Социально-экономическое развитие Казахстана в начале 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие Казахстана в начале 20 века.



Сплошная коллективизация сельского хозяйства. Методы и темпы коллективизации. Нарушение принципов добровольности.

В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП(б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратится из единоличного в коллективно-колхозное.

Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Непосредственно коллективизация в Казахстане началась в 1929 году.

В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. Крайне тяжелыми последствиями обернулось для шаруа раскулачивание. Нарушение принципа добровольности и элементарной законности вообще с самого начала приняло повсеместный характер.

На 15 марта 1930 года, т.е. всего через месяц после принятия постановления ЦИК и СНК КАССР “О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством и байством”, было арестовано и передано суду 3113 человек, а 2450 хозяйств подлежало выселению за пределы округа проживания. В ходе проведения политики “раскулачивания” более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими, и их имущество принадлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено, а остальные скрылись, бросив своё имущество

Цели коллективизации:
- увеличение вывоза зерна для обеспечения финансирования индустриализации;
- осуществление социалистических преобразований в деревне;
- обеспечение снабжения быстро растущих городов.

Темпы проведения коллективизации:
- весна 1931 г. - основные зерновые районы (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ);
- весна 1932 г. - Центральная Черноземная область, Украина, Урал, Сибирь, Казахстан;
- конец 1932 г. - остальные районы.

 

Основные направления внешней и внутренней политики Советского государства накануне Второй Мировой войны.

Культура Казахстана начало 20 века. Образование и периодическая печать.

Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.

Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.

В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.

Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.

Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)

Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.

Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.

Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической.

На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России. В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.Гаспринский - крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев.

Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации.

На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий - христианства, иудаизиа и буддизма.

Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшейся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинении в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х г. таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е г. - хранящего у себя книги на арабице, в 70- 80-ё г. - простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников» (существует в Казахстане с 1925 года, а затем - различные атеистические течения).

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Литература и искусство Казахстана в 1920-1930 годы.

Развитие литературы. Особое место в развитии казахской советской литературы в 20—30-х годах XX в. занимали известные деятели казахской литературы С. Сейфуллин, М. Дулатов, Г. Мусрепов, Б. Майлин и др. В это время были опубликованы замечательные произведения казахских писателей и поэтов. Казахская поэзия пополнилась поэмами “Советстан” и “Кокшетау” С. Сейфуллина, “Сулушаш” С. Муканова, “Кулагер” И. Жансугурова, “Куралай сулу” И. Байзакова. Романы “Азамат Азаматыч” Б. Майлина, “Карткожа” Ж. Аймауытова, повесть М. Ауэзова “Событие в Караш-Караш” и другие подняли казахскую литературу на новую, более высокую ступень. Драматические произведения М. Ауэзова “Айман— Шолпан” и “Ночные раскаты”, Б. Майлина “Жалбыр”, Г. Мус-репова “Кыз-Жибек” и “Козы-Корпеш — Баян-Сулу”, Ж. Ай-мауытова “Карьеристы” и “Защитник народа” завоевали любовь зрителей и вошли в репертуар театров.

В конце 20-х годов ряды казахских писателей пополнились группой талантливых молодых писателей и поэтов, таких, как Г. Орманов, А. Тажибаев, А. Жумагалиев, К. Аманжолов, Ж. Сыздыков, А. Сар-сенбаев, Т. Жароков, Д. Абилов, К. Бекхожин и др.

В эти годы казахская литература обогатилась переводами произведений мировой литературы: И. А. Крылова в переводе A. Байтурсынова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера и Г. Тукая в переводе Ж. Аймауытова, Гёте, Гейне, М. Горького, B. Иванова в переводе М. Жумабаева и др.

В начале 30-х годов открылись большие возможности для творческой деятельности народных акынов. Ж. Жабаев, Н. Байганин, Ш. Кошкарбаев, О. Шипин, И. Байзаков создали поэмы, дастаны о народных батырах, о восстании 1916 г., о революции и героях труда

Развивалась и литература других народов Казахстана. Нашли путь к сердцу читателей романы русского писателя И. Шухова “Горькая линия” и “Ненависть”. X. Алиев выпустил сборник произведений уйгурского устного народного творчества. Увидел свет сборник произведений молодых уйгурских поэтов Н. Исраилова, О. Мухаммади, Т. Хасанова, X. Искандерова. М. Хамраев написал первый уйгурский роман.

Произведения известных казахских писателей были переведены на другие языки народов Казахстана и СССР.

Развитие казахского искусства. В эти годы в Алма-Ате, Акмоле (ныне—Астана), Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах стали работать клубы, народные театры. Организованные при них агитбригады, передвижные театры ставили постановки, давали концерты в войсковых частях, среди населения городов и сел.

Большой вклад в пропаганду казахского музыкального искусства (песни и кюи) внес А. В. Затаевич. В течение нескольких лет он объехал почти все регионы Казахстана и записал на ленту свыше 2300 казахских народных песен и кюев, выпустил сборники “1000 песен казахского народа” и “500 казахских песен и кюев”, сыгравшие огромную роль в формировании казахского искусства.

Из среды народа стали выделяться замечательные сказители — жырау, певцы, танцоры различных жанров искусства. Участник всемирных этнографических концертов в Париже (1925) и Германии (1927) казахский певец А. Кашаубаев стал лауреатом этих конкурсов и покорил западноевропейских слушателей своим прекрасным голосом и великолепным исполнительским мастерством.

В 1926 г. был открыт первый казахский национальный театр. У истоков его стояли Е. Умирзаков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев,

А.Кашаубаев, И. Байзаков, К. Жандарбеков, К. Бадыров и др. Руководил театром талантливый драматург, режиссер и артист Ж. Шанин (1891—1937). В 1933 г. в Алма-Ате открылся первый в истории уйгурского народа музыкальный драматический театр, а в 1937 г. в Кзыл-Орде — корейский театр.

В 30-х годах была заложена основа киноискусства Казахстана. Алма-Атинским отделением “Востоккино” были сняты фильмы “На джайляу”, “Турксиб”, “Песни степей”, “Джут”. В 1938 г. при участии студии “Ленфильм” была снята кинокартина “Амангельды”.

Были заложены и основы живописи. Большую роль сыграл в этом П. Г. Хлудов. Его ученик, впоследствии народный художник Казахстана А. Кастеев, внес большой вклад в становление и развитие этого вида искусства в республике.

Препятствия и потери на пути развития культуры. Успехов в развитии культуры Казахстана могло бы быть намного больше, если бы не препятствия тоталитарной системы, утвердившейся в СССР начиная с 20-х годов. Она не давала возможности для развития национальных культур, подгоняя их под идеологические стереотипы социалистического реализма. Все те, кто ратовал за развитие казахского языка, искусства, национальных обычаев и традиций, были подвергнуты репрессиям. Тысячи известных деятелей казахской культуры, искусства, литературы, научной и творческой интеллигенции стали жертвами сталинских репрессий, были расстреляны как “враги народа”, “шпионы иностранных разведок”.

В результате революции, гражданской войны, голода, насильственной коллективизации и перехода к оседлости погибло 1 млн. 700 тыс. казахов, свыше 600 тыс. человек покинули пределы родины. Над казахским народом нависла угроза уничтожения как нации. В результате сталинской расправы над интеллигенцией угроза нависла и над генофондом нации. В течение каких-нибудь 10 лет дважды менялся казахский алфавит — от арабской письменности к латинскому алфавиту (1929) и от латинского к русскому алфавиту (1940). Народы Средней Азии и Казахстана и народы Поволжья и Северного Кавказа, духовное наследие которых было написано на арабском языке или арабским алфавитом, были лишены возможности постигать свое наследие

Образование.

В годы войны в Казахской ССР, как и по всей стране, было временно приостановлено осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения на селе и десятилетнего в городе, значительно снизился охват детей школой. Несмотря на серьезные материальные затруднения государство выделяло крупные ассигнования на школьное образование. Если в 1946 году на эти цели было отпущено 85,6 млн. рублей, то в 1950- 146,5 млн. рублей 3). Кроме того, в Казахстане, как и по всей стране, организовались воскресники по оказанию помощи школам, созданию фонда всеобуча, а также фондов помощи сиротам и нуждающимся детям. В редконаселенных районах была создана сеть интернатных учреждений, и в них к 1953 году училось около 40 тыс. детей.

Правительством республики на рубеже 50-х годов принимались меры по всеобщему обучению, а в областных и крупных промышленных центрах – десятилетнему.

В целом, к 1950 году в республике функционировали 3088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в 1 млн. 439 тыс. 4).

Для обучения молодежи без отрыва от производства создавались вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи. За пять лет среднее образование в них получило 2500 человек. К концу пятилетки в республике было уже 363 таких школы, где обучалось 35 тыс. молодежи. Но и они не смогли охватить всех желающих учиться, кроме того, не хватало помещений, специальных учебников, программ и учителей 5).

В целом школьное дело в республике сделало шаг вперед: увеличилась численность и повысился профессиональный уровень учительских кадров, укреплялась учебно-материальная база школ. В 1949 году была повышена заработная плата учителей, увеличена пенсия за выслугу лет. В 1947 году образовано казахское учебно-педагогическое издательство.

С окончанием войны из Казахстана был эвакуирован ряд вузов и техникумов Москвы, Ленинграда и других городов. Уехала и большая группа преподавателей и профессоров. Поэтому положение с профессорско-преподавательским составом в вузах и техникумах республики было довольно трудным.

ЦК ВКП(б) и Советское государство в ноябре 1947 года приняли постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР». Республике выделялись дополнительные средства на строительство школ и других учебных заведений, приобретение учебного оборудования и инвентаря; в Казахстан направлялись квалифицированные преподаватели вузов, в центральных институтах и университетах увеличилось число мест в аспирантуре для преподавателей из Казахстана. Широкие возможности предоставляли молодежи для учебы в вузах и техникумах Москвы, Ленинграда и других городов страны. Особое внимание уделялось подготовке специалистов высшей и средней квалификации из числа казахов, уйгуров, дунган. Все это дало возможность за годы четвертой пятилетки в Казахстане подготовить 60 тыс. специалистов высшей и средней квалификации, в том числе более 18 тыс. казахов 1).

Наука.

Крупным событием в культурной жизни республики явилось учреждение в июне 1946 г. Академии наук Казахской ССР на базе Казахского филиала АК СССР. Большую помощь в становлении современной науки в республике сыграли видные ученые Москвы и Ленинграда – академики С.И. Вавилов, И.П.Бардин, А.М.Панкратова, М.В.Нечкина и другие.

Первым Президентом Академии КазССР был избран Каныш Имантаевич Сатпаев – видный ученый и талантливый организатор.

К концу 1950 года в системе Академии наук Казахской ССР действовало уже 50 научно-исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, 2 музея, обсерватория, 3 ботанических сада и 8 научных баз. В АН Казахской ССР обучалось около 500 аспирантов 2).

Успехи казахстанских ученых были высоко оценены Советским правительством. В 1946 году Государственные премии СССР были присуждены члену-корреспонденту АН Каз ССР В.А. Бальмонту за выведение новой породы овец «казахская тонкорунная», кандидату технических наук Е.В.Сноповой за открытие и освоение новых месторождений ванадиевых руд в Казахстане, в 1948 – академику АН Каз ССР Н.В. Павлову за работу «Растительное сырье Казахстана», кандидатом геолого-минералогических наук Г.Ц. Медоеву и Г.Л. Кушеву за участие в выявлении угольных богатств Карагандинского бассейна. В 1951 году лауреатами Государственной премии СССР стали академик АН Каз СССР И.Г.Галузо за труд «Кровососущие клещи Казахстана» и группа генетиков республики А.И.Жандеркин, А.И.Исенжулов и другие за создание и совершенствование новой породы овец «казахский архаромеринос». За 1946-1949 гг. научно- исследовательскими учреждениями АН Каз ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 предложений и исследований. Всего в республике к концу пятилетки насчитывалось около 140 научно-исследовательских учреждений, в них работало 1600 научных работников, в том числе 105 докторов наук, профессоров (из них 20 казахов), 815 кандидатов наук, доцентов (из них 179 казахов) 3). Но в эти годы еще почти не было высококвалифицированных специалистов по таким отраслям науки, как геология нефти, организация сельскохозяйственного производства и др.

Литература.

В рассматриваемый период, определенный успех в развитии достигла и литература. В 1947 году закончил вторую книгу романа – эпопеи «Абай» М.Ауэзов, а в 1949 году ему была присуждена Государственная премия СССР. В то время появились такие яркие произведения казахской литературы, как «Сырдарья» С.Муканова, «Миллионер» Г.Мустафина, а также романы И.Шухова, произведения Т.Жарокова и других писателей.

Вместе с тем, на послевоенные годы приходится новый виток репрессивной политики в отношении интеллигенции. В Ленинграде и Москве были сфабрикованы так называемые «ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане возникло «дело Бекмаханова». Е.Бекмаханов был талантливым историком. В годы войны в составе коллектива ученых, куда входили известные историки А.П.Кучкин, А.М.Панкратова, М.В. Нечкина, Б.Д.Греков, Н.М.Дружинин и др., он работал над «Историей Казахской ССР», которая опубликована в 1943 году. В 1947 году Е.Бекмаханов подготовил монографию «Казахстан в 20-40-е годы XІX века». Взгляды ученого были объявлены националистическими и политически вредными. 4 декабря 1952 года Е.Бекмаханов был осужден на 25 лет и лишь после смерти И Сталина, весной 1954 года, он вернулся в Казахстан. Политическим обвинениям подверглись ученые А.Жубанов, Х.Жумалиев, Б.Сулейменов, писатель Ю.О.Домбровский и др. Выдающиеся ученые К.И.Сатпаев и М.О.Ауезов из-за гонений были вынуждены уехать из Казахстана в Москву.

29 августа 1949 года было произведено первое испытание ядерного заряда на

Семипалатинском полигоне. До 1964 года они проводились в атмосфере, всего в открытой атмосфере было произведено 113 взрывов. Начиная с 1964 года они стали проводиться под землей.

В 40- начале 50-х гг. целый ряд ученых – обществоведов, биологов, медиков и геологов, обвиненных в «безродном космополитизме», были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

33.Нарастания социально-экономического кризиса в 50-е годы 20 века. События в городе Темиртау (1959год).

В 1957 году Н.Хрущевым был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х – начале 60-х гг. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.

В августе 1959 года социально – экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау – одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.

Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку в 1959 году был принят семилетний план (1959-1965 гг), по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов. Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности – «советского народа» - началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшегося закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.

В 1961 году руководителем Казахстана стал Д.А.Кунаев, работающий до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации – промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилось только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства – А.Косыгин.

Крупный взрыв недовольства произошел летом 1958 года. Строящийся в Темиртау ме­таллургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, и до конца 1958 года в область прибыли 132 тысячи человек. На следующий год прибыло еще 70 тысяч, человек.

Причины:

- обострение социальных проблем;

- недостаток жилья, вновь прибывших рабочих приходилось размещать в палатках;

- трудности акклиматизации;

- недостаток питьевой воды;

- плохо налаженное питание.

Повод - нападения групп молодежи на объек­ты общепита 1 августа 1958 г.

Первые противоправные действия постепенно перешли в беспорядки. К сожалению, в целом, недовольством рабочих воспользовались уголовные элементы. Толпа грабила магазины, рынок, универмаг, столовую, осадила горотдел милиции. Беспорядки продолжались около трех дней. Для пресечения бесчинств были привлечены войска, применено оружие. Среди участников беспорядков появились погибшие, но и среди военнослужащих и милиции были пострадавшие. Над зачинщиками беспорядков состоялся суд. К сожалению, события в Те­миртау, не заставили руководство республики и страны пересмотреть свои взгляды на дальнейшее развитие общества.

Промышленность.

Пятилетние планы социально-экономического развития составлялись с учетом того, что экономика Союза ССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР. Укрепление экономического могущества союзного государства было делом всех республик и велось в интересах всех республик, независимо от того, где создавались промышленные объекты.

Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 года по 1985 годы общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резино- технических изделий. Павлодасркий и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, Экибастузская и Ермаковкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбулский, Павлодар-Экибастузский.

На территории Казахстана была развернута довольно обширная инфраструктура военно- промышленного комплекса. До распада СССР в Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения, большая часть которых входила в КЭМ ПО – Корпарацию электротехнических и машиностроительных предприятий оборонного комплекса. На этих заводах производилось до 18% боевых машин пехоты и бронированных машин, 11% всех артиллерийских систем, стрелковой оружие, оборудование для ВМС, торпеды и донные авиационно-корабельные мины, пусковые установки для тактических ракет SS – 21 (по натовской терминологии), ракетные комплексы береговой обороны, бортовая аппаратура для крылатых ракет, системы управления подводных лодок, химическое и биологическое оружие и т.д.1)

И все же, если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно будет заметить ее сохранявшуюся сырьевую направленность. Сырьевая направленность экономики республики привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970 – 1975 годы среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы – 3,8, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне, в 1977 году, была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию «развитого социализма».

Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.

38. Сентябрьский пленум ЦК КПСС. Основные направления экономической реформы 1965 года. (реформа Косыгина)

Экономическая реформа 1965 года.

Несмотря на впечатляющие успехи промышленного производства в годы семилетки, руководство страны решило реформировать и эту сферу экономики. Инициатором реформы стал Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. 27 сентября 1965 года на очередном пленуме ЦК партии он обосновал ее необходимость и наметил основные направления в докладе «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Серьезными недостатками в руководстве промышленностью Косыгин назвал:
1) превалирование административных методов в ущерб экономическим;
2) ограничение самостоятельности предприятий большим числом плановых показателей, слабость системы материального поощрения работников и территориальный (совнархозовский) принцип управления, который сдерживал отраслевую специализацию, отдалил науку от производства, раздробил управление.

Основными направлениями экономической реформы 1965 года («реформы Косыгина») стали: возвращение к отраслевому (министерскому) принципу управления; перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание государственного планирования с местной инициативой («встречным планированием»).

В октябре 1965 года решения сентябрьского пленума были конкретизированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». С 1966 года основной формой государственного планирования вновь становился пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам.

Число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, сокращалось до пяти. Основными стали объем реализованной (а не валовой, т.е. произведенной) продукции, размер прибыли, платежи в бюджет.

Для усиления роли прибыли в экономическом стимулировании труда правительство разрешило предприятиям создавать за счет прибыли и других собственных ресурсов поощрительные фонды. Они направлялись на развитие производства, материальное поощрение работников, социально-культурные нужды и жилищное строительство. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли «золотой».

В Казахстане в 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 промышленных предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет.

В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 года по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинского комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% - кормовых фосфатов, до 70% - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных и марганцевых руд.


39.Развитие сельского хозяйства Казахстана середина 60-х до середины 80-х годов. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 год).

Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве, предусматривающий стимулирование труда. Пленум рекомендовал колхозам разработать новый примерный устав сельскохозяйственной артели взамен устава 1935 года. Пленум обошел молчанием вопросы развития личного подсобного хозяйства.

Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году – 51%. Например, поголовье овец с 1971 года по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост почти прекратился; производство баранины в 1970 – 1985 годы сократилось на 19%, снизилась ее упитанность, в 80-е годы был широко известен так называемый «тощак», за которым выстраивались длинные очереди.

Противоречия и трудности, в том числе и бесхозяйственность, в сельском хозяйстве страны руководство пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд. долларов США. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.

К началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы которую утвердил майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.

Развала Советского Союза

46. Введение института президенство и выборы первого президента.(1990 г)

47. Закон об учреждение поста президента Казахской ССР и внесение изменений и дополнений в конституцию

Алматинская декларация 21 декабря 1991 года. Образование СНГ

50. Обострение противоречий в общественно-политической жизни в стране (1965-1991 г)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.056 с.)