Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 16. Классификация Садхак

Поиск

1. Садхак разделяют на три основные группы в соответствии с прогрессом, которого они достигли в практике Пранаямы. Это следующие категории: нижняя (адхама), в которой дыхание жесткое и грубое; средняя (мадхьяма), в ней дыхание наполовину мягкое; и высшая (уттама), в которой дыхание мягкое и чистое.

2. Эти группы снова подразделяются, с тем чтобы показать тонкие различия. Начинающие делятся на низших среди «низших» (адхамадхама), средних среди «низших» (адхамамадхьяма) и лучших среди «низших» (адхамоттама), «Средняя» и «высшая» группы подразделяются аналогичным образом. Но конечная цель каждого садхаки - присоединиться к высшим из «высших» (утта-моттама).

3. Начинающий в пранаяме (адхама) использует физическую силу и испытывает недостаток ритма и уравновешенности. Его тело и мозг жесткие, а дыхание принужденное, прерывистое и поверхностное. Садхака среднего уровня (мадхьяма) достиг некоторого уровня в искусстве сидения, а возможности его легких больше, чем у начинающего. Ему недостает навыков поддержания устойчивой позы и ритмичного дыхания. Его практика посредственна, в то время как более совершенный (уттама) садхака тренирован — он сидит прямо и осознанно. Его легкие способны дольше выдерживать пранаяму. Его дыхание ритмичное, мягкое и тонкое, а гедо, ум и интеллект уравновешены. Он всегда готов отрегулировать свою позу и исправить ошибки.

4. Очень часто понимание и практика не совпадают. Один садхака более способен к пониманию, в то время как другой может иметь лучшие практические навыки. В любом случае он должен развивать равновесие в навыках и понимании и гармонично использовать их для лучшей практики Пранаямы.

5. Патанджали упоминает важную роль, которую играют в практике место (деша), время (кала) и состояние (самкхья), как внутреннее, так и внешнее. Их можно регулировать, увеличивать или делать тонкими (Йога Сутра II, 50), Туловище садхаки - - это место, его возраст — время, а его состояние — постепенный рост уравновешенности и равномерности потока дыхания,

6. Начинающий может использовать только верхнюю часть легких, в то время как ученик среднего уровня задействует диафрагму или область пупа, а адепт — область таза. Садхака должен научиться вовлекать в практику Пранаямы все туловище.

7. Время определяется длительностью каждого вдоха и выдоха, а обстоятельства — контролируемостью потока и тонкостью дыхания.

8 Условие представляет собой количество и длительность вдохов, задержек на вдохе и выдохе и выдохов. Садхака должен установить их количество и длительность для каждого определенного дня и придерживаться регулярного расписания. Мягкий и тонкий, длительный поток дыхания в каждом цикле является идеальным условием (санкхья)-

9. Садхака может выполнить один цикл, длящийся десять секунд, второй двадцать и третий - тридцать. Он может выполнять практику Пранаямы на трех уровнях: первом, исключительно физическом, используя в качестве инструмента свое тело; втором, эмоциональном, используя только свои умственные способности; или же на разумном, контролируя дыхание разумом. Начинающий может достичь совершенства, если его циклы очень коротки, но мягки и правильны; с другой стороны, адепт, который гордится длительностью своего цикла, грубого и жесткого, опускается до уровня начинающего

10 Садхаке следует развивать устойчивость тела, сохраняя ум и эмоции в равновесии, а интеллект ~ спокойным Тогда он способен наблюдать тонкий поток дыхания и ощущать его растворение в организме. Его тело, дыхание, ум, интеллект и самость становятся едиными и утрачивают свою индивидуальную тождественность. Способность познавать, знающий и знание становятся единым целым (Йога Сутра, I, 41).

11. Музыкант растворяется в экстазе, проявляя все тонкости раги (музыкальную запись, мелодию и гармонию), в которой он специализировался, и постигает высшее сознание. Он может осознавать или не осознавать, что его опыт разделяет с ним аудитория. Это — поиск звука (наданусандхана). Подобным образом и садха-ка растворяется в экстазе, но его опыт пранаямы исключительно субъективен. Он в одиночестве прислушивается к тонкому и мягкому звуку дыхания и наслаждается абсолютно беззвучным состоянием кумбхаки. Это — поиск Самости (Атманусандхана).

12. Вдыхание (пурака) — это впитывание космической энергии; вдох — задержка (ангара кумбхака) — объединение Вселенской Самости с индивидуальной; выдыхание (речака) — отдача индивидуальной энергии, за которой следует выдох — задержка (бахья кумбхака), в которой индивидуальная и Вселенская Самость сливаются. Это — состояние нирвикальпа самадхи.

Глава 17. Биджа Пранаяма

Что такое Джапа?

1. Хотя душа и свободна от причины и следствия, радости и печали, она захвачена турбулентной активностью ума. Назначение мантра джапы — контролировать и концентрировать возбужденный ум на единственной точке и связать его с одной мыслью. Мантра — это ведический гимн или музыкальная строфа, повторение которой и есть джапа, или молитва. Мантру следует повторять с искренностью, любовью и преданностью, которая развивает взаимоотношения между человеком и его Создателем. Ограниченная одним и двадцатью четырьмя слогами, она становится семенем (биджа) мантры, ключевым словом, которое открывает замок его души. Просветленный гуру, заслуживший благоволение Бога, посвящает и дает ключевое слово своему достойному шисья, слово, открывающее его душу. Для шисья это — семя для самопознания и посвящения во все аспекты Йоги.

2. Ум принимает форму мыслей и формируется таким образом, что добрые мысли порождают благой ум, а злые — плохой. Джапа (повторение мантры) используется, чтобы отвлечь ум от пустых разговоров, завистливых идей и пересудов, так, что ум обращается к мыслям о душе и Боге. Это — фокусирование блуждающего беспокойного ума на единственной мысли, действии или чувстве.

3. Мантры даются для постоянного повторного произнесения с определенным смыслом и имеют определенные назначение и объект. Постоянное повторение (джапа) мантры с обдумыванием ее смысла (артха-бхавана; артха — значение, смысл; бхавана — обдумывание) приносит просветление. Таким постоянным повторением и обдумыванием смысла мысли садхаки отстаиваются, очищаются и проясняются. Он видит свою душу как будто отраженной в пруду ума.

4. Эта джапа трансформирует еадхаку и трансмутирует его эго, таким образом делая его скромным. Он приобретает внутреннее спокойствие и становится тем, кто победил ощущения (джитендрийя)

5. Во время практики Пранаямы повторяйте мантру, мысленно синхронизируя ее безмолвный поток, сохраняя рот и язык неподвижными. Это позволяет держать ум внимательным и помогает увеличить продолжительность трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки. Поток дыхания и развитие ума становятся плавными и устойчивыми

6. Практика Пранаямы бывает двух видов: сабиджа (с семенем) и нирбиджа (без семени). Сабиджа пранаяма включает в себя повторение мантр, ее преподают четырем типам садхак с различным уровнем умственного развития: мудха, кшипта, викшипта и экагра (см. гл 2)

7. Мантру не следует повторять быстро, с тем чтобы закончить цикл Пранаямы. Она должна быть ритмичной, согласуясь с потоком дыхания на вдохе, выдохе и задержке. Тогда органы чувств молчат. Когда достигнуто совершенство, садхака становится свободен и чист без поддержки мантры

8. Нирбиджа пранаяме обучают пятый тип садхаки, тип, обладающий наивысшим умственным развитием, известным как ни-руддха. Эта пранаяма выполняется без поддержки мантры, и в ней садхака дышит, живет и испытывает состояние, известное как «это есть ты» (тат тавам аси)

9. Сабиджа, подобно семени, прорастает мыслями, идеями и видением, в то время как нирбиджа, подобная обжаренному семени, не дает ростков Сабиджа имеет начало и конец, она имеет форму, очертания и подтекст, подобно лампе, свету и пламени Нирбиджа не имеет условий, начала и конца

10 Сабиджа пранаяма обращает ум и интеллект садхаки к Господу, семени всеведения и источнику всего сущего Слово, которое выражает Его, есть мистический слог АУМ (пранава) Господь был описан Патанджали как тот, кого не затрагивают циклы действия и результаты действия, причины и следствия, несчастья и наслаждения

11. В Чандогья Упанишаде говорится, что Праджапати (Творец) размышлял над сотворенными им мирами От этого прои зошли гри Вены Риг, Яджур и (ама От них, в результате процесса созревания, появились три слога: бху (земля), бхува (атмосфера) и сва (небо). В результате дальнейшего созревания от них произошел слог АУМ. Как листья удерживаются вместе ветвью, так и речь удерживается слогом АУМ.

12. АУМ несет в себе понятия всемогущества и всеобщности Он содержит все благоприятное и внушающее благоговение. Это — символ безмятежности и величественной мощи. АУМ — это вечный дух, высшая цель. Когда его скрытый смысл полностью известен, все стремления завершены Это — самый надежный способ спасения и высшей помощи. Он подразумевает полноту человеческой жизни, мысли, опыта и служения Богу Это бессмертный звук. Те, кто вошли в него и нашли в нем прибежище, становятся бессмертными.

13. Упанишады упоминают различные триады, которым поклоняются при помощи трехсложного АУМа. В царстве пола он символизирует женский, мужской и нейтральный пол, а также их творца, находящегося за пределами пола. Когда речь идет о силе и свете, АУМ символизирует огонь, ветер и солнце, так же как и то, что порождает эти источники силы и света. На уровне Божественных сил АУМу поклоняются как Браме — творцу, Вишну — защитнику и Рудре — разрушителю, объединяя в этих образах силы всей жизни и материи В связи со временем AУM выступает в форме прошлого, настоящего и будущего, вместг со Всемогущим, который находится за пределами досягаемости времени Как мысль, АУМ представляет ум (манас), разум, или понимание (буддхи), и самость, или эго (ахамкара) Слово АУМ также представляет три состояния (гуны): ясность (саттва), деятельность (рад-жас) и инерция (тамас), а также того, кто стал свободен от них, гунатитта

14 Три буквы, А, У и М вместе, с точкой над М являются символом человеческого поиска истины вместе с тремя путями знания, действия и преданности, и эволюции великой души в того, кто достиг душевного равновесия и чей разум достиг состояния устойчивости охитапраджня Если он следует путем мудрости (джнана-мapгa), ею желания (ичха), действия (крийя) и шание (видья) находятся иод контролем Гели он с re дуст путем действии (карма-мар] а), он проходит суровую аскезу (гапас), чтобы достичь своей цели вжизни самопознания (свадхъяя), и затем посвятить плоды своих деиствии Господу (Имвара-пранидхапа) Гели он следует путем преданности (бхакти-марга), он будет погружен в слушание имени Господа (Шравана), медитирование на Его атрибутах (Манана) и размышление о Его славе (Нидидхьясана). Его состояние выше состояния сна (нирда), сна со сновидениями (свапа) или бодрствования (джагрити), хотя его тело пребывает в покое, как будто он спит, его ум похож на ум сновидящего и его разум полностью бодрствует, он в четвертом трансцендентном состоянии, турьявастха.

15. Тот, кто осознал разнообразные значения АУМ, становится свободным от оков жизни. Его тело, дыхание, чувства, ум, разум и слог АУМ сливаются воедино.

16. АУМ — это слово, которое прославляют все Веды, которое выражают самопожертвование. Это — цель всех священных учений и символ святой жизни. Огонь дремлет в сухом дереве и может быть пробужден трением. Так же спящая божественность садхаки пробуждается к проявлению словом АУМ. Образно говоря, трением разумного осознавания о священное слово АУМ он прозревает скрытую божественность внутри себя.

17. Медитируя на АУМ, садхака остается устойчивым, чистым и исполненным веры и становится великим. Как кобра сбрасывает старую кожу, так и он сбрасывает с себя все зло. Он находит мир в Высшем Духе, где нет страха, разложения или смерти.

18. Так как слово АУМ — слово высшей и величественной мощи, то эту мощь необходимо рассредоточить добавлением к нему имени божества и включением в мантру в качестве биджи для практики Пранаямы, как, например, в восьмислоговой мантре «АУМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ», или в пятислоговой «АУМ НА-МАХ ШИВАЙЯ», или в двенадцатислоговой «АУМ НАМО БАГА-ВАТЕ ВАСУДЕВАЙЯ» или в Гаятри мантре> состоящей из двадцати четырех слогов.

Глава 18. Вритти Пранаяма

1. Вритти означает действие, движение, курс следования или метод.

2. Существует два типа вритти пранаямы: самавритти и виса-мавритти. Самавритти имеет место, если продолжительность каждого вдоха, выдоха и задержки дыхания одинаковы, и висамав-ритги — если эта продолжительность изменяется и различна.

Самавритти Пранаяма

3. «Сама» означает равный, идентичный или одинаковый способ. В самавритти пранаяме делается попытка достичь одинаковой продолжительности всех четырех процессов дыхания: вдоха (пу-раха), задержки (антара кумбхака), выдоха (речака) и задержки (бахья кумбхака). Если продолжительность пураки пять или десять секунд, такой же должна быть и продолжительность речаки и кумбхаки.

4. Начинайте самавритти пранаяму, согласуясь только с равной продолжительностью вдоха (пурака) и выдоха (речака).

5. Достигайте равной продолжительности, поддерживая совершенный мягкий ритм в пураке и речаке.

6. Только после этого, попытайтесь сделать задержку дыхания после вдоха (антара кумбхаку). Поначалу вы не сможете поддерживать одинаковую длительность времени во внутренней задержке и в пураке и речаке

7 Начинайте внутреннюю задержку постепенно. Сперва соотношение времени между тремя процессами должно быть 1: 1/2: 1. Медленно увеличивайте пропорцию до 1. 1/2: 1. Когда это соотношение прочно установлено, увеличивайте его до 1: 34: 1. Когда это станет легким, увеличьте пропорцию кумбхаки до 1: 1: 1

8 Не пытайтесь задержать дыхание после полного выдоха (бахья кумбхака) до тех пор, пока не достигли этой пропорции.

9. Затем постепенно начинайте внешнюю задержку (бахья кумбхака). В начале сохраняйте соотношение времени вдоха, задержки на вдохе, выдоха и задержки на выдохе равным 1: 1: 1: 1/4. Медленно увеличивайте эту пропорцию до 1: 1: 1: 1/2 После того, как вы достигли стабильности, повышайте пропорцию до 1: 1: 1: 3/4 и, в конечном счете, достигайте соотношения 1: 1 • 1: 1.

10. Сперва практикуйте внутреннюю задержку (антара кумб-хака) отдельно, выполняя одну антара кумбхаку между тремя или четырьмя циклами нормального дыхания. Повторяйте цикл анта-ры пять или шесть раз. Когда это станет легким и удобным, уменьшайте количество циклов нормального дыхания. Когда и это станет легким, выполняйте пураку, антара кумбхаку и речаку без чередования с нормальным дыханием.

11. Когда одинаковая пропорция пураки, антара кумбхаки и речаки поддерживается с легкостью, вводите бахъя кумбхаку — одну на три или четыре цикла.

12. Постепенно уменьшайте число промежуточных циклов. Затем выполните пураку, антара кумбхаку, речаку и бахъя кумбхаку без промежуточных циклов.

Висамавритти Пранаяма

13. Висама означает неравномерный, несимметричный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что продолжительность пураки, антара кумбхаки, речаки и бахъя кумбхаки варьируют. Это ведет к прерывистому ритму, и разности в пропорции порождают трудности и опасность для учеников, если они не одарены крепкими нервами и хорошими легкими.

14. Сперва начните со вдоха, антара кумбхаки и выдоха в соотношении 1:2*1 Увеличивайте пропорцию постепенно до 1: 3: 1, затем до 1. 4. 1 Затем установите и утвердитесь в соотношении

1: 4. 1 1/4, 1 4 13/4 и 1 4.2 Только югда, когда вы овладеете этим, постепенно увеличивайте долю бахья кумбхаки в пропорции 1 4.

2 1/4 1 4:2 1/2, 1. 4 2: 3/4 и 1 4.2 1 Эти четыре составляющих образуют один цикл висамавритти пранаямы.

15. Сперва ученику будет трудно поддерживать ритм во время речаки, бахья кумбхаки и пураки, так как дыхание затруднено. Однако длительная и непрерывная практика принесет облегчение.

16 В висамавритти пранаяме идеальной пропорцией будет следующая, полный вдох.снимает пять секунд, задержка дыхания (антара кумбхака) - двадцать секунд, выдох — десять секунд, бахъя кумбхака -- пять секунд, соотношение 1 4 2 1

17. Когда эта ступень достигнута, поменяйте длительность составляющих местами. Вдыхайте в течение десяти секунд, задержите дыхание на двадцать секунд и выдохните в течение пяти секунд; пропорция будет следующей — 2:4:1. Затем добавьте бахья кумбхаку в соотношении 2. 4: 1: 1/4и постепенно увеличивайте продолжительность бахья кумбхаки до соотношения 2:4: 1: 1/2 затем — 2:4: 1: 3/4 и в конечном итоге — 2:4: 1: 1.

18. Длительность дыхательных процессов можно варьировать. Например, если вдох занимает двадцать секунд, задержка — десять секунд и выдох — пять секунд, уменьшите продолжительность бахья кумбхаки до 2 1/2 секунд, получив таким образом пропорцию 4:2: 1 1/2.

19. Продолжительность процессов может изменяться в виса-мавритти пранаяме в различных соотношениях, как, например, 1: 2: 4: 1/2, 2 • 4: 1 /2: 1,4: 1/2: 2: 1, 1 /2: 1: 4: 2. Изменения и комбинации в висамавритти пранаяме многочисленны и ни один смертный не может выполнить все возможные комбинации за свою жизнь. Пример таких изменений и комбинаций дан в примечаниях к сурья и чандра бхедана пранаямам в гл. 27.

Примечание

20. Путь висамавритти пранаямы чреват опасностями. Поэтому не практикуйте ее самостоятельно, без личного наблюдения опытного гуру

21. Из-за различных соотношений вдоха, задержки после вдоха, выдоха и задержки после выдоха все системы тела, особенно дыхательные органы, сердце и нервы перегружены и напряжены. Это может вызвать напряжение в мозгу и кровяных сосудах, которое, в свою очередь, может вызвать перенапряжение, беспокойство и раздражение.

22. Это предостережение, относящееся к самавритти пранаяме и практике кумбхаки, применимо еще в большей степени к висамавритти пранаяме. Запомните слова Сватмарамы в его Хат-ха-Йога Прадипике о том, что прану следует приручать более постепенно, чем львов, слонов и тигров; в противном случае она убьет практикующего

Раздел III Техники Пранаямы

Глава 19. Удджайи Пранаяма

Приставка «уд» означает увеличение или расширение. Она также содержит в себе смысл превосходства и мощи. «Джайя» означает победу или успех и, с другой точки зрения, самообладание, В удджайи легкие полностью расширены, а грудная клетка выпячена, как у могущественного завоевателя.

Все стадии этой пранаямы, за исключением содержащих задержки (кумбхаки), можно выполнять в любое время. Однако если в сердце ощущается тяжесть, переполненность или боль, или же напряжена диафрагма, или если вы взволнованны и нарушен пульс, то, перед тем как лечь, положите на пол два деревянных бруска (каждый около одного квадратного фута и 1 1/2 дюйма толщиной), один поверх другого. Расположите спину на брусках так, чтобы ягодицы были ниже планок, а руки вытянуты вниз (фот. 79 - - 81). Также можно воспользоваться валиком, как показано на фот. 82. Для удобства и расслабления положите на ноги груз, как на фот. 83. Вместо брусков можно использовать две подушки (фот. 84). Если из-за физического недостатка или болезни нельзя выпрямить ноги, согните колени и расположите нижние части ног на валике или стуле (фот. 85 и 86).

Фото 79 Фото 80 Фото 81 Фото 82 Фото 84 Фото 83 Фото 85 Фото 86

Когда спина расположена таким образом, мышцы тазового пояса стимулируют вдох. Это облегчает любое напряжение и смягчает диафрагму Легкие и дыхательные мышцы функционируют плавно, и дыхание становится глубоким. Практика этой пранаямы приносит удивительное облегчение больным с увеличенным сердечным желудочком и врожденными пороками сердца. Более того, она успокаивает страх, мучающий сердечных больных, опасающихся, что малейшее движение ухудшит их состояние.

Примечания

1. Все ступени всех пранаям начинаются с выдоха (речака) и заканчиваются вдохом (пурака). Сперва вы должны выдохнуть без остатка весь воздух, находящийся в легких, а затем начинать пра-наяму. Не заканчивайте пранаяму выдохом, это создает напряжение в сердце, а сделайте нормальный вдох в конце каждой ступени пранаямы. Не используйте усилие,

2. Пути входящего и исходящего дыхания в синусовых областях различны. При вдохе дыхание касается внутренней поверхности синусовых проходов в нижней части (фот. 87). При выдохе оно касается внешней поверхности в ее верхней части (фот. 88).

3. Все вдохи выполняются с шипящим звуком «сссс», а все выдохи - с придыханием - - легким «хххх»[1].

4. На начальных этапах пранаямы при сидении используйте опору, как описано в гл. 11, пункт 30 (фот, 42, 43).

5. Хотя шавасана и рекомендуется в конце каждой пранаямы, если вы хотите делать более одной ступени или несколько различных пранаям последовательно, то шавасану следует выполнять только в конце занятия.

Фото 87 Фото 88 Фото 89

Ступень I

Эта подготовительная ступень обучает практикующего искусству осознания ощущений в легких; она ведет к ровному дыханию.

Техника

Фото 90

1.Расстелите одеяло, сложив его в длину, на полу. Поверх него, точно кромка к кромке, под голову положите другое одеяло, сложенное втрое или вчетверо, таким образом, чтобы оно находилось под туловищем и затылком (фот, 89).

2. Лягте на спину и сложите одеяло. Сохраняя тело вытянутым, не допускайте, чтобы грудная клетка была впалой- Закройте глаза и полежите спокойно одну или две минуты (фот. 50). Покройте глаза мягкой тканью для быстрой релаксации лицевых мышц (фот. 90).

3. Дышите нормально. Сознательно наблюдайте и чувствуйте поток дыхания на всем его протяжении.

4. По мере того как вы вдыхаете, удостоверьтесь, что оба легких наполняются равномерно. Чувствуйте, как грудная клетка расширяется в стороны и поднимается. Синхронизируйте эти два движения.

Фото 91 Фото 92 Фото 93 Фото 94 Фото 95

 

5. Выдыхайте спокойно, опорожняя легкие равномерно с обеих сторон. Если легкие опорожняются неравномерно, откорректируйте этот процесс.

6. Продолжайте проделывать вышеописанное на протяжении десяти минут, сохраняя глаза закрытыми все это время.

Результаты

Вышеописанная практика развивает внимание, укрепляет нервы, облегчает всякое напряжение в легких и подготавливает их к глубокому дыханию.

Ступень II

Эта подготовительная ступень учит практикующего увеличивать продолжительность каждого выдоха и помогает ему постичь искусство выдыхания.

Техника

1. Лягте, следуя инструкциям, данным в пунктах 1 и 2 ступени I (фот. 89)

2. Закройте глаза, не напрягая при этом глазные яблоки, сохраняйте их пассивными и восприимчивыми и обратите взгляд вовнутрь (фот 54).

3. Сохраняйте внутренний слух бдительным и восприимчивым,

4 Сначала спокойно выдохните, пока не почувствуете, что легкие совершенно пусты, однако не оказывая при этом давления на абдоминальные органы (фот. 91).

5. Сделайте нормальный вдох через нос. Это - - вдох (пурака).

6. Выдохните медленно, глубоко и равномерно до совершенного опустошения легких. Это — выдох (речака)

7. Продолжайте дышать таким образом на протяжении десяти минут, затем расслабьтесь.

Акцент здесь делается на медленном, глубоком и устойчивом выдохе.

Результаты

Эта ступень успокаивает нервы и мозг. Медленные, равномерные и глубокие выдохи идеальны для страдающих сердечными расстройствами и гипертонией.

Ступень III

Эта подготовительная ступень обучает практикующего увеличивать продолжительность каждого вдоха и познать искусство вдоха.

Техника

1. Лягте, как это описано в ступени I, пунктах 1 и 2. Затем следуйте инструкциям, данным в ступени II, пунктах 2 и 4.

2. Расслабьте диафрагму и растяните ее в стороны во время вдоха, не раздувая при этом брюшную полость (фот. 92). Чтобы предотвратить это, не позволяйте диафрагме сворачиваться или подниматься выше уровня плавающих ребер (фот. 93 и 94).

3. Тщательно сделайте медленный, глубокий, устойчивый свистящий вдох через нос. Удостоверьтесь в том, что оба легких наполнены равномерно.

4. Слушайте звук дыхания внимательно и поддерживайте его ритм в течение всего вдоха

5. Наполните легкие до предела, пока звук вдоха станет неслышимым

6. С глубоким вдохом связана тенденция поворачивать глазные яблоки вверх (фот. 95). Сознательно опустите их и сосредоточьтесь на легких.

7 В начале выдоха остановите движение диафрагмы, затем выдохните медленно, но не глубоко. Здесь выдох должен быть немного длиннее, чем обычный.

8. Продолжайте таким образом в течение десяти минут, затем расслабьтесь.

9. Особое внимание здесь уделяется медленному, устойчивому вдоху. Напомню еще раз, слушайте звук дыхания и поддерживайте его ритм на протяжении всего цикла. Чтобы добиться лучшего ритмичного глубокого дыхания, рекомендуется использовать две дощечки, положив их под спину, как описано в начале этой главы (фот. 80 - 86),

Результаты

Эта подготовительная практика хороша для людей, страдающих низким кровяным давлением, астмой и депрессией. Она укрепляет нервную систему и вселяет уверенность.

Ступень IV

Эта подготовительная ступень обучает практикующего увеличивать продолжительность каждого вдоха и выдоха Она помогает овладеть искусством глубокого вдоха и глубокого выдоха.

Техника

1. Лягте, как описано в ступени I, пунктах 1 и 2. Затем следуйте инструкциям, данным в ступени II, пунктах 2 - - 4.

2. Теперь вдохните, следуя техникам, данным в пунктах 2 — 5 ступени III

3. Сожмите диафрагму и расслабьте ее, постепенно выдыхая глубоко, медленно и равномерно, до тех пор, пока не почувствуете, что легкие пусты,

4. Это составляет один цикл. Повторяйте эти циклы в течение десяти- - пятнадцати минут, затем расслабьтесь.

Результаты

Эта ступень дает энергию, успокаивает и тонизирует нервы, ступени I- - IV являются подготовительными к удджайя пранаяме, выполняемой лежа.

Ступень V

Дыхание здесь аналогично дыханию в ступени I, но выполняется сидя. Это обучает искусству наблюдения и ведет к равномерному дыханию

Техника

1. Сядьте в падмасану, сиддхасану, свастикасану или вирасану, или же в любую другую удобную позу.

2. Посидите немного спокойно, прочно удерживая позвоночник и спину прямымии, но спинные мышцы мягкими и подвижными для регулирования положения туловища. Прочность позвоночника должна быть уравновешена подвижностью спин ных мышц, которые расслабляются и сокращаются с потоком выходящего и исходящего дыхания. Абсорбцию дыхания следует синхронизировать с подвижностью спинных мышц. Чем медленнее их движения, тем лучше абсорбция дыхания.

3. Опустите голову к туловищу и поднимите внутренний каркас грудной клетки навстречу опускающемуся подбородку. Расположите подбородок во впадине, находящейся под грудиной. Это - подбородочный замок (джаландхара бандха) (фот. 57). Если вы не можете делать это полностью, наклоните голову насколько возможно низко, без напряжения, и продолжайте практику (фот. 63).

4. Опустите руки и расположите тыльную сторону запястий на коленях (фот. 32) или соедините кончики указательных пальцев каждой руки с кончиками больших пальцев, а остальные пальцы выпрямьте (джанана мудра) (фот. 13).

5. Не напрягайте глазные яблоки, как на фот. 95, но сохраняйте их пассивными и восприимчивыми. Закройте глаза и обратите взгляд внутрь (фот. 54).

6. Сохраняйте внутренний слух бдительным и восприимчивым,

7. Сперва спокойно выдохните насколько возможно плавно, не оказывая давления на органы брюшной полости (фот. 96 и 97). Обратите внимание на точки на туловище, которые показывают движение кожи при выдохе, вдохе и задержке,

8. Следуйте техникам, данным в пунктах 3 - - 6 ступени I, наблюдая поток дыхания. Делайте это в течение десяти минут и затем несколько минут отдохните в шавасане.

Ступень VI

Дыхание в этой ступени аналогично дыханию в ступени II, но выполняется сидя. Практикующий обучается увеличивать продолжительность каждого выдоха и овладевает искусством выдоха.

Техника

Фото 96 Фото 97 Фото 98 Фото 99

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя техникам, данным в пунктах 1 7 ступени V Выдохните из легких весь находящийся там воздух (фот. 96).

2. Сделайте нормальный вдох через нос.

3. Выдохните медленно, глубоко и равномерно, пока не почувствуете, что легкие пусты.

4. Будьте внимательны к позе во время выдоха и слушайте внимательно придыхательный звук дыхания. Поддерживайте его ритм и плавность на протяжении всего выдоха.

5. Этим завершается один цикл. Повторяйте эти циклы в течение десяти минут, вдохните, затем отдохните в шавасане (фот. 182).

Акцент здесь делается на медленных, глубоких и равномерных выдохах.

Ступень VII

Дыхание в этой ступени подобно дыханию в ступени II, но выполняется сидя. Здесь практикующий учится увеличивать продолжительность каждого вдоха и искусству вдоха.

Техника

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1-7 ступени V и выдохните (фот. 96)

2. Тщательно вдохните через нос - - медленно и глубоко, следуя технике, описанной в пунктах 3-7 ступени III.

3. Выдохните медленно, но не глубоко, делая выдох немного дольше обычного.

4. Это завершает один цикл. Повторяйте эти циклы в течение десяти минут, вдохните и расслабьтесь в шавасане (фот. 182) ступени V и VII являются подготовительными к практике уд-джайи пранаямы, выполняемой сидя.

Ступень VIII

Теперь начинайте собственно удджайи пранаяму, с глубоким вдохом и выдохом.

Техника

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя техникам, данным в пунктах 17 ступени V и выдохните из легких весь воздух (фот. 96),

2. Сделайте глубокий, медленный, равномерный вдох через нос.

3. Слушайте шипящий звук дыхания. Контролируйте, выверяйте и синхронизируйте его поток, тон и ритм. Поток контролируется резонансом звука, а тон - потоком дыхания. Это - - ключ к успеху в пранаяме.

4. Наполните легкие от основания до верхушек, до самых ключиц. Сознательно старайтесь провести дыхание в самые отдаленные части легких (фот, 98 - - вид спереди, фот. 99 - - вид сзади, фот 100 — вид сбоку)

5. Непрерывно осознавайте входящее дыхание

6. По мере того как вы вдыхаете, тело, легкие, мозг и сознание должны быть скорее воспринимающими, чем деятельными. Дыхание принимается, как божественный дар, и не должно подвергаться насилию.

7. Не раздувайте брюшную полость при вдохе. Все время удерживайте диафрагму ниже ребер. Следите за этим во всех видах пранаямы. Если диафрагма поднята выше плавающих ребер, то вместо расширения грудной клетки будет раздуваться брюшная полость.

8. Движения, описанные в пунктах 4, 6 и 7, выполняются посредством подтягивания всей абдоминальной области от лобковой кости к грудине, по направлению к позвоночнику, а затем — к голове. Это автоматически массирует внутренние органы.

9. При глубоком вдохе внутренние межреберные мышцы передней части тела поднимаются вверх. Непосредственно перед выдохом происходит дальнейшее поднятие этих мышц, которое подготавливает практикующего к выдоху.

10. Теперь начинается процесс глубокого выдоха, в котором туловище и диафрагма играют активную роль

11. Поддерживайте межреберные мышпы в поднятом положении, так же как и диафрагму, и начинайте выдох. Позвольте дыханию выходить медленно, глубоко и устойчиво.

12. После нескольких секунд сжатие туловища медленно расслабляется само по себе, до тех пор пока легкие не опустошатся пассивно. Сохраняйте постоянное осознание во время выдоха.

13. Это завершает один цикл. Повторяйте в течение десяти— пятнадцати минут, сохраняя глаза закрытыми, а конечности -расслабленными. Вдохните и затем лягте и отдохните в шавасане (фот 182).

14. Вдохните с теплотой, приподнятостью и радостью, как будто получаете жизненную силу как подарок Бога. Выдохните с чувством благодарности, молча выражая свое смирение как сдачу на милость Господу.

15. В каждом вдохе и выдохе существует незначительная пауза, во время которой мышцы туловища саморегулируются. Научитесь осознавать это.

Результаты

Эта пранаяма вентилирует легкие, успокаивает и тонизирует нервную систему. Как результат глубоких дыхательных действий, кровь переносит запас дающей жизнь энергии к мельчайшим частицам тканей. Это уменьшает количество флегмы, облегчает боль в груди, и голос становится мелодичным.

Ступень IX

Это - ступень для начинающих, в которой вводится задержка дыхания при наполненных легких. Это намеренная внутреняя задержка (сахита антара кумбхака).

Техника

1. Сядьте в любой удобной позе, следуя техникам, данным в пунктах 1 — 7 ступени V, и выдохните (фот. 96)

2. Вдохните и задержите дыхание. Держите туловище устойчиво и будьте внимательны (фот.: вид спереди — 101; вид сзади -102; вид сбоку — 103).

3. Не поднимайте переносицу, глаза или голову на протяжении всей задержки (фот. 78).

4. Ощутите, как дыхание пронизывает самые отдаленные поры кожи туловища и осознайте этот процесс,

5. После нескольких секунд это осознавание начнет утрачивать свою силу. В тот момент, когда это произойдет, сделайте нормальный вдох. Это — составит один цикл. Выполните его десять — пятнадцать раз.

6. Если во время занятий чувствуется утомление, эти циклы можно заменить нормальным дыханием.

7. Когда практика уже не представляет трудности, интенсифицируйте её до тех порпока сможете задержать дыхание на десять — пятнадцать секунд без напряжения. Чтобы увеличить продолжительность задержки, поднимите диафрагму к легким, прочно удержите ее и подтяните живот вовнутрь и вверх к позвоночнику. Затем задержите дыхание, не поднимая переносицу (фот. 78).

8. Если ощущается тяжесть в легких, напряжение в висках и вокруг них или в голове, это указывает на то, что возможности превышены В таком случае уменьшите продолжительность внутренней задержки. Переход от задержки на вдохе к выдоху должен быть плавным.

9. Выдохните медленно, не теряя контроль над туловищем, диафрагмой и легкими. После завершения практики сделайте несколько глубоких дыханий и затем отдохните в шавасане (фот. 182).

Примечание

Внутреннюю задержку можно выполнять лежа, положив под голову подушку, имитируя таким образом, джаландхара бандху (фот. 77).

Результаты

Практика сахита антара кумбхаки развивает гармонию между дыханием и легкими, между нервами и умом. Если выполнять ее правильно, она вызывает динамическое состояние, в котором тело ощущается как до краев наполненным энергией. Она повышает работоспособность, уничтожает отчаяние, порождает надежду. Творя энергию, она укрепляет нервную сис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.018 с.)