Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт анализа творчества авторов с точки зрения устойчивых сочетаний мотивов (в цикле) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В современном литературоведении одним из развитых подходов считается мотивный анализ. В научный обиход он был введен профессором Тартусского университета Б. Г. Гаспаровым в конце 1970-х гг. Тогда постулировалась жесткая иерархия уровней текста, а мотивный анализ утверждал, что мотивы пронизывают текст насквозь, и структура его - не кристаллическая решетка, а скорее запутанный клубок ниток. В методе за основу берутся не традиционные слова и предложения, а мотивы, которые создают неповторимую поэтику, сочетаясь с другими. Метод восходит к лейтмотивной технике последних опер Вагнера и к понятию мотива Веселовским. Но, скорее всего, считает В. П. Руднев, бессознательным коррелятом мотивного анализа стал классический психоанализ Фрейда Cловарь культуры ХХ века]. Его техника свободных ассоциаций, анализ оговорок, ослышек и описок, прочих ошибочных действий напоминает технику метода. Исследователь Баршт считает, что русская литература часто обращается к теме смерти так, как зарождение жизни и смерть живого существа – главные события мировой истории. Мир так устроен, что мнение окружающих о человеке, как бы сказал Бахтин, позиция от "окружения", постоянно оказывается значительно важнее, чем личное отношение к миру, идущее изнутри самого человека. Человек как таковой постоянно уступает место человеку общественно-государственному, подобно тому, как это происходило еще в Римской империи; современная культура трактует жизнь человека как "деятельность" более или менее полезную для общества, привычно отождествляемого с населением государства. Но русская литература всегда сосредотачивала свое внимание на иной деятельности – поисках добра и правды. Среди прочих писателей и их героев Баршт упоминает Николая Гумилева, который воспевал в своих стихах рыцарское служение идеалам красоты и добра. С точки зрения бытовой смекалки он зря не отвечал чекистам на допросах так, чтобы сохранить свою жизнь. Но иначе это противоречило бы тому, каким он видел мир в своих стихах. «Стихи Гумилева не могли быть написаны человеком, который изловчился бы навешать лапшу на уши чекистам, а потом, хитро1 посмеиваясь, отправился бы домой выпить за здоровье жирафа, живущего на берегу озера Чад. Такого типа людей, с начала XIX века, называли "честными людьми", имея в виду, что честь оценивается выше стоимости жизни. Сейчас, к сожалению, титула "честный человек" может заслужить тот, кто ни разу не украл кошелек у соседа, хотя бы это произошло только потому, что просто не было удобного случая. Именно этого внутреннего строя "честный человек", в первозданном значении этих слов, находится в центре любого литературных сюжетов. Это включает и так называемых "отрицательных героев", фиксирующих ошибку или отклонение в понимании вектора "красоты-добра-истины", и героев-плутов. Это структурная доминанта художественного текста, и, одновременно, его коммуникативная основа, ведь восприятие художественного текста - дело отнюдь не коллективное, никакого "массового читателя" не существует, равно как и "массовой литературы", каждый читатель - наедине с миром, своей личной точкой зрения на него и книгой, фиксирующей иной взгляд на вещи». «Смерть человека в быту - страшное для всех близких людей горе, смерть человека в литературе - позитивный акт прояснения смысла его жизни» [К. Баршт «Тонкая ветка, а на ней сидит птица. Размышления о теме смерти в русской литературе»// «Урал», № 2, 2010 г.].
Говоря о прочих мотивах в поэзии Серебряного века, исследовательница Наталья Беляева говорит, что общие моменты выделить трудно, так как каждый представитель этого периода уникален. Однако старших и младших символистов, акемеистов и футуристов объединяют шесть рядов оснований, сходства и противоречия во взглядах на них. Отношение к реальности: старшие символисты творили ирреальный мир, младосимволисты говорили о преодолении разрыва между ирреальным и реальным миром, акмеисты безоговорочно принимали действительность, а футуристы стремились к «революции», к преображению реальности. Также представители разных направлений по-разному определяли роль поэта в мире. Для старших символистов – это маг и заклинатель, мистик, демиург, для младших – медиум и теург, акмеисты видели его ремесленником, становящимся мастером, а футуристы же бунтарем, творцом нового. Течения по-разному оценивали прошлое, его итоги. Старшие символисты интересовались экзотическими культурами, младосимволисты считали предшественников «предсимволистами», акмеисты изучали традиции прошлой культуры, футуристы демонстративно с ней порывали. Так же различались взгляды на историю, отношение к слову. Близким родом искусства для символистов стала музыка, для акмеистов – архитектура, для футуристов – музыка [Н. Беляева, Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов)// «Литература», № 17, 2004 г.].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.005 с.) |