История и развитие термина мотивный комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и развитие термина мотивный комплекс



Понятие термина «мотив», как отмечают многие исследователи», трактуется с трудом. По словам Б. Н. Путилова, он являет собой «устойчивые семантические единицы», каждый мотив обладает устойчивым набором значений.

Термин «мотив» широко используется в литературоведении с рубежа XIX-XX веков. Среди ученых, посвятивших себя исследованию мотивов отдельного произведения, в творчестве какого-либо автора, либо разработке теоретической базы – А. Веселовский, Б. Томашевский, В. Шкловский, В. Пропп, А. Тюпа и другие.

В начале XX века А.Н. Веселовский впервые обосновал в «Поэтике сюжетов» мотив как повествовательную единицу: ученого интересовала повторяемость в народных преданиях, «поэтический язык» прошлого. В наше время категория мотива оказывается в центре внимания не только фольклористов, но и литературоведов, исследующих мотивы в художественной литературе нового времени. Эти исследования продолжают направление, заданное Веселовским: определение «роли и границы предания в процессе личного творчества» [Веселовский А. Н., Историческая поэтика. – М.: Высш. школа, 1989. с. 300]. Мотив как носитель традиции и устоявшихся образов обеспечивает связь «предания» и сферы личного творчества.

В семантической противоположности этой тенденции предлагается такое понятие, которое опирается на сущностные признаки и согласуется с понятием повествовательного мотива. Обычно в центре структуры мотива – действие, предикат. Такое понимание связывает его с феноменом повествования эпического рода. Возможно ли определение мотива, учитывающее особенности лирического текста? Обычно исследователи не ставят особо повторяющиеся элементы текста. Так, И. В. Силантьев отмечает, что мотивом принято считать все, что повторяется «из текста в текст» – по его мнению, понятие неоправданно расширяется [Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. – М.: Языки славянской культуры, 2009].

Л.H. Целкова пишет: «Всякий мотив в лирике исключительно тематичен, и любому мотиву здесь можно поставить в соответствие определенную тему. И наоборот, лирическая тема как таковая исключительно мотивна по своей природе, и мотивы как характерные предикаты темы развертывают ее» [ Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А.Мануйлов. – М.: БРЭ, 1999, стб. 3]. Исследовательница ссылается на определение, данное в 1918 году А.Л. Бема, мотив – «предельная степень художественного отвлечения от конкретного содержания, закрепленная в простейшей словесной формуле»[6, с. 594].

Л. Н. Целкова в своем исследовании говорит о лейтмотиве как ведущем мотиве произведения или целого творческого направления, эмоциональной основе идеи произведения. Лейтмотив может просматриваться на уровне темы, образной структуры или интонационно-звукового оформления произведения. Так же образуется тайный смысл, подтекст. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы.

Лирические мотивы и лейтмотивы часто включают в себя «вечные» темы, оппозиции зла и добра, перешедшие из фольклора в собственно авторское видение. Выделяются комплекс архетипических мотивов, в которые входят мифологические, религиозные, фольклорные мотивы. Под архетипическими мотивами понимают структурно-семанатические мотивы мифологии, фольклора, религиозных текстов, представленные в литературном произведении [Васильева О.В. Христианский мотивный комплекс раннего Н.С. Лескова // Гуманитарные науки и православная культура (Пасхальные чтения): матер. VII научно-практич. конф. – М., 2009., с. 10–16].

Говоря о лирическом произведении, исследовательница Л. Н. Целкова замечает, что в нем мотив – прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей. Но некоторые мотивы в лирике более самостоятельны, чем в в эпосе и драме, где подчинены развитию действия. Лирический мотив показывает также повторяемость психологических переживаний.

Иногда творчество поэта рассматривается как взаимодействие, соотношение мотивов. Например, в поэзии Лермонтова выделяют мотивы свободы, воли, действия, подвига, изгнанничества, памяти и забвения, времени, любви, судьбы и так далее. Пронизывающим все творчество признается мотив смерти, который выражает умонастроение поэта. В творчестве Николая Гумилева ярко раскрываются мотивы жизни и смерти, причем с разных сторон: лирический герой – павший в бою, растерзанный на охоте тигром, отравленный любовницей, входящий в рай и ожидающий ада, верующий и безбожник – одинаково осмысленно прощаются с одним миром и приветствуют другой.

На практике, как пишет Тамарченко, «в составе различных сюжетов действуют и воспринимаются читателями целые комплексы взаимосвязанных мотивов», так как мотив, как повторяющаяся единица сюжета, не изолирована, связана и по содержанию, и по функции с другими. Исследователи ставит вопрос: в фольклоре и литературе повторяются только отдельные мотивы или их устойчивые сочетания? Комплекс представляет собой случайное объединение мотивов или комплекс имеет внутреннюю логику? Впервые в русской науке это было рассмотрено Веселовским, который сказал, что «надо наперед условиться, что разуметь под сюжетом, как отличать мотив от сюжета как комплекса мотивов». Сюжет ученыйопределил «как тему, в которой снуются различные положения-мотивы» [ Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г]. Комплексы, по его мысли образуются так: а) по соотношению действующих лиц в структуре мотива; б) их действий.

Исследователь Юлия Леготина пишет, что в стихотворениях мотивы часто действуют не отдельно, а объединяясь в комплексы. Смерть в них может противопоставляться земному существованию. Мотивы смерти, видения, мифологические мотивы, например, мотив оборотничества, могут реализовываться через форму сна. Исследователь Ю.В. Леготина, на примере стихотворений Полонского, показывает, что мотивы они часто действуют не отдельно, а объединяясь в комплексы, чтобы «воссоздать полуреальное, полубессознательное состояние человеческой психики». Земная, материальная жизнь может противопоставляться видению или смерти. Исследование различных мотивных комплексов позволяет проследить развитие мировоззрение автора на разных этапах творчества [Леготина Ю. Мотивный комплекс «Сон-видение-смерть» в лирике Я.П. Полонского // Я. П. Полонский: творчество, судьба, эпоха… – Рязань, 2015. – 356 с.].

Проблема объединения мотивов в семантические блоки является достаточно сложной. Ученые, рассматривавшие понятие мотивного комплекса, приводили разные определения. А. Н. Веселовский говорил о мотивном комплексе как о комбинации мотивов, сочетании их в одном сюжете. Б. М. Гаспаров и О. А, Фарафонова – как о элементе знаковой структуры произведения, вступающей в разные отношения с другими ее компонентами. В сфере лингвистики и филологии слово комплекс подразумевает не механическое соединение частей, а внутреннюю мотивированную обусловленность сочетаемых явлений. Мы принимаем определение мотивного комплекса как совокупности элементов, их функционировании в сложном системном и структурном целом.

Таким образом, изучение какого-либо мотивного комплекса в творчестве автора позволяет изучить динамику его мировоззрения, выявить влияние мифологии на сюжет. Совокупность мотивов существует в сложном контексте, едином художественном целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.006 с.)