Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительной перкуссии и определение голосового дрожания↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перкуссия Перкуссия легких — это нанесение на грудную клетку перкуторных ударов, приводящих подлежащие органы в колебательные движения, физические характеристики которых (продолжительность звуковых колебаний, их частота, амплитуда и тембровая окраска) зависят от плотности органа, эластичности его структур и содержания в нем воздуха. Различают следующие способы перкуссии: а) непосредственную перкуссию (по Л. Ауэнбруг- б) посредственную перкуссию с помощью плес- Непосредственная перкуссия по Л. Ауэнбруггеру выполняется нанесением легких перкуторных ударов согнутой ладонью непосредственно по перкутируемой поверхности (рис.2.53 а) и может быть использована в качестве сравнительной перкуссии легких при выявлении грубых, больших по объему поражений легочной ткани, выраженных изменений в плевральной полости. Непосредственная перкуссия по Ф.Г.Яновскому (рис. 2.53 б) выполняется нанесением перкуторных ударов согнутым указательным или средним пальцем непосредственно по перкутируемой поверхности. Глубина проникновения колебаний при этом виде перкуссии очень небольшая. В настоящее время этот способ используется для топографической перкуссии, особенно часто в сочетании с аускульта-цией (метод аускультоперкуссии). Непосредственная перкуссия по В.П.Образцову (рис.2.53 в) отличается от указанной выше перкуссии тем, что указательный палец перкутирующей руки перед нанесением удара задерживается на среднем пальце той же руки и затем, срываясь с него, ударяет непосредственно по перкутируемой поверхности. Рис.2.53. Способы непосредственной перкуссии: а - по Л. Ауэнбруггеру, б - по Ф.Г. Яновскому, в - по В.Л. Образцову. Следует отметить, что методы непосредственной перкуссии в настоящее время имеют в основном лишь историческое значение и применяются редко. Из методов посредственной перкуссии наиболее распространенным является перкуссия пальцем по пальцу (рис.2.54), внедренная в практику П.Пиорри (1827) и Г.И.Сокольским (1835). Перкуторный удар наносится согнутым средним пальцем правой руки (палец-молоточек, рис.2.54 а).
Ладонь левой руки располагают на перкутируемой поверхности, пальцы слегка расставлены и плотно прижаты к коже больного, средний палец выполняет роль плессиметра (на рис. 2.54 б стрелкой указано место нанесения перкуторного удара по пальцу-плессиметру — по середине средней фаланги).
Рис.2.54. Перкуссия пальцем по пальцу. Правую кисть, согнутую для нанесения перкуторного удара, располагают над левой кистью параллельно ей на расстоянии 1-2 см между пальцем-плессиметром и пальцем-молоточком (2.54 в). Затем, разгибая кисть правой руки в лучезапястном суставе, делают небольшой замах и, сгибая кисть в лучезапястном суставе, наносят отрывистый удар торцом пальца-молоточка по пальцу-плессиметру (2.54 г). Следует обратить внимание на то, что удар должен быть четким, отрывистым, перпендикулярно пальцу-плессиметру, палец-молоточек не должен фиксироваться у пальца-плессиметра. При перкуссии в одной точке наносят два одинаковых перкуторных удара че*-рез короткий интервал времени, после чего палец-плессиметр переставляют на новое место. Одно из главных преимуществ пальцепальцевого метода перкуссии состоит в возможности дозировать силу перкуторного удара в широком диапазоне, поэтому этот метод применяется как для сравнительной, так и для топографической перкуссии. Правила проведения сравнительной и топографической перкуссии изложены ниже. Метод перкуссии по Плешу используется для проведения топографической перкуссии. Тихий перкуторный удар наносится по сгибу средней фаланги среднего пальца левой руки (рис.2.55). При этом площадь и глубина распространения колебаний небольшая, что позволяет довольно точно определять границы некоторых органов (абсолютная тупость сердца и т.п.). Рис.2.55. Пороговая перкуссия по Плешу.
На рис. 2.56 представлено распределение перкуторных звуков, выявляемых над разными участками тела здорового человека. Характер получаемых звуков зависит в основном от степени плотности подлежащих тканей. На рисунке выделены зоны, над которыми определяются ясный легочный перкуторный звук, тупой, тимпанический звук, выявляющийся, в частности, над газовым пузырем желудка (пространство Траубе).
На рис. 2.57 на графиках слева показаны частотные характеристики перкуторных звуков, а справа — их громкость и продолжительность. Рис.2. 57. Физическая характеристика перкуторных звуков: а - тупой перкуторный звук; б - тимпанический звук; в - ясный легочный звук; г - коробочный перкуторный звук. Тупой перкуторный звук (а) — малой амплитуды (громкости), продолжительности и сравнительно высокочастотный. Тимпанический звук (б) - громкий, продолжительный и относительно низкочастотный. Ясный легочный звук (в) — громкий, продолжительный и также относительно низкочастотный. Для ясного легочного звука, определяемого у здорового человека, характерна богатая тембровая окраска, которая обусловлена колебаниями эластичных структур легочной ткани. При эмфиземе легких, когда эластичность ткани легкого снижается, тембровая окраска легочного звука уменьшается, звук становится коробочным, приближаясь по своим физическим характеристикам к тимпаническому (г). Запомните: Главное отличие ясного легочного звука (в) от тим-панического (б) заключается в выраженной тембровой окраске перкуторного звука, которая полностью отсутствует в случае тимпанического и резко уменьшена в случае коробочного звука (г). На рисунке 2.58 представлена глубина распространения звуковых колебаний в легких при различной силе перкуторных ударов. Распространение звуковых колебаний при тихой перкуссии (1) — около 3-4 см, при перкуссии средней силы (2) - 5-6 см, при проведении громкой перкуссии (3) - 7-8 см. При тишайшей (пороговой) перкуссии звуковые волны проникают вглубь тканей на 2-3 см. Рис.2.58. Распространение звуковых колебаний в легком при тихой (1), средней (2) и громкой перкуссии (3). Запомните: 1) Эталоном абсолютно тупого звука является перку- 2) Эталоном тимпанического звука является звук, 3) Эталоном ясного легочного звука является звук, 4) Эталоном коробочного звука является звук, появ- Общие правила перкуссии легких 1. Положение врача и больного должно быть удоб- 2. Палец-плессиметр плотно прижимается к коже. 3. Палец-молоточек перпендикулярен пальцу- 4. Правая рука параллельна левой (лучезапястные 5. Наносятся 2 отрывистых перкуторных удара через короткие временные интервалы. Движения руки осуществляются только в луче- 7. Руки врача должны быть теплыми. перкуссию легких. Сравнительная перкуссия легких Сравнительная перкуссия применяется для определения характера патологических изменений в легких и плевральной полости и используется для диагностики целого ряда бронхолегочных синдромов (см. ниже). Техника сравнительной перкуссии имеет ряд особенностей.
1. Проводят сравнение характера перкуторных 2. Наносят перкуторные удары средней силы или 3. Перкуссия проводится по межреберьям.
Рис.2.59. Последовательность сравнительной перкуссии легких спереди. Схема. Последовательность сравнительной перкуссии легких спереди представлена на рис. 2.59. Вначале перкутируют надключичные перкуторные зоны, поочередно справа и слева. Палец-плессиметр при этом располагают над ключицей и параллельно ей. Затем наносят перкуторные удары по ключице, используя ее в качестве плессиметра. Далее перкутируют в первом, втором и третьем межреберье справа и слева по срединно-ключичной линии. Ниже уровня III межреберья слева расположена сердечная тупость, поэтому дальнейшее исследование проводят лишь в нижних отделах правой половины грудной клетки. Перкутируют в четвертом и пятом межреберьях справа, сравнивая звуки между собой, а при необходимости с перкуторными звуками в других межреберьях. Положение врача и больного при перкуссии легких спереди показано на рис. 2.60. Больной стоит или сидит, руки опущены вдоль туловища, мышцы не напряжены, дыхание ровное и неглубокое. Врач проводит перкуссию, как правило, стоя справа от пациента. Последовательность сравнительной перкуссии боковых поверхностей грудной клетки представлена на рис. 2.61. Палец-плессиметр располагается параллельно ходу ребер.
При перкуссии области подмышечных областей Рис.2.60. Положение врача и больного при сравнительной перкуссии легких спереди в области надключичных ямок (а, б); по ключицам (в, г) и в подключичных областях (д, е) удобно ставить палец-плессиметр ниже границы во- лосистой части, а затем вместе с кожной складкой смещать его вверх. Положение врача и больного при перкуссии легких в боковых отделах показано на рис. 2.62. Руки больного подняты за голову, локти разведены. Рис.2.62. Положение врача и больного при сравнительной перкуссии боковых поверхносп легких (а, б). Последовательность сравнительной перкуссии легких сзади представлена на рис. 2.63. Вначале перкутируют надлопаточные области, для чего палец-плессиметр устанавливают несколько выше ости лопатки и параллельно ей, наносят перкуторные удары последовательно справа и слева (а). При этом больной стоит, опустив руки вдоль туловища, мышцы не напряжены.
Затем перкутируют межлопаточные области. Палец-плессиметр располагается параллельно позвоночнику у края лопаток, последовательно справа и слева (б). Руки больного просят скрестить на груди, а б
в Рис.2.63. Последовательность сравнительной перкуссии легких сзади: а - перкуссия надлопаточных областей; б - перкуссия меусюпаточных областей; в - перкуссия подлопаточных областей. Схема.
Рис.2.64. Положение врача и больного при сравнительной перкуссии легких сзади, а - перкуссия надлопаточных областей; б - перкуссия межлопаточных областей; в - перкуссиия подлопаточных областей.
положив ладони на плечи, при этом лопатки расходятся, расширяя межлопаточное пространство. Далее перкутируют подлопаточные области. Палец-плессиметр располагается горизонтально ниже угла лопатки, поочередно справа и слева (в). При этом руки больного опущены вдоль туловища, мышцы расслаблены. Положение врача и больного при перкуссии легких сзади показано на рис. 2.64. Ясный легочный перкуторный звук над легкими указывает на отсутствие выраженных изменений легочной паренхимы и определяется над нормальной легочной тканью, однако наличие его не исключает воспалительных изменений слизистой бронхов, их сужения и других изменений бронхиального дерева. Притупление или тупой перкуторный звук над легкими свидетельствует о наличии: 1) уплотнения легочной ткани (долевая или очаговая пневмония, обтурационный ателектаз); 2) жидкости в плевральной полости (экссудатив- 3) облитерации полости плевры (фиброторакс). Иногда в начальных стадиях долевого уплотнения легких (крупозная пневмония) или над областью компрессионного ателектаза можно определить притупление перкуторного звука с тимпаническим оттенком (притупленно-тимпанический звук). В этих случаях притупление перкуторного звука связано с небольшим уплотнением легочной ткани (рис. 2.65), наблюдающимся при этих синдромах. Тимпа-нический оттенок перкуторного звука обусловлен Рис.2.65. Две причины притупленно-тимпанического перкуторного звука. сохранением некоторой воздушности альвеол при одновременном значительном уменьшении эластичности легочной ткани. Последнее приводит к существенному обеднению тембровой окраски перкуторного звука, свойственной здоровому легкому с нормальной эластичностью легочной ткани. В результате легочный звук по своим физическим характеристикам приближается к тимпаническому звуку. Наконец, тимпанический перкуторный звук над легкими выявляется при пневмотораксе и при наличии в легком большой полости, сообщающейся с бронхом, а коробочный звук — при эмфиземе легких. Интерпретация результатов сравнительной перкуссии и сопоставление полученных данных с результатами определения голосового дрожания при наиболее частых бронхолегочных синдромах представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3 Интерпретация результатов Аускультация Аускультация легких — это выслушивание акустических явлений, возникающих в грудной клетке в связи с нормальной или патологической работой органов. В процессе аускультации необходимо оценить основные дыхательные шумы, побочные (дополнительные) дыхательные шумы и бронхофо-нию. Основные дыхательные шумы В зависимости от физических свойств колеблющихся структур звуковые феномены в норме и патологии имеют различную характеристику. Наиболее существенные различия отдельных вариантов основных дыхательных шумов (везикулярного, жесткого, бронховезикулярного, бронхиального и амфорического) представлены на рис. 2.77. У здорового человека почти над всей поверхностью легких выслушивается везикулярное дыхание. Механизм возникновения нормального везикулярного дыхания (рис. 2.78). Мягкий дующий шум, напоминающий звук «Ф-ф», обусловлен вибрацией растягивающихся эластичных альвеолярных стенок, слышимой на всем протяжении вдоха. В первой трети выдоха колебания стенок спадающихся альвеол еще достаточно значительны и доступны для выслушивания, однако последние две трети выдоха спадение альвеол происходит бесшумно.
Рис2.77. Физические характеристики основных дыхательных шумов: 1 - везикулярное; 2 - жёсткое; 3 - бронховезикулярное; 4 - бронхиальное; 5 - амфорическое. Внизу схематично представлено соотношение вдоха и выдоха и тембр дыхательных шумов. Механизм возникновения ларинготрахеального дыхания (рис. 2.79). Грубый и громкий дыхательный шум ларинготрахеального дыхания, похожий на звук «Х-Х», обусловлен турбулентным потоком воздуха и связанными с ним колебаниями прилегающих плотных тканей. Турбулентный воздушный поток образуется в гортани и верхней части трахеи как во время вдоха (а), так и на протяжении всего выдоха (б). Причем продолжительность шума на выдохе несколько больше, чем на вдохе. Это связано прежде всего с тем, что во время выдоха голосовая щель уже, чем на вдохе, что усиливает завихрения воздуха, делая их более Рис.2.78. Механизм возникновения нормального везикулярного дыхания. слышимыми на всем протяжении выдоха. Все другие виды дыхания по сути являются производными от двух основных — везикулярного и ларинготрахеального дыхания. Для правильной трактовки данных аускультации важно понимание механизма проведения дыхательных шумов на поверхность грудной клетки (рис. 2.80). Ларинготрахеальное дыхание, возникающее при прохождении воздуха через голосовую щель, хорошо распространяется по трахее и бронхиальному дереву, но затем в норме гасится альвеолярной Рис.2.79. Механизм возникновения ларинготрахеального дыхания: а - вдох; б - выдох.
Рис.2.80. Проведение дыхательных шумов на поверхность легкого. Схема. тканью легкого и практически не проводится на его поверхность (красные стрелки). На поверхность грудной клетки хорошо проводится только звук везикулярного дыхания (синие стрелки), возникающего в результате суммации дыхательных шумов, обусловленных растяжением и вибрацией большого числа альвеол. Места выслушивания везикулярного и ларинготрахеального дыхания в норме представлены на рис. 2.81. Ларинготра-хеальное дыхание (красный цвет) выслушивается только в местах проекции трахеи, а также над щитовидным хрящом. В остальных местах выслушивается везикулярное дыхание (синий цвет). Наиболее частые причины ослабления или отсутствия везикулярного дыхания на поверхности грудной клетки представлены на рис. 2.82. К ним относятся: гидроторакс (а), пневмоторакс (б), фиброторакс (в), обтурационный ателектаз (г). На рисунке везикулярное дыхание обозначено синими стрелками, патологическое бронхиальное дыхание (см. ниже) — красными стрелками. На рис. 2.83 показаны еще две причины ослабления везикулярного дыхания, которое обусловлено снижением эластичности легочной ткани. Колебания альвеолярных стенок во время дыхания у здорового человека при сохраненной эластичности легочной ткани обусловливают возникновение нормального везикулярного дыхания (а). При снижении эластичности легких происходят уменьшение амплитуды колебательных движений альвеолярной стенки и ослабление везикулярного дыхания. Такую ситуацию можно встретить при эмфиземе легких (б), а также при воспалительном (начальные стадии воспаления) или гемодинамическом отеке легочной ткани (в). Рис.2.81. Места выслушивания везикулярного и ларинготрахеального дыхания в норме: а - спереди; б - сзади.
Рис.2.82. Причины ослабления или отсутствия дыхания на поверхности легкого: а - гидроторакс (в нижних отделах легкого, соответствующих проекции жидкости в плевральной полости, дыхание не проводится; выше уровня жидкости в области проекции компрессионного ателектаза выслушивается бронхиальное дыхание); б - пневмоторакс; в - фиброторакс; г - обтурационный ателектаз. Синие стрелки - везикулярное дыхание, красные - бронхиальное. Рис.2.83. Две причины ослабления везикулярного дыхания, обусловленного снижением эластичности легочной ткани: а — норма; б — эмфизема легких; в — отек легочной ткани.
Механизм возникновения жесткого дыхания (рис. 2.84). Жесткое дыхание является разновидностью везикулярного дыхания. В результате сужения бронхов (отек слизистой, вязкий экссудат в просвете бронхов, бронхоспазм) к обычному шуму везикулярного дыхания, связанного с колебаниями альвеолярных стенок, примешивается звук, обусловленный турбулентным движением потока воздуха по бронхам, стенки которых имеют неровности и шероховатости. Дыхательный шум становится более жестким, чем нормальное везикулярное дыхание, и выслушивается на протяжении всего вдоха и выдоха. Рис.2.84. Механизм возникновения жесткого дыхания. Причиной саккадированного (прерывистого) дыхания является неравномерное сужение бронхиол (рис.2.85), в результате чего поток воздуха, встречая на своем пути препятствие в виде неодинаково выраженного сужения различных бронхов, вначале проникает в один участок легких, затем в другой участок и т.д. При этом вдох осуществляется прерывисто, обычно в 2 - 3 этапа. Запомните: Наиболее частой причиной неравномерного (очагового) сужения бронхиол и саккадированного дыхания является поражение дыхательных путей туберкулезной этиологии. Иногда саккадированное дыхание может выслушиваться также при патологии дыхательных мышц вследствие их неравномерного сокращения. Наиболее частые причины изменения везикулярного дыхания представлены в табл. 2.6. Таблица 2.6 Перкуссия Перкуссия легких — это нанесение на грудную клетку перкуторных ударов, приводящих подлежащие органы в колебательные движения, физические характеристики которых (продолжительность звуковых колебаний, их частота, амплитуда и тембровая окраска) зависят от плотности органа, эластичности его структур и содержания в нем воздуха. Различают следующие способы перкуссии: а) непосредственную перкуссию (по Л. Ауэнбруг- б) посредственную перкуссию с помощью плес- Непосредственная перкуссия по Л. Ауэнбруггеру выполняется нанесением легких перкуторных ударов согнутой ладонью непосредственно по перкутируемой поверхности (рис.2.53 а) и может быть использована в качестве сравнительной перкуссии легких при выявлении грубых, больших по объему поражений легочной ткани, выраженных изменений в плевральной полости. Непосредственная перкуссия по Ф.Г.Яновскому (рис. 2.53 б) выполняется нанесением перкуторных ударов согнутым указательным или средним пальцем непосредственно по перкутируемой поверхности. Глубина проникновения колебаний при этом виде перкуссии очень небольшая. В настоящее время этот способ используется для топографической перкуссии, особенно часто в сочетании с аускульта-цией (метод аускультоперкуссии). Непосредственная перкуссия по В.П.Образцову (рис.2.53 в) отличается от указанной выше перкуссии тем, что указательный палец перкутирующей руки перед нанесением удара задерживается на среднем пальце той же руки и затем, срываясь с него, ударяет непосредственно по перкутируемой поверхности. Рис.2.53. Способы непосредственной перкуссии: а - по Л. Ауэнбруггеру, б - по Ф.Г. Яновскому, в - по В.Л. Образцову. Следует отметить, что методы непосредственной перкуссии в настоящее время имеют в основном лишь историческое значение и применяются редко. Из методов посредственной перкуссии наиболее распространенным является перкуссия пальцем по пальцу (рис.2.54), внедренная в практику П.Пиорри (1827) и Г.И.Сокольским (1835). Перкуторный удар наносится согнутым средним пальцем правой руки (палец-молоточек, рис.2.54 а). Ладонь левой руки располагают на перкутируемой поверхности, пальцы слегка расставлены и плотно прижаты к коже больного, средний палец выполняет роль плессиметра (на рис. 2.54 б стрелкой указано место нанесения перкуторного удара по пальцу-плессиметру — по середине средней фаланги).
Рис.2.54. Перкуссия пальцем по пальцу. Правую кисть, согнутую для нанесения перкуторного удара, располагают над левой кистью параллельно ей на расстоянии 1-2 см между пальцем-плессиметром и пальцем-молоточком (2.54 в). Затем, разгибая кисть правой руки в лучезапястном суставе, делают небольшой замах и, сгибая кисть в лучезапястном суставе, наносят отрывистый удар торцом пальца-молоточка по пальцу-плессиметру (2.54 г). Следует обратить внимание на то, что удар должен быть четким, отрывистым, перпендикулярно пальцу-плессиметру, палец-молоточек не должен фиксироваться у пальца-плессиметра. При перкуссии в одной точке наносят два одинаковых перкуторных удара че*-рез короткий интервал времени, после чего палец-плессиметр переставляют на новое место. Одно из главных преимуществ пальцепальцевого метода перкуссии состоит в возможности дозировать силу перкуторного удара в широком диапазоне, поэтому этот метод применяется как для сравнительной, так и для топографической перкуссии. Правила проведения сравнительной и топографической перкуссии изложены ниже. Метод перкуссии по Плешу используется для проведения топографической перкуссии. Тихий перкуторный удар наносится по сгибу средней фаланги среднего пальца левой руки (рис.2.55). При этом площадь и глубина распространения колебаний небольшая, что позволяет довольно точно определять границы некоторых органов (абсолютная тупость сердца и т.п.). Рис.2.55. Пороговая перкуссия по Плешу.
На рис. 2.56 представлено распределение перкуторных звуков, выявляемых над разными участками тела здорового человека. Характер получаемых звуков зависит в основном от степени плотности подлежащих тканей. На рисунке выделены зоны, над которыми определяются ясный легочный перкуторный звук, тупой, тимпанический звук, выявляющийся, в частности, над газовым пузырем желудка (пространство Траубе).
На рис. 2.57 на графиках слева показаны частотные характеристики перкуторных звуков, а справа — их громкость и продолжительность. Рис.2. 57. Физическая характеристика перкуторных звуков: а - тупой перкуторный звук; б - тимпанический звук; в - ясный легочный звук; г - коробочный перкуторный звук. Тупой перкуторный звук (а) — малой амплитуды (громкости), продолжительности и сравнительно высокочастотный. Тимпанический звук (б) - громкий, продолжительный и относительно низкочастотный. Ясный легочный звук (в) — громкий, продолжительный и также относительно низкочастотный. Для ясного легочного звука, определяемого у здорового человека, характерна богатая тембровая окраска, которая обусловлена колебаниями эластичных структур легочной ткани. При эмфиземе легких, когда эластичность ткани легкого снижается, тембровая окраска легочного звука уменьшается, звук становится коробочным, приближаясь по своим физическим характеристикам к тимпаническому (г). Запомните: Главное отличие ясного легочного звука (в) от тим-панического (б) заключается в выраженной тембровой окраске перкуторного звука, которая полностью отсутствует в случае тимпанического и резко уменьшена в случае коробочного звука (г). На рисунке 2.58 представлена глубина распространения звуковых колебаний в легких при различной силе перкуторных ударов. Распространение звуковых колебаний при тихой перкуссии (1) — около 3-4 см, при перкуссии средней силы (2) - 5-6 см, при проведении громкой перкуссии (3) - 7-8 см. При тишайшей (пороговой) перкуссии звуковые волны проникают вглубь тканей на 2-3 см. Рис.2.58. Распространение звуковых колебаний в легком при тихой (1), средней (2) и громкой перкуссии (3). Запомните: 1) Эталоном абсолютно тупого звука является перку- 2) Эталоном тимпанического звука является звук, 3) Эталоном ясного легочного звука является звук, 4) Эталоном коробочного звука является звук, появ- Общие правила перкуссии легких 1. Положение врача и больного должно быть удоб- 2. Палец-плессиметр плотно прижимается к коже. 3. Палец-молоточек перпендикулярен пальцу- 4. Правая рука параллельна левой (лучезапястные 5. Наносятся 2 отрывистых перкуторных удара через короткие временные интервалы. Движения руки осуществляются только в луче- 7. Руки врача должны быть теплыми. перкуссию легких. Сравнительная перкуссия легких Сравнительная перкуссия применяется для определения характера патологических изменений в легких и плевральной полости и используется для диагностики целого ряда бронхолегочных синдромов (см. ниже). Техника сравнительной перкуссии имеет ряд особенностей. 1. Проводят сравнение характера перкуторных 2. Наносят перкуторные удары средней силы или 3. Перкуссия проводится по межреберьям.
Рис.2.59. Последовательность сравнительной перкуссии легких спереди. Схема. Последовательность сравнительной перкуссии легких спереди представлена на рис. 2.59. Вначале перкутируют надключичные перкуторные зоны, поочередно справа и слева. Палец-плессиметр при этом располагают над ключицей и параллельно ей. Затем наносят перкуторные удары по ключице, используя ее в качестве плессиметра. Далее перкутируют в первом, втором и третьем межреберье справа и слева по срединно-ключичной линии. Ниже уровня III межреберья слева расположена сердечная тупость, поэтому дальнейшее исследование проводят лишь в нижних отделах правой половины грудной клетки. Перкутируют в четвертом и пятом межреберьях справа, сравнивая звуки между собой, а при необходимости с перкуторными звуками в других межреберьях. Положение врача и больного при перкуссии легких спереди показано на рис. 2.60. Больной стоит или сидит, руки опущены вдоль туловища, мышцы не напряжены, дыхание ровное и неглубокое. Врач проводит перкуссию, как правило, стоя справа от пациента. Последовательность сравнительной перкуссии боковых поверхностей грудной клетки представлена на рис. 2.61. Палец-плессиметр располагается параллельно ходу ребер.
При перкуссии области подмышечных областей Рис.2.60. Положение врача и больного при сравнительной перкуссии легких спереди в области надключичных ямок (а, б); по ключицам (в, г) и в подключичных областях (д, е) удобно ставить палец-плессиметр ниже границы во- лосистой части, а затем вместе с кожной складкой смещать его вверх. Положение врача и больного при перкуссии легких в боковых отделах показано на рис. 2.62. Руки больного подняты за голову, локти разведены. Рис.2.62. Положение врача и больного при сравнительной перкуссии боковых поверхносп легких (а, б). Последовательность сравнительной перкуссии легких сзади представлена на рис. 2.63. Вначале перкутируют надлопаточные области, для чего палец-плессиметр устанавливают несколько выше ости лопатки и параллельно ей, наносят перкуторные удары последовательно справа и слева (а). При этом больной стоит, опустив руки вдоль туловища, мышцы не напряжены. Затем перкутируют межлопаточные области. Палец-плессиметр располагается параллельно позвоночнику у края лопаток, последовательно справа и слева (б). Руки больного просят скрестить на груди, а б
в Рис.2.63. Последовательность сравнительной перкуссии легких сзади: а - перкуссия надлопаточных областей; б - перкуссия меусюпаточных областей; в - перкуссия подлопаточных областей. Схема.
Рис.2.64. Положение врача и больного при сравнительной перкуссии легких сзади, а - перкуссия надлопаточных областей; б - перкуссия межлопаточных областей; в - перкуссиия подлопаточных областей.
положив ладони на плечи, при этом лопатки расходятся, расширяя межлопаточное пространство. Далее перкутируют подлопаточные области. Палец-плессиметр располагается горизонтально ниже угла лопатки, поочередно справа и слева (в). При этом руки больного опущены вдоль туловища, мышцы расслаблены. Положение врача и больного при перкуссии легких сзади показано на рис. 2.64. Ясный легочный перкуторный звук над легкими указывает на отсутствие выраженных изменений легочной паренхимы и определяется над нормальной легочной тканью, однако наличие его не исключает воспалительных изменений сли
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.016 с.) |