Биография Бруштейн Надежды Сергеевны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биография Бруштейн Надежды Сергеевны



Введение

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной при Управлении делами Президента Российской Федерации был образован в 1948 г.выдающимся хореографом ХХ века, Народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии СССР, Героем Социалистического Труда Надеждой Сергеевной Надеждиной. (настоящая фамилия Бруштейн). Первоначальная площадка для репетиций располагалась в Храме Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре до 1990 года. С 1990 года по сей день расположение коллектива: Деловой и исторический центр Москвы.

Основной сферой деятельностью ансамбля является создание и сохранение мировых, высокохудожественный произведений в области хореографии и музыки, отображение традиций культуры русского народа, сохранение фольклорных жанров и традиций. Ансамбль не просто выполняет свою работу, он приобщает людей к ценностям русской музыкальной и хореографичекой культуры. Способствует развитию музыкальных ценностей искусстве.

Успешная деятельность ансамбля на Родине и за рубежом явилась активной пропагандой народного русского танца для многих поколений.

Целью данной курсовой работы является знакомство и исследование деятельности ансамбля, история становления, его развитие и достижения в области культуры, а также знакомство с коллективом и руководителями.

 

Возникновение нового коллектива

15 мая 1948 года танец «Березка» впервые исполнялся ее коллективом на профессиональной сцене. С этого дня, 15 мая стал днем рождения нового ансамбля. Зрители восприняли танец с радостью. На них произвело впечатление лиричность и неспешный, как позже его назвали, «плывущий шаг» исполнителей. После выступления коллектив стал называться «Березка», а Надежда взяла себе псевдоним Надеждина. «В 40 лет все начинать с нуля? – спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, – зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».

Надеждина сама придумывала и ставила танцы. Ее «Березка», «Карусель», «На осенней ярмарке», «Прялица», «Сибирская сиюта», «Лебедушка», «Сударушка» и многие другие постановки были выдающимися хореографическими шедеврами. По факту, Надеждина основала особую танцевальную школу. Спустя несколько лет, Надеждина набрала в коллектив мужчин-танцоров, а по прошествии некоторого времени у нее появился и свой оркестр народных инструментов.

 

Начало фольклорного стиля

Неповторимый танцевальный стиль русского танца, который создала Надеждина, открыл совершенно новое направление в сценическом перевоплощение образа русской женщины. Содержание этого, нового стиля заключалось в его взаимодействии с народным танцевальным фольклором и школой классического танца. Это взаимодействие давало возможность передать со сцены осушение подлинной поэзии, внутреннюю силу и красоту русского танца. Когда Н.С Надеждину спрашивали, откуда у нее появилось такое глубокое и тонкое понимание к содержанию русского танца, она улыбаясь рассказывала, что оно сложилось из красочных детских воспоминаний. Надеждина ещё будучи ребенком, много лет подряд наблюдала сельские народные гуляния и праздники, во время которых она вместе с семьей проводила лето на красивейших берегах Камы. Там она была участницей красочных деревенских гуляний с плясками, песнями и хороводами деревенских парней и девушек. Маленькой Наде в то время так понравился и запомнился образ сказочного русского танца, что вернувшись в город, она самозабвенно ставила русские танцы для своих школьных подружек. А спустя года, став профессиональной артисткой, Надеждина вернулась к постановке русского танца, и ее детские мечты воплотились в создании ансамбля «Березка».

Танцы Надеждиной стали настоящими шедеврами русской народной хореографии, и обладали сказочным очарованием. Н.С Надеждина “ткала” художественный образ с помощью танцевальных движений и красивого рисунка. Все составляющие, из которых состояли созданные ей хороводы – костюм, музыка, актерское мастерство, хореография, были подчинены раскрытию того или иного образа русской девушки. Исполнитель танцевал в коллективе Надеждиной всегда какой то образ. Соприкасаясь с творчеством Надеждиной, танцующие не просто изучали мозайки хороводов и танцевальные движения - они обогащались духом ее творчества, проникая в мир искусства русского народного танца.

О Кольцовой М.М вкратце.

После смерти Н. С. Надеждиной художественным руководителем коллектива была назначена М. Кольцова, которая не только бережно сохранила творческое наследие Надеждиной, но и успешно его развившая и приумножившая.

Мира Михайловна Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка»

им. Н. Надеждиной отметила в 2008 году свой творческий юбилей – 50-летие.

 

Мира Кольцова

На протяжении 30 лет она руководит «Березкой».

Постановки Миры Кольцовой: хороводы «Кружевницы», «Радуга», народная сцена «Петрушка», плясовая «Раздольная», танцевально-игровое действо «Московский двор» стали новым прочтением Надеждинского стиля. М.М. Кольцова – видный общественный деятель. Более 15 лет она является членом правления Всероссийского музыкального общества ВМО, а с 2002 года – заместителем председателя правления ВМО по хореографии. Помимо концертной, балетмейстерской и педагогической практики М. Кольцова энергично участвует в пропаганде русского танцевального искусства, проводит творческие вечера, фестивали с представителями российской и зарубежной культуры, семинары о развитии хореографии, возглавляет жюри международных и всероссийских конкурсов танцевального искусства. Много внимания Мира Кольцова уделяет детским коллективам. Она вносит ощутимый вклад в развитие международных культурных связей. В разные годы М.М. Кольцова была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Париже, Белграде, Пекине, Берлине. А в 1996 году Мира Михайловна являлась главным балетмейстером фестиваля «Славянский базар» в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвященных

850-летию основания Москвы, – церемонии закрытия и спектакля-дивертисмента «Москва на все времена» в Лужниках в1997 году.

 

Оркестр

С самого основания коллектива «Берёзки» ответственным за музыкальное сопровождение был назначен баянист Евгений Дмитриевич Кузнецов.

К 1948 году он имел уже огромный опыт в концертмейстерской работе – с 1937 по 1947 год Кузнецов работал баянистом в Красноармейском ансамбле песни и пляски и отлично знал русский танцевальный фольклор. По мере увеличения танцевального ансамбля «Берёзка» Евгению Кузнецову пришлось подумать и о создание группы музыкального сопровождения. В 1953 году по его инициативе был создан квартет баянистов, который стал неотъемлемой частью танцевального коллектива. С этого момента на концертах «Берёзки» зрители получала двойную порцию эстетического удовольствия – от танцевального мастерства артистов балете и сильного музыкального сопровождения квартета баянистов. Перед каждым финальным выступлением на сцену выходил сам руководитель квартета Евгений Кузнецов и демонстрировал своё виртуозное мастерство владения баяном, доставляя огромное удовольствие поклонникам инструментального исполнительского искусства.

За счет своего композиторского дара Евгений Дмитриевич, повысил репертуар «Берёзки». Он пополнился целой галереей танцевальных миниатюр, записанных в дальнейшем на Всесоюзном радио как сольные концертные номера. Фундамент репертуара квартета составила танцевальная музыка – польки и вальсы, хороводы и кадрили, переплясы и пляски, обработки танцевальных мелодий и оригинальные миниатюры, с большим мастерством и тонким вкусом написанные Евгением Кузнецовым, а хоровод на тему знаменитой, русской народной песни «Во поле берёза стояла» стал визитной карточкой ансамбля. Особое внимание следует уделить и «фирменной» окраске звучания квартета: регистровые итальянские баяны, на которых играли музыканты, были большой редкостью для тех лет.

 

 

В состав квартета баянистов входили:

1.Евгений Кузнецов

2.Пётр Галкин

3.Геннадий Львов

4.Владимир Корнев

Периодически в составе коллектива участвовали Виктор Колобков и Владимир Сафонов.

Принцип построения сюжета программы определил стремление руководителя ансамбля к разнообразию хореографической и музыкальной палитры - четыре баяна всё меньше отвечали творческим требованиям художника, и в 1959 году по инициативе Надежды Надеждиной в ансамбле был организован оркестр народных инструментов. Был приглашён дирижёр Алексей Сергеевич Ильин 9 февраля 1925 - 21 мая 2004 - советский и российский дирижёр, народный артист РСФСР. Художественный руководитель АПТ имени А. В. Локтева Московского Дворца детского-юношеского творчества на Воробьевых горах.

Ильин создал оркестр в основном из числа выпускников Московского музыкального училища им. Октябрьской революции. Несмотря на молодость, музыканты были профессионалами высшего уровня. Многие из них завоевали звание лауреатов Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

В 1968 году, став художественным руководителем ансамбля песни и пляски имени А.Локтева, Ильин передал дирижёрскую палочку солисту оркестра гениальному музыканту, заслуженному артисту РСФСР Альберту Григорьевичу Рыжкину. Алексей Сергеевич Ильин стремился к максимальному богатству звучания музыки, тонкой передаче её нюансов - это стало заповедью его преемника А.Г.Рыжкина.

Ежедневные, кропотливые репетиции дали возможность оркестру заявить о себе как об одном из самых лучших оркестров страны. Девиз оркестра таков - музыкально-танцевальный образ должен возникнуть с первым аккордом.

С 1995 года оркестром бессменно руководит Народный артист России Леонид Константинович Смирнов. Главный дирижер федерального государственного учреждения культуры "Государственный академический хореографический ансамбль "Березка" имени Н.С.Надеждиной" при Управление делами Президента Российской Федерации (г.Москва), за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность награжден "Орденом Дружбы" в 2009. Работу в коллективе он начал баянистом в 1967 году и принял участие как артист балета в постановке таких номеров как «Холостяки», «Берёзки», «Сибирская сюита», «Проходка», «По плашке», «Ямщики» и другие.

Л. К. Смирнов является:

– Лауреатом III Всесоюзного Фестиваля советской молодежи года в Москве как солист и в составе септета тембровых баянов - 1957;

– Лауреатом Международного фестиваля деятелей культуры и искусства в КНДР.

Л.К. Смирнов награжден многими правительственными наградами и званиями:

– медаль «Ветеран труда» (1988),

– медаль «В память 850-летия Москвы»,

– Заслуженный артист РФ (1995),

– Народный артист России (2002);

– Орден «Дружбы» (2009).

 

В 2010 году вторым дирижером был назначен солист оркестра, исполнитель партии первого баяна Алексей Бычин.

Второй дирижёр. Баянист. Артист ансамбля «Берёзки» с 1999 года Образование: ГМУ им. Гнесиных.

Награждён почётной грамотой Управления делами президента за многолетний добросовестный труд в 2008.

 

Руководители

Директор государственного академического хореографического ансамбля им.Н.С.Надеждиной Сергей Геронович Азовский

РАКЧЕЕВА Ирина Витальевна -заместитель директора ФГБУК “Государственный академический хореографический ансамбль “Березка” им. Н.М. Надеждиной”, член ревизионной комиссии Территориальной организации

 

Мира Кольцова - художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного Академического хореографического ансамбля "Березка" Управления делами Президента РФ, Народная артистка СССР, Народная артистка Украины, Народная артистка Северной Осетии-Алании, Заслуженная артистка Кабардино-Балкарии, Лауреат премии правительства РФ, Кавалер двух орденов "За заслуги перед Отечеством", академик, профессор.

Репертуар

Любой танец - это маленький спектакль со своей эстетикой, драматургией и конечно философской концепцией, каждый со своим характером, который воплощается в определенные движения. Это тот самый классический пример, когда духовное начало получает материализацию. Долгие годы программы “Березки” украшают постановки М.М. Кольцовой: “Радуга”, “Кружевницы”, “Раздольная”, “Ожерелье”, “Защитникам Отечества посвящается”, “Песнь труду” и многие другие. По жанру репертуар ансамбля составляют лирические хороводы и разнохарактерные сценки. Но каждый хоровод отличается друг от друга. Есть к примеру рассказ о молодой девушке, которая ждет своего суженого, есть влюбленные на сцене, есть “Молодицы”, “Сударушка”, “Прялица”, есть “Радуга” - хоровод, где на сцене три персонажа - девушка, которая попала под цвет радуги, а радуга - это девичий хоровод, и вдруг у нее в руках – облако, птица. Девушка выпускает птицу. Она выпускает людям добро. Радуга – это самая настоящая мечта, чувство, интуиция, философия…Всегда - разные сюжеты. “Березка” тем и отличается, что в любое произведение вложено свое содержание. Это не танец ради танца, а определенное внутреннее душевное постижение того или иного эпизода танца, любого его движения. Не зря коллектив получил от Малого театра премию Островского - как танцующий интеллектуально, мыслящий на сцене. “Березка” воплощает замыслы балетмейстера - экспериментатора и искателя М.М. Кольцовой. В народной постановке “Петрушка” каждая фигура колоритна и имеет свою пластическую характеристику.

 

 

Статья РГРК «Голос России»

Недавно вышла в свет статья Юлии Козловой РГРК "Голос России", статья посвящена гастролям "Берёзки" в КНДР.

 

Плывущим шагом по городам Китая.

В Китае с большим гастрольным туром находится легендарный хореографический ансамбль “Берёзка”. Он стал известен благодаря своему «фирменному» девичьему хороводу, как бы плывущему по сцене. Ни один ансамбль мира за 64 года существования «Березки» не смог повторить этот скользящий шаг женщин в красных сарафанах.

С сольными концертами хореографический ансамбль “Берёзка” в Китай приезжал уже не один десяток раз. Китайская публика с нетерпением ждет новых выступлений. Образ русской девушки на сцене продуман до мелочей: от деталей костюма до наклона головы. Все внимание зрителей приковано к рукам, которые движутся подобно крыльям в полете.

Репертуар на гастролях “Берёзки” разнообразен. Тут есть лихая казачья пляска, и заводная кадриль и танцы северных народов. Для китайских зрителей коллектив подготовил сюрприз,- рассказывает ассистент руководителя “Берёзки” Елена Гришкова.

Мы исполняем танец – “комплимент”, под песню “Подмосковные вечера”, которая одинаково любима как в России, так и в Китае. На сцену выходят все артисты. У них в руках яркие китайские веера. В сарафанах и кокошниках они водят хоровод. Тем временем солистка ансамбля “Берёзка” поет песню на китайском языке.

Кроме Пекина “Берёзка” показывает свое мастерство в Шанхае, Хайкоу, Фучжоу, Циндао, а также Санья. Ансамбль и его художественного руководителя - Миру Кольцову китайская публика всегда встречает аплодисментами и стоя. В 2009 году Кольцова была удостоена премии за выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений. А совсем недавно она стала лауреатом премии ШОС “Шелковый путь -гуманитарное сотрудничество”. Сама же Кольцова впервые побывала в Китае в качестве солистки “Березки” ещё в 60-х г.

У “Березки” давние связи с Китаем - говорит Мира Кольцова. - Ансамблю аплодировал сам Мао Цзэдун. Для него мы выходили несколько раз на бис. Приятно, что публика знает и любит “Березку”.

Русский ансамбль “Березка” удивляет всех зрителей плавным шагом, секрет которого никто не может разгадать.

Не так давно артистами было подсчитано, что за всё время существования ансамбля они прошли фирменным “плывущим” шагом без малого 50 000 км!

7. Взаимосвязь и семейные отношения в коллективе “Березка”

Часть этого большого пути солистки “проплыли” по китайской сцене.

Уникальность “Березки” не только в том, что она - единственный хореографический коллектив, представляющий русское искусство в таком жанре. Уникален и сам дух “Березки”, атмосфера внутри коллектива и заповеди, по которым он живет. Здесь все живут одной жизнью - жизнью коллектива. “Если все компоненты ансамбля работают синхронно: музыканты, хореограф, артисты, художники - рождается произведение искусства, которому суждена удачная и счастливая концертная жизнь. Вот к этому мы все и стремимся, и я рада, что наш ансамбль - это содружество энтузиастов, фанатов, влюбленных в свое дело”, – говорит М.Кольцова. Огромный авторитет выдающегося мастера народной хореографии Миры Кольцовой внутри коллективе и среди коллег чрезвычайно высок. Ансамбль “Березка” – это большая семья, а Кольцова - общая мама, заботливая и строгая. Когда коллектив что-то празднует, один из тостов поднимают “За нашу маму”. “Березка” – ее вторая семья. Она - первый заступник своим артистам. Они приходят к ней со своими бедами – как домашними, так и профессиональными. Благодаря ей многие участники ансамбля учатся в ВУЗАх.

“Аура доброты в ансамбле – это от Миры Михайловны”, - говорят её коллеги. Видимо поэтому из «Березки» и не уходят, и каждый год огромный приток – приходится устраивать жесткий отбор. Абсолютно каждого артиста высмотрела, увидела, нашла Кольцова, хотя и существует художественный совет, притом весьма авторитетный. Кольцова, как и Н.С. Надеждина, умеет распознавать в новичках ту саму «божью искру», без которой искусство невозможно. Её личный вклад в развитие отечественной хореографии бесценен. Молодые исполнители познают в школе М. Кольцовой сам дух русского народного танца, его поэзию и философию.

Благодаря Кольцовой “Березка” выжила в тяжелые 1990 годы, когда ансамбль принудительно выселили из здания Высоко-Петровского монастыря, где он располагался более 25 лет, лишив тем самым его репетиционной базы.

 

Храм Сергия Радонежского - репетиционный зал ансамбля “Березка”

 

Преодолевать все трудности ей помогают личные качества и любовь к русскому искусству и родному коллективу, которому она отдала полвека жизни, а также дарованный ей природой дар лидера, руководителя и воспитателя, плюс ко всему этому её душевная щедрость, и профессиональная культура, но не только – в любых сложных ситуациях ей помогает и поддерживает чувство высокой ответственности перед памятью Н.С. Надеждиной. - “Мне судьба подарила счастье сотрудничать с великим мастером” - так М.Кольцова говорит в интервью, на встречах со зрителями,а также в личных беседах.

Ходят слухи, что участницы ансамбля связаны обязательствами не раскрывать тайну своего завораживающего скользящего шага даже членам своей семьи.

Нынешняя руководительница ансамбля “Березка”, М.Кольцова, рассказывала –“Никто не требует клятв, это было бы глупо. Людей завораживает духовность, которую выражает танец. Существует материальное и духовное. И последнее всегда перевешивает”.

Исполнительское и балетмейстерское творчество М. Кольцовой получило мировое признание. Об этом говорят многочисленные награды ансамбля такие как: Медаль мира, “Лучший коллектив года”, медали Кореи, Германии и многих других стран.

 

 

8. Исполнители:

Т.Решетникова

 

Вокал

Артист «Берёзки» с 2000 года

Образование: Музыкальное училище при МГК им.Чайковского, МГК им.Чайковского

 

Е.Минина

Вокал
Артист «Берёзки» с 2007 года
Образование: МССМШ им. Гнесиных, РАМ им. Гнесиных

А.Толстяков

Вокал
Артист «Берёзки» с 2007 года

Образование: Курский колледж культуры, Орловский университет культуры и искусств, ВТМЭИ им. Маслюкова

В.Щербаков

Баян
Артист «Берёзки» с 2003 года
Образование: Рязанское музыкальное училище им. Пироговых, ГМПИ им. Гнесиных

В.Белков

Баян

Артист «Берёзки» с 2003 года
Образование: Учалинское музыкальное училище, Уфимский институт искусств

И.Попова

Домра малая

Артист «Берёзки» с 1998 года

Образование: МГМУ им. Шнитке, РАМ им. Гнесиных

Н. Березуцкая

Домра малая

Артист «Берёзки» с 2012 года

Образование: Тульский колледж искусств, РАМ им. Гнесиных

 

Г. Попова

Домра альт

Артист «Берёзки» с 2005 года
Образование: Музыкальное училище им. Октябрьской революции, РАМ им. Гнесиных

С. Закунова

Домра альт
Артист «Берёзки» с 2007 года
Образование: Музыкальное училище им. Октябрьской революции, МГУ культуры и искусств

В.Голубчиков

Балалайка прима

Артист «Берёзки» с 2009 года
Образование: ГМУ им. Гнесиных, РАМ им. Гнесиных

 

В.Кузнецов

Балалайка альт
Артист «Берёзки» с 2010 года
Образование: Музыкальное училище им. Гнесиных,
РАМ им. Гнесиных

 

 

А.Белов

Домра бас

Артист «Берёзки» с 1985 года
Образование: Челябинское музыкальное училище,
ГМПИ им. Гнесиных

Н.Пронин

Балалайка контрабас

Артист «Берёзки» с 1998 года
Образование: МГМУ им. Шнитке, МГИМ им. Шнитке,
МГК им. Чайковского

Д.Слетков

Ударные инструменты
Артист «Берёзки» с 2011 года

Образование: МГИМ им. Шнитке, РАМ им. Гнесиных

 

 

Награды и поощрения

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели историю создания, состав, достижения, репертуар и заслуги ансамбля “Березка” имени Надеждиной. Так же мы познакомились с биографией заслуженных артистов т.к: Бруштейн Надежда Сергеевна, Мира Михайловна Кольцова и многих другие. Те самые люди, вложившие душу и сердце в создание и поддержание знаменитого ансамбля, который гремит на весь мир, чьи выступления завораживают своим великолепием уже не один десяток лет. За 30 страниц текста невозможно описать всего того, что достиг ансамбль за время своего существования. Максимально что мы смогли сделать, это лишь раскрыть основные заслуги и достижения.

Ансамбль “Березка” является одним из единственных вокально-танцевальным коллективом, который прославил нашу страну за рубежом.

 

Список используемой литературы

1.Официальный сайт http://berezkamusic.ru

2.Официальный сайт М.Кольцовой http://www.koltsov.biz/

3.Материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

а)Дневники гастролей ансамбля в Англии, АРЕ, Греции, Ливане (1954 - 1956).

б)Докладные записки Н. С. Надеждиной о постановке новых танцев (1958).

в) Переписка с советскими обществами дружбы и культурных связей с зарубежными странами, с Мин-вом культуры Польши, с югославским ансамблем "Коло", с деятелями искусств зарубежных стран (1949 - 1959)

г) Переписка с мин-вами культуры СССР и РСФСР, изд-вами, АПН, Росконцертом и др. о работе ансамбля, присвоении почетных званий, составе худсовета, участии ансамбля в конкурсах и смотрах и др. (1961 - 1969)

4. Материалы из личных архивов Федерального государственного бюджетного учреждение культуры Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной при Управления делами Президента Российской Федерации

Введение

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной при Управлении делами Президента Российской Федерации был образован в 1948 г.выдающимся хореографом ХХ века, Народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии СССР, Героем Социалистического Труда Надеждой Сергеевной Надеждиной. (настоящая фамилия Бруштейн). Первоначальная площадка для репетиций располагалась в Храме Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре до 1990 года. С 1990 года по сей день расположение коллектива: Деловой и исторический центр Москвы.

Основной сферой деятельностью ансамбля является создание и сохранение мировых, высокохудожественный произведений в области хореографии и музыки, отображение традиций культуры русского народа, сохранение фольклорных жанров и традиций. Ансамбль не просто выполняет свою работу, он приобщает людей к ценностям русской музыкальной и хореографичекой культуры. Способствует развитию музыкальных ценностей искусстве.

Успешная деятельность ансамбля на Родине и за рубежом явилась активной пропагандой народного русского танца для многих поколений.

Целью данной курсовой работы является знакомство и исследование деятельности ансамбля, история становления, его развитие и достижения в области культуры, а также знакомство с коллективом и руководителями.

 

Биография Бруштейн Надежды Сергеевны

Надежда Сергеевна Надеждина родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе. Родители - писательница Александра Бруштейн (1884—1968), автор трилогии «Дорога уходит в даль…», Отец — Сергей Александрович Бруштейн (1873—1947), заслуженный деятель науки РСФСР 1927, являлся профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института повышения квалификации врачей, основатель Государственного физиотерапевтического института в Ленинграде, один из родоначальников советской физиотерапии. Надежда Сергеевна была внучкой Якова Выгодского 1857—1941, врача и общественного деятеля, основателя еврейской общины Вильнюса, который погиб в фашистской тюрьме. С раннего детства Надежда испытывала сильную тягу к занятиям народными танцами. Когда, по окончанию школы, Надежда проявила желание заниматься танцами, мать была категорически против. Умная, талантливая, отличная по всем предметам. Какие танцы? И она строго сказала: «Нет». Потом, уже холодно добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся».

Но Надежда стояла на своем. Она пошла учится к известному педагогу А.Я. Вагановой в балетную школу Петрограда. Юная хореографистка ежедневно улучшала свое мастерство, умела, как никто другой, донести «смысл» каждого движения в танце до зрителей. Уже в конце обучения стало понятно, что девушку ждет большое будущее. И педагоги в ней не ошиблись. Уже после первого экзамена ей предложили работу в Большом театре.

Она летела домой словно на крыльях. «Мама, – радостно воскликнула Надя, – я уезжаю в Москву. Теперь, я – артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта почти сбылась?» Надежда опустила голову, задумавшись на мгновение, потом твердо ответила: “Сбудется, обязательно”.

В результате 9-ти летнего упорного труда в Большом театре она достигла больших успехов. Надежда участвовала в балетах «Баядера»,«Конек-Горбунок», «Дон Кихот», «Раймонда», «Лебединое озеро»… Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она исполняла в театре испанские, русские, венгерские, украинские, танцы. Актеры сбегались посмотреть, с какой страстью девушка исполняет озорные танцевальные мотивы.

За период работы в театре, юная артистка активно вникала в театральную жизнь, изучала работу коллектива и совершенствовала сценическое мастерство. В 1924 году Надеждина становиться самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Со сценой Н.С. Надеждина познакомилась в 1931 году, а с середины 30-х годов начала создавать свои номера. В годы Великой Отечественной войны она — балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта — ставит танцы во фронтовых и агитбригадах и сама выезжает с ними в действующую армию. В 1945 году становиться художественным руководителем Русского народного Хора Калининской филармонии, интересуется фольклором северных областей России. С 1947 года возглавляет балетное отделение Мосгосэстрады. В 1948 году она создает тот самый хореографический ансамбль «Берёзка», который через несколько лет будет греметь на всю страну.Надежда Надеждина умерла 11 октября 1979 года, и была захоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. На её могиле был установлен памятник из гранита и мрамора.

 

 

3. История создания ансамбля “Надежда”

 

Как то раз, Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: молодые девушки держали в руках цветущие веточки березы. В этом литографии она нашла не просто занимательную идею танца, но и схватила свою «синюю птицу», изменившую ее жизнь и принесшую ей большое счастье. После долгой работы поставленные Надеждой номера ждал изумительный успех, полные залы и хвалебные статьи в газетах и журналах. В 1948 году в Москве на сцене Большого театра Надеждина поставила для колхозников Калининской области танец, который назвала «Березка». Танец был настолько неординарен и интересен, что Надеждину попросили повторить эту постановку с профессиональными артистами, и исполнить его на сцене «Эрмитажа». Набирая свой собственный коллектив, Надежда огромное количество времени проводила в танцевальных коллективах и учебных заведениях. Спустя какое то время, Надеждина скажет: «В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска — поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.096 с.)