Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономического и социального прогнозирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Экономический потенциал страны, его характеристика и состав. Экономический потенциал страны – совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны может быть представлен в виде комплекса взаимоувязанных потенциалов: научно-технического, промышленно-производственного, аграрно-промышленного, инвестиционного и социального развития и др. Каждый из указанных потенциалов может быть определен сововкупностью отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений, производящих промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию, оказывающих различные услуги производственного и непроизводственного назначения. Более полное представление о составе экономического потенциала и содержании указанных его составных частей студенты могут получить, познакомившись с рекомендованной литературой. Экономический потенциал может рассматриваться также как обобщенная характеристика уровня развития экономики. В понятие экономического потенциала, таким образом, входят экономические ресурсы и экономические результаты. Экономические ресурсы страны составляют все накопленные ею и располагающиеся как на своей территории, так и за рубежом материальные ценности, научные, интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы, включая предпринимательские способности, а также природные ресурсы. Они характеризуются общим объемом, структурой и качеством. Экономичесике результаты отражаются в объеме, структуре, качестве и техническом уровне производимых товаров и услуг. Обобщенной характеристикой экономических результатов выступают ВВП, ВНП, национальный доход и их структура. Кроме того, в качестве показателей экономических результатов могут выступать физические объемы производства отдельных видов товаров, признаваемых на данном историческом этапе важнейшими. 2. Эффективность использования экономического потенциала страны Проблема эффективности использования экономического потенциала является одной из основных проблем экономической теории. Суть этой проблемы состоит в определении путей и способов достижения наибольшего удовлетворения безграничных общественных потребностей в условиях редкости, ограниченности ресурсов. Проблема эффективности общественного производства имеет два аспекта – целевой (удовлетворение потребностей) и ресурсный (использование ограниченных ресурсов). Целевая эффективность представляет собой качественную характеристику общественного производства с точки зрения уровня развития и степени удовлетворения потребностей общества. Ресурсная эффективность отражает рациональность организации общественного производства, комбинации факторов производства, применения имеющихся ресурсов. Целевой и ресурсный аспекты эффективности тесно взаимосвязаны. Целевая эффективность изменяется прямо пропорционально ресурсной эффективности, а также объему и качеству используемых ресурсов. При повышении целевой эффективности на основе роста эффективности использования каждой единицы имеющихся ресурсов говорят об интенсивный форме функционирования экономического потенциала общества. Повышение целевой эффективности за счет вовлечения в общественное производство дополнительных ресурсов называют экстенсивной формой функционирования потенциала. В практике социально-экономического прогнозирования и стратегического планирования для количественной оценки эффективности использования экономического потенциала общества применяется система показателей, состоящая из двух подсистем – подсистемы показателей целевой эффективности и подсистемы показателей ресурсной эффективности. К первой подсистеме относятся показатели экономических результатов общественного производства в сопоставлении с численностью населения -–ВВП, ВНП, национальный доход на душу населения, а также показатели объема накопленных материальных ценностей в расчете на душу населения. В подсистему показателей ресурсной эффективности входят соотношения между величиной полученных результатов и массой ресурсов (производительность труда, фондоотдача и др.). Эффективность общественного производства на уровне национальной экономики прогнозируется в процессе разработки баланса народного хозяйства и межотраслевого баланса. Полученные прогнозные оценки эффективности находят затем применение при составлении прогнозов экономического роста и структурных сдвигов в народном хозяйстве. При разработке социально-экономических прогнозов на среднесрочную перспективу и подготовке комплексных целевых программ по решению отдельных проблем эффективность рассчитывается также по отдельным отраслям экономики и территориальным единицам. При изучении вопросов эффективности использования экономического потенциала студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучениии курса экономической теории (темы “Производство” и “Воспроизводство”). 5.3 Показатели, характеризующие состояние и уровень экономического потенциала. В практике мировых экономических сопоставлений для оценки национальных экономических потенциалов используются следующие показатели: показатель ВВП; объемы природных ресурсов; количество и качество трудовых ресурсов; уровень развития базовых и инфраструктурных отраслей; показатели, характеризующие состояние научно-техническго потенциала и др. Рассмотрим некоторые из указанных показателей. Валовой внутренний продукт. За 90-е годы ВВП России сократился на 52%. Доля России в мировом ВВП снизилась с 5 % в 1990 году до 1.2 % в 1999 году. Сокращение абсолютных размеров ВВП в России сопровождалось снижением производства ВВП на душу населения. В 1999 году этот показатель составлял 3500 долларов, что в 5-7 раз меньше, чем в промышленно развитых странах мира. Весьма деформированной с точки зрения современной рыночной экономики являлась отраслевая структура ВВП в РФ в начале 90-х годов. 40 % его объема приходилось на промышленность (один из самых высоких показателей в мире) и только 20 % его объема приходилось на сферу услуг. В США доля сферы услуг в общем объеме ВВП составляет 75 %, в Канаде 68 %, во Франции – 67 %, в Нидерландах – 65 %.
Природные ресурсы. РФ занимает по объему разведанных запасов сырья ведущее место в мире. В конце 90-х годов общая стоимость балансовых запасов полезных ископаемых в РФ составляла 28.6 трл.долларов, а прогнозный потенциал – 140 трл.долларов. В США разведанные запасы полезных ископаемых оцениваются в 8 трл.долларов, в Китае в 6.5 трл.долларов, в Западной Европе 0.5 трл.долларов, а в Японии 0. РФ располагает самыми большими в мире разведанными запасами газа, крупнейшими в мире запасами сырой нефти, каменного угля, золота, алмазов, платины и др. Вместе с тем по показателю обеспеченности активными запасами основных видов минерального сырья (отношение запасов к текущей годовой добыче), разработка которых экономически целесообразна по критериям мирового рынка, Россия заметно уступает ряду зарубежных стран. Трудовые ресурсы. По состоянию на конец 90-х годов трудовые ресурсы России составляли 84.3 млн.человек, или почти 60 % населения страны. По этому показателю Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии и США. В настоящее время в России сохраняется достаточно высокий общеобразовательный и профессиональный уровень экономически активного населения. Почти 1/3 населения, занятого в народном хозяйстве, имеет высшее и среднее специальное образование. Вместе с тем по показателю производительности труда Россия в начале 90-х годов занимала 37 место в мире. Указанный показатель в 20-24 раза был меньше, чем в большинстве развитых стран. Низким в России является и показатель количества рабочих часов в год. Он составляет 1441 час. В Южной Корее этот показатель составляет 2547 часов, в Чили – 2400, в Японии – 2017 часов, в США – 1945 часов, в Англии – 1880 часов. Серьезной проблемой в плане использования трудовых ресурсов является безработица (в том числе скрытая). Общая численность безработных в России на начало 2000 года составляла 8.7 млн.человек. Это 14.6 % всего экономически активного населения. Значительные потери несет экономика России в результате миграции населения (“утечка умов”). В 90-е годы ежегодные потери страны вследствие этого оцениваются в 50-60 млрд.долларов. Научно-технический потенциал. Важным показателем, характеризующим состояние научно-технического потенциала, является объем расходов на НИОКР и их удельный вес в ВВП. Суммарные затраты на НИОКР таких стран, как США, Японии, Германии, Франции и Великобритании в начале 90-х годов были больше, чем совокупные расходы на эти цели во всех остальных странах мира. По абсолютным расходам на НИОКР в конце 90-х годов Россия занимала 24 место в мире. По удельному весу расходов на НИОКР лидируют следующие страны: Швеция – 3 % ВВП, Япония – 2.97 % ВВП, Швейцария – 2.86 % ВВП, США – 2.62 % ВВП, Германия – 2.53 % ВВП. В России этот показатель составлял в конце 90-х годов 0.32 % ВВП, что в 12 раз меньше, чем в 70-е и 80-е годы. С начала 90-х годов общее число занятых в научной сфере в РФ сократилось более, чем на 50 %
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.007 с.) |