

Экономический рост имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

• рост объема производства и богатства общества;

• рост международного престижа страны;

• повышение трудовой занятости и материальной обеспеченности населения (рост жизненного уровня населения);

• автоматизирование производства, улучшение условий труда.

К минусам можно отнести:

• ухудшение среды обитания людей;

• исчерпание невосполнимых ресурсов;

• перенаселенность больших городов;

• вопрос переквалификации кадров;

• рост интенсивности труда.

Различают два типа экономического роста – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип экономического роста – увеличение выпуска продукции достигается за счет количественного расширения используемых факторов производства, технология производства при этом остается в неизменном виде.

Интенсивный тип экономического роста – увеличение выпуска достигается за счет качественного улучшения используемых факторов производства.(НТП,квалификация,перераспределение рес-ов...)

Для оценки степени экономического роста в экономической теории применяют показатель среднегодового темпа прироста ВНП. Но это не среднеарифметическая величина:

где Оо – объем ВНП в начале периода (исходный год);

Qt – объем ВНП в конце периода (конечный год);

T – длительность периода;

W – среднегодовой темп прироста ВНП.

Темпы и характер экономического роста определяют целый ряд факторов. 8 самых главных из них:

• природные ресурсы – обладание достаточными земельными, минеральными, водными, лесными и другими ресурсами благоприятствует хозяйственному развитию страны

• трудовые ресурсы, влияющие на экономический рост разносторонне, – посредством уровня занятости, качества образования, профессиональной подготовки кадров, эффективного использования рабочей силы, уровня производительности труда и т. д.

• научно-технические знания - изобретения, инновации, разработки новых материалов, технологий и т. д.

• основной капитал – производственные мощности общества; для экономического роста важно систематическое увеличение инвестиций, накопление и обновление капитала

• структура экономики для повышения экономического роста должна быть рациональной, прогрессивной, должна обладать способностью гибко меняться в ответ на изменения потребностей людей

• совокупный спрос, под которым понимается суммарный спрос на товары и услуги со стороны населения, предприятий и государства

• тип экономической системы - опыт показывает, что рыночные системы более эффективны и продуктивны

• социально-политические факторы – увеличению роста экономики способствуют поощряющие бизнес законы и их соблюдение; нетерпимость общества к воровству, коррупции, произволу; здоровое отношение людей к труду, предпринимательству, конкуренции и т. д.

Однако экономика характеризуется не только экономическим ростом, но и экономической нестабильностью. Рыночной экономике присуща цикличность.

14) а) Спрос. б) Функция спроса. в) Кривая спроса.

а)Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает потребность, желание приобрести и возможность оплатить покупку.

б) Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:

Q d = f (дохода,цены и тд...), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос: Qd = f(P)

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом: Qd = а - b*p, где:

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:

в) Кривая спроса ("D" demand) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё. Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии. Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки равновесной цены и равновесного количества. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции.

15) а)Предложение. б)Функция предложения. в)Кривая предложения.

а) Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

б) Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: QSA = f(PA,PB,…,PZ,R,K,C,X…), где:

QSA – объем предложения товара А в единицу времени;

РA, PB..., РZ – цены данного и остальных товаров; R – наличие производственных ресурсов; К – характер применяемой технологии;С – налоги и дотации; Х – природно-климатические условия.

Зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях называется функцией предложения по цене: QS= f (P). Графически это представлено на рисунке:

Движение вдоль кривой предложения означает изменение объема предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) объем предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже объем предложения.

Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием изменения всех факторов, определяющих функцию предложения, кроме цены данного товара.

в) Кривая предложения("S" supply) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот. Другой фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Равновесная цена.

Равновесная цена - это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения

Равновесная цена, это:

• цена, при которой спрос и предложение равны;

• цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

• цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

В принципе, Р. ц. могут устанавливаться либо автоматически в результате действия рыночного механизма, либо расчетным путем (напр., на основе теории оптимального ценообразования). Уровень Р. ц. наиболее высок в условиях монопольной структуры рынка и наиболее низок в условиях свободной конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.008 с.)