Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невербальная экспрессия и авторитетСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Плечи опущены, голос тихий, речь нерешительная с частыми паузами, то и дело повторяет уже сказанное, взгляд – то в пол, то в сторону, руки – то скрещивает, то касается лица, покусывает губы… Или же – лицо приближает к самому носу собеседника, голос громкий, тон угрожающий, активно размахивает руками.
То, как мы говорим и как себя держим, в большей степени может повлиять на производимое нами впечатление, чем то, что мы говорим.
Исследования специалистов показали, что в процессе коммуникации восприятие сказанного во многом зависит от невербальной составляющей. Родителя с проблемным авторитетом легко определить: совсем не обязательно знать, что именно он говорит ребенку, достаточно просто понаблюдать за ним. К невербальной составляющей относятся все виды эмоциональной экспрессии: осанка, движения тела или его частей, действия или бездействие, тон голоса, манера обращения, выражение лица, взгляд и т. д.
Невербальными посылами мы обмениваемся постоянно, но сейчас давайте рассмотрим только те ситуации, которые требуют (или должны требовать) применения родительского авторитета – попытки родителя приучить ребенка к дисциплине. Итак, родитель с недостатком авторитета может выглядеть так: Речь: слишком тихая, с паузами и задержками («Давай… ну пожалуйста. Мы же. вроде. договорились.»); крик («Ты слышишь, что я тебе говорю?!»); молчание (в ожидании, что ребенок сам догадается, как себя вести); многословие («Ну, мы же уже обсуждали такое поведение! Сколько раз можно повторять? Я вчера сотый раз тебе сказала, что ты должен обратить внимание на. потому что в противном случае будет. Я действительно спрячу этот велосипед, и тогда посмотрим.»); неопределенные, неоднозначные фразы («Ну ты молодец!» – в случае, когда поведение ребенка нам не нравится); обидные слова («Ты ни на что не способен!»); угрозы («Вот вернется отец с работы, он тебе покажет!», «Сейчас ты у меня поплачешь!»). Взгляд: отводит глаза, опускает их или смотрит в сторону или же, вплотную приблизив лицо к лицу ребенка, впивается глазами. Осанка: сведенные, опущенные плечи, опущенная голова, повторяющиеся движения (переминается с ноги на ногу, постукивает ногой, потирает руки или похлопывает, скрещивает руки на груди, касается лица и т. д.), неприступно-застывшая поза, сжатые кулаки, приближение вплотную, напряженные скулы. Эмоциональное состояние: беспокойство, неуверенность, страх, отстраненность, смиренная уступчивость, злоба, гнев, агрессия, растерянность. Подобные невербальные посылы не способствуют укреплению авторитета родителя. По-настоящему авторитетный родитель может выглядеть так: Речь: обращаясь к ребенку, говорит короткими, емкими предложениями: «Прошу тебя, сейчас же выключи компьютер», – не повышая голос, но и не слишком тихо. Старается избегать дополнительных разъяснений, которые, конечно, необходимы, но только до или уже после ситуации, требующей родительского вмешательства. В каждой фразе четко сформулировано конкретное требование: «Прекрати дразнить Алексу», «Держи, пожалуйста, телефон включенным, когда куда-то уходишь». При необходимости родитель предупреждает ребенка о последствиях неисполнения требования: «Если ты еще раз оставишь ролики за дверью, неделю не будешь кататься». Чтобы ребенок уяснил, что от него требуется и какие возможны варианты, родитель должен выражаться коротко и ясно.
Взгляд: смотрит прямо в глаза, без агрессии и угрозы. Если нужно, родитель привлекает внимание ребенка фразой: «Посмотри на меня». Если ребенок маленький, родитель наклоняется, чтобы быть на уровне его глаз, при необходимости поворачивает его лицом к себе, и никакого физического насилия. Минимум силы допустим только для того, чтобы повернуть ребенка к себе. Осанка: держится прямо, плечи расправлены, лицом к ребенку, без агрессивной стойки лицом к лицу и без надменной застывшей позы, без лихорадочных повторяющихся движений, никаких напряженных скул и сжатых кулаков. Эмоциональное состояние: спокоен, уверен, решителен. Умение правильно использовать невербальные посылы – большое подспорье в совершенствовании родительских навыков. Если внутри себя вы ощущаете растерянность, тревогу или страх, можете быть уверены, что именно такое впечатление и производите, хотя усиленно это скрываете. Чтобы научиться понимать смысл невербальных посылов, первым делом нужно при общении с ребенком начать сознательно следить за своими движениями и эмоциями: за манерой говорить и держать себя, за своим тоном, жестикуляцией, ощущениями и т. д. Разобравшись таким образом со своими ощущениями, вы сможете вносить нужные коррективы. Невербальные проявления особенно важны в общении с маленькими детьми: они еще не совсем понимают, что им говорят, но тонко чувствуют эмоциональную окраску, тон разговора, манеру общения. Для завоевания определенной степени авторитета нужно, прежде всего, пересмотреть и изменить качество невербальной коммуникации. Родитель, который не пользуется авторитетом, чувствует себя неуверенно и растерянно, и эта неуверенность обязательно отражается в тоне, выражении лица. В соответствующих ситуациях родителю нужно сначала перенастроить себя на позитивные невербальные посылы и только потом сосредотачиваться на других аспектах коммуникации. Просто помните: постоянно контролировать поведение ребенка невозможно, но зато всегда можно контролировать свое!
Что чувствует родитель
Пятилетний Деян каждый вечер тянет время и не желает идти в ванную перед сном. Всякий раз родители его уговаривают и убеждают до тех пор, пока один из них не выйдет из себя, не накричит и не оттащит его, заплаканного, в ванную. Вечер постоянно заканчивается в напряженной атмосфере. Родители со страхом ждут повторения привычного сценария. Страх рождает чувство беспомощности и раздражение, переходящее в гнев. Измотанные и расстроенные родители просто в отчаянии.
Что испытывают родители, которые вдруг понимают, что у них в семье роли распределены не совсем правильно, что с их авторитетом что-то не так? Пожалуй, их ощущения в двух словах не опишешь. Дело в том, что авторитет слабо соотносится с рациональным мышлением и родителей, и детей: он прежде всего связан с эмоциями, ощущениями, невербальными проявлениями. Такие слова, как растерянность, неуверенность, бессилие, злость, безысходность, гнев, отчаяние, тревога, прекрасно подходят для описания ощущений родителей маленьких (или уже не совсем маленьких) тиранов.
Проблемы с авторитетом чаще всего испытывают родители чересчур заботливые, чувствительные, сомневающиеся в своей правоте, нежно и преданно любящие и всегда оправдывающие своих детей.
Такие базовые качества характеризуют потенциально хороших родителей. Но реализовать этот потенциал им мешает неуверенность в себе и недостаток авторитета. Именно сентиментальность и неумение проявить твердость делают их нерешительными и неспособными завоевать авторитет в глазах собственного ребенка.
Родители, не умеющие быть строгими и требовательными, мучаются множеством сомнений: «Если я буду настаивать, чтобы ребенок дал мне от себя отдохнуть, не шумел, пока я разговариваю по телефону или сплю, чтобы собрал свои игрушки, застелил постель, пропылесосил в комнате, сделал уроки и т. д., то он не будет меня любить… Не хочу навязывать ему свою волю, не хочу лишать его детства, пусть отдыхает, еще наработается в жизни, мое дело баловать его. Вдруг он подумает, что я его не люблю?.. Ему просто не хочется это делать, лучше я сам сделаю. Школа – это же не главное. Ребенок всегда может мной располагать. Нужно относиться с пониманием, всегда можно договориться.» Легко предположить, что родитель, склонный к подобным сомнениям и колебаниям, в итоге будет проявлять нерешительность даже в элементарных бытовых ситуациях. Если сам родитель «поплыл» в вопросах установления правил и своего авторитета, то чего же ожидать от ребенка? Ребенок тоже будет менять правила в зависимости от своих сиюминутных потребностей и желаний. Или так, по крайней мере, будет казаться на первый взгляд. Кроме того, неуверенные и сверхчувствительные родители иногда ошибочно оценивают мыслительные возможности ребенка, и их выводы порой не соответствуют действительности. Им кажется, что ребенок не желает понимать то, что от него требуют, или что он нарочно не слушается. Поэтому часто родители после длительных и безуспешных попыток настоять на своем в отчаянии теряют терпение и реагируют неадекватно: кричат на ребенка, трясут, как грушу, могут отшлепать. Естественно, настроение у них от этого только портится, а хождение по замкнутому кругу продолжается. Если уж речь зашла о злобе, то заметим: в ситуациях, когда родители воспитывают ребенка, гнев не способствует укреплению их авторитета. Еще больше усложняет положение чувство неловкости и тревоги, которое возникает, когда они сталкиваются со злобной ответной реакцией ребенка. Когда родители настаивают на своем, едва ли можно ожидать, что ребенок с большим энтузиазмом примет их требования.
Поэтому родитель, собираясь призвать ребенка к порядку, должен быть готов к тому, что временно он перестанет быть самым любимым и что ребенок будет злиться.
Ребенок, которому запретили идти гулять, вряд ли скажет в ответ: «Хорошо, мама, теперь я осознаю, что был не прав, и думаю, ты правильно меня наказала». Если бы такое было возможно, то с проблемой авторитета мы бы вообще не сталкивались. А так – родителям ничего не остается, кроме как разбираться с гневным недовольством ребенка.
Уравновешенного и уверенного в себе родителя злоба не испугает. Он найдет способ скорректировать агрессивное поведение ребенка, направленное на родителей или на окружающих. И при этом сама бурная реакция не вызовет у него излишнего беспокойства. Неуверенному в себе родителю необходимо видеть постоянные проявления любви и приязни со стороны ребенка. Поэтому в ответ на его недовольство родитель или сам разозлится («Ах, злишься? Ну сейчас-то я тебе подкину повод… Хватит с меня!»), чем только усугубит ситуацию, или, напротив, попытается успокоить ребенка: пойдет на попятную и откажется от своих требований. Таким способом у ребенка можно сформировать две неверные установки: 1) злоба – запретная эмоция и 2) порядок – понятие относительное, растяжимое, а правила можно и поменять.
Последовательное и корректное поведение родителя учит ребенка держаться в определенных рамках и спокойно переживать временные неприятности, а не воспринимать их как катастрофу вселенского масштаба.
Так ребенок приобретает прекрасные навыки социальной жизни, которые в дальнейшем позволят ему легко вписываться в любой коллектив (будь то группа в детском саду, ребята в школе, коллеги по работе, друзья и т. д.). Если родителя пугают приступы злобного раздражения ребенка, значит, скорее всего, у него у самого не все в порядке с управлением гневом. И прежде чем уделять повышенное внимание проблемам ребенка, не мешало бы разобраться со сво- ¥ ей собственной злобой. Корни нашего восприятия гнева надо искать в нашем детстве. В первую очередь нужно разобраться и осознать, что для нас значит гнев, что за ним скрывается – агрессия, избалованность, отторжение, критика? Или что-то еще? Лишь докопавшись до первопричины, мы сможем найти более приемлемые формы для выражения своей злости и научимся спокойно принимать проявления злобы ребенка.
Представьте, что ваш двухлетний ребенок схватил бутылку с растворителем… Не раздумывая ни секунды, вы ее, естественно, отберете. Или представьте, что ребенок выбежал на проезжую часть. Конечно же вы броситесь его спасать. Вы так реагируете, потому что знаете: это опасно. И вы не обратите ни малейшего внимания на его протестующий визг и крик, не успеете даже задуматься, не разлюбит ли он вас, не решит ли, что вы самая плохая мама на свете. Точно такую же решительность родители должны проявлять и в ситуациях не столь драматичных, когда ребенок ведет себя неподобающим образом: грубит, обижает вас или других людей, впадает в истерики, командует, не исполняет то, о чем вы договорились… Реагировать нужно незамедлительно и при этом четко формулировать, что вы от него хотите. Не вздумайте сомневаться и колебаться. Именно о страх потерять любовь ребенка чаще всего спотыкаются родители, стремящиеся утвердить свой авторитет. Нужно требовать от ребенка то, что ему не нравится и неприятно, и быть готовым при этом встретиться лицом к лицу с его протестом, злостью, неприязнью. Многие родители, даже догадываясь о причинах этих эмоций, настолько мучительно переживают подобные реакции, что сдаются и уступают. Когда ребенок, которого вы безмерно любите, вас отталкивает – это больно. Но не забывайте: в силу своей незрелости и неопытности ребенок просто не может осознать, что все ваши поступки ему во благо. Вот что сказал один мудрый отец своему ребенку: «Ты и не должен со мной соглашаться сейчас, ты согласишься чуть позже. ну, годам к сорока – точно!»
Что чувствует ребенок
Илия – классический пример избалованного пятилетнего ребенка. Не получая желаемое, сразу начинает буянить – с рыданиями катается по полу. В еде придирчив, часто капризничает. Спит в кровати с мамой, а папа вынужденно перебрался в детскую комнату. Робкие попытки родителей приструнить его Илия встречает бурным протестом. Родители, опасаясь его выходок, все реже ходят в гости и все чаще ссорятся между собой. Они считают, что Илия осознанно и нарочно ими командует, что он капризный и избалованный ребенок.
Родителям и сторонним наблюдателям может казаться, что ребенок, который ведет себя, как домашний тиран, знает, чего хочет и что его воля по силе превосходит волю родителей. Но в действительности все обстоит совсем иначе. Ребенок, которого никак и ни в чем не ограничивают, на самом деле так же растерян и несчастен, как и родители. Попытаемся объяснить образно эту кажущуюся нелогичность, ведь от этого во многом зависит правильное понимание процесса эмоционального развития ребенка. Мы уже говорили, что в двухлетнем возрасте ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром и исследовать свои возможности. Уравновешенный родитель не будет мешать процессу познания и, таким образом, сделает именно то, что важно для правильного развития ребенка.
Однако чтобы ребенок в своем познании чувствовал себя не только свободно, но и уверенно, ему необходимы ограничения. Свободное передвижение для него возможно только в четко очерченных границах.
Представьте, что вы сидите на стуле в незнакомом месте, в полной темноте. Вы встаете, делаете осторожный шаг и начинаете потихоньку ощупывать все вокруг вас. Вы не можете ступать уверенно, поскольку не знаете, когда наткнетесь на стену – через один метр или через тридцать. Вот когда вы эту стену нащупаете, тогда неуверенность пройдет, потому что вы уже точно будете знать, где стена и сколько вокруг вас пространства. Хорошо, когда стена крепкая и надежная. Гораздо хуже, если она шатается и ее легко обрушить, поскольку за ней вас поджидает неизвестность. Все это относится и к процессу познания ребенком окружающего мира: если вы определите для ребенка четкие, ясные и неизменные границы дозволенного, то он сможет в этом пространстве комфортно, уверенно и свободно заниматься своими изысканиями. Ему там спокойно и надежно, поскольку вы показали ему, что он под вашей защитой. Это чувство уверенности сродни тому, которое вы испытываете, когда перед сном проверите, закрыли ли дверь, и два раза повернете ключ в замке (на всякий случай!). Теперь вы в безопасности, можете расслабиться, слушать музыку, разгуливать в нижнем белье или спать. Разве вы могли бы чувствовать себя так же комфортно, если бы дверь была хлипкая, замок не работал, стены сыпались, а окна не закрывались? Вряд ли! Правильно ограничивая своего ребенка, родители дают ему возможность чувствовать себя уверенно. Все это прекрасно, но что происходит, когда ребенок вплотную приближается к границе, поставленной родителем? Проводя перед ребенком красную черту («Мороженое ты не получишь, потому что холодно», «Сейчас же иди и убери в своей комнате!», «Если только ударишь сестру, отправишься в угол!», «Это уже вторая двойка, неделю никаких гуляний!»), вы вряд ли можете рассчитывать на благодарность или хотя бы понимание с его стороны. В главе об ощущениях родителей мы уже говорили, что в таких ситуациях родителю придется столкнуться с агрессивным отпором. Именно злобная реакция ребенка вынуждает неуверенного родителя прекратить дальнейшие попытки настоять на своем. Когда ребенок начинает злиться, протестовать, ныть, капризничать и т. д., некоторые родители сразу же сдаются и идут на попятную: «Ладно, ладно, возьми шоколадку, но обещай, что потом будешь обедать», «Хорошо, куплю тебе игрушку, но знай, что это в последний раз…».
Что же такое таит в себе злоба ребенка, что рано или поздно заставляет родителя капитулировать? Каждый родитель видит свою опасность: утрату любви ребенка; страх, что ребенок страдает от недостатка любви; боязнь огорчить его; сомнение, хорошо ли разобрался в потребностях ребенка; детскую неблагодарность и т. д. Однако чаще всего злость у ребенка вызывают не все эти сложные причины, а элементарное недовольство, что ему что-то не дали. И больше ничего. Не станете же вы рассчитывать, что ребенок, которому запретили идти гулять или играть в компьютерные игры, скажет: «О да, спасибо тебе, мама. Я уверен, что это для моего же блага». Шансов практически нет, но если вы вдруг услышите нечто подобное, то знайте: вот это уже действительно проблема.
Важно, чтобы родители, применяя запретительные меры, не воспринимали злость ребенка как что-то неподобающее или как угрозу для самих себя.
Пока ребенок маленький, он не умеет сдерживать эмоции, и то, что он чувствует злобу – совершенно нормально. Просто оставьте его, пусть себе злится. Со временем – и с вашей помощью – он научится правильно себя вести. Ребенку одинаково необходимо как почувствовать виртуальную стену (установленную вами границу), так и выплеснуть злобу – со всего размаху врезать по реальной стене. Постепенно в обстановке спокойной доброжелательности ребенок поймет, что злиться иногда – вполне нормально, ведь и родителей не пугает его злость, да и потолок на голову не обрушится, если выражать злость более пристойными способами; и этот опыт станет прекрасной психологической базой для дальнейшей жизни. Если родителям не удается справляться со злостью ребенка и они делают из этого целую проблему, то у ребенка, скорее всего, часто будет возникать чувство вины, а злобу – свою ли, чужую ли – он со временем начнет воспринимать как непозволительное чувство. Впоследствии это скажется на его социальной жизни, на общем развитии и функционировании как личности. Ребенок, чьи родители нормально реагируют на проявления злобы, постепенно научится справляться со своим недовольством, не испытывая чувства вины, потому что будет знать: его эмоции вовсе не деструктивны, просто иногда их следует сдерживать.
От родителей, у которых все в порядке с авторитетом – а значит, они справляются и с ограничением ребенка, и с его злобой, – ребенок получает еще один важный урок: периодические неприятности и запреты – нормальное явление, свидетельствующее не о конце света, а всего лишь о необходимости с ними мириться. Ребенок, которому родители ничего не запрещали, вряд ли сможет чувствовать себя комфортно и уверенно в детском саду или в школе, где правила для всех одинаковы, где его желания не в центре внимания и не обязательно исполняются. Ребенок, привыкший в семье быть маленьким владыкой, растеряется, когда увидит, что воспитательницу в садике совершенно не трогают его требования и командирские замашки. Она ему не предоставит выбора: «Что ты будешь есть? Горошек не хочешь? Ну, сейчас я пожарю тебе картошечки. Согласен?» или «А можно мы выключим телевизор? Ты уже третий час смотришь мультики». Рано или поздно ребенку обязательно придется столкнуться с правилами и ограничениями. И если родители дома приучали его к порядку, то и вне дома ребенок не будет видеть в нем угрозу для себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.009 с.) |