Тема 10. Президент Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Президент Российской Федерации



10.1. Становление института Президента в Российской Федерации.

10.2. Конституционно-правовой статус Президента.

10.3. Полномочия Президента.

10.4. Избрание и прекращение полномочий Президента.

10.5. Гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.

 

 

10.1. Становление института Президента
в Российской Федерации

Термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди», то есть председательствующий на собрании. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 году. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы Президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

На уровне СССР этот вопрос был решен в марте 1990 года. III Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР от 14 марта 1990 года №1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Согласно измененной Конституции (статья 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков подряд. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента СССР гражданами, то есть прямые выборы. Однако, избрание первого Президента СССР (оказавшегося и последним) в соответствии с Законом от 14 марта 1990 года произошло на Съезде народных депутатов СССР.

Решение о введении института президентства в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном 17 марта 1991 года, статус Президента РСФСР определялся Законом РСФСР «О Президенте РСФСР», который был принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 года.

В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепляющие принцип разделения властей, глава о Президенте, приняты законы о Президенте, его выборах и ряд других нормативных актов. В законе «О Президенте РСФСР» было всего 11 статей. Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение.

Первый Президент России избран путем прямых выборов 12 июня 1991 года. Его статус по Конституции 1978 года имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 года. Эти отличия заключаются в том, что Президент:

1) определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (а не глава государства);

2) не обладал (как в действующей Конституции 1993 года) полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики;

3) не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

4) не участвовал в назначении судей, Генерального Прокурора, Председателя Центрального банка;

5) был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада.

Конституция 1978 года отдавала приоритеты высшему представительному органу государственной власти – Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, заслушивал ежегодные отчеты Президента, а при необходимости мог отменить его правовые акты. Указы и распоряжения Президента мог отменить также и Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации.

Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 года, привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Конституция 1993 года установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства.

Конституция 1993 года исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов. Согласно статье 80 Конституции Президент является главой государства.

Для того чтобы раскрыть конституционно-правовой статус Президента, необходимо рассмотреть его конституционные функции, под которыми понимаются основные направления деятельности Президента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.004 с.)