Специфика японской модели менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика японской модели менеджмента



 

За последние несколько десятилетий Япония заняла лидирующее место на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения нашей планеты [6, с. 46].

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, которая ориентирована на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

Основным богатством японцев являются человеческие ресурсы. Японская система опирается на традиции групповой сплоченности, которые заложились еще исторически, и прирожденное стремление японцев к созданию высококачественной продукции.

Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев рассеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.

Также отличительными чертами японского народа являются бережливость и экономия. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Такие требования к экономии и бережливости связаны непосредственно с выпуском высококачественной продукции.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась очень крепкая возрастная иерархия, позиция старшего одобряется группой.

Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место человека в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд они воспринимают через призму социальных потребностей, хотя в последнее время японский менеджмент впитал в себя отдельные мотивационные концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида. Это нашло свое выражение в том, что стала признаваться необходимость личного потребления.

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека». Эта концепция была выдвинута в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».

«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам относится заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий подход. Однако отношение японцев к понятию «социальный человек» является более гибким по сравнению с американцами.

Еще один из сильнейших мотиватором в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Японские работники стремятся попасть на фирмы, практикующие у себя систему «пожизненного найма». Работник, которого увольняют с такой фирмы, воспринимает свое положение как катастрофическое, унижающее его в социальном плане. Факт увольнения работник всячески скрывает от своих родственников, которые в силу сложившихся традиций смотрят на него как на изгоя, у которого недостаточно знаний и профессионализма [6, с. 84].

В связи с этим, последние несколько лет Япония испытывает демографические трудности, непосредственно затронувшие систему «пожизненного найма». Это находит свое выражение в старении населения, в увеличении количества людей в возрасте свыше 65 лет. Кроме того, в Японии значительно выросла средняя продолжительность жизни. Так, если в 2010 г. для японцев-мужчин она составляла 82,84 года, то в 2016 г. - уже 84.6 года.

Но несмотря на имеющиеся минусы, вызов, который бросила Япония в конце 70-х годов всему западному миру, свидетельствует о наличии целого ряда преимуществ японской модели менеджмента по сравнению с американской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.003 с.)