Глава IX. Советы руководителям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IX. Советы руководителям



В своих советах я совершенно не желаю учить ученых. Они предназначаются для лиц, не имевших ранее случая обучать юношество, и представляют собой лишь выводы из собственного опыта и должны служить только для пояснения некоторых подробностей.

Стараясь, чтобы юноши попали под ваше влияние, вы уподобляетесь рыбаку, стремящемуся поймать побольше рыбы. Если вы насадите на крючок в виде приманки что-нибудь из пищи, которую любите сами, то, вероятно, поймаете немного. Во всяком случае это будет не пугливая и весьма не ценная рыба. Думаю, что лучшей приманкой будет служить та пища, которую любит рыба.

То же самое происходит и с мальчиками. Если вы начнете говорить им о предметах, по вашему мнению возвышенных, вам не удастся их привлечь. Всякие явно благонамеренные нравоучения только оттолкнут более бойких, а именно этих-то и нужно стараться заполучить. Единственный способ заключается в употреблении приманки, которая может действительно привлечь и заинтересовать их. Таковой приманкой, мне кажется, может оказаться "скаутинг". Затем уже к ним можно будет применять то, что вы считаете нужным ввести.

Для достижения влияния на юношей необходимо сделаться их другом. Не следует, однако, слишком быстро к этому стремиться. Дайте им сперва справиться с их робостью и застенчивостью перед вами. Господин Ф.Д. Хау в своей книге "О ребенке" дает великолепный пример, рисующий путь, которого надлежит держаться в этом отношении: "Человек, проходивший по одной и той же улице, увидел маленького мальчика с испачканным лицом и плохо развитыми руками и ногами, игравшего банановой коркой. Человек кивнул ему, но ребенок в ужасе съежился. На следующий день человек опять кивнул ему. Мальчик, решив, что ему нечего бояться, плюнул в него. На следующий день он только пристально посмотрел на человека, а через день уже мальчуган крикнул ему "ага", когда увидел его. Со временем он начал улыбаться на приветствие, постоянно повторяемое человеком, которого ребенок, по-видимому, начал поджидать. Наконец, наступил день полного торжества этого человека, когда при его приближении малютка, стоявший на углу и поджидавший его, подбежал к нему и своими грязными пальчиками схватил его за руку. Улица, где все это происходило, была мрачная, но она стала самым светлым местом в жизни этого человека".

"Будьте готовы"

В этой книге я предлагаю в виде предметов для обучения юношей наблюдение подробностей и вытекающее из этого умение распознавать характеры; огромное значение терпения и приветливого веселого расположения духа; обязанность посвящать часть своего времени и удобства на служение Родине и ближнему и, наконец, внутренний смысл вашего лозунга "Будьте готовы", как проявление активного альтруизма.

Но, когда вы приметесь за преподавание всего этого, вы заметите (разве, что вы совершенство - ангел, сошедший на землю), что прежде, чем успешно преподавать все это юношам, вам самому необходимо приобрести эти качества и свойства, и только после этого, как вы этого достигнете, начнутся успешные и крайне интересные занятия. Вы сами должны вначале "быть готовым" к разочарованиям; однако, по большей части вы будете более чем вознаграждены неожиданными успехами.

Приготовьтесь заранее к преобладающему недостатку в юношах, заключающемуся в отсутствии сосредоточенности, а следовательно, если вы будете устраивать занятия, сообразуясь с этим обстоятельством, я думаю, что вы не испытаете много разочарований. Не ожидайте от юношей, что они сосредоточат все свое внимание на одном каком-нибудь предмете; к этому их нужно приучить постепенно. Пойдите им навстречу в этом деле и не давайте сразу большой дозы чего-нибудь одного - лучше по маленьким вкусным глоткам - сперва одного, потом другого и т. д., постепенно увеличивая дозы. Настоящая лекция на какую-нибудь тему очень скоро надоедает им, их мысли начинают блуждать, и им делается скучно, потому что они не умеют еще направить свои мысли на желаемый предмет и сосредоточить их на нем.

Это подчинение мысли своей воле составляет один из главных пунктов моей системы. В виду этого полезно ежедневно заранее продумать то, что вы собираетесь сказать по данному предмету, а затем сообщать сведения понемножку, пользуясь случаем - у костра, или в перерывы между игрой и упражнениями, но не в один прием, в виде длинной речи. Специально для этой цели в книге лекции разбиты на части. Частые упражнения на практике и упражнения в преподаваемом предмете следует вставлять между частями лекций, для сосредоточения внимания юношей и для подтверждения вашей теории.

Штаб-квартира

Штаб-квартира, место для занятий отряда, может совмещать в себе еще и скаут-клуб. Половина победы будет уже одержана, если будет найдена комната, которой можно пользоваться еженедельно на определенные вечера. Иногда ее кто-нибудь предоставляет безвозмездно, иногда же ее приходится арендовать под штаб-квартиру для скаутов, хотя бы они составляли всего лишь один патруль.

Комната эта должна быть хорошо освещена и хорошо проветриваться, для предупреждения упадка духа и скуки. На стенах таблицы законов и картины, изображающие события из скаутской жизни. Зимой яркий огонь в камине увеличивает привлекательность.

Желательны интересные книги и журналы. Для библиотеки особенно рекомендуются сочинения Сетон-Томпсона и Р. Киплинга. Часть вещей приходится заводить самим, часть же, вероятно, будет пожертвована доброжелателями, сочувствующими делу. Чайный буфет, сперва на самых скромных основаниях, обыкновенно имеет успех, и если вести его аккуратно, то он может даже приносить некоторый доход, который пойдет на поддержание клубной комнаты.

Скауты должны сами заботиться о чистоте и украшении комнаты, сами делать мебель. Дисциплина и порядок должны соблюдаться в комнате очень строго, и лидеры должны отвечать за малейшее отступление. Каждый патруль берет на себя ведение хозяйства на неделю, по очереди, и отвечает за порядок. Если при этом существует клочок земли, хотя бы неудобей, или дворик, который можно превратить в клубную землю, тем лучше, так как желательно иметь место, где скаутам можно было бы зажигать костры, строить шалаши, делать следы и т.д.

Пусть юноши по возможности сами ведают делами скаут-клуба, образуя комитеты и делая их ответственными за комнату, обстановку, газеты и проч. Оставайтесь в стороне и не мешайте им делать неизбежные вначале ошибки, дабы они научились делу и ответственности.

Комитеты, годовые общие собрания очень полезны для юношей, вырабатывая в большинстве из них самоуважение и ответственность. В Америке маленькие самоуправляемые клубы для юношества распространяются очень быстро как к городах, так и в сельской местности, и лица, заведующие общественным образованием, всячески оказывают им содействие, предоставляя по вечерам в их распоряжение школьные помещения.

С другой стороны, разумеется, если есть возможность добыть свое собственное помещение, то этому надо отдать предпочтение, так как тогда вырабатывается в юношах чувство собственности и ответственности, в особенности, если они сами принимали участие в изготовлении мебели. Развешивания картин и т.д. Не следует придавать комнате уютность дамского будуара, так как желательно, чтобы юноши могли в ней иногда возиться, играть в мяч или в другие игры. Поэтому мебель должна быть такая, которую легко можно сдвинуть в угол, например, складные деревянные стулья, небольшие столики и шкаф, в который можно спрятать книги, игры и проч., когда начинается возня.

Идеальный клуб в этом отношении состоял бы из двух комнат - одна для спокойных игр, чтения и бесед, другая для возни, гимнастики и проч.

Юноши должны непременно платить взносы для покрытия хотя бы части за наем и освещение помещения, мебель и проч., главный же расход покрывается из совместного труда за плату, как, например, садоводства, представлений, базара и т.п. Членский взнос не должен быть обременительным для семьи, ежемесячным и вноситься аккуратно вперед. Сберегательная касса, открытая при клубе для приема на хранение сумм, должна служить для сбережения юношам денег, во-ервых - на расходы по клубу (пикники, поездки и проч.), во-вторых, для развития бережливости. Большим подспорьем клубу служит пианино, если есть кому играть, во время пения, сокольской гимнастики и проч.

Руководство

Руководства при этом не следует придерживаться буквально; на изложенное в нем следует смотреть лишь как на советы. Вследствие ограниченности объема в нем можно было слегка коснуться предмета, вы же как руководители, должны сами развить подробности, сообразуясь с местными обстоятельствами. Инструкторам предоставляется свободный выбор соответствующий выбор по истории, гигиене и т.п., могущих с пользой примененными в дополнение к советам автора.

Курс обучения

Предлагаю вам следующий проект. Который в зависимости от местных условий, разумеется, подлежит изменениям.

• Посвятите неделю на каждую главу книги.

• По субботам устраивайте лекцию с практическими пояснениями и, где можно, с волшебным фонарем, на тему, предстоящую к прохождению на будущей неделе.

Среди низших классов воскресенье, к сожалению, представляет наименее священный день из всей недели, поэтому, посвящая его на предлагаемые занятия, я надеюсь спасти хоть некоторых юношей от привычки бесцельно слоняться по улице и пороков, сопряженных для них с этим днем, а также указать путь к более достойной жизни. Таких юношей я предлагаю в воскресенье утром обучать мелким упражнениям, а после обеда - вытекающим из упражнений скаутским работам.

• Преподавание, таким образом, вкратце должно быть в течение недели разработано и усвоено юношами; каждый должен упражняться у себя дома или на досуге, или время от времени под началом своего лидера. В следующую субботу. После обеда, устраивается окончательное соревнование, или организуются игры по пройденному предмету, с таким расчетом, чтобы закончить их до вечера, когда приступают к новой главе.

• Это относится к тому случаю, когда вы и ваши юноши всю неделю заняты какой-нибудь работой или учебой, и имеется только свободными полсубботы и все воскресенье на это дело. Если вы посвятите восемь суббот и воскресений на это дело, вы доведете до конца курс обучения, который на всю жизнь послужит руководством многим юношам и удержит их от того безделья, которое к нашему стыду, можно видеть по воскресеньям после обеда.

• Если затем имеющиеся у юношей средства таковы, что можно отправиться в лагерь на неделю или на десять дней, или на два-три воскресенья во время лета, учение не только было бы закончено и подвергнуто практическому испытанию, но появилась бы даже возможность хорошо вознаградить юношей за усердную предварительную работу. Это не должно особенно дорого стоить, если для этой цели юноши работали и откладывали, как это указано в главе IV.

Как уже сказано, способ обучения, описанный в этой книге, является только примерным. Руководителю предоставляется возможность пользоваться собственными знаниями и своим воображением для его дополнения.

Существует много полезных познаний, которые руководитель может передать при случае своим мальчикам лично, или приглашая друзей. К этим познаниям можно отнести, напр., принципы устройства паровых или бензиновых двигателей, электричество, службу матросов, солдат, пожарных, полицейских и т.п.; пионеринг - постройку мостов с моделями, проведение дорог, сооружение зданий и т.п.; наконец, столярное дело, лепку, водопроводное дело, садоводство и т.д. Поездки за город для ознакомления с сельской жизнью, с рудниками, рыбными промыслами и т.п., или - из деревни в город для посещения зоологического сада, интересных отделов музеев, картинных галерей, арсеналов и проч., имели бы громадное значение и очень большой успех.

При тщательно составленной программе образование скаута можно продолжить без определенного срока с интересом и пользой для него, каково бы ни было поприще, которое он сам себе изберет. Я даже сторонник того, чтобы юношей брали в театр на действительно хорошие представления, так как это явится наиболее побудительной причиной для сбережения денег, необходимых на уплату за билет, а бережливость, начатая таким путем, может привести к благосостоянию.

Способ обучения

Когда начинаешь преподавать какой-нибудь новый язык, лучше всего не обременять ученика сухими грамматическими правилами, а сразу начинать с фраз и разговора, тогда грамматика понемногу придет сама собой. То же самое справедливо и относительно других предметов, включая сюда и скаутинг. Возьмите, например, выслеживание. Подготовив умы юношей несколькими хорошими рассказами о выслеживании, показав им несколько настоящих следов и объяснив их значение, не ждите, пока юношам надоест изучение теории, а возьмите их на настоящее выслеживание. Когда они увидят на деле, как они еще слабы в этом, дайте им еще несколько "глотков" теории. Главная цель выслеживания - это развитие в молодежи находчивости, сообразительности и ответственности за дело, которое поручено.

Воображение

Юноши обладают богатой фантазией и любят сочинять вымышленные положения - играть в разных людей и проч., в гораздо большей степени, чем это осознается ими. Вам, следовательно, остается только "подыгрывать" им и давать волю вашему воображению, для удовлетворения их потребности. Важно однако во что бы то ни стало уметь сохранять серьезность, как бы некоторые положения ни казались забавными. Как только вы рассмеетесь, юноши сейчас же почувствуют, что это все выдумки, и немедленно навсегда утратят веру.

Например, при обучении патруля подражать крику зверя-покровителя внешне положение граничит с абсурдом, но если руководитель сохраняет полную серьезность, юноши работают точно делают серьезное дело, а раз они осилят его, крик этот превращается в символ, в знак солидарности между членами одного патруля. Английский философ Бэкон сказал, что театральная игра служит одним из лучших способов для образования юношества, и я ему охотно верю. Она развивает в них естественные способности к перениманию, остроумие и воображение, а все это сильно содействует образованию характера.

Между тем уроки истории и нравственности гораздо прочнее запечатлеваются в их памяти, если они сами изображают действующих лиц и переживают на сцене события, чем если им читать какие бы то ни было лекции. Недавнее увлечение историческими процессиями, в сущности, одна из самых удачных идей, явившихся в последние годы. В местах, где эти исторические процессии-парады имели место, все, как старые, так и молодые люди, запоминали уже на всю жизнь нечто, относящееся к истории их предков, их города, Родины.

Подобным же образом руководители найдут крайне полезным упражнением заставлять скаутов изображать сцены из истории или о событиях, на которых желательно остановить их внимание. Нетрудно также устраивать настоящие спектакли, репетиции которых являются хорошими полезными упражнениями, в особенности в долгие зимние вечера. Когда представления доходят до некоторой степени совершенства, их можно показывать за плату для пополнения клубных средств.

В сущности и воспитательная система, которую мы предлагаем, является тоже игрой в рыцарей и пионеров-первопроходцев, но игрой длительной, серьезной, сливающейся с самой жизнью. В этом ее смысл и значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.014 с.)