Дайте оценку медицинского обслуживания населения в РК в сравнении с развитыми странами мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте оценку медицинского обслуживания населения в РК в сравнении с развитыми странами мира



Состояние здоровья населения является важным показателем социальной ориентированности общества и социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами. В последние годы в Казахстане отмечается стабилизация основных медико-демографических показателей - рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни. Стабильна тенденция снижения уровня младенческой и материнской смертности. Произошли определенные медико-демографические изменения. Численность населения в республике увеличивается. Показатель рождаемости в 2008 году составил 17,2 на 1000 человек населения и в сравнении с 2003 годом увеличился в 1,2 раза. Тенденция к росту рождаемости отмечается в республике, начиная с 2005 года. Средняя продолжительность предполагаемой жизни населения РК в течение последних 5 лет стабилизировалась и на конец 2008 года составила 65,9 лет: 60,5 лет у мужчин и 71,5 - у женщин.

Вместе с тем, остаются высокими показатели социально значимых заболеваний. Серьезными проблемами являются психические и наркологические расстройства, сахарный диабет, бронхо-легочная, сердечнососудистая патология, туберкулез, инфекции, передаваемые преимущественно половым путем, злокачественные новообразования.

К сожалению, здравоохранение сегодня больше направлено на меры лечебного характера, нежели профилактику заболеваний, а само население в недостаточной степени ориентировано на охрану своего здоровья. Об этом, в частности, свидетельствуют рост выявления опухолевых заболеваний в запущенной форме, а также высокий показатель смертности населения от сердечнососудистых заболеваний. В связи с пандемией ВИЧ/СПИДа нарастает его распространение в Казахстане, в том числе в системе пенитенциарных учреждений.

В целом причинами неудовлетворительного состояния здоровья казахстанцев явились слабая профилактическая активность системы здравоохранения, недостаточная ответственность к своему здоровью со стороны населения, неэффективное межсекторальное взаимодействие в вопросах охраны здоровья, а также социально-экономические проблемы переходного периода.

 

Важным инструментом управления медицинской помощью является система оценки ее качества, которая формировалась в республике начиная с 1996 года. При введении обязательного медицинского страхования были разработаны инструменты контроля качества медицинской помощи, система штрафных санкций, определены различные параметры оценки медицинской помощи. Впоследствии в силу объективных причин система штрафных санкций, контроль за объемами оказанной медицинской помощи были заменены анализом и оценкой качества медицинских услуг по таким критериям, как определение соответствия оказанных медицинских услуг медицинским стандартам, проведение оценки качества медицинских услуг, изучение мнения пациентов.

К достигнутым результатам в системе управления качеством медицинских услуг можно отнести внедрение института оценки качества и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, элементов программного сопровождения экспертизы качества, подготовку методологической основы для разработки критериев оценки качества с учетом международного опыта.

На данный момент в системе управления качеством медицинских услуг имеется ряд проблем. Меры административного взыскания, как правило, не мотивируют персонал и руководителей к улучшению профессиональной деятельности, предложения по устранению выявленных дефектов носят лишь рекомендательный характер и зачастую не исполняются, отсутствует связь внутреннего и внешнего контроля управления качеством медицинской помощи. Кроме того, из процедуры экспертизы исключены ведомственные медицинские организации, государственные учреждения, а также организации, не имеющие договоры на государственный закуп медицинских услуг.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация оказывает существенное влияние на состояние здоровья населения, в первую очередь на уровень инфекционной, профессиональной и соматической заболеваемости, связанной с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, включая производственные и бытовые. В последние годы в результате улучшения социально-экономической ситуации и проводимых профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в республике отмечается снижение инфекционной заболеваемости, в первую очередь кишечными и особо опасными заболеваниями, а также болезнями, управляемыми средствами специфической профилактики. Так, за последние пять лет в группе вакциноуправляемых инфекций произошло снижение заболеваемости корью в 58,2 раза, столбняком - в 5,0 раз, коклюшем - в 4,7 раза, дифтерией - в 3,6 раза. Страна признана ВОЗ территорией, свободной от полиомиелита. В группе кишечных инфекций снизилась заболеваемость брюшным тифом в 3,5 раза, бактериальной дизентерией - в 3,1 раза, сальмонеллезом - в 1,7 раза, острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом "А" - в 1,6 раза. Особо опасные инфекции регистрируются в единичных случаях. Это стало возможным в результате восстановления нормативной и финансовой базы одного из наиболее эффективных мероприятий по профилактике и снижению инфекционной заболеваемости населения - плановой иммунизации.

В составе службы организована и укрепляется система подразделений по предупреждению завоза в республику особо опасных инфекций из зарубежных стран. За последние годы на основных транспортных магистралях, в местах пересечения государственной границы создаются санитарно-карантинные пункты. В целях профилактики и снижения внутрибольничных инфекций в деятельность лечебно-профилактических организаций поэтапно внедряется международный опыт - система "инфекционного контроля", которая позволяет сэкономить значительные финансовые ресурсы.

В республике отмечается тенденция ежегодного уменьшения числа не соответствующих санитарным требованиям и нормам подконтрольных объектов. Удельный вес объектов, не отвечающих санитарным требованиям, в том числе водопроводов, снизился с 31,1% в 1999 году до 15,1% в 2003 году, общеобразовательных школ - с 14,2% до 5,9%, детских дошкольных учреждений - с 7,6% до 2,7%, продовольственных рынков - с 42% до 18%, объектов общественного питания - с 22,2% до 10,5%, торговли - с 15,7% до 5,9%.

Несмотря на принимаемые меры, остается сложной ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, доступ к водопроводной питьевой воде имеет только 75,1% населения республики, в ряде регионов этот показатель не превышает 60,0%. В целом по стране остается высоким удельный вес неработающих (10,0%) и не отвечающих санитарным нормативам (15,1%) водопроводов. Неудовлетворительное состояние обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества ежегодно приводит к осложнению эпидемиологической ситуации в ряде регионов.

Серьезной проблемой является наличие значительных площадей природных очагов особо опасных инфекций, в том числе чумы (территория 8 областей), туляремии (территория 11 областей), геморрагической лихорадки (территория 4 областей), клещевого весенне-летнего энцефалита (территория 6 областей), большого количества стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов (1767).

Сложной остается ситуация и на рынке продуктов питания. Из-за отсутствия надлежащего взаимодействия контролирующих органов в республику завозится большое количество некачественных, в том числе не безопасных для здоровья населения, продуктов питания. Проблемой стало отсутствие должного производственного контроля на отечественных предприятиях пищевой промышленности и объектах общественного питания, что приводит к выпуску и реализации недоброкачественной пищевой продукции.

В числе проблемных вопросов в области санитарно-эпидемиологического благополучия можно отметить:

- низкую интегрированность санитарно-эпидемиологической службы в ПМСП, что ослабляет профилактическое звено медицинской помощи населению;

- неадекватность лабораторного сопровождения санитарно-эпидемиологическому надзору по уровню оснащения, срокам проведения, гармонизации с международными стандартами исследований;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора и лабораторных исследований на областном и республиканском уровнях при значительном ослаблении деятельности организаций районного звена;

- отсутствие координации в реализации ряда функций и полномочий между санитарно-эпидемиологической службой и другими надзорными и контролирующими органами (ветеринарный надзор, государственный стандарт, охрана окружающей среды).

В фармацевтической отрасли реформирование было начато с приватизации. В настоящее время в сфере обращения лекарственных средств функционирует свыше 7,5 тысячи фармацевтических объектов, из которых лишь 370 (менее 5%) являются объектами государственной формы собственности. В течение последних лет кроме приватизации были осуществлены другие важные преобразования. Фармацевтическая отрасль была полностью адаптирована к условиям рыночной экономики. Одобрена Концепция лекарственной политики Республики Казахстан, отражающая направления развития фармацевтической отрасли. Разработаны основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств. Восстановлена вертикаль государственного регулирования фармацевтической отрасли. Упорядочена деятельность по обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Обеспечен ежегодный прирост номенклатуры и объемов фармацевтической продукции отечественного производства. Наряду с этим реформирование фармацевтического сектора имело и определенные отрицательные последствия, в первую очередь ухудшение доступности лекарственных средств для социально уязвимых групп населения.

Кроме того, до настоящего времени не разработаны механизмы проведения фармакоэкономических исследований, не на должном уровне ведется мониторинг побочных эффектов, контроля качества, использования, цен и доступности лекарственных средств. Материально-техническая база испытательных лабораторий не соответствует современным требованиям организации контроля качества лекарственных средств, отсутствует лаборатория для проведения иммунобиологических исследований. Нарастают проблемы фальсификации лекарственных средств, фармакотерроризма, агрессивной рекламы лекарственных средств и биологически активных добавок. Ситуация осложняется тем, что специфика фармацевтического рынка порождает недостаточную осведомленность населения в отношении применения лекарственных средств, эффективных мер государственного контроля за их рецептурным отпуском. В целом в фармацевтической и медицинской промышленности республики нет субъектов, соответствующих международным стандартам производства.

Казахстан унаследовал советскую систему подготовки и переподготовки кадров и в течение последних лет кардинальных изменений в данной сфере не произошло. Концепцией развития образования в Республике Казахстан до 2015 года предусмотрено изменение принципиальных подходов к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием и научных кадров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.008 с.)