Диагностика вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста.



Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 381» в старшей группе. В эксперименте участвовало 12 детей. Дошкольники были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную.

В качестве критериев были взяты структурные компоненты музыкальных способностей, такие как: мелодический, тембровый, звуковысотный слух (показатели музыкального слуха); чистое интонирование мелодической линии; точность и четкость передачи ритмического рисунка, чувство метра (показатели чувства ритма); ладовая окраска, чувство ладового тяготения (показатели чувства лада).

Для этого были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни вокальных способностей, которые представлены в таблицах Приложения А.

В последующем для расчетов будет использоваться шкала уровней развития вокальных способностей:

▪ высокий (в) уровень – 3 балла;

▪ средний (с) уровень – 2 балла;

▪ низкий (н) уровень – 1 балл.

Опытно–экспериментальная работа была составлена из трех этапов:

• констатирующий этап педагогического эксперимента

• формирующий этап педагогического эксперимента

• контрольный этап педагогического эксперимента

На первом этапе, для определения уровня развития компонентов вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие задания.

Задание 1. Цель: выявить уровень развития у детей мелодического слуха, развитой дикции, слухового внимания.

Детям предложено повторить за педагогом мелодическую линию народных попевок «В огороде заинька», «Светит солнышко», «Ходит кот», мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, педагог помогает голосом, либо подыгрывает на инструменте.

При выполнении задания многие дети просто говорят слова, не пропевая, чисто мелодической линии, некоторые дети кричат, громко берут дыхание. Наиболее удачно дети исполняют песенку «В огороде заинька», так как мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения возникли при пении попевки «Ходит кот», так как мелодия имеет волнообразный тип движения. Дети пытались выполнить задание, но исполнение было не точным, с изменением мелодической линии.

Задание 2. Цель: выявить уровень развития у детей тембрового слуха, слухового внимания. Педагог исполнял на инструменте «Колыбельную» в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую – зайчиха (средний регистр), третью – мышка (высокий регистр).

Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь. Дети справились неплохо, хотя не все слушали музыку внимательно, не отвлекаясь.

В большинстве случаев (59%) ответы детей имели ошибки, особенно часто дети путали верхний и средний регистры, принимая один из них за другой.

Задание 3. Цель: определить уровень развития у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.

Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса. Дети с большим желанием откликнулись на задание, но их повтор отличался механическим проговариванием слогов «ку-ку», не слушая звуковысотного расположения. Повторные попытки спеть чисто звуки имели лучший результат. Большинство детей (67%) качественно выполнить задание не смогли.

Задание 4. Цель: определить уровень развития ладового чувства.

Детям было предложено послушать два разнохарактерных произведения: Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» различного звучания. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Так же было предложено задание на ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия) – «Я начну, а ты закончи». Была предложена попевка – «Жил-был у бабушки серенький козлик». Педагог исполняет попевку на фортепиано. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз нужно было услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась мелодия или нет.

Задание 5. Цель: определить уровень развития чувства ритма у детей. Детям предлагалось:

а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок;

б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой педагогом на 1-ой ступени, например «Барашеньки» - русской народной песни.

С первым заданием справились более половины детей успешно. Дети с большим интересом выполняли задание, даже там где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.

Второе задание многим детям показалось сложным. Дети выполняли задание с трудом и нежеланием, делая много ошибок. Только некоторые смогли без погрешностей, точно выполнить задание. Прохлопать ритмический рисунок из четырех ступеней не смог ни один ребенок.

Для анализа результатов проведенных заданий были выделены критерии оценки вокальных способностей:

Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии; четкая дикция; правильное дыхание и слуховое внимание.

Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Ладовое чувство – эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие музыки; высказывание о музыке (контрастные части, мажорное или минорное звучание); ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия).

Анализ результатов данных по вокальным способностям позволил составить таблицы критериев и уровней оценки развития вокальных способностей детей по заданиям (Приложение Б).

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы. В целом можно констатировать, что вокальные способности детей находятся в неразвитом состоянии. Причиной этого может быть недостаток музыкально-образных впечатлений, неумение проявить себя, недостаточная включенность ребенка в значимую, активную для него певческую деятельность.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков детей в певческой деятельности, при проявляющемся интересе к данной деятельности, эти трудности преодолимы в осуществлении правильной методики развития вокальных способностей. Для этого необходима методическая разработка развития вокальных способностей в певческой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.006 с.)