Индустриализация в Казахстане: методы , просчеты и успех. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индустриализация в Казахстане: методы , просчеты и успех.



В декабре 1925году XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) провозгласил курс на индустриализацию. На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 году IV съездом Советов СССР.

Основные цели индустриализации:

-ликвидации технико-экономической отсталости страны;

-достижение экономической независимости;
-создание мощной обороной промышленности;

-первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения);

-формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции.

Индустриализация в Казахстане началась с разработки недр полезных ископаемых, развития добывающих отраслей промышленности: цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В годы индустриализации происходило строительство железных дорог. Сооружение дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию (Турксиб) началось в апреле 1927 года, 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. В1927 году была построена дорога Петропавловск – Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолы. В1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск - Караганда, Илецк - Уральск, Рубцовск – Риддер, а в 1940 году – Караганда – Джезказган. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты. Началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшатыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье место по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой. В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинские мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.

Методы индустриализации:

- индустриализация происходила за счет сверхналога с крестьян;

- осуществлялась методами командными, административными, директивным планированием, безусловным подчинением центру;

- тотальное обобществление и огосударствление всех сторон накоплений республик и госбюджет;

- выделение субсидий и дотаций, так, в 1931-1934 гг. из 2-х млрд. 137 млн. рублей капиталовложений в народное хозяйство республики лишь 121 млн. рублей был выделен из местного бюджета;

- концентрация в руках государства производства, сбыта и снабжения;

- репрессивная политика – развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой;

- силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа.

Результатом успешного осуществления курса на индустриализацию явилось то, что Казахстан за исторически короткий срок из отсталого феодального края превратился в аграрно-индустриальную республику, поднялся её удельный вес (39,5%) в промышленном производстве страны. По всей стране производство тяжелой промышленности выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроение – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге.

Вместе с тем индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства добывались за счет их перекачки из сельского хозяйства и внутреннего займа. Промышленность Казахстана имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобилестроения. Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Увеличился миграционный поток в Казахстан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.005 с.)