Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы моделирования и прогнозирования экономикиСтр 1 из 11Следующая ⇒
МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Воронеж -2014 Содержание 1. Социально-экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозо. 1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения……………………………….…………7 2. Методы социально-экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины………………………………………………………….……..9 3. Типология прогнозов………………………………………………….………..11 Система и принципы социально-экономического прогнозирования. 1. Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов……………………………………………………………………………15 2. Основные принципы прогнозирования………………………..…………….16 3. Основные функции прогнозирования………………………..………………18 Методы социально-экономического прогнозирования. 1. Специфические методы социально-экономического прогнозирования и их классификация………………………………………………….…………………..20 2. Интуитивные методы прогнозирования………………..…………………….21 3. Формализованные методы прогнозирования…………...…………………….24
Модели экономического прогнозирования. 1. Экономико-математические, факторные и структурные модели в прогнозировании……………………………………………………….…...………27 2. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева “затраты – выпуск”………………………………………………………………… 30 3. Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики………………………… 33 Экономический потенциал народного хозяйства – основа экономического и социального прогнозирования. 1. Экономический потенциал страны, его характеристика и состав………..… 35 2. Эффективность использования экономического потенциала страны……... 36 3. Показатели, характеризующие состояние и уровень экономического потенциала страны……………………………………………………………….... 38 Прогнозирование демографического развития. 1. Содержание и значение изучения демографического развития страны…… 41 2. Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты прогнозов…………………………………………………………………………. 42
3. Факторы и показатели демографического развития………………………...44 4. Состояние и прогнозные оценки демографического развития России……48 Прогнозирование национальной безопасности. 1. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны……….51 2. Угрозы экономической безопасности страны………………………………52 3. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности……………55 Прогнозирование экономического роста. 1. Экономический рост, его измерение и факторы……………………………57 2. Модели и методы прогнозирования экономического роста……………….60 3. Прогнозные оценки показателей экономического роста………………..… 63 Прогнозирование научно-технического прогресса. 1. Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования. Научно-техническая политика………………………………………………………….… 66 2. Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его развития…………………………………………………………………………… 70 3. Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП…...……..73 Прогнозирование развития структуры общественного производства. 1. Структура общественного производства, ее состав, основные элементы и факторы формирования……………………………………………………..…..…76 2. Прогнозирование структуры общественного производства. Структурная политика…………………………………………………………………………….78 3. Стадии, показатели и методы прогнозирования структуры общественного производства………………………………………………………………………..81 4. Состояние и прогнозные оценки совершенствования структуры общественного производства в РФ……………………………………………….83 Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения. 1. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения…………………………………………………………………………… 86 2. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения……………………………………………………..….…88 3. Состояние и прогнозные оценки социального развития и уровня жизни… 90 Прогнозирование экономического и социального развития регионов.
1. Региональное хозяйство и региональная политика……………..……………94 2. Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов……………………………………………………………………………..96 3. Модели регионального анализа………………………………………….…… 99 4. Состояние и прогнозные оценки экономического развития регионов РФ …………………………………………………………………………………… 103 Система и принципы социально-экономического Прогнозирования. 2.1 Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов. Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов. Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д. Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП. Социально-экономические прогнозы исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д. Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды. Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д. В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в нашей стране еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем. 2.2 Основные принципы прогнозирования. Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них. Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако, в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования, очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.
Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.). Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов. Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсиным, при создании новых условий хозяйствования. Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления. 2.3 Основные функции прогнозирования. В их числе можно выделить следующие функции. 1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.
Диагноз – это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования. Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. 2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом. 3. Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределенности. 4. Выявление объективных вариантов экономического и социального развития. На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу. 5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений. Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поисковом и нормативном. А в Уt = Аt × Kt × Lt, где Уt- объем валового внутреннего продукта в году t; Аt- нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу и размерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов и меняющихся условий производства; Кt – объем основного капитала (производственных фондов);
Lt- объем занятого в народном хозяйстве живого труда; а – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики производственных фондов, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Кt (при Lt = const); в – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики затрат живого труда, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Lt (при Кt = cons); а и в – расчетные показатели. Так, расчеты по обрабатывающей промышленности СССР в 70-80-е годы дали следующие значения этих показателей эластичности: а = 0.28; в = 0.72. Используя эти показатели, можно определить объем ВВП в интересующем нас году. При помощи логарифмического дифференцирования производственную функцию можно выразить в показателях среднегодовых темпов прироста. Уt = а Кt + в Lt, где Уt- среденегодовой прирост ВВП за период времени t; Кt – прирост основного капитала (производственных фондов) за период времени t; Lt – прирост затрат живого труда за период времени t. В зависимости от величины суммы показателей а и в могут иметь место три типа экономического роста. 1. Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства возрастают в n раз, то выпуск продукции увеличивается более чем в n раз, тем самым рост производства опережает рост совокупных затрат фактров. Это случай интенсивного роста, при этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в >а, то – трудосберегающий рост. 2. Выражение а + в < 1 означает, что выпуск продукции увеличивается медленее по сравнению с ростом затрат факторов производства. При этом снижается их суммарная эффективность и происходит деинтенсификация роста, то есть его падение. 3. Выражение а + в = 1 означает, что выпуск продукции увеличивается пропорционально затратам факторов производства. При этом их суммарная экономическая эффективность остается неизменной и происходит чисто экстенсивное расширение производства. На базе динамической факторной модели может быть спрогнозирован экономический рост с учетом влияния НТП на объем производимого продукта. В этом случае мы будем иметь трехфакторную модель: А в rt У t = A t Kt Lt e, где е – основание натуральных логарифмов (е = 2.718); r - коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост в период времени t. Проведя математические преобразования, можно получить формулу прироста общественного проукта за период времени t Уt = a Kt + В L + r. При этом принимается, что а + в = 1. Ниболее полно выражает зависимость результатов производства от количества и качества используемых факторов производства многофакторная модель экономического роста. В ней используются следующие факторы: прирост затрат труда; рост производительности; НТП; затраты капитала; образование и квалификация работников; экономия на масштабах производства; улучшение распределения ресурсов; законодательно-институциональные и др. факторы. Всего учтено 23 фактора. По расчетам американского экономиста Э. Денисона, за период 1929-1982 годов реальный вклад в прирост валового национального продукта США каждого из указанных факторов составил: · прирост затрат труда – 32 % ВВП; · рост производительности труда – 68 % ВВП; в том числе: НТП – 28 % ВВП, затраты капитала – 19 % ВВП, образование и квалификация работников – 14 % ВВП; экономия на масштабах производства – 9 % ВВП; улучшение распределения ресурсов – 8 % ВВП; законодательно-институциональные и др. факторы – 9 % ВВП. Эти данные показывают, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост объема общественного продукта. Большой вклад в развитие теории производственных функций внесли такие экономисты как Р. Солоу – лаурят Нобелевской премии, наши соотечественники: Федоренко Н.П., Фельдман Г.А., Анчишкин А.И., Черников Д.А. Р. Солоу, например, на базе аппарата производственных функций предложил модель экономической динамики, которая позволяет математически выразить наиболее важные процессы и результаты экономического роста. Она позволяет определять тенденцию макроэкономического развития с требуемой капиталовооруженностью и оптимальной нормой накопления, моделировать виды технического прогресса. Наряду с факторными моделями прогнозирования экономического роста в экономической теории известны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста, например, модели Е.Домара и Р.Харрода. Модель Домара базируется на использовании мультипликатора, а в основе модели Харрода лежит теория акселератора. Рассмотренные модели далеко не исчерпывают весь перечень разработаннных и описанных в экономической теории моделей и методов, применяемых при прогнозировании экономического роста. 3. Прогнозные оценки показателей экономического роста. В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса. Так, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в соответствии с оптимистическим вариантом прогноза в 1998-2005 годах будет обеспечен рост ВВП в пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому варианту предполагалось, что среднегодовая динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что по первому варианту в экономику РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как показала практика, указанный прогноз оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося кризиса. В большей степени заслуживает внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования РАН. Согласно этому прогнозу депрессия в Российской экономике продлится до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах среденегодовые темпы роста ВВП составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся не ранее 2007 года, а по реалистическому не ранее 2012 года. В полной мере преимущества экономики рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ. В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными института экономики РАН совместно с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический прогноз”, среднегодовые темпы роста ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно предложенной стратегии развития в ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема. На втором этапе в 2001-2008 годах экономический рост прогнозируется в первую очередь в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор. На третьем этапе 2009-2015 годах процесс модернизации экономики России будет предполагать улучшение конкурентоспособности в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия. Регионов. 12.1 Региональное хозяйство и региональная экономика. Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется незивисимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа. Все предпрития и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения: 1. федерального; 2. субъекта Федерации; 3. муниципального или местного. Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной строны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предпрития и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления. Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории. Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др. В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Основными целями региональной политики в РФ являются: 1. обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; 2. обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов; 3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов; 4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; 5. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; 6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; 7. становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. 12.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов. В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития. Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения: 1. регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации; 2. ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества; 3. необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития; 4. преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно. Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный. В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики. Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей. При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа: 1. формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем; 2. определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития. Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы. Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это: 1. стабилизация производства и обеспечение экономического роста; 2. формирование развитых рыночных отношений; 3. решение комплекса социальных вопросов; 4. защита окружающей среды и т.д. Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.). Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценариея перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития. Вся совокупность сценариев регионального развития делится на три группы: 1. сценарии общеэкономического развития; 2. сценарии развития отдельных отраслей и производств; 3. сценарии развития отдельных административно-территориальных единиц региона. Можно выделить три группы сценариев общеэкономичекого развития региона: 1. сценарии, определяемые условиями развития экономики страны, оказывающими воздействие на параметры роста производства в региональной системе; 2. сценарии, определяемые внутрирегиональными факторами развития производства, среди которых наиболее важны структурные изменения, обеспеченность финансовыми, природными ресурсами, показатели эффективности производства и др.; 3. сценарии общеэкономического развития региона, сочетающие условия, складывающиеся при сохранении отраслевого подхода к прогнозированию развития экономики отдельных регионов. При построении сценариев развития отдельных отраслей и производств необходимо руководствоваться тем, что сочетание факторов и условий развития для разных групп отраслей различно. Всю совокупность отраслей материального производства необходимо разделить на однородные группы с точки зрения сочетания факторов и условий перспективного развития: 1. отрасли народнохозяйственной специализации; 2. отрасли регионального значения. Для обеих групп отраслей необходимо разработать два варианта сценария или прогноза развития: поисковый и нормативный. В соответствии с первым прогнозом развития обеих групп отраслей будет определяться сложившимися тенденциями базового периода. В соответствии же со вторым нормативным вариантом прогноза развитие первой группы отраслей будет определяться общеэкономическими потребностями и ресурсами, а развитие второй группы отраслей будет определяться региональными потребностями в соответствующей продукции, а также финансовыми и ресурсными возможностями региона. 12.3 Модели регионального развития. При прогнозировании экономичекого и социального развития региона используется целый ряд моделей, из которых рассмотрим три типа: 1. модели экономической базы (МЭБ); 2. модели “затраты – выпуск” (МЗВ); 3. эконометрические модели (ЭМ). Модели экономической базы основаны на предпосылке о том, что региональная экономика подразделяется на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров: а) вне данного региона (базовый сектор); б) внутри данного региона (обслуживающий сектор). Для некоторго условного региона МЭБ может быть в общем виде записана следующим образом: У = (Е – М) + Х, (1), где У – суммарный доход в регионе; Е – собственные расходы (включая инвестиции и расходы местного управления в регионе); М – поставки в регион; Х – поставки из региона. Выразив значение Е и М через У, получим: Е = е × У (2); М = м × У (3); Х = ` Х (4). Черта сверху указывает экзогенный характер переменных в данной модели. Подставляя значения (2), (3), (4) в формулу (1), получим: У = е × У – м × У + ` Х. Решая это уравнение относительно У, получим: У = ` Х / (1 – е + м). Отсюда получаем формулу базового мультипликатора: К = У /Х = 1 / (1 – е + м). Она показывает соотношение суммарного дохода в регионе и поставок из региона. МЭБ позволяет оценить лишь общее влияние внешнего воздействия на рынок. Чтобы понять процесс распространения этого воздействия от отрасли к отрасли и степень его влияния на различные отрасли и межотраслевые различия в величине мультипликатора, необходимо более детальное описание региональной экономической системы. В этом случае могут быть использованы модели “затраты-выпуск”, МЗВ. При использовании этих моделей рассматривается конечное число отраслей- производителей в регионе. Каждая из них может считаться при этом зависимой от любой другой. Выпуск отрасли 1-ой может быть использован в качестве затрат в отрасли 2-ой. Продукция 2-ой отрасли может быть в свою очередь, использована в качестве производственных затрат 3-ей отрасли и т.д. Это позволяет отслеживать эффекты мультипликатора, возникающие из-за внешнего воздействия на экономику, более детально, чем МЭБ. Открытая статическая экономическая система, состоящая из n отраслей, может быть представлена следующим образом: Хi = å Хij + Уi i,j = 1,2,…n, (1), где Хi – валовый выпуск i-ой отрасли; Хij – количество продукции i-ой отрасли, затраченное на производство в j-ой отрасли; Уi – количество продукции i-ой отрасли, использованное конечным потребителем. Если принять ряд упрощающих допущений: 1. каждая группа продуктов выпускается единственной отраслью-производителем; 2. отсутствуют внешние источники сокращения или увеличения затрат; 3. существует единственный производственный процесс для каждого продукта, что исключает взаимозаменямость продукции. Тогда из (3) следует, что Хij = аij × хj, где аij- технологический коэффициент, определяющий количество i-го продукта, расходуемое на производство единицы j-го продукта; Хj- выпуск j-ой отрасли. Тогда формула (I) может быть преобразована так: n Хi = å аij Хj + Уi J = 1 Или в матричном виде Х = АХ + У (3) -I Решая (3) относительно Х, получаем Х = (I – А) × У (4) Формула (4) позволяет на основании заданного прогнозного значения вектора конечного потребления У и структурных коэффициентов матрицы -I (I – А) находить объем валового выпуска, необходимый для обеспечения конечного и промежуточного потребления. Среди эконометрических моделей (ЭМ) можно выделить два типа: простые и с системой совместных уравнений. Первые состоят из группы регрессивных уравнений, связывающих общенациональные и региональные переменные. В моделях с системой совместных уравнений учтены принципиальные связи между отдельными уравнениями и внутренними переменными моделями. Рассмотренные модели регионального анализа предназначены для прогнозирования регионального экономического роста и дают оценку региональных решений именно с позиции возможностей и проблем экономического роста. Однако построение многоплановой оценки региональных социально-экономических решений предполагает возможность и необходимость их оценки с позиции согласованности интересов всех участников процесса принятия и реализации решений, влияния этих решений на социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе. Обеспечить на практике такую согласованность может только система моделей, воспроизводящая функционирование региональной социально-экономической системы во времени и пространстве. Разработки таких систем ведутся и в нашей стране и за рубежом.
12.4 Состояние и прогнозные оценки развития регионов в РФ. В условиях экономического кризиса в регионах РФ все более нарушалось нормальное осуществление воспроизводственного процесса, которое проявлялось в следующем:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.168 с.) |