Русский футуризм( Маяковский, Хлебников, Северянин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский футуризм( Маяковский, Хлебников, Северянин)



Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как мис­сионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютиза­ция «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и гра­фические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

 

Жизнь и творчество И. Северянина. Стихотворения: «Ананасы в шампанском…», «Это было у моря…», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северяни­на, оригинальность его словотворчества.

 

Жизнь и творчество В. В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Птичка в клетке», «Еще раз, ещё раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

 

Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

 

Маяковский и футуризм. Романтические мотивы в ранней лирике: одиночество, тоска по идеалу, жажда любви. Эпатаж читателя как художественная и мировоззренческая позиция поэта, вызванная неприятием ценностей буржуазного мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пла­стика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Противоречивость художественной доктрины поэта в послеоктябрьский период. Сатирические образы в творчестве Мая­ковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

Поэма «Облако в штанах» – обзор.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.

С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, утвердившуюся еще в XVIII столетии силлабо-тоническую систему стихосложения. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Стих, читаемый глазами, и стих речевой соединились. Это был крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

 

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

 

В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".

 

Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию "площадей и улиц", обращенную к "низам", к широким массам. Он верил в близость наступающей революции. "В терновом венке революций грядет шестнадцатый год",- писал он в "Облаке". "Моя революция",- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции - "чтоб выволочь республику из грязи". Медные трубы и литавры боевого марша, эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности.

 

В замечательных лиро-эпических поэмах "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927) Маяковский воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические черты эпохи. "Это Октябрь, отлитый в бронзу",- сказал о поэме "Хорошо!" А. В. Луначарский.

 

В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных "свобод", раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. В знаменитых "Стихах о советском паспорте" звучит голос Маяковского - великого патриота. Поэт весь был устремлен в будущее, в "завтра". "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!" - писал он.

 

Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области стихотворных форм. Маяковский утвердил новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо",- требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию всего мира - у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.

 

Источник: Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва, Просвещение", 1968.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 3057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.007 с.)